Страсть к спорту и моде, вот идеалы бренда Богнер — уже более 75 лет. Небольшая мюнхенская компания в 1932 году, интернациональная марка, чей логотип, большое «В» — символ спортивной одежды высшего качества, вдохновленной модой, — в наше время. Преемники Вилли старшего и Марии Богнер, — Вилли младший и его жена Соня теперь управляют компанией с серьезной репутацией.
1932 год. Страсть Вилли Б. ... Отличное было бы название для фильма. На самом деле это — стартовая точка для сильного бренда (в основном специализирующегося на лыжной одежде). Вильгельм Богнер — Вилли Богнер старший — отпраздновал не одну победу как кросс-кантри лыжник, а в прыжках на лыжах — одиннадцать побед в Чемпионатах Германии (Nordic combination). Его международная спортивная карьера подразумевала большое количество путешествий, и когда он основал бизнес в 1932 году — «Willy-Bogner-Skivertrieb», импорт из Норвегии лыж, аксессуаров, вязаных вещей, — он объединил в своей жизни спорт и бизнес.
В те далекие дни фирма располагалась во внутреннем дворе текстильной компании Фельдмайера (на территории сегодняшнего известного престижного Ludwig Beck), и лендлорд, Густл Фельдмайер (Gustl Feldmeier), протянул амбициозному стартапу руку помощи, одолжив 5 000 дойчмарок.
1936 год. Зимние Олимпийские игры. На роль города, который примет Игры летом, претендуют Берлин, Барселона, Стамбул, Франкфурт-на-Майне, Нюрнберг. Берлин должен был принимать Олимпийские игры в 1916, но Первая мировая война этому помешала. Олимпийский комитет Германии хорошо выполнил домашнюю работу; обращаясь к МОК (IOC, Международный олимпийский комитет), немцы были убедительны, доказывая, что Берлин находится в самом сердце Европы, сюда легко попасть воздушными сообщениями, по земле и даже по морю (портовых городов Германии и других европейских стран достаточно). Чтобы увеличить шансы, Олимпийский комитет Германии предоставил предварительные планы развития и строительства, показывая, как Берлин будет принимать у себя Игры, как велики предоставляемые Германией возможности для спортивных соревнований.
13 мая 1931 года МОК объявил решение, которого очень ждал Гитлер: летние Олимпийские игры будут проведены в Берлине. А два года спустя Германия выиграла право принимать у себя и зимние Олимпийские игры в Гармише. О лучшей возможности для пропаганды нельзя было просить (кстати, в 1933 году Гармиш еще был самостоятельным городом, слияние — Garmisch-Partenkirchen — произошло в 1935, вопреки желанию жителей).
Олимпийские игры 1936 года — шанс Гитлера продемонстрировать всему миру его видение новой, полной сил Германии, всех достоинств немецкого национал-социализма: ведущая экономическая держава, нация, могущественная в военном отношении, растущая и крепнущая с каждым днем. Страна, которая справилась с отчаянием и страданиями Великой депрессии быстрее, чем какая-либо другая.
Несмотря на сложную политическую обстановку, в итоге не так много стран объявили бойкот Играм-1936 (СССР бойкотировал все прошлые, и на эти команда тоже не поехала), традиционно крупные игроки участвовали в соревнованиях, — Япония, Франция, Великобритания, США (Австралия, Канада, Новая Зеландия, Южная Африка конкурировали как независимые страны), — всего 28 стран-участниц. 646 спортсменов — 566 мужчин и 80 женщин (которые соревновались только в горнолыжном спорте и фигурном катании). Было продано 4 500 000 билетов, а в финансовом итоге Германия получила почти 3 миллиона долларов.
Постер зимних Олимпийских игр 1936 г. Художник Людвиг Хольвейн (Ludvig Hohlwein)
Игры широко освещались в прессе, с 1935 года началось вещание коротких программ о спортивных событиях, на четырех языках велось издание специального журнала «Olympia Dienst». Репортерам предоставляются широкие возможности для наилучшего освещения спортивных событий. Странам, которые не смогли отправить своих журналистов в Берлин, предоставляются немецкие радио-журналисты. Снимать разрешено только немецким фотографам, все остальные получали фотографии из немецких источников. Незавидные фотографии Германии или Олимпийских игр опубликованы в иностранной прессе быть не должны.
А на зимних Олимпийских играх в Гармише (Garmisch-Partenkirchen) после приветственного слова Адольфа Гитлера Вилли Богнер читал Олимпийскую клятву. Держа в левой руке олимпийский и германский флаги, салютуя правой рукой («Hitler salut»): «Wir geben unseren Eid, an diesen Olympischen Winter Spielen, gerechtlich teilzunehmen, mit vollen Respekt zu zeitigen Regeln, und wahrer Hingabe zur Sportlichkeit, als auch zur Ehre unseres Vaterlandes und zum Ruhm des Sportes» («In the name of all the competitors I promise that we shall take part in these Olympic Games, respecting and abiding by the rules which govern them, in the true spirit of sportmanship, for the glory of sport and the honor of our teams»).
Вилли Богнер читает олимпийскую клятву
Фото — olympic.org
Эта почетная роль досталась Вилли благодаря министру спорта, по прогнозам которого он должен был стать медалистом. Норвежские спортсмены, впрочем, не дали этому сбыться, и победителем на подиум Вилли не вернулся.
Однако олимпийская сборная Германии тогда была одета в одежду Богнер. И с этого года, — семнадцать лет подряд — команда носила шикарную спортивную одежду от Богнер.
1937 год. Вилли Богнер старший женился на Марии Люкс. «Я занимался прыжками, когда мы встретились, — говорил он. — На Цугшпитце, самой высокой вершине Германии. Я посмотрел вниз по склону и увидел очень симпатичную девушку. Но что привлекло мое внимание, так это то, что на ней были самые неприглядные лыжи, которые я когда-либо видел. Прямо как лосиные рога. Я должен продать этой девушке лыжи, вот что пришло мне в голову». И он продал. А в 1937 они поженились.
Через пять лет Вторая мировая война перечеркнула планы молодой семьи, разрушив развивающееся спортивное, модное предприятие. На службе Вилли был лейтенантом SS (спортсмены становились офицерами, но по указу Гиммлера офицер не должен был жениться в церкви. Мария же была католичкой, и церковный брак состоялся. «Выше лейтенанта тебе не стать, сказали мне. И я никогда не был»). Пока муж сражался, молодая жена увезла троих детей — Розмари, Майкла и Вилли мл. (родившихся в начале войны) — из Мюнхена, который подвергался сильным бомбардировкам, в деревню в небольшой горной долине. Узнав, что Вилли вместе с другими офицерами SS отправлен в тюрьму силами американской оккупации, Мария решила вновь открыть лыжный бизнес. «Я должна была работать, — вспоминала она. — Или нам пришлось бы голодать». В 1947 году Вилли старший, пережив военный плен, вернулся домой, где его жена пыталась снова поставить их бизнес на ноги.
Послевоенное предприятие Богнера представляло собой временные помещения в Обераудорфе, где двадцать пять женщин трудились на почтенного возраста швейных машинах, отшивая специальные передники для женщин, расчищавших развалины на разбомбленных участках. Понадобилось еще время, презентация коллекции в 1948 году (где Мария была и моделью и дизайнером, два в одном), и в 1950 году состоялся переезд в новое помещение, — бывшая фабрика по производству квашеной капусты стала главным офисом The Bogners. Решительная семейная пара вернула фирму на рельсы успеха. Богнер представил новую мужскую коллекцию, и американцы просто влюбились в «Диора лыжной моды».
Мария своим чувством стиля и функциональности задавала коллекциям характер. Она первой создала дизайн покроя зимней куртки (анорак, спортивная куртка с капюшоном), которую носил не только ее муж, но и все спортсмены олимпийской команды. Когда на первом фэшн-шоу Богнер в 1948 году Мария презентовала другое свое изобретение, стретчевые эластичные брюки, — они стали сенсацией. Хотя нет, вообще-то поначалу лыжники смеялись. В течение многих лет неотъемлемым свойством лыжных брюк была мешковатость. И цвет, конечно же, — черные, коричневые или серые. «Ох ты ж, — говорили лыжники. — И это стоит 40 долларов? Похоже на нижнее белье». Женщины, мило краснея, говорили «тесновато» и жаловались на слишком яркие цвета. Однако те, кто рискнул попробовать, получили немедленный результат — облегая бедра и талию, острыми линиями к щиколотке, брюки делали ноги зрительно длиннее. А на склоне сиреневый, цвет фуксии или шартрез (желто-зеленый) среди серо-коричневого безусловно привлекали внимание.
Maria Bogner modeling her new stretch pants, c. 1955
Фото — The Book of American Skiing
Узкие брюки со штрипками немедленно стали популярны в Америке, где их называли «богнеры» (The Bogners). Мэрилин Монро в них смотрелась фантастически, как и Ингрид Бергман, Джейн Мэйнсфилд. В дополнение к своим революционным модным идеям, таким как зимняя куртка или стретчевые брюки, в 1955 Мария придумала еще один удачный ход: с этих пор на молниях — серебряные буквы «В», символ бренда. Богнер — первый бренд в мире, который использовал этот прием!
1956 год. зимние Олимпийские игры в Кортина Д`Ампеццо (Италия), спортсменки-лыжницы из американской команды выбирают одежду Bogner, — потому что одежда американского производства, по их словам, хуже сидит. К 1960-му в компании уже пятьсот сотрудников. 1970, — Марии присужден приз Munich Fashion Prize, а средства массовой информации наградили ее титулом «Коко Шанель спортивной моды».
1972 год. К управлению семейной компанией присоединяется Вилли Богнер младший, самый молодой из трех детей. Определенно, он не слишком отстал от своего отца. За день до своего семнадцатилетия он победил в скоростном спуске (Санкт Моритц), обойдя при этом швейцарца Роджера Стауба (Roger Staub). Только исполнилось восемнадцать, а Вилли младший уже принимал участие в зимних Олимпийских играх (Скво Вэлли, 1960, он лидировал после первого забега в мужском слаломе, но — второй забег и падение). Этот же сезон принес престижную победу в скоростном спуске (Швейцария, Lauberhorn). Его лучший результат — четвертое место в слаломе (и пятое в комбинации) на Чемпионате мира в Портилло (Чили, 1966). Всего на его спортивном счету — семьдесят побед в трехстах гонках.
Слева: Вилли Богнер младший принимает поздравления от Вилли Богнера старшего (после гонки в Санкт Моритце, 24.01.1959)
Справа: Вилли Богнер младший (зимние Олимпийские игры в Иннсбруке, 02.02.1964)
Фото — wdr2.de
Под руководством Вилли младшего в 1973 году было создано дочернее предприятие в США (Ньюпорт, Вермонт), годом позже дебютировала модная линия одежды для игры в теннис, затем коллекция для гольфа (1976).
1977 год. После тяжелой болезни Вильгельм Богнер старший скончался. Его сын вернулся из Америки в Мюнхен и принял руководство компанией. Второе поколение Богнеров пошло по стопам первого, Соня, как и ее свекровь, принимает большое участие в жизни компании. С 1980 года она занимается дизайном женской одежды. Появились две лицензированные линии: Bogner Eyes и Bogner Parfums.
1986 год. Бизнесмен, полный энтузиазма спортсмен, успешный продюсер фильмов. За свой спортивный фильм «Fire and Ice» Вилли Богнер награжден Бэмби (Bambi Award) в 1985 году и Bavarian Film Prize в 1986 (герои фильма встречаются, катаясь на лыжах в Аспене, штат Колорадо. Сцены фристайл катания на лыжах, сноубординга, хэнд-глайдинга, виндсерфинга с такими спортивными талантами, как Gianfranco L'Amore, Jan Bucher и Mike Waltze. В 1990 году был снят сиквел, — «Fire, Ice and Dynamite»). Эта работа стала источником вдохновения для новой коллекции, выпущенной в 1989: потрясающая коллекция Bogner Fire + Ice. Всего годом спустя — в свет вышли ограниченная серия VW Golf и Fire + Ice interior design.
С 1960-х по 1980-е он работал оператором в нескольких фильмах, требующих сложных лыжных кадров — «На секретной службе Ее Величества», «Шпион, который меня любил», «Только для твоих глаз», «Вид на убийство» (Роджер Мур (сыгравший Джеймса Бонда во всех этих фильмах, кроме первого) и многие другие персонажи были одеты в лыжную одежду Bogner в сценах, связанных с лыжами). «Если тебе звонят продюсеры Джеймса Бонда и спрашивают, хотел бы ты поработать с ними, ты думаешь, что сошел с ума, — говорит в одном из интервью Вилли. — Я, по крайней мере, так и подумал. Я сделал фильм, который назывался «Ski Fascination», где ехал на лыжах с скоростью 80 километров в час с камерой 35 мм. Panavision. В сценарии по флемминговскому Джеймсу Бонду была сцена погони на лыжах. Так вот они посмотрели мой фильм и сказали, что хотят, чтобы сумасшедший оператор ехал с тридцатипятимиллиметровой камерой на лыжах, — 80 километров в час. Поэтому они позвонили мне. Как вы думаете, что я сказал? Конечно, сказал «да», изменил все свои планы. С несколькими друзьями сделали несколько тренировочных забегов, а потом уже свободно делал то, что хотел. Помню, как на премьере фильма «The Spy Who Loved Me» в Нью-Йорке зрители аплодировали. Это было потрясающе, — ведь нам выпала честь участвовать в этом».
На съемках спортивного фильма, 1966 г.
Фото — wdr2.de
На съемках у Вилли были специальные лыжи, которые позволяли одновременно ехать задом наперед и держать в руках камеру, снимая Бонда. Практически первые фри-лыжи! «Тогда использовались лыжи White Star, очень дорогие. Они разрезали их пополам и соединяли обратно», — вспоминает он.
Сцена погони в фильме «On Her Majesty`s Secret Service» (1969)
Вилли младший и Соня Богнер
Фото — gomedia.ch
2000 год. Новое тысячелетие для компании — время патентов и экспансии. Лицензируются такие линии, как Bogner Jeans (2000), Gloves and Time (2002), Bogner Golf Kores (2002), представлена Bogner Ski (2004). К трем наградам FiFi Awards за парфюм Богнер добавились серебряная награда ФРГ Design Prize — за Bogner Ski. 2005-ый — большой шаг в будущее: The Bogner home shopping magazine, уникальное сочетание каталога и журнала, награжден как «Лучший новый каталог года» («Best New Catalog of the Year»). Первый магазин Богнер открыл свои двери в США (Нью-Йорк, 2008) через год (2009) магазины появились в Зальцбурге, Китцбюэле, Санкт Морице.
На зимних Олимпийских играх 2006 года в одежду линии Bogner были одеты спорсмены Германии Эви Захенбахер-Штеле (Evi Sachenbacher-Stehle, кросс-кантри), Мартина Глагов (Martina Glagow, биатлон), Георг Хеттих (Georg Hettich, двоеборье, nordic combined), Георг Хакль (Georg Hackl, сани), Анни Фрезингер (Anni Friesinger, конькобежный спорт, speed skating), Виола Бауэр (Viola Bauer (кросс-кантри), и Тобиас Ангерер (Tobias Angerer, кросс-кантри).
Экспансия Bogner продолжается: по франшизам открываются магазины в Стамбуле, Киеве, Екатеринбурге. Заработал новый сайт, появились новые партнеры Bogner Shoes и, наконец (последнее по очереди, но не по важности), — финансовый год 2009/10 оказался самым прибыльным в истории компании.
2011 год. Начался с инноваций: Вилли Богнер презентовал на ISPO свой новый фильм. «B in 5D», 3D фильм, в который были добавлены еще две составляющие. Одна — время, тайминг. Вторая — опыт обзора в 360 градусов, зритель оказывается в самом центре происходящего.
Фильм и выставка «Bogner Live — Tradition + Vision», еще раз доказывают особое чутье Богнера на инновации. Выставка рассказывает об истории развития компании — с ее основания в 1932 году до наших дней. Безусловно — не без попытки представить будущее лыжной моды в 2032 году. Предстоит еще больше! Со страстью к спорту и моде.
Вилли Богнер, глава Олимпийского заявочного комитета 2018 (30.06.2011)
Фото — wdr2.de
Вилли Богнер подчеркивает в интервью: «Спорт, фильм и мода никогда не рассматривались как отдельные формы искусства, это части одного течения. И понадобилось определенное время для того, чтобы понять, что это очень близкие друг к другу области. И разделять искусство от чего-то коммерческого тоже невозможно, — не обособленные это понятия, а взаимосвязанные».
— Можете ли вы описать себя как трудоголика,человека, которому нужно одновременное участие в нескольких делах сразу: снимать фильмы, вести семейный бизнес... Будете ли вы несчастливы без всех этих проектов? — спрашивают Вилли журналисты.— Все дело в эмоциях, в чувствах, которые вы испытываете, катаясь на лыжах или занимаясь любым другим спортом, — улыбаясь, отвечает он. — Прекрасно быть частью этого. Конечно, доставлять такие чувства — нелегкая работа. Но, знаете ли, делать спортивную одежду — совершенно не то, чтобы делать деловые костюмы. Это совершенно другой мир, совершенно другие нюансы. Динамический процесс, и, конечно, инновации — часть его. Покажите мне дизайнера моды, который не является фанатом динамики, который не ищет вечно чего-то нового, не думает о следующей большой вещи. Мы всегда должны думать на два года вперед, и каждый год начинаем заново.
С нуля мы создаем полторы тысячи моделей каждый год! Конечно, тебе должно нравится то, что ты делаешь, иначе будешь просто не в состоянии делать хорошую работу. То же самое в съемке фильмов. Всегда по-настоящему важен следующий фильм, который ты сделаешь. Тот, что ты уже снял.. Да, ты чему-то научился. Видишь, что работает хорошо, что работает так себе. Процесс, в котором ты все время что-то узнаешь, — вдохновляет и держит в напряжении, не только мысленном, но и физическом. Потому что вообще-то не так-то просто ехать с камерой.
— Есть ли неосуществленная мечта, что еще вы хотите воплотить в жизнь?
— Наш 5D theatre, — смеется Богнер, — «B in 5D» это только начало. Мы бы хотели взять людей с нами на склон, — людей, которые ничего не знают о катании на лыжах. Вопрос в том, как тебе до них достучаться, как объяснить им, что все это такое.
Нет стабильной формулы успешного бизнеса, чтобы — следовать по инструкции и все тебе будет. Но, когда создается коктейль из творчества, деловой хватки, любви к своему делу и энергии, позволяющей в семьдесят лет снимать фильмы, чтобы «взять людей с нами на склон» — успех, кажется, неизбежен.