Прогресс в горнолыжном инвентаре очевиден. Ботинки изготавливаются по ноге с максимальной отдачей момента в области голеностопов, стельки позволяют остро чувствовать движение лыж, крепления стали безопаснее и позволяют вести лыжи с бОльшим углом закантовки, и наконец, лыжи имеют более глубокий прогиб в канте, позволяющий вести четкую дугу в повороте. Технологии сердечника, делающие лыжи жесткими на кручение, облегчают момент входа и выхода из поворота.
Поиск в технике поворота начал заводить тренеров и спортсменов в тупик. Задача, выполненная изготовителями инвентаря, облегчила выполнение поворота настолько, что выполнение поворота стало возможным только за счет движения коленей или бедер, стало возможно ездить все время в задней стойке и выполнять другие, немыслимые в классической технике элементы. Основные же элементы техники выполнения поворота все же изменились мало. Общеизвестно, что для резания дуги поворота лыжник должен поставить лыжу на кант путем выполнения последовательности технических элементов, обычно называемой закантовкой. Также не секрет, что закантовка может быть выполнена как путем ангуляции колена и бедра, так и путем заклона тела. Тем не менее, что позволяет выполнить поворот гиганта (впрочем, как и слалома) наилучшим образом? Что позволяет развить наивысшую скорость в повороте?
Определение
Предлагается термин «спиной вперед». Почему спиной? Потому , что в рассматриваемом ниже опережающем движении принимает участие только корпус (таз, спина и плечи). Почему вперед? Потому, что происходит опережающее движение вперед-вбок, почти спиной к флагу.
Рассмотрим технику выполнения поворота подробнее.
На Рис 1. (снимке Дидье Куша) видно, что в основной фазе поворота происходит смещение корпуса вовнутрь – вперед поворота.
При этом происходит смещение таза вовнутрь поворота, а вместе с тем и центра тяжести.
Некоторые спортсмены на этапах Кубка мира выполняют поворот, даже касаясь внутренним бедром снега. На рисунке видно, что смещение центра тяжести (на рисунке вниз - вправо) компенсирует бОльшую центробежную силу, а это позволяет реализовать бОльшее угловое ускорение в повороте, чем на снимке (Кристиана Майера) справа. Это и дает прибавку в скорости. Происходит как бы вывешивание вовнутрь поворота аналогично открениванию (рис.2) швертбота в парусных гонках (если посмотреть вид сзади, возникает полная аналогия).
Техника
Это движение позволяет компенсировать действие центробежной силы, стремящейся опрокинуть горнолыжника наружу поворота и, одновременно, снизить положение центра тяжести для большей устойчивости. При недостаточной компенсации центробежной силы происходит «кивок» плечами наружу поворота, что приводит к обратной перецентровке (загрузке носков лыж) и, как следствие, торможению.
Положение «спиной вперед» достигается опережающим движением в фазе поворота 3 на Рис.3 в исполнении швейцарского спортсмена Даниэля Альбрехта.
Происходит, как бы падение корпуса с небольшим импульсом через траекторию движения лыж, затем лыжи подъезжают под корпус. В следующих фазах поворота это положение уже не так существенно, т.к. лыжи уже поставлены на кант, и положение центра тяжести максимально низко и смещено вовнутрь поворота. Далее возможна и перекрестная блокировка для выполнения заваливания вешки в слаломе Рис.4.
Выполнение данного приема дает преимущество и на пологих участках трассы и при разгоне на верхнем участке, при выполнении совместно с коньковым толчком внешней ногой. При выполнении движения «спиной вперед» как можно раньше, облегчается вход в следующий поворот и не происходит запаздывания выполнения основной фазы поворота и, как следствие, переноса всей силы тяжести на внешнюю лыжу со срывом дуги на леденистых трассах. Чтобы не допустить срыва спортсмены прилагают титанические усилия ангуляцией бедер, что доступно только выдающимся атлетам уровня Кале Паландера.
Дети и женщины Рис.5 фаза 3 и Рис.6 выполняют это движение инстинктивно, стремясь снизить усилия, необходимые для закантовки и удержания лыж в повороте.
Когда лыжи уже поставлены на кант в фазе опережающего движения то, дополняя его сильным угловым положением и ангуляцией бедра и колена внешней ноги Рис.7 выполняется четкий поворот без проскальзывания лыж на любой скорости.
Заключение
В заключении хочется сказать, что указанный элемент в технике скоростного резаного поворота (по моему мнению) играет существенную, если не главную роль. Это показали и последние Олимпийские Игры. Оказалось, что не все спортсмены экстра класса владеют этим приемом, это сразу же выявилось на технически сложных трассах супер-G и слалома-гиганта.
Гайдук Андрей
17.02.2006
Дискуссия на форуме сайта Youcanski.com
Author / Автор: Герман
Date / Дата: 22.02.2006 04:45
Subject / Тема: Почему "спиной вперед"?
Главная беда всех книг и форумов - терминология. Термины, интуитивно-понятные одному, иногда ничего не говорят другому. Я вот, например, долго не мог понять, как выполнять укол палкой в карвинге: ну, не получалось у меня никаким способом "уколоть" снег на скорости 80 км/ч! В конце-концов попросил проезжавшего мимо тренера показать. Он показал - какой же это укол?! Это касание, подволакивание палки! Я это еще, когда на классике учился, интуитивно применял, только мне в голову не приходило называть сие уколом. Вот в годиле - действительно, укол!
То же и здесь: я никак не могу понять, что это за движение такое - "перецентровка"? Вроде, в поворот вхожу "с носка", выхожу - на пятках - значит, когда-то, где-то перецентровываюсь, но сам момент перецентровки не улавливаю. И тут Вы предлагаете этот термин "спиной вперед", значит есть какое-то акцентированное движение по развороту спины куда-то. Судя по Вашему посту получается, что необходимо начинать заклон в новый поворот "вперед гузном"? Так?
Author / Автор: Hajduk Andrey
Date / Дата: 26.02.2006 12:51
Subject / Тема: Re: Почему "спиной вперед"?
Определение
Предлагается термин «спиной вперед». Почему спиной? Потому, что в рассматриваемом ниже опережающем движении принимает участие только корпус (таз, спина и плечи). Почему вперед ? Потому, что происходит опережающее движение вперед- вбок, почти спиной к флагу.
Рассмотрим технику выполнения поворота подробнее.
На Рис (снимке Дидье Куша в статье Грегори о заклоне) видно, что в основной фазе поворота происходит смещение корпуса вовнутрь – вперед поворота.
При этом происходит смещение таза вовнутрь поворота, а вместе с тем и центра тяжести.
Некоторые спортсмены на этапах Кубка мира выполняют поворот, даже касаясь внутренним бедром снега. Смещение центра тяжести вниз- вовнутрь поворота компенсирует бОльшую центробежную силу, а это позволяет реализовать бОльшее угловое ускорение в повороте. Происходит как бы вывешивание вовнутрь поворота аналогично открениванию швертбота в парусных гонках.
Это движение позволяет компенсировать действие центробежной силы, стремящейся опрокинуть горнолыжника наружу поворота и, одновременно, снизить положение центра тяжести для большей устойчивости. При недостаточной компенсации центробежной силы происходит «кивок» плечами наружу поворота, что приводит к обратной перецентровке (загрузке носков лыж) и, как следствие, торможению. Все это наглядно было продемонстрировано на олимпийских гиганте, слаломе и супер-G.
Видно, что этой техникой в совершенстве владеют австрийцы и голландцы, но движение настолько неуловимо в повороте, получается , что это секрет в подготовке вышеперечисленных национальных команд.
Хотелось бы опубликовать об этом статью, тем более, что она уже написана.
Всего доброго,
Гайдук А.Ю.
Author / Автор: Герман
Date / Дата: 27.02.2006 12:54
Subject / Тема: Я попробовал!
Результат - офигительный! Насколько я понял, прием выполняется так, как будто пытаешься сесть боком на стул, стоящий внутри поворота? Так?
В общем, я попробовал такой поворот - получилось, что я смог проходить без срыва практически безнадежные повороты, в которых я либо вылетал, либо напрочь терял скорость.
Ощущения - своеобразные: при "ортодоксальном" слаломном повороте испытываешь только переменное вертикальное ускорение (по равнодействующей), а здесь появляется ощутимое вращение ног вокруг ЦТ и сильная отдача на выходе, которую я раньше ловил на топовых любительских карвах, но почти потерял при переходе на "цех" (хотя общая скорость прохождения поворотов на них значительно возросла). Это произошло, видимо, за счет того, что слом в бедре (насколько я понимаю, это более распространенный термин) позволяет усилить закантовку, а следовательно и прогиб лыж. Так же выросла цепкость лыж на жестком снегу.
Что насчет "неуловимости" - я бы не сказал... Очень хорошо заметный прием, особенно в СЛ, только я всегда считал это движение паразитическим, скорее для того, чтобы увернуться от вешки. Пока сам не попробовал, естессно...
"ничего не напоминает?"(с)(к\ф "Окно в париж")