+2

Спицы Кайроса или вечное настоящее Эгейского лета. Часть I

albertega Лента автора 17 Августа 2013 (14:42) Просмотров: 660 0
Невыносимая легкость бытия на фоне озера Кёйджегиз
Признаться, это повествование о летней одиссее «Плыви-крути!» мне писать совсем не хотелось. Не помогало и чувство долга по распространению хорошего начинания, а я считал и продолжаю считать, что это очень хорошее дело безотносительно к тем скромных доходам, которое оно может принести в будущем. К тому же формат отчетов в духе «как я провел этим летом» я на дух (о да, это тавтология!) не переношу. И все же я себя заставил и лучше выдумать не мог. И подвигло меня к этому — время!

Нет, не то время, которое поджимает, не время, когда надо, и не время, которого все время нет.

Другое. Настоящее. Которое, как лето в старой песне Пугачевой, не кончается.

Сравнивая сейчас московский месяц и эгейскую неделю, я прихожу к выводу, что счет не в пользу месяца. Неделя длилась дольше. На вопрос почему? — точного ответа пока нет.

Но есть предположения.

Почему именно этот вид путешествия так сильно раздвигает календарные рамки в сознании? Конечно, и вело-, и яхтенный туризм — замечательны и по отдельности. Стало быть, дело в простом соединении морских переходов и путешествий по земле?

Теплее… Но все равно эмоциональный отклик, скажем, от яхто-мото тура меньше. В вело-ятхтенном перемещении есть еще одна таинственная составляющая, помимо собственно высадки на берег с моря и освоения суши на колесах. Похоже, она связана с усилиями, прикладываемыми для этого самого освоения. Именно трудности оттачивают намеченную цель, делают ее эмоционально окрашенной… Покоренной. Вряд ли кто будет утверждать, что покорил горную вершину, спрыгнув с вертолета. Добраться — не значит покорить. Взойти, вскарабкаться, приложив немалые усилия и собрав в кулак волю — да. В нашем случае это усилия типа «крутить». Допускаю, что их можно заменить на «ходить» или «бежать», но тогда вместе со скоростью потеряется и еще одна черта «раздвинутого» времени – плавность движения. Плавность позволяет созерцать. А без этого качества в копилке памяти останется только пот и усталость. Но чтобы устать, не обязательно ехать так далеко.

Кажется, все. Causa prima если не найдена, то по крайней мере, очерчена. Можно начинать повествование.


Маршрут июньской одиссеи. Для подробного знакомства с сегментами нужно выделить мышкой участок на диаграмме высот. Возврат к исходному масштабу — щелчком в то же место. В полной версии (клик на «view full route») доступна фотогалерея (таб справа вверху)
«Утомленные солнцем – 3»
Второй по счету набег на Южные Спорады в отличие от первого экспериментального и камерного получился совсем иным: и по составу команды, и по духу, и по интересам. Кто-то двадцать лет не забирался в седло, кто-то выбрал опцию «плыви-ходи-лежи» по причине полного отчуждения от двухколесного чудища, кто-то с этим чудищем практически сросся, а если добавить сюда еще тещ, жен и детей, то наша одиссея вполне закономерно могла превратиться в дрейфующий балаган на двух яхтах.

Команда «Валери» без командора
Нелегкая комбинаторная задача все же была решена: «Валери» приняла на борт всех вело-заточенных участников в количестве 12 единиц, а фамильное гнездо кэпа Александра нашло приют на «Авроре». Дальнейшее повествование будет в основном опираться на приключения команды «Валери», хотя в первые дни мы выезжали на треки в составе 16 человек.

Параллельным курсом. «Аврора» идет к пограничному пункту в Мармарисе
29-го июня. День первый. Суббота. Мармарис
Июньский Мармарис разительно отличался от майского. Разительно — это когда присказка «яблоку негде упасть» оборачивается былью. Хвала Создателю, толчея нас практически не коснулась, ибо после встречи гостей и размещения их в каютах мы всей гурьбой отправились за байками в «Веломарис», удивив хозяина нашим требованием в 16 коней. Он рассчитывал на 12. Тестирование и подбор отняли у нас много времени, к тому же два детских вела для Ариши и Егора пришлось банально купить. Да, нелегкая (буквально!) досталась детишкам доля: их байки весили столько же, сколько и взрослые!

Здесь по законам жанра должен звучать героический марш из цикла «безумству храбрых поем мы песню», но глядя на то, как ловко эти еще не достигшие 10-летнего возраста наездники, оседлали своих коников, я подумал, что мы часто недооцениваем молодую поросль.

По плану в этот день мы должны были отправиться в тест-тур на Райский остров к пещере Нимара, но затянувшаяся процедура выбора снаряжения внесла свои коррективы. После инструктажа решено было отправиться в Ичмелер по местной Ривьере протяженностью в 10 км для приобретения навыков фигурного вождения в пляжной толпе. Если туда мы добрались без эксцессов, то обратный путь был больше похож на велослалом. Причина: вечерние миграции отдыхающих — своего рода курортный ритуал, подобный лету бабочек на пламя свечи.

Первый выкат в Ичмелер
Вечером после ужина — первые сюрпризы. Windguru дает штормовое предупреждение: ветер 28-32 узла — воскресенье и весь понедельник. Маршрут надо срочно перекраивать. После жарких споров принимаем решение идти на Дальян в воскресенье — к этому времени ветер, а главное волна, еще не успевает набрать на курсе штормовые обороты. В понедельник, оставив яхты в хорошо закрытой с северо-запада бухте Экинчик, можно будет совершить тур в Дальян, а рано утром во вторник отбыть на Родос. Это, конечно же, влечет за собой пересмотр и остальных сегментов маршрута.

Но это море. Здесь оно диктует свою волю. И, как потом выяснится, его капризный нрав предложил нам не худшую альтернативу.
 
30-е июня. День второй. Воскресенье. Мармарис - Экинчик
6.15 утра. Как ни странно, все, кто собирался покорить Райский остров на заре, уже стоят с велами у яхты. Ранний старт в середине лета не прихоть. Пусть трек до пещеры не самый сложный, но это — первый трек. А еще он очень живописный. Дорога прорезает сосновый бор, терпко пахнет хвоей и сладко — цветами-медоносами. Кстати, здесь среди сосновых веток можно разглядеть пчелиные улья. Местный мед из сосновой пади очень высоко ценится за его лечебные свойства. Покупать его лучше по месту «производства», в Мармарисе, а лучше — прямо на Райском острове, если повезет застать там пасечника.

Утренняя покатушка на Райский остров начинается с пустынной в этот час набережной Мармариса
Мы доезжаем до пещеры на вершине острова. По преданию здесь обитала сама богиня Лето, мать Аполлона и Артемиды. В пещере всегда прохладно, и она живет своей пещерной жизнью — выращивает в своей глубине сталактиты и бесстыдные сталагмиты.

В пещере Нимара в любую жару всегда прохладно
Насладившись прохладой, мы выбираемся наружу, где нас сразу обдает ароматом лавра и хвои. Лавр, кстати, священное растение Аполлона, сына Лето. По причине своей святости или просто в силу природных особенностей места, лавр у пещеры Нимара чрезвычайно ароматен, за что и любим коком «Валери».

Сбор священного лавра
Перекус и купание в Средиземном море (да-да, за перешейком уже не Эгейское, а открытое Средиземное море) освежает и придает силы для обратного пути.

Вернувшись на яхту, мы встречаемся с теми, кто предпочел стиль «лежи» стилю «крути», завтракаем и отправляемся на «выписку» из Турции. Несмотря на немного комичный характер прохождения границы, из этой процедуры можно извлечь некоторую выгоду — зайти в местный duty free.

Мы вторично посещаем Райский остров, только теперь подойдя к нему с моря, чтобы поплавать в спокойной чистой воде перед уходом из бухты Мармариса.

Во время ланча у Райского острова
Только выйдя из нее, начинаешь понимать привлекательность этого места с точки зрения моряка. Бухта отлично защищена. А сразу за ее «порогом» — ветер и набирающая высоту волна — для кого-то это выглядят воодушевляюще, а кто-то пробует на вкус противоукачивающие таблетки. Но основная масса в качестве успокоительного выбирает свежекупленное вино.

Выйдя на курс, команда при помощи добровольцев ставит стаксель и грот, после чего болтанка резко уменьшается. И теперь под легкий свист ветра в снастях и шипения разрезаемых носом волн мы довольно шустро идем в укромную бухту Экинчик.

На курсе в Экинчик (Дальян)
В планах на завтра: трек к озеру Кёйджегиз с купанием в пресной воде, путешествие по реке Дальян на арендованной плоскодонной лодке, молодильные процедуры в лечебных грязях, культ-тур в древний Кавн (Каунос в другой транскрипции) и встреча, если повезет, с главной достопримечательностью дельты Дальяна морской черепахой каретта каретта.

Все хорошо, лишь одна неувязка на безоблачном горизонте планов: резкий и практически непрерывный набор высоты до 460 метров в начале трека. Мы планируем массовый выезд, но такая покатушка явно не для всех. Помощь, как всегда, приходит с неожиданной стороны: грузовик. Да, можно взять грузовик, и он за умеренную цену добросит все 16 человек с их конями до перевала. Кажется, теперь проблемы решены все, и можно приступить к вкуснейшему ужину-барбекю.

 При входе в бухту море успокоилось и... началось. Танцы под флагом супостата

1-го июля. День третий. Понедельник. Экинчик – Дальян – Экинчик
Весело погрузившись утром в грузовик, мы достигаем отметки 410 метров, откуда начинается наш велотур. Я увещеваю, заклинаю, умоляю: не гнать! Асфальт — настоящий живодер: свежий, из крупного острого щебня, такой кожу слизывает на раз.

Настоящие велотуристы путешествуют на грузовике
После мастер-класса торможения с самыми юными участниками, очень понятливыми, к слову, мы начинаем долгий спуск к озеру Кёйджегиз.

Кэп Александр с семейством на трассе. Лидирует Арина
Дорога приносит настоящее наслаждение, и не только потому, что она  вниз. Поросшие сосной и эвкалиптами ущелья, бирюза озера, красная земля, треск цикад и напоенный хвоей воздух,  все это даже не суммируется, а умножается, вливаясь в тебя сплошным потоком такого простого и доступного счастья.
Keep smiling, Olga!
Мы выкатываемся в низину и наконец-то начинаем крутить педали. Рельеф становится переменным, но не мучительным. Хотя кому как. Кто-то наслаждается треком, а вот Егор и Ариша показывают истинные чудеса героизма, преодолевая подъемы на монстрах в половину своего веса.

Вот они, истинные герои заезда, Егор и Ариша, показавшие чудеса стойкости и выносливости
После озерного купания мы вскоре достигли точки встречи с лодкой. Ее хозяин любезно помог нам разместить наши велосипеды на верхней палубе, в то время как сами велосипедисты с комфортом расселись на нижней.

Как выяснилось позже, владелец прогулочной лодки может показать себя не только радушным хозяином, но и опытным, хотя и авантюрным шкипером
Первую остановку мы сделали буквально через несколько минут. Это были знаменитые грязевые ванны. По-видимому, грязь — настолько мощный мем из детства, что Христова заповедь «будьте как дети» воплощалась здесь с легкостью необычайной. Не в этом ли молодильный секрет этих ванн?

«Зомби» грязевых ванн
Отдав должное архитектурным достижениям карийцев, греков и римлян в Кавне, мы продолжили путь по дельте Дальяна до странного места на реке неподалеку от черепашьего пляжа, которое можно назвать и жертвенником, и черепашьим рестораном.

Здесь в угоду туристическому любопытству приносят в жертву голубых крабов, скармливая их двум идолам. Туристу и Черепахе. Крабов для туристов рвут за клешни на две части без церемоний — живьем. А на живых, только на леске выманивают черепах — для того, чтобы их смогли заметить туристы.

Ловись, турист, большой и маленький! В руках у кока-рыбака знаменитый голубой краб в начальной фазе жертвоприношения.
Туристы же, томясь ожиданием вида вынырнувшей черепахи, заказывают себе свежеразодранных крабов. Надо сказать, львиная доля деликатесов достается все же не черепахам, а людям. А если бы доставалась черепахам, то выманить их на поверхность было бы куда труднее. Такой вот бизнес-цикл: черепах выманивают крабами, а туристов — черепахами, чтобы продать им крабов, которыми кормят черепах.

Нам повезло: большая, если не сказать огромная, каретта каретта, соблазнилась таки поднадоевшим лакомством и выпорхнула из воды ну прямо птицей!

Есть! Каретта поймала ускользавшего на леске краба, а я поймал каретту в объектив
Естественно, после этого разве можно было отказаться от наживки, пусть и несколько адаптированной к человеку посредством кипячения.

Пасторальная идиллия речных вод закончилась за песчаной косой, в которую откладывают яйца те самые черепахи из рода каретт. На отмели то и дело накатывала неслабая волна, так что нашему лодочнику приходилось передвигаться толчками, давая «полный вперед» на гребне и убирая газ, когда лодка царапала днищем песок. Но только выйдя на глубокую воду кое-кто из нас осознал весь ужас предстоящего, оглашая ревущие морские просторы воплями при каждом задирании носа этой отнюдь не морской посудины на гребне волны с неизбежным и пугающим падением в пенную ложбину. Освежающий душ, сопровождавший каждое такое приводнение, также не оставался без вокального аккомпанемента.

Надо отдать должное шкиперу — в этой непростой ситуации он сложными маневрами смог свести качку к относительному минимуму, но, увы, не крики.

Да, а кто там голосил, проклиная день, когда согласился на эту авантюру?

Нет, не скажу.

Больше фото здесь

Продолжение. Часть 2.
+2