Как начиналось
Почему появилась мысль поехать в Америку? Причин много.
Во-первых, существует множество свидетельств о необычном количестве и качестве снега в США, что на фоне последних лет в Европе не может не выглядеть привлекательно (хотя лично у меня нет причин жаловаться на Европу).
Во-вторых, в какой-то момент я понял, что мне интереснее кататься и путешествовать, чем просто кататься, а в Европе я уже много, где был, и она стала казаться слегка однообразной (лично мне).
Не стоит упускать из виду WOW-фактор - Америка, блин, круто. :)
Ну и last but not least – в процессе регулярного мониторинга известного сайта Винского выяснилось, что последнее время посольство США стало достаточно лояльно давать визы, что на фоне усложнения их получения В НЕКОТОРЫЕ европейские страны выглядело очень привлекательно с учетом получения сразу годовой многоразовой визы. (Нет, конечно, скажем для одиноких симпатичных девушек брачного возраста с хорошим знанием языка в посольстве США ничего не изменилось :), но имея хороший паспорт, неплохую работу и некоторое количество свободных средств можно с высокой долей вероятности получить визу, даже если в конкретный момент получения визы у тебя имеются только смутные намерения, зачем и куда ты собираешься ехать. У нас собеседование заняло пять минут на двоих и было задано два вопроса - зачем едем и где работаем. Никаких документов и т.п. не запрашивалось).
После же того, как визовые проблемы были решены, настала пора выбирать, куда ехать кататься.
Из крупных зон катания можно выделить три: Колорадо (Аспен, Вейл, Брекенридж и т.п.), озеро Тахо, Калифорния (Скво Велли, Хевенли, Нордстар и т.п.) и Солт Лейк Сити (Сноуберд, Брайтон, Сноубасин и т.п.) (вообще курортов много больше, и есть, возможно, более интересные, типа Джексон Холла и Биг Скай, но у них нет курортов–спутников, до них сложнее добираться и еще много НО...).
Первым отпало Колорадо - по отзывам и свидетельствам курорты там более «европейские» (в смысле деревня+склоны), отдаленные от цивилизации (2-4 часа от Денвера, к примеру) и с точки зрения путешествия сложные (до интересных мест на машине долго). (И еще - вот не хотелось на этот раз в Колорадо. :)
Следующая была отвергнута Калифорния. По свидетельствам снега там действительно много, и катание интересное, но из-за близости океана свежий снег достаточно быстро становится мокрым со всеми вытекающими. Поездка же была намечена на март, что также не прибавило плюсов.
В результате выбор пал на Юту: можно жить в большом городе и посещать 6-7 курортов в пределах досягаемости от 30 минут до часа, снега много, и он сухой, в Юте и на границе с ней находятся такие парки, как Гранд и Брайс каньоны, Зион, Каньонленд и, в конце концов, Лас Вегас, причем все в пределах разумного на машине и удобно комбинируется между собой. Итак, решено - Юта.
Подготовка
Перелет МСК-НЙ-МСК – взят Аэрофлот, перелет НЙ-СЛС-Сан Франциско (по необходимости)-НЙ- Дельта. Отель/апартаменты в СЛС - 11 ночей по 110 долларов. Отель СФ – 140$+налоги, в НЙ – 2x160$+налоги.
В США надо постоянно учитывать, что подавляющее большинство цен приводятся без налогов. Налоги добавляются отдельно и могут отличатся в зависимости от штата, а некоторые и от города или вида деятельности.
Ввиду сложности маршрута решено с собой взять только боты и крепления, доски взять в прокат на месте.
Прилет
Через десять часов после взлета мы приземляемся в Нью Йорке. Было решено остановится на ночь в аэропортовом мотеле, чтобы поспать/привыкнуть к временному сдвигу (минус 8 часов) и лететь в СЛС утренним самолетом в 6.40, в 9.35 на месте, можно успеть покататься :).
По поводу приаэропортовых мотелей – они все - г…о (в Нью Йорке, по крайней мере), поэтому нет смысла пытаться выбирать по отзывам, может, более дорогой и т.п. Или брать нормальный отель, или самый приемлемый по цене мотель – середина затраченных денег не стоит.
Первые впечатления
Немного о самолетах в США: во время перелета в самолете не кормят вне зависимости от времени перелета. Дают воду и сок, остальное - за дополнительную плату.
И вот, после почти пятичасового перелета под нами появляется Солт Лейк Сити.
Рискуя навлечь на себя гнев пиндофобов:), скажу: СЛС - реально феерично, совсем не похоже на Старый Свет. У нас горы идут в основном массивами. Тут же Скалистые Горы выглядят (с самолета) совсем иначе - под тобой огромная равнина, и вдруг ее пересекает горная гряда, потом опять равнина, и опять гряда. Равнины похожи на Россию - заснеженные и ненаселенные - дороги, правда, тут есть:). СЛС же лежит как в чаше - со всех сторон окружен горами, сам Солт Лейк тоже впечатляет реально. Аэропорт - первый раз видел пробку из самолетов. В этом наши провинциальные аэропорты дадут СЛС фору:): выгружают на летное поле и иди к аэровокзалу, не надо ждать, пока гейт освободится. (Из-за этого, кстати, и покатать в этот день не удалось, и еще курорты рано работать заканчивают).
Забегая вперед, мораль этой поездки: любые свои планы надо тщательно просчитать, учесть возможные задержки, остановки, добавить еще пару-тройку часов - и тогда это будет приблизительно правильно.:)
Вот так и получилось - пока минут тридцать ждали освобождения гейта, потом еще столько же багажа, пока брали машину, потом доски, селились - и кататься оказалось поздно. Но в Сноуберд все же съездили. Визуально весь низ - то, что видно снизу, можно сравнить (кто был) с Фейсом в Валь Д'Изере и 17-м в Маркоффкине. А что там наверху... :) Что интересно - внизу солнце и градусов 10 - в Сноуберде снег. Поэтому, хотя прогноз был и не очень, появилась надежда на то, что легендарный Greatest snow on Earth мы попробуем. :)
Немного о Солт Лейк Сити. Столица штата Юта. Время - Москва минус 10 часов. Население, если верить источникам, миллион семьсот тысяч. Город большой. Основная масса домов - одно, двухэтажные, высотные дома только в Даунтауне. Дороги широкие, многополосные. Вообще складывается впечатление, что дороги строились сначала, а дома уже вокруг них. Религия - мормоны. Достопримечательности: Temple Square, где, в числе прочих, находится штаб-квартира мормонской церкви, самое высокое в городе здание :). Странные законы - в магазинах и кафе разрешена продажа алкоголя не более 3,2%. Более крепкий алкоголь (в том числе и нормальное пиво) продается или в специальных магазинах или в ресторанах и частных клубах. Понятие «частный клуб» говорит о том, что для прохода туда человек должен быть его членом, а на практике просто заплатить на входе некий членский взнос.
[page]День катальный первый
С утра - солнце, но ночью, если верить прогнозам, был снег. Решили поехать в Сноуберд.
Во всех сноубордических путеводителях его называют жемчужиной, лучшим (одним из лучших) курортов США по версии тра-та-та и т.д., и т.п.
С моей точки зрения, это то, чем могла бы стать КП (с поправкой на высоту), если к ней приложить минимальное умение и неминимальные бабки.
В реальности Сноуберд - это с десяток больших отелей и резиденций, порядка десятка подъемников, достаточно высокая и при этом лесистая зона катания (чем кардинально отличается, например, от Европы). Про лес-понятно, теперь про высоты - каr ни странно, но, если не брать ледники, в достаточно высоких французcких, например, Альпах, основное катание происходит на высотах ниже (условно) 2700. Здесь это центр катальной зоны при верхе 3300.
Чем еще может быть близок Сноуберд российской публике?:) Мало подъемников, круто, трасс мало. Трассы - это вообще отдельная история. На схеме обозначено множество, но выглядит это так - зеленые и синие еще как-то напоминают трассы, черные (один и два ромба) -это роуты. Причем, синие и зеленые, хоть ратрачные, в большинстве своем узкие, пологие и ЛЕГКО ПЕРЕХОДЯЩИЕ в черные - т.е. ехал человек, ехал по зеленой - и тут дальше - один бугрятник. Место не для карверов совешенно - мне удалось слегка покарвить где-то на метрах 500, не больше, на всей горе. Может, с утра трассы были получше, но с утра было не до того - ловили снег.
Нет, нам не удалось застать легендарный Ютовский снег. За ночь нападало сантиметров 15, не больше, но и этого хватило, особенно в Минерал Басине, куда ветер, видимо, еще дополнительно намел. Офигительные впечатления, когда идешь по крутому пухляку, и доску как будто выбрасывает саму, для поворота особо услилий не надо прилагать. Cool.
Вечером ездили за вином в госмагазин СЛС. Цены бюджетными я бы не назвал - 10 баксов за бутылку 05 года американского вина.
В общем как-то так. Нового снега этой ночью не было - поедем или вдаль от СЛС или поищем трассы в Парк Сити.
Несколько мыслей о вообще
Американцы не умеют готовить кофе. Тут кофе называют бурду, типа которой раньше давали в различных столовках. Чай, впрочем, тут тоже готовить не умеют. Даже из пакетиков.
Вообще интересно смотреть на различия, скажем, с Европой. Вот, например, мы живем в клубных апартаментах, представляющих из себя ряд двухэтажных домиков по два аппарта - по одному на каждом этаже. Размер «студии» - метров 40-45.
Но при этом – отопление, совмещенное с кондиционером, поэтому когда включается приток теплого воздуха становится достаточно шумно. Практически под упор столовых приборов, ни одной батареи или полотенцесушителя (как показала дальнейшая поездка полотенцесушителей нет нигде, ни в каких отелях). Поэтому для сушки ботинок пришлось купить сушилку, а перчатки и т.п. хитрые русские привязывают к приточным отверстиям на потолке, через которые поступает теплый воздух. [page]
День катальный, второй
Сегодня решили поехать в Сноубасин. Курорт находится в отдалении от СЛС, и, если бы не Олимпиада, так и оставался бы бедным родственником. Но во время Олимпиады там проходили несколько г\лыжных дисциплин и его хорошенько обновили.
Дорога занимает час или час с небольшим, если ехать разными дорогами. Мы выбрали дальнюю, поскольку по дороге был магазин, где давали напрокат Арбор, который я хотел попробовать.
(Стоит заметить, что, как оказалось, главные проблемы с прокатом -это проблемы ростовок. Хронически нет ничего длинного, все, как правило, меньше 165.)
(Еще стоит заметить, что тесты никаких особых результатов не дали. То ли я катаюсь слишком хорошо, то ли слишком плохо, может и то, и другое, но сильных различий между протестированными К2 Амбуш 164, Арбор Элемент 161 обнаружить не смог).
Так вот, Сноубасин. Горы в этом районе совершенно другие, чем в Сноуберде - более округлые, плавные, больше лиственного леса, чем хвойного.
Менее крутые (хотя верх сравним). Но главное, это такой американский вариант Европы в смысле количества и качества трасс, количества и качества кафе\ресторанов, разметки трасс. Самое же главное - практически полное отсутствие народа. На горе легко можно было ехать по трассе одному и не встретить никого. Особенно это относится к зоне катания Клубничного пика. При этом все пространство между трассами занято большим количеством катального внетрассового леса.
Я давно для себя понял следующую истину - ехать за фрирайдом в места, называемые меккой фрирайда, достаточно рискованно, ибо после снегопада они раскатываются в полдня, и если больше снега не будет, то катание там обычно значительно хуже, чем на обычных курортах. Там же, куда ездят только тихие бюргеры или локалы-французы, или, как оказалось, локалы-американцы, можно катать по целине достаточно долго. Пусть и не так круто.
К сожалению, оценить во всей полноте прелесть катания в Сноубасине нам не дала погода. На горе лежала туча, был сильный ветер и плохая видимость. Зато шел снег.
На пути домой оценили прелесть и живописность дороги в ущелье, а также то гадство, что на равнине сияло солнце и было тепло совсем по-весеннему.
В общем, Сноубасин будет посещен еще раз - однозначно. Вопрос в том, когда. Прогноз показывает, что больше всего снега выпало в Брайтоне. И ски-пассы туда уже куплены. (Хинт - ски-пассы надо покупать в горнолыжных магазинах в СЛС. Скидка от 5 до 15 баксов в зависимости от курорта).
Дополнение. Сноубасин был посещен еще раз на пятый день катания. Впечатление свое подтвердил. Народу, правда, было побольше, поскольку там устроили какие-то любительские соревнования, но на трассах их все равно было особо не видно. Снега не было два дня, но лесное катание остается отличным, снег есть. В полной мере оценили прелести месного общепита :).
Представьте - ресторан на верхней станции канатки. Внутри - потолки метров 10, посредине – камин, на полу –ковры, приличная мебель, креслица, окна от пола до потолка, лифт на нижний этаж, где зал отдыха с видом на горы и туалет, отделанный мрамором, со стенами, обитыми тканями :). При этом – обычное самообслуживание с ценами, ниже, чем в Сноуберде. :)
[page]День катальный, третий
Брайтон
Находится в конце Big Cottonwood Каньона. Обозначен, как место с сильной сноуборд-культурой и большими возможностями для беккантри. Нижняя точка катания - 2650 метров.
Итак, накануне был снег и по результатам его больше всего выпало именно в Брайтоне. Не так много, как хотелось бы, но все же. Прогноз на сегодня - снег, переменная облачность.
Утро. Встаем. Над СЛС небо затянуто облаками, что, как мы заметили, нетипично - обычно вокруг на горах облака, а в СЛС - солнце.
До Брайтона минут тридцать езды по живописнейшему каньону. Третий день мы посещаем разные места, и все три дороги красивы и непохожи. Где-то миль за пять до Брайтона начинает идти снег. Подъезжаем. Машин на парковке еще мало. Хотя идет снег, но облачность высокая и видимость хорошая. Ветра нет. Решаем начать от крайней креселки Грейт Вестерн. МЫ НЕ ПРОГАДАЛИ. Блин, там кайф. Разные уклоны, лес, причем достаточно редкий и легко везде проходимый, трассы между лесом ухожены - в общем, то, что доктор прописал. Часа два с половиной раскатываем ЭТО, потом решаем посмотреть остальной курорт.
Уходим на другой край, креселка Милли. Но это не день Милли. Там надо катать сразу после снегопада, желательно с хорошей видимостью, поскольку леса там мало. Разбито и достаточно жестко - видимо, ветер поработал.
Снег усилился и мы зашли перекусить - все равно видимость слабая. В КЛУБЕ (именно так тут называются места, где продают алкоголь выше 3.2%) у нас, как полагается, спросили документ на предмет возраста (я рад, мне польстили) и принесли нормальное «пиво» Будвайзер (маде ин Америка). Чаевые включены в счет - 18%, однако.
Пока обедали - распогодилось, выглянуло солнце, и мы остаток дня докатывали в центральной зоне. Тут больше народу, есть сноуборд-парк, лес достаточно плотный, но катать можно. Трассы - супер. Остаток дня я, типа, карвил до упаду. Люди, вроде, есть - а, вроде, и нет. В общем, «мы в восхищении, королева в восхищении».
Главный минус курорта (ИМХО, единственный) - малый перепад высот, порядка 600 метров. По пути домой, по дороге увидели барана (горного) на отвесной скале. Сфотографировали.
TWSnowboarding так описывает Брайтон: "Known as a hardcore local`s mountain…Whether jibing or jiving, carving or flying, the place rocks".
В общем, пока не появилось желания вернуться только в Сноуберд, не потому, что он плох, просто, ИМХО, он слишком хорошо известен. Отсюда толпы, бугры, цены и т.п.
Продолжая же программу последовательного посещения курортов СЛС завтра двинем в Парк Сити - еще один известный курорт Юты, место проведения всех соревнований по сноуборду.
[page]День катальный, четверый
Итак, с утра на улице солнце, а мы – в Парк Сити. Это бывший городок серебродобытчиков, впоследствии переделанный в курорт. Много отелей, жилья (видимо, после Олимпиады, поскольку, хоть и не в самом Парк Сити, но милях в двух от него проходили еще и соревнования на трамплинах и санно-бобслейные). Есть ски-ин/ски-аут. Площадь перед подъемниками выглядит, как европейский курорт, – г/лыжные магазинчики, едальни, центр по туризму.
Не понравилось :)
Народу много. При большом заявленном перепаде реальная длина трасс не выше, чем в Брайтоне. Лес лиственный, но плотный. Есть четыре скоростные шестикреселки. Три из них обслуживают практически беспонтовые зеленые, с легкой примесью синевы, трассы.
Остальные креселки - старые двушки и трешки без закрывашек вообще (даже в Поляне есть накидывающаяся цепочка :). Несмотря на то, что снегопад закончился вчера днем (хотя здесь его, может, и не было) раскатано все, кроме долгого беккантри. В общем, не проперло :).
Зато городок красивый. Центральная улица стилизована (или такой и была) под этакий Вестерн Сити. Возможности для фотографирования - масса.
Ссылки
Винский - forum.awd.ru
Глобальные сайты билетов, отелей, проката машин и т.п: Travelocity.com, Expedia.com
Отели: Hotels.com, Venere.com
Аппарты в СЛС: www.woodfinsuitehotels.com
Туристический центр в СЛС: www.visitsaltlake.com
Г/лыжи в Юте: skiutah.com
Путеводители: Lonelyplanet.com
Даты поездки: 01.03-18.03.08
Автор: Густь (Hobb)