Известный факт, что дешевле всего в катании на горных лыжах – подъем с помощью ски-тура или «лесенкой» в ближайшем овраге.
Однако современный лыжебордер в своем большинстве категорически настроен на идеальный вельвет и десятки километров прокатанных трасс в день. Собственно, этот критерий лег в основу оценки стоимости катания на курортах. В итоге я оцениваю стоимость катания в единицах, представляющих собой стоимость дневного ски-пасса в рублях, поделенную на общее количество км трасс курорта, или в «километрорублях» – KM₽.
Есть и более сложный коэффициент, учитывающий количество подъемников, их производительность и общую загруженность (посещаемость) курорта. То есть, позволяющий вычислить время катания, помимо потраченного на стояния в очередях и сам подъем. Такой идеализированный маршрутный лист для идеального лыжебордера, который катается с утра до вечера с усредненной скоростью, с перерывом на обед. Но его расчет тянет на написание диссертации, и я не рискну его использовать. Но и он не будет полностью отражать истинное положение дел – поскольку победит одинокая швабра в стиле «крейзи-экспресс», где катаются 3 человека и всего одна трасса с углом 20°. А нам подавай многокилометровые спуски, уютные комфортные гондолы и кафешки в зоне постоянной видимости. То есть – современный курорт. А еще лучше, если это объединённая зона катания, в которой многие сотни км отратраченных трасс.
Я отношусь к мегаколичеству трасс весьма скептически – при среднем дневном накате лыжебордера 25-40 км (свыше этого количества можно накатать только физически крепкому катальщику при отсутствии очередей на подъемники и пустых трассах, прихватывая вечернее катание. Совпадение таких условий – весьма редко, только в низкий сезон). Обычному человеку за 5 дней (усредненный выезд в горы) вполне достаточно курорта с сотней км трасс.
Дорогой ски-пасс VS дорогое катание
Произведенные мной исследования дают возможность наконец решить вопрос: какова же истинная стоимость ски-пасса? Насколько его абсолютная цена отражает наполнение курорта трассами? Лучше всего демонстрирует ситуацию сравнение горнолыжных курортов России в высокий сезон:Диаграмма основана на данных по горнолыжным курортам, приведенных в таблице:
Из сводной диаграммы видно, что всегда есть выбор:
- Поехать на курорт с большим количеством трасс, заплатить больше за ски-пасс, но получить дешевое катание
- Елозить каждый день по маленькому региону катания, переплачивая в разы за катание, но сэкономить 300-800 рублей в день на ски-пассе.
Это наглядно видно из сводной таблицы.
Примечание: расчеты проведены по высокому сезону, так как большинство туристов катается именно в это время.
Но для любителей статистики привожу полную таблицу данных по курортам:
Хочу еще добавить: большинство курортов не дает возможности выбора и предлагает безальтернативный вариант – однодневный ски-пасс на всю зону катания. Для сравнения – ГЛ Роза Хутор предлагает 37 (!) тарифных планов (кроме льготных), в том числе – на разные зоны катания и на разный уровень катания, возраст, семейные, групповые, – а это реальная возможность сэкономить до 50% на ски-пассе.
Альпы VS Россия
И наконец – главный вопрос последних лет: Где катать дешевле: Альпы или Россия? Решен, однозначно, не в сторону России. Увы…Сомневаюсь, что большинство катающихся готовы тратить на ски-пасс в разы больше, ради пользования 15-25% предлагаемых объединенных зон катания, при этом проводить до 90% времени на подъемниках. Однако это прекрасные возможности для горнолыжного сафари.
Зачем нам кататься на горнолыжных курортах в странах бывшего СССР?
В любом случае новые страны – это новые впечатления, новый опыт, новый снег. Даже беглый анализ цен дает еще один стимул – катание тут более экономично. Да и бытовые цены зачастую значительно ниже, в том числе и на проживание.В заключение – диаграмма, отражающая положение со стоимостью катания у лидеров экономичного катания:
Я не вовлек в статистику данные по Америкам, поскольку там либо курорты, значительно уступающие Альпийским, либо система учета региона катания не по длине трасс, а по площади курортов.
Выбор – личное дело каждого катальщика. Но публикуемый рейтинг – надежный помощник для принятия правильного решения.