Абсолютное большинство инструкторов в России учились в НЛИ. Национальная Лига Инструкторов - почти монополист в этой сфере производства инструкторов по сноуборду. Можно, конечно, пойти к SnowPro, ВАГИ, ФГССР, но они не выдают сертификаты международного образца.
НЛИ выделяется среди других российских организаций наличием своей методики. Может быть много споров, о том, что правильно учат они или нет, но пока в России они самые сильные за счёт целостного подхода к обучению.
Я прошел курсы Канадской Ассоциации Инструкторов по Сноуборду CASI Level 2 и курсы НЛИ по сноуборду "С", "В", "А", лыжный курс "С" и могу сравнить подходы Канадской и Российской ассоциаций к обучению и технике катания.
Почему я выбрал для обучения именно эти две ассоциации?
-
Они регулярно проводят курсы для инструкторов всех уровней мастерства.
-
Они ежегодно работают над улучшением качества обучения на семинарах и лекторских сборах.
-
Обе организации являются членами Международной Ассоциации Горнолыжных Инструкторов (ISIA) и выдают международные сертификаты.
Я расскажу как видят эти две ассоциации теорию, методику и технику катания на сноуборде. Но для начала надо разобраться, что из себя представляют НЛИ и CASI.
Немного об ассоциациях
По сути, обе ассоциации являются образовательными центрами. Основная их задача - выпускать квалифицированных инструкторов по зимним видам спорта и задавать стандарты обучения на национальном уровне. Надо сказать, что обе организации считаются авторитетными в своей сфере и состоят в Международной Ассоциации Инструкторов по горнолыжныжным видам спорта (ISIA).
У Канадцев инструкторы по лыжам и сноуборду разведены по разным организациям. CASI - для сноубордистов, CSIA - для лыжников. При этом CASI единственная профессиональная ассоциация инструкторов целиком и полностью возглавляемая и управляемая сноубордистами. Такая узкая специфика на одном виде спорта позволяет канадской ассоциации не распыляться и сфокусировать свою деятельность только на обучении инструкторов по сноуборду. Оплатив членский взнос на сайте, вы вступаете в ассоциацию и получаете доступ ко всем электронным материалам для инструкторов и скидкам на снаряжение.
НЛИ же включает в себя и сноубордистов, и лыжников, и даже инструкторов по летним видам спорта. Плюс этой организации в том, что если ты хочешь получить сертификат инструктора в другом спорте, то ты знаешь куда идти и правила игры. Однако, в интернете не так много информации о том как они видят процесс обучения сноубордистов. Понимание об этом появится только при прохождении курсов от НЛИ и последующем получении опыта работы.
Канадская ассоциация больше интегрирована в глобальную индустрию сноубординга. А их сертификация приравнена к Американской - это удобно. К ней за границей относятся с большим доверием, нежели к российской НЛИ. Не смотря на то, что обе организации соответствуют стандартам ISIA и регулярно проходят аудит. Обе организации делят обучение на 3 крупных сегмента: теория, методика и техника катания.
Курс Категории "A" от НЛИ в Миассе
Теория у всех разная
Обе организации посвящают этой теме достаточно времени в процессе обучения. Но видение теории обучения сноуборду разное.
У меня сложилось впечатление, что НЛИ понимают теоретические лекции скорее как дополнительные знания, которые, безусловно, являются полезными, но не являются ключевыми на пути инструктора. Опираясь на мой опыт, из 10 лекций большая часть информации Вам не пригодится в первый год работы точно. А сами лекции не представляют какой-то очень важной или ценной информации. В них в общих чертах рассказывается обо всем подряд: устройство горнолыжной школы, первая помощь, подготовка снаряжения. И вы скажете мне: “Антон, организация соревнований по лыжному слалому и базовые знания о лавинах в горах это интересная и полезная информация для инструктора по сноуборду, почему ты так говоришь?”. А я вам отвечу, что в ней нет прикладного смысла. Инструктору начального уровня нужно не соревнования организовывать на лавиноопасных участках горных склонов, а узнать как сделать, чтобы ученики возвращались на второе занятие.
Обложка справочника сноубордиста
В Канаде к теории обучения относятся более ответственно. Они написали справочник для инструкторов по сноуборду на 190 страницах мелким почерком. Он создан сноубордистами для сноубордистов, в нем меньше воды и больше сути. Я бы сказал, что эту книгу надо прочитать каждому инструктору. Мне особенно понравилось, что в ней расписывают процесс обучения до мельчайших деталей - например, чем отличается биомеханика мужского и женского тела, как стоит общаться с клиентами, как им ставить задачи на урок.
Они внедрили в процесс обучения кучу инструментов, многие из которых называются непонятными аббревиатурами (PTT, PPTTEE, SKILL) но от этого не менее эффективны. Например PTT (Positive To Try) - формат обучения при котором, инструктор дает обратную связь ученику в позитивной манере. Цель инструктора - поддержать ученика, похвалить за попытку сделать новый элемент, не говорить больше чем об одной ошибке за раз. Главное - позитивный опыт от занятия. И этим принципом пользовался наш преподаватель на курсе. У нас перед глазами всегда был идеальный образ канадского инструктора.
В российских лекциях тоже есть информация о том в каком формате должны проходить занятия, но канадцы тему раскрыли на порядок лучше.
В плане понимании теории катания на сноуборде Канадцы добились большого успеха. Отчасти это потому, что они смогли все свое видение логично и красиво изложить на бумаге.
Методика канадская, методика австрийская
К методике преподавания часто относят список упражнений, последовательное выполнение которых приведет к повышению навыков ученика. Российская методика изначально была взята из Австрии и адаптирована на наши реалии. С течением времени ее переписывали и правили. Несколько лет назад российские лекторы по сноуборду ее обновили, упростив методический ряд и убрав некоторые спорные моменты.
В рамках курсов НЛИ, методике отводится особое место, половина времени на склоне посвящено изучению последовательности выполнения технических упражнений. А в первый же день курсантам выдают небольшие книжечки с перечнем этих упражнений, их называют методички. Для каждого курса своя методичка. Книжечки написаны специфическим языком и сами по себе ценности не несут. Но при прохождении курса и изучении методики являются очень полезными.
Большой плюс нашей методики - подробные описания изучаемых поворотов и подводящих упражнений. Но из описания поворотов непонятно в каком рельефе, при каких снежных условиях их применять. На курсе мы повороты учили, чтобы сдать методику и технику. А в реальной жизни я мог только догадываться, зачем мне нужно уметь поворачивать влево и вправо на сноуборде 9 разными способами. При этом, я понятия не имел, как научить человека кататься вне трасс. С чего начинать и как пройти путь от катания на склоне до плавных поворотов по целине в лесу. Со временем я разобрался, конечно.
У канадцев иной подход к методике. Они учат не столько поворотам, сколько прикладным навыкам катания в определенном рельефе при определенных условиях. Стандартная методичка есть только для начинающих, где описан путь от знакомства со снаряжением до связанных поворотов. Дальше все очень интересно. Есть 3 глобальных направления в сноуборде: карвинг, фристайл и фрирайд. И есть отдельные методические ряды для каждой из этих дисциплин.
Например, ваш ученик умеет делать связанные повороты - можно ему дать пару уроков введения в карвинг. Научился делать заклоны и карвить - можно его вытащить в легкое внетрасье, чтобы привыкал к кочкам под ногами. Мы не учим поворачивать, а учим подстраивать свою технику к месту катания. Такой подход будет в радость ученику, потому что он чувствует прогресс, чувствует, что делает что-то новое. Конечно, помимо этого есть еще модель SKILL и 5 навыков сноубордиста и возможность поработать над ними для совершенствования техники, но об этом в другой раз.
Я высоко оцениваю канадскую методику, так как ее проще применять на практике. Инструктор после канадских курсов чувствует себя квалифицированным специалистом, а не мамонтенком на льдине посреди океана. Именно такие ощущения у меня были после прохождения курса категории “С” от НЛИ в 2011 году.
Техника катания
Начну с Канадцев в этот раз. Мне очень нравиться их видение техники - "нет правильного и неправильного, есть действия и их последствия". Последствия твоих действий они и оценивают на курсе. Они не так требовательны к нюансам, им важна общая картина. Они оценивают навыки - способность управления сноубордом только с помощью ног, насколько ты сбалансирован во время катания, можешь ли удерживать угол закантовки и делать симметричные повороты и так далее. Если с навыком что-то не так - над ним нужно поработать. И для этого в их арсенале уже готова система: Whole-Part-Whole. Оцениваем катание ученика, берем один навык, работаем над ним, опять оцениваем общую картину для того чтобы оценить эффективность тренировки.
Канадцы не предполагают глубокого погружения учеников в нюансы техники. Принцип Keep It Simple (будь проще) в совокупности с позитивным форматом преподавания Positive To Try (поощряйте попытки) не дает им углубляться в тонкости, о том каким пальцем ноги куда нужно давить внутри ботинка.
Иллюстрация из Refference guide
Со стороны среднестатистического ученика это хорошо - меньше слов, больше катания на занятии. А вот со стороны инструктора, обучающегося в ассоциации возможно не очень. Такой подход расслабляет на курсах. Поясню. У нас на курсе были два студента с неплохим пониманием методики и теории, но с проблемами в технике. В процессе обучения лектор их хвалил и немного поправлял, по мере возможности. Но, несмотря на позитивную обратную связь во время занятий, экзамены они не сдали. И вот в чем вопрос: было бы лучше с самого начала вывалить на их головы весь список ошибок, что бы их деморализовало отчасти, но у них бы появился шанс сдать технику, или лектор сделал все правильно, выдержав строгие стандарты федерации о качестве получаемого опыта? Это вопрос, на который у меня пока нет ответа.
В НЛИ разделу техники отведено достойное место в учебном процессе. Ей посвящается отдельная лекция - “Биомеханика”, половина времени на склоне, и половина вечерних семинаров во время инструкторских курсов. Так как пособий по технике НЛИ никаких не выдает, понятие “правильной” техники катания может варьироваться в зависимости от того кто лектор на курсе и какое у него видение. Работа над мастерством ученика в управлении доской видится самой важной задачей для инструктора. Получение удовольствия от катания уходит на второй план. Техничное катание по НЛИ - это катание с максимальным эффектом от потраченных усилий. И тут начинается самое интересное.
У Национальной Лиги есть достаточно жесткие стандарты как нужно поворачивать на сноуборде: как инициировать поворот, последовательность действий в дуге, какая должна быть стойка в каждый фазе поворота. И всегда тебе нужно стремиться соответствовать этим стандартам, чтобы сдать экзамен. Если твоя техника отличается от “правильной” техники НЛИ, то нужно во время курса показать работу над собой, чтобы лектор видел положительную динамику в твоей технике катания. Курсанты ежедневно делают массу технических упражнений на семинарах и на склонах, работая над мышечной памятью. В результате техника катания у выпускников НЛИ очень похожа. А лекторы так и вообще катаются как роботы, почти идентично.
Подобный подход позволяет выпускать в массе своей технически подкованных инструкторов. Рискну предположить, что выпускники НЛИ разбираются в этом аспекте лучше, чем их канадские коллеги. Конечно, подобный подход порождает массу дискуссий о том, что можно кататься иначе, не теряя при этом эффективность во время спуска. И само наличие этой полемики идет сообществу российских инструкторов на руку. Это тот самый случай когда в споре рождается истина. Подход к технике катания в НЛИ таким образом развивается, эволюционирует год от года.
Итог
Подводя итоги, вернусь к тому, что обе ассоциации положительно влияют на индустрию сноуборда в своих странах. Но, стоит отметить что они сфокусированы на разных аспектах обучения.
Лучшее что есть в CASI - это систематизированный подход к процессу обучения, разнообразие методики обучения и, назовем это, клиентоцентричность. Канадцы считают что самое важное это положительный опыт ученика от занятия с инструктором. Это вполне логично, именно желающие научиться кататься на сноуборде приносят деньги в индустрию. Взамен они должны получить наилучший опыт от освоения снаряда. Под этим они воспринимают не количество выученных упражнений, а размер удовольствия от катания, которое обеспечил инструктор клиенту. Довольный ученик вернется за этим же удовольствием на второе, третье занятие и еще придет в следующем году к тому же инструктору. И Канадцы учат в своей ассоциации способам как этого добиться.
В CASI понимают все разнообразие сноуборда как спорта - кто-то на доске в парке прыгает, кто-то врывается в целину, другие любят резать дуги по вельвету. Для каждого их этих стилей есть своя отдельная методика плавного погружения в тему. Здорово то, что инструкторы CASI имеют прикладные инструменты, чтобы показать все это разнообразие сноубординга. И в нем каждый ученик сможет найти что-то для себя и получить позитивный опыт.
Отдельно выделю справочник сноуборд инструктора от CASI. Это кладезь знаний для любого инструктора. Такой педантичный подход к аспектам обучения меня подкупает. Именно после знакомства с этой книгой мне захотелось съездить на курсы инструкторов от CASI.
На бумаге Русские и Канадцы обучают одному и тому же, похожими способами. НЛИ больше сконцентрирована на том, как прокачать технику катания, нежели на том, как предоставить лучший опыт ученику. Очевидный плюс этого подхода - инструкторы знают все технические упражнения и методический ряд на отлично. Обратной стороной медали является то, что они к концу курса так и не поймут как предоставить ученику хороший опыт катания.
Выпустившись в 2011 году с курсов НЛИ я измерял успешность проведенного урока тем, сколько я упражнений успел впихнуть в часовое занятие и насколько мы с учеником продвинулись по методическому ряду. С опытом мое мнение изменилось. А после прохождения курса CASI, я понимаю, что самое главное - влюбить ученика в спорт и мотивировать его на дальнейшее катание. И такому, к сожалению, ни одна ассоциация не обучит. Либо ты сможешь это сделать, либо нет.
Золотарев Антон
спасибо, очень полезный анализ