+4

Современные горнолыжные курорты: есть ли они в России?

A_J Лента автора 24 Октября 2011 (19:04) Просмотров: 1085 9
IMGP8088.JPG

1. Введение
На носу лыжный сезон, и впору подумать о том, куда поехать этой зимой. Следом возникает вопрос - оставаться в России, или двигать за рубеж? Если выбрать первый вариант, то мы закономерно приходим к вопросу заданному в топике. Поначалу ответ кажется очевидным, но давайте попробуем копнуть поглубже и понять, что же такое современный горнолыжный курорт?

Сразу оговорюсь, что рассматривать мы будем не "карманные" курорты на равнинах вблизи больших городов типа "Игоры" и тем паче "Снежкома", а именно высокогорные курорты в больших горах.

Итак, что такое горнолыжный курорт? Wikipedia дает лаконичное определение - "A ski resort is a resort developed for skiing and other winter sports". Если мы захотим развернуть это определение, то получим примерно следующее: курорт - это объединение трех обязательных составляющих:
  • проживание
  • катание
  • обучение

Вопрос проживания очень темный и зависит от стольких (в том числе геополитических) параметров, что не будучи специалистом в геополитике даже не хочется в него углубляться. Вопросы же катания и обучения будут центральными пунктами данной статьи. Поскольку учиться наш народ не слишком любит (вопреки наставлениям Вождя) начнем с катания.

2. Курорт - что он, и откуда?
Катательная инфраструктура тоже разбивается на несколько подкатегорий. Таких как:
  • трассы
  • подъемники
  • прокат снаряжения
  • прочие службы (продажа билетов, лавинная безопасность, спасатели, etc)

Рассмотрим их последовательно.

2.1. Трассы
Итак, начнем с трасс. Прежде всего, для катания нужны горы, а значит - перепад высот. Минимальный приемлемый перепад составляет ~400 метров. Лучше - больше, 800 метров является хорошим средним значением, а перепад больше километра - идеальным значением. Сколько километров трасс должен иметь курорт средней руки? Ответ - около 50. Большой курорт - около 100, и курорт мирового уровня > 100. Средняя длинна трассы ~ 2 км. Причем, это должны быть не просто проведенные на карте линии, по которым можно съехать с вершины горы в долину - нет! Каждая трасса должна быть гомологирована, оснежена (если необходимо), отратрачена, промаркирована - иным словами, обработана.

Насколько часто должны обрабатываться трассы? В зависимости от погоды. Но обычно - не реже раза в сутки. Бывая на европейских курортах вы возможно видели из окон шале светящиеся точки на склоне горы. Это ратраки, работа которых начинается сразу после закрытия подъемников. Если выпадал свежий снег, то часть трасс (красных и черных) может быть оставлена не раскатанными для любителей пухляка. Но это сознательное решение администрации, а не просто халатность. В любом случае, к открытию подъемника лыжников должно ожидать идеальное покрытие без бугров, комков снега, льда, камней, и т.п.

Далее нельзя забывать об искусственном снеге. Если не настреливать его из снежных пушек и не ровнять, то в отсутствии снега трассу сначала раскатают до бугров, а потом и до земли. Поэтому чем ниже проходит участок трассы, и чем ближе весна, тем чаще нужно добавлять искусственный снег. Каков минимальный процент трасс с возможностью искусственного оснежения? Приблизительно - 10%. На курортах же с большими перепадами температур он доходит до 50%.

Очень важной является и разметка. Лыжник во-первых, должен всегда иметь возможность выбрать трассы подходящие ему по уровню (зеленая, синяя, красная, чорная) и во-вторых - определить, в каком месте какой трассы он находится. Для этого служат нумерованные маркеры разного цвета по краям трассы. Кстати, эти края должны быть четко видны, для чего используются вешки, вставленные в снег каждые 10-20 метров. Если возможны падения с крутого края трассы, она должна быть обтянута по бокам специальными сетками-уловителями. Также должны быть особо помечены опасные места и пересечения с другими трассами.

Не менее важна инфраструктурная целостность курорта. В идеале, любая точка домена катания должна быть достижима на лыжах и подъемниках. Ситуация, когда приходится ехать на ski-bus-е тоже допустима (если домен очень большой) но менее желательна. Ski-pass для разных частей домена катания обычно имеет разную цену (например, часто выделяют трассы для дебютантов). В любом случае - должен существовать "интегральный" ski-pass покрывающий весь домен катания. Ситуация, когда нельзя в одном месте (кассе) купить абонемент на весь домен (а только на его часть) абсолютно недопустима.

Целостность настолько важна, что даже государственные границы не должны являться причиной ее нарушения. Так, если домен катания захватывает две страны (например - Италию и Швейцарию) в каждой из них должны продаваться единые ski-pass-ы.

2.2. Подъемники
Покончив с трассами перейдем к подъемниками. Ведь именно они доставляют нас на вершину горы. Без них катание было бы уделом только сильных духом. Сколько подъемников должно быть на курорте? Зависит от размера курорта. Если взять пропорцию с общей длинной трасс в километрах, то цифра будет около 1 подъемника на 4 км трасс, или - 1 подъемник на две трассы. Т.е. если для примера, у нас имеется 50 штук трасс, до подъемников (разного типа) должно быть около 25.

Какими бывают подъемники? Можно выделить 4 типа: бугель (самый старый, медленный и неудобный, но порой - незаменимый), креселка, кабинки и фуникулеры. Последние традиционны для больших курортов и высот, там, где стоит задача быстро перебросить большое количество народа на дальнее расстояние. Основным средством является креселка. Сочетая разумный уровень комфорта с хорошей производительностью она вполне подходит для средних и больших курортов.

Какие требования предъявляются к подъемникам в первую очередь? Разумеется, это безопасность, надежность (минимальное время простоя) и высокая пропускная способность при должном уровне комфорта. Кресельные подъемники должны быть снабжены защитными рамками (они же - подставки для лыж), фуникулеры - резервным тросом на случай обрыва основного, и т.п. Немаловажен и комфорт, так на нормальных курортах практически не осталось кресельных подъемников без системы замедления на старте (помните эти старые жесткие кресла, которые бьют под коленки?!).

Ну и разумеется, в зоне посадки не должно быть очередей. Среднее время ожидания никак не должно превысить 5-10 минут. Двадцать минут - плохой показатель, 40 минут - неприемлемый. Не менее важна и скорость самого подъемника. Ведь тащась за бугелем, или еле-еле поднимаясь на тормозной креселке вы теряете драгоценное время, которое могли бы потратить на катание. Именно поэтому используются кабинки, которые, в среднем, быстрее креселки.

2.3. Прокат
Не секрет, что многие выезжают в горы редко, а то и вовсе первый раз в жизни. Понятно, что у таких людей обычно нет своего снаряжения (исключая новых русских, которые круто упаковываются заранее, чтоб быть не хуже остальных братков на горе). Для остальных же существует прокат. Мне трудно дать точный процент отношения своего снаряжения к прокатному, но думаю, что на Западе оно близко к 50/50. Иными словами, прокаты должны быть готовы обеспечить снарягой половину от многотысячной толпы, которая ежедневно осаждает горные склоны. Причем, снаряжение должно быть не абы какое, а всех градаций. Gold Ski - топ-комплекты для продвинутых лыжников, модели этого сезона, Silver Ski - комплекты попроще, и Bronze Ski - простые комплекты для начинающих (возможно - модели прошлого года). Цены комплектов (лыжи + крепления + ботинки):
  • Gold Ski - 600-800 евро
  • Silver Ski - 400 - 600 евро
  • Bronze Ski < 400 евро

При стоимости проката комплекта около 120 евро в неделю, прокатчики не экономят на качестве лыж. Окупаемость все равно остается на уровне.

2.4. Прочие службы
Каждая из служб, имеющихся на курорте не должна становиться узким местом, и наоборот, должна четко масштабироваться под запросы курорта. Невозможна ситуация, когда при пустых подъемниках народ толпиться в кассе. Или - на всей горе есть только один ресторанчик для питания ослабевших катающихся. Все должно быть сбалансировано.

Отдельно нужно сказать про службы безопасности (лавинщики, спасатели, медики). Каждый день должны вывешиваться бюллетени лавинной опасности. В идеале - курорты должны быть оборудованы системами как предотвращения лавин (заборы, сливы воды) так и аварийного спуска лавин. При возникновении инцидента спасатели должны быть стянуты в кратчайшие сроки, как с этого так и с близлежащих курортов при необходимости.

Время реакции медиков тоже должно быть очень небольшим и составлять несколько минут. К примеру однажды, в Шамони, в моей группе девочка из Голландии потянула ногу, и не могла ехать дальше. Инструктор вызвал по рации медиков, и уже через 10 минут они упаковали бедняжку в акью и покатили вниз по склону в сторону медсанчасти. Для минимизации медицинских расходов также должна предлагаться дополнительная страховка (1-2 евро) на случай инцидента на трассе.

3. Обучение
Закончив с катанием, поговорим про обучение. Каждый курорт обслуживается одной (или несколькими) горнолыжными школами с несколькими десятками инструкторов. Обучение ведется как для взрослых так и для детей, начиная с нулевого уровня, до довольно высокого (список уровней и их описание можно посмотреть тут). Сколько инструкторов должно быть на курорте? Сильно зависит не только от размера курорта, но и от даты. Если речь идет о высоком сезоне (детских каникулах), то число их растет в 2-3 раза. В сезон средний курорт имеет 50-100 гидов, большой - 100-200, а курорт мирового уровня - 200-300. Если провести связь между числом подъемников и количеством гидов (довольно не очевидную, хотя и логичную) то на один подъемник приходится около 4-х гидов icon_smile.gif

Важно чтобы на всех курортах страны поддерживался единый стандарт обучения. Аналогично, уровни обучения тоже должны быть едиными. Ситуация когда человек обученный в одном месте на "эксперта" оказывается в другом "новичком" недопустима. Разумеется, для определения уровня должны проводиться специальные тесты. Как самими инструкторами "на глаз" так и формальные (хронометраж на трассе). Катающийся посещающий школу каждый сезон должен иметь возможность объективно сравнить свой уровень катания с прошлым сезоном. Понять, развивается он или же деградирует.

Разумеется, и инструктора должны иметь высокий уровень профессиональной подготовки, проходить сертификацию и пере-квалификацию. Должны проводиться ежегодные слеты инструкторов, а также соревнования среди них для определения "внутреннего рейтинга" как курортов так и отдельных людей.

4. Формализация критериев
Обсудив все аспекты в неформальном виде, мы готовы наконец вывести формулу оценки "качества курорта" уже формально. Что войдет в нашу формулу? Очевидно, число трасс, перепад высоты, скорость обслуживания, и количество инструкторов. Понятно, что это лишь моя личная оценка (хотя и выстраданная) и вы можете сами написать похожую формулу которая вам больше понравится. Итак:

Q = R*(In/100)*h/Td

Где:
Q - результирующий рейтинг качества в У.Е.
R - суммарная длина ежедневно обрабатываемых трасс в километрах
In - число инструкторов на курорте
h - суммарные перепад высоты в километрах
Td - среднее время ожидания (очередь + подъемник) между спусками в минутах.

Посчитаем теперь для примера, качество какого-нибудь курорта. Возьму ближайшую Isola 2000.

Q = 120 * (110/100) * 0.8 / 7 = 16.86

что ж, неплохо для сельской местности.

5. Что дальше?
А дальше в общем-то и все. Теперь, вооружившись сакральным знанием вы можете посчитать рейтинг качества какого-нибудь курорта который вам нравится (или не нравится). Зная цену на абонемента, можно также посчитать уже набившее оскомину соотношение цена/качество (впрочем, если рейтинг вышел меньше 1, то на такой курорт просто не стоит ехать). Далее будет несложно сравнить один курорт с другим и уже по результатам сравнения выбрать идеальное место для зимнего катания.


+4
0  
Камч    26 Октября 2011 (10:03)   #
Серьезный труд, заслуживает уважения.
1. Начнем с выезда.
а). Если я "выездной", то широта охвата существенно увеличивается. Назовем его коэффициентом S. Договоримся считать 1 автономную зону катания за S=1.
По этой классификации Мерибель имеет S=1, Куршевель S=1, Валь Торанс S=1. "А как же 3 долины", скажете Вы? Введем коэффициент связности k. Будем его считать равным количеству связанных одним ски-пассом зон. Тогда для Мерибеля, Куршевеля, Валь Торанса kS=3. Для Парадисок kS=2.
Тут Вы скажете, а трассы как же? введем коэффициент L равный длине трасс, делённый на 100. Тогда коэффициент LkS для Мерибеля будет равен 2*3*1=6, для Куршевеля 5, для Валь Торанса 7. Тогда зона 3 долины имеет коэффициент : (2+2,5+3,5)*3*1=24.
Ну, и т.д. Это я сейчас придумал.
Если я выездной, то для меня LkS по всему миру (тут нужно ввести нормировку на дальность перелета) будет, наверно, не одна тысяча. У нас же, ну, я думаю, сотня-две.
Получается, что если я "выездной" привлекательность России для мнея не более 10%.
б). Если я "не выездной", тогда альтернативы нет.
2. Цена.
Горные лыжи удовольствие не из дешевых. Если человек занялся этим делом, то вопрос денег для него вторичен.

Вывод.
Чтобы я поехал кататься в России нужно, либо закрыть мне выезд, либо заманить меня ценами и сервисом. А вот тут мы опять совсем не "впереди планеты всей".
Сервис - совковый, цены - европейские.

Так что, у наших г/л курортов шансов нет.
  • 2
  • 1
0  
A_J    26 Октября 2011 (12:33)   #
Ну, а разве есть сейчас "невыездные"? Насчет сервиса/цен вы правы. Почему-то цены опережают сервис :(

А насчет денег - у меня есть знакомые которые не фанаты лыж вовсе, но пару раз в год выезжают с детями на недельку. Деньги для них все же важный вопрос.
0  
Камч    26 Октября 2011 (13:54)   #
Невыездные есть. Я знаю двоих с двумя разными причинами: 1. Погоны, 2. Блок со стороны ССП.
Деньги. Как говорил один мой знакомый про Шаолинь: "Съездить обязательно нужно. Если нет денег, возьми кредит". Вот то же самое я могу поЂорить про г/л. Если дети маленькие, им все-равно, где катать. А если подросли, то ни разу не всё-равно. Подкопи, забукай дешевые апартаменты, купи билики заранее, но съезди в ПРЛЧНОЕ место.
  • 2
  • 1
0  
A_J    26 Октября 2011 (15:26)   #
Мне кажется как раз, что и с малыми детьми надо начинать в "приличном" месте. Чтобы сразу отдать их учиться, и чтобы они катались лучше родителей :)
  • 1
  • 1
0  
danilovmy    27 Октября 2011 (10:51)   #
Невыездных намного больше еще и потому.... что есть невьездные в европу.

По родственной линии моей супруги все военные среднего и высшего звена. Так вот они выехать могут.... а в европу вьехать - нет. некоторые не смогут никогда.

Черные штемпели в паспорте обычного туриста делают туриста невьездным на долгое время. (я лично поимел черный штамп в паспорт за нарушение шенгенского соглашения и знаю, что это сулит в посольствах).

Одна из фишек посольств - это когда вас просят принести справку "о несудимости". - Очень многие мои знакомые, с состоянием много выше "среднего" не могут принести официальную чистую справку. Все решаемо, конечно :)

Если дети маленькие - отвозите СРАЗУ в европу. По результатам работы детской гл школы в Шуколово и моим личным наблюдениям - яотдам дитену в школу австрии.
Подготовка площадки, подготовка инструкторов, отдельная программа обучения от взрослой школы, безопасность ребенка на площадке - все говорит за Австрийское обучение.

Дети до 8 лет во многих гостиницах и курортах имеют бесплатное проживание (или небольшую доплату 8-15 евро в день) и катание и прокат лыж (если родители тоже в прокат что-то берут).
Потому при постановке вопроса, а как с детьми - может оказаться что в Австрии с детьми до 6 лет получится почти так же, как и просто пара взрослых. сключение составит перелет и виза перед которыми "все равны". Хотя можно поискать дискаунтеров дающих одно место на ребенка бесплатно при покупке 4х билетов и т.п.
  • 2
  • 1
0  
A_J    27 Октября 2011 (12:41)   #
Согласен, что обучение детей за границей поставлено гораздо лучше. Единственное, что порой останавливает соотечественников - языковой барьер. Но во-первых, дети преодолевают его гораздо легше взрослых, и во-вторых, на первых уровнях обучение проходит в стиле "делай так, как дядя-инструктор".
  • 1
  • 1
0  
danilovmy    27 Октября 2011 (10:52)   #
чето два раза запостил
  • 120
  • 38
  • 18
0  
jul    28 Октября 2011 (00:32)   #
AJ - формула ваша мне кажется некорректной, перепаде 100 метров, курорт с 1000 инструкторов, будет при прочих равных эквивалентен курорту с перепадом 1000 м и 100 инструкторами.. Ну, или можно найти какие то еще сочетания параметров - более осмысленые, но приводящие к равенству неравного.
Проблема в перемножении. Надо суммировать с весами. IMHO
  • 2
  • 1
0  
A_J    28 Октября 2011 (12:49)   #
Есть ведь граничные условия. Перепад < 400 метров это уже не комильфо.
Плюс, конечно если брать чисто формально, то можно подставить странные цифры. Типа, курорт с 1000 км трасс и одним структором. ли - 1000 инструкторов и одна трасса. Но формула-то написана для реальных курортов.

Хотя, если вы приведете свою, то можно обсудить.