Спасибо консульству Франции в Москве за годовые визы и возможность путешествовать по Европе в поисках чего-то нового. Март, детские каникулы, шестилетнего ребенка не с кем оставить дома, и я понимаю, что не хочу сидеть в Москве. Думаю куда поехать, и ловлю себя на мысли, что очень скучаю по Австрии, в которой не были больше, чем два года. Скучаю по Австрийским ценам, милым отелям, добрым Тирольцам, скучаю, по дешевым Австрийским ресторанам и возможности не таскать с собой термос с чаем и бутерброды на гору, скучаю просто по местам, с которыми многое, что связано…
в Гармише
Итак в путь. Часть первая - Kuhtai.
Мы берем билеты Москва-Мюнхен и в пятницу, 23 марта, оказываемся в Австрии. По дороге останавливаемся в Гармише, на улице 21 градус тепла и вообще не очень понятно куда и зачем мы едем. Наши друзья тренируются в Austria Racing Camp, базирующимся в местечке Kuhtai, примерно в 30 км от Инсбрука. Austria Racing Camp – это международная школа горных лыж для детей и взрослых со всего мира, профессиональных лыж (обучение слалому, слалому-гиганту и т.д). Как правило дети, приезжающие в этот лагерь и проводящие там по 3-4 месяца в году селятся ниже, в городке Акзамс, так как это на порядок дешевле. Мои друзья живут на горе, так как каникулы, так как младшему всего пять лет и взрослым просто тоже хочется отдыха , а не только экономии денег. Итак Kuhtai. 4 звездочный отель Alpen Rosa, на горе, лучший в этом месте, только что отремонтированный, завтрак ужин – шведский стол, игровая для детей, бассейн , SPA, выход из отеля прямо на гору. Стоимость 2-х местного номера с завтраком и ужином 200 евро в сутки на двоих. Отель до нашего приезда пустой, торгуемся минут 20. Нам дают 25% скидки. В принципе 15% дали сразу, а вот за большее пришлось побороться. Торг - скорее спортивный интерес, так как те условия в которых мы жили , стоят 100 евро в сутки с человека. Но, зная, что летом за такой же отель, но с трех разовым питанием , мы платим примерно 55 евро в сутки, а аппартаменты в 3-х км от этого места не дороже 10-15 евро с человека, - конечно торгуемся.
Итак Kuhtai – это перевальная точка на высоте около 1800 метров над уровнем моря или чуть выше. Снега там традиционно много , сезон катания с начала ноября по конец апреля. Плюс северные крутые склоны, один из которых сертифицирован Fis. Зона катания, по Русским понятиям небольшая. Не знаю сколько км трасс, думаю, примерно 70-80. Конечно, это не Мерибель, где 600 км, и даже не Ижгль , где 200 км трасс. Всего –то 4 креселки, 3 бугеля и один вагончик. Трассы с двух сторон, северной и Южной, всего штук двадцать. Для начинающих две-три, остальные для реально хорошо катающихся людей. Северная сторона, несмотря на март месяц, не разбивается и не раскисает вообще. Ночью минус 5-9, и это делает склоны очень жесткими. При этом, в отличии от января, как это не странно, именно жесткими, а не ледяными. Рядом, в 5 км еще одна зона катания: Oetz, доступная по этому же скипассу. В нее, каждые 30 минут ходит рейсовый автобус. Стоимость скипасса на день 30 евро взрослый и 14 евро ребенок. На неделю 135 евро взрослый и 60 ребенок. Самое смешное, что при том, что зона катания небольшая, мы так и не доехали ни до каких подъемников, кроме двух, ближайших к нашему отелю. С них можно было проехать по 9 трассам и множеству внетрассовых спусков. Зачем же ехать куда-то еще? В субботу народу не мало, так как приезжает много местных покататься, в понедельник почти никого, тишина и покой. Нас три человека: две женщины и шестилетний ребенок. У меня с собой спортивные лыжи и безумное желание гонять по слаломной трассе, мой шестилетний ребенок в восторге от сноупарка, где настоящий Hafe-pipe, моя подруга на фрирайдовых лыжах и безумным желанием свернуть куда-то, где не ступала нога лыжника или досочника. Вот и катаемся: раз по трассе слалома-гиганта, раз по Hafe-pipe, раз по целинному склону, который несмотря на явный не сезон, все же существует.
Вид на склон Kuhtai
вне трассы
Особо хочется отметить две вещи: во-первых, если ты не мешаешь тренировке спортсменов-профессионалов, никто ни слова не скажет, что ты ездишь по спортивной трассе; во-вторых, сноупарк уровня серьезных тренировок и Hafe-pipe самый настоящий, уровня проведения серьезных соревнований. Кататься в нем потрясающе интересно не только детям, но и взрослым. Очередей на подъемник нет, поэтому за 3-4 часа силы кататься заканчиваются. К часу дня на солнце примерно плюс пятнадцать, мы снимаем лыжи и ложимся загорать на открытой терассе нашего отеля. Голодные дети набирают в ресторане еды: пол курицы, спагетти, пирожное и сок. Я в ужасе думаю, что это не съесть и в четвером, и жду безумного счета за обед (при оплаченом завтраке и ужине , обедать в мои финансовые планы не входило). Конечно, в детей не влезла и половина набранной еды, едим все это на троих, и ждем счета, который оказывается аж 13 евро (500 рублей), Добавив к этому еще 2 сока, получилось по 200 рублей на человека. Мне кажется, совсем неплохо для обеда в отеле 4 зведы.!! А после обеда идем в ледяные пещеры, загораем , гуляем, потом бассейн, Spa…. .
ледяная пещера
после катания
Ну разве все это похоже на катание на горных лыжах в том виде , в котором оно представляется обычно??? Для меня нет, нет и нет. Мне это напоминает отдых где-нибудь в Испании, просто вместо моря и пляжа, горы и лыжи. Это именно курортный отдых , где горные лыжи просто один из видов провождения времени, а не самоцель. Скучно, скажете Вы?? Может быть. Но ведь ездят же люди в Турцию на неделю, а то и на две. Там все одно и то же: море, пляж, бассейн, ресторан, игровая площадка…., море , пляж…., и так две недели!!! И ведь еэдят миллионы людей??!!! И им это нравится!!
Нужно иметь определенный настрой для одних, характер для других, чтобы получить от этого удовольствие. Однозначно. в восторге дети. Им точно 600 км трасс совсем не нужны. Для меня, долго так отдыхать сложно, но два дня я ловила сумасшедший кайф. От солнца, от дешевых цен, от радости, которую я видела в глазах сына, от отдыха… От возможности расслабится и не о чем не думать, просто по настоящему отдохнуть..
А еще, глядя на тренировки детей, я, в очередной раз, думаю о том, что классно бы собраться взрослой командой и поучится технично кататься и ходить по трассе. А еще на денек заняться ски турингом, который в этих краях очень популярен. Жаль, что среди моих друзей нет единомышленников в этом.
Отдельно хочется сказать про шопинг в таких местах. Конец сезона, распродажи, скидки и можно торговаться. А выбор, в общем, не маленький. В среднем все, что нам было нужно , мы купили со скидкой в 40-50% и плюс еще 12% tax free. Мне кажется, неплохо!!!
на плотине, рядом с поселком
Часть вторая. Зельден.
Предисловие. Вообще-то, думая куда поехать, я очень хотела в Зельден на все 8 дней. Потому, что хотела в Австрию, но в место, где еще не была, потому, что слышала много хороших отзывов об этом месте. Ну и просто еще почему-то. Вернее в Зельдене я была, но всего один день, в самый высокий сезон, в конце февраля. Мне в принципе понравилось. Понравилось все, кроме безумных очередей на подъемники. Именно поэтому и хотелось поехать в конце марта, в конце сезона, с гарантией отсутсвия народа на подъемники. Но никто из знакомых в Зельден не ехал, и мы изменили свой план, Но на один день., просто покататься, в Зельден все же решили съездить. От Kuhtai до Solden примерно 60 км по очень живописной дороге и примерно час езды. Зельден на 500 метров ниже, здесь весна, поют птицы, тепло. Три огромных паркинга, что порадовало с бесплатной парковкой, с выходом со второго этажа непосредственно к посадке на подъемник. Скипасс на один день стоит 45 евро (на 6 дней просто не знаю), зато для ребенка 6 лет бесплатно, несмотря, что 7 ему исполниться через неделю. Катаемся с перепадом высот от 1300 до 3000 метров. Cначала спускаемся по нижней очереди по мягкому снегу под пение птиц, а потом под верхним вагончиком идем по роскошному зимнему целинном снегу. Прямо как в сказке про 12 месяцев. На этом кусочке, где мы катаемся шесть подъемников и 1700 метров перепада высоты. К часу дня делаем попытку перебраться как бы в соседний регион, вернее во вторую часть катания в Зельдене и упираемся, как это ни странно, в абсолютно ту же очередь, какая была в феврале. Желающих много гулять из региона в регион, а подъемник-то один. Минимум минут на 40. Мы вернулись обратно и еще часа полтора гоняли там, где не катались утром.
А повыше зимний снег
Очередь на подъемник
Мне опять очень понравилось в Зельдене и я, думаю, что я, все таки, съезжу сюда когда-нибудь на недельку, в весенние каникулы. Правда, улетая из Мюнхена, я встретила знакомых, которые были в Зельдене все 6 дней, Они сказали, что неделя это много, скучно и т.д. Не понимаю.. Ведь, рядом еще 2 зоны катания, если уж совсем скучно, можно поехать туда: это Пицталь и Обергугль. Говорят, тоже очень красивые. Но, у каждого свое мнение, не может же всем нравится одно и тоже.
А внизу весна
После прекрасного обеда, возвращаемся обратно в Kuhtai, где после шумного и людного, даже в не сезон, Зельдена, как-то по особому ощущаешь красоту и покой этого края. Не доезжая 500м до отеля гуляем по платине, фотографируя отражение вершин в зеленой ледниковой воде. И я уже сомневаюсь, а стоит ли переезжать куда-то из этого чудесного места?
Часть третья. Лех.
Я совсем не хочу в Лех, но у меня там знакомые, которым я обещала приехать и обсудить, как это не смешно рабочие вопросы, которые никак не получается обсудить в Москве. Выезжаю рано утром и планирую один день покататься в Санкт Антоне, а затем уже поехать и поселиться на 3 дня в Лехе. Санкт Антон мне хорошо знаком, мы были здесь дважды на Новый год и это место одно из самых любимых мне горнолыжных мест. В марте здесь все выглядит абсолютно по другому. Черные склоны, спускающиеся вниз малоснежные и подтопленные солнышком, снега намного меньше. Поразило, как все поменялось за 4 года. Построили новые подъемники, на месте супермаркета, выстроили отель 4*, на центральной улице поменялись фасады у 50% зданий. Видно, что жизнь течет и изменяется. Мы катались на зоне Randl, которая теперь начинается из центра города и фактически связана с основной зоной катания (переход занимает не более 2-х минут). Меня поразило то, что снега с этой стороны в конце марта много, но несмотря на теплую погоду склоны были абсолютно ледяные почти до часа дня. Еще поразило, что Санкт Антон, все больше тянется по уровню к соседнему Леху. Строятся отели 4*, становятся более роскошными магазины. Хотя и Лех, и Санкт Антон остаются по-своему очень демократичными. В этом, наверное, и есть самое большое отличие Австрийских курортов от французского Куршавеля. Меня в прошлом году поразило, что во Франции в обычном кафе на горе, самом затрапезном, в Мерибеле вино и кофе по 3 евро, а в Куршавеле по 6!! Здесь этого нет, нет и нет!! Да, есть дорогие рестораны в дорогих отелях, но есть милые кафе и рестораны, где цены примерно как на всех курортах. Нужно, правда отметить, как на всех известных за рубежом курортах. Да, цены в Лехе, Зельдене, Кицбюэле, Ижгле, Хинтертуксе или Капруне примерно одинаковы, а в где-нибудь в Шладминге или Kuhtai, намного ниже.
На трассах (и вне) Сант-Антон
новый подъемник
на центральной улице
Итак, покатавшись в Санкт Антоне и выпив чай со штруделем в любимом кафе ‘Base Camp”, мы поехали в Лех искать себе пристанище на 4 ночи. Конец марта , мест свободных полно, понимаю, что вдвоем с ребенком я хочу жить в небольшом милом отеле, в пешей доступности от подъемников. Цены оказываются намного выше, чем в других местах, но нас всего двое, у нас всего 4 дня и мы сэкономили за предыдущие дни. Gast hous Lavanda 4* (не путать с отелем 4* - это разное), очень милый , с огромным балконом и великолепным видом из окна – 200 евро в сутки с завтраком на двоих. Дорого!!! Торгуюсь, жду минут 15, соглашаются на 150 евро!!! Конец сезона!!! Утром кататься, у нас 3 дня.
Лех
Катание: я боялась ехать в Лех в конце марта, так как даже в январе он казался очень солнечным и теплым. Да, в самом Лехе , внизу , днем каша. Но рядом Zurz, расположенный почти на перевале и там море совсем зимнего снега. А сколько возможностей для внетрассового катания!! Да, приехать на один день и покататься даже 3 дня – это разные вещи!! Конечно, в этом году уникальное количество снега и потрясающие возможности для катания, но, мне кажется, что и при чуть меньшем количестве снега, было бы не менее здорово. Еще меня поразило, что снега не меньше, а больше чем в соседнем Санкт-Антоне.
в Zurz
Покатавшись в Лехе 3 дня, я поняла, почему именно это место выбрали австрийские принцы. Здесь есть катание, отличное катание, на любой вкус и уровень подготовки. И оно все разное, разные виды, красивейшая природа, приветливые Австрийцы, приятная атмосфера. Супер!! А еще меня поразила санная трасса. Вернее их две: синяя и черная, так что можно выбирать, как на лыжах. Для детей и взрослых хороший сноупарк, атракцион с замером скорости. У меня рекорд 67 км\ч. У кого больше? А еще прекрасная трасса параллельного слалома. Я правда очень боялась, что она в марте будет за 2 – 3 проезда разбиваться (а я в общем и ехала в Лех с надеждой кататься по пол дня именно здесь). Но утром было жестко и мы успевали проехать раз 6-7 по абсолютно не разбитой трассе. В конце дня мы обедали в кафе, на склоне, буквально в 100 м выше самого поселка. Кафе мне полюбилось и запомнилось еще в прошлые посещения этого курорта. Я в Лехе уже 5 раз, но предыдущие 4 раза мы приезжали на один день, живя и катаясь в соседних курортах. Мы никогда раньше не рассматривали этот курорт для длинного отдыха, так как были уверены, что это не по карману. Теперь я точно знаю, что это не так. Вечером одного дня мы даже сходили в потрясающий , абсолютно не помпезный, итальянский ресторан, где поели за 20 евро на человека так вкусно, как я давно уже не ела ни на одном курорте.
Верх нижней очереди
Из окна отеля, Лех
Послесловие. Милая, милая Австрия, добрые тирольцы, милые семейные отели. В Австрии нет таких гор, как в Швейцарии или во Франции, но для рядового Австрийца горные лыжи – это не только бизнес, приносящий деньги, это их жизнь, который они живут. Любят , радуются и готовы поделиться этой радостью и любовью с приезжающими к ним в гости.
Ваш корреспондент, Шиповникова Елена.