Начало
Национальные парки
Успешно откатавшись на пятый день опять в Сноубасине, с субботы было решено начать осуществлять «культурную» программу. С одной стороны пора было дать отдых ногам, с другой - не хотелось толпиться в приближающиеся выходные. Опять же лететь за тридевять земель, первый раз в страну, только для того, чтобы покататься, не имеет смысла. А в Юте и на границе с ней находится большое количество природных парков с видами, которых нет больше нигде в мире. Еще в Москве, при планировании поездки, было решено посетить Гранд и Брайс Каньоны, Парк Зион, а также Лас Вегас – хоть и не парк, но тоже всемирно известная достопримечательность :).
Не было запланировано только время их посещения. Решили решить :); это на месте, исходя из собственной физической кондиции и прогноза погоды, что тоже немаловажно, потому что март - еще зимний сезон, а каньоны находятся на изрядной высоте, и при плохой погоде со снегом смысла их посещать, в общем-то, не много.
В субботу первым делом в и-нет – прогноз погоды. И вот же разочарование – в субботу до вечера в каньонах - снег с дождем и все такое, и нормально проясняется только к понедельнику. Это меняло наши предварительные планы с экономической точки зрения, поскольку тогда надо было сначала ехать в Вегас и уже из него по каньонам, а суббота в Вегасе - самый популярный день, во многих отелях мест нет и цены - плюс 50-70% к рабочим дням. Но тут уж не до жиру. :)
В 8 часов загружаем машину (полный чемодан вещей на случай плохой/холодной погоды – не понадобился :), включаем навигатор и выезжаем.
Отступление: дороги, машины и прочее
Дороги в США – это основные транспортные артерии, в отличие от Европы, где хорошо развит ж/д транспорт. Дороги в Штатах хорошие, хуже, чем в Европе, но много лучше, чем в России (за исключением негритянских пригородов Нью Йорка :). Интерстейты – аналоги европейских автобанов, разрешенная скорость 75 миль, нормальная - 80-82 мили. Дальше идут федеральные дороги (пошире, больше полос) и другие. Ограничение по скорости – 65 миль, ехать – 70 миль :). В городах обычно снижение до 45-55 миль – но все обозначено специальными знаками. Полиция по скорости работает – в работе не видели, но стандартную картинку из фильмов – припаркованный на обочине автомобиль и сзади полицейская машина – видели много раз. В городках за знаком снижения скорости часто стоит машина шерифа. Если на дороге серьезный ремонт и требуется существенное снижение скорости – с обоих сторон ремонтируемого участка будет стоять полиция или шериф.
Прокат. Машину брали в Долларе. Додж Калибер. Изначально хотели брать 4wd – но брокер подвел (или кинул - выясняем) (Fastcarhire.co.uk - в черный список), а непосредственно брать джип в конторах было дорого и , по предварительному прогнозу погоды на наше пребывание в Америке, не имело смысла – таких снегопадов, чтобы не прошла обычная машина, не ожидалось.
Комплектация у машины была не сказать, чтобы минимальная, но очень странная. Экономили, видимо, на всем, что считали несущественным. Например, переднем освещении салона. Т.е. если ночью в дороге карту посмотреть - то фиг.
Плавно переходим к картам и навигаторам. Навигатор - Гармин. Пришлось взять, т.к. ТомТом на коммуникаторе работать отказался – а установочный диск к нему мы не взяли. Скажу так – если вы не собираетесь ездить внутри больших городов или по каким-то уж совсем полным жопам, то он вам не нужен. Нам оказалось достаточно указателей на дорогах и карт в Lonely Planet. Навигатор понадобился один раз, чтобы в Лас Вегасе проехать без напрягов к отелю, но, в общем, можно было и без него.
Продолжу. Приближаясь к съезду с интерстейта в сторону Брайс Каньона, отмечаем, что погода очень даже ничего - солнце, небольшие облачка. Решаем рискнуть. В случае хорошей погоды реализовываем первоначальный план, в случае, если все-таки погода ухудшится – вернемся к Вегасу.
Дорога идет через перевал. По высотометру – 2500м (большая часть Юты находится достаточно высоко по европейским меркам. Итерстейт СЛС-Вегас в среднем идет на высоте 1600, US-89 где-то 1700-2000, а на перевалах, соответственно, еще выше. Это стоит учитывать тем, кто подвержен высотной болезни). Сворачиваем на 89-ю, проезжаем еще немного и, наконец, поворот на Брайс. Погода слегка портится, но слегка.
Плата на въезд - 25 долларов с машины. Билет действителен на неделю, для тех, кто останавливается на территории для всяких трекингов. Но сейчас зима, трекингов нет. По парку ведет 17-ти мильная дорога. От дороги в сторону отходят view point’ы – места осмотра и фотографирования каньона. Как говорит LP, поскольку все вью поинты находятся слева, то удобнее сначала подняться по дороге до конечного пункта, а потом спускаться обратно, делая остановки. Проверено - удобно.
Верхняя точка дороги – 2700м. Вылезаем. Небо – из Симпсонов :), внизу, до горизонта - равнина, на красных скалах лежит снег и растут елочки. Красиво - просто нереально. Словами описать сложно, тут лучше смотреть фото.
Спускаемся, останавливаясь попеременно на разных поинтах. Каждый раз виды на собственно каньон – разные (что выгодно отличает от Гранд Каньона, например). На каждой стоянке нас сопровождают вОроны-попрошайки. Черные, здоровые – где-то с полметра и больше ростом. Дальнейшая поездка показала, что именно они, а не, скажем, орлы или соколы, являются главными птицами Скалистых Гор.
К выезду из парка погода заметно портится. Пришла туча и непогода должна вот-вот начаться. Прикидываем по часам, что во второй намеченный парк – Зион нам сегодня никак не успеть и решаем ехать к месту запланированной ночевки – Page, Аризона, на берегу озера Пауэлл. Возвращаемся на 89-ю, проезжаем десяток миль - и тут нас накрывает мощный заряд снега и, частично, легкого града. Снижаем скорость. Доезжаем до очередного небольшого перевала, поворот - и шторм закончился. Идет легкий снежок, дорога сухая. Проезжаем до очередного перевала, поворот - и снега нет, а на дороге лежит сантиметров десять снежной «каши». Опять доезжаем до очередного перевала, поворот – снега нет, солнце освещает окрестные скалы.
Надо сказать, что дорога US-89 называется у них «видовая», и это еще одно сильное впечатление от поездки, наравне с Каньонами и Вегасом. Мы ехали по ней в сумме почти часов восемь, а то и больше, и нам не попадалось схожих пейзажей.
Почти каждый перевал нес за собой что-то новое. Скалы совершенно различных форм, цветов – от желтого до черного, двухцветные, отдельно стоящие, как монументы, с растительностью и без, да и сама растительность разная - от елок до кактусов. Где-то дорога петляет горным серпантином, где-то – как в фильмах, уходит мягкими волнами по пустыне в горизонт. Совершенно крышесрывательная дорога, при этом ненапряжная для езды.
В сумерках подъезжаем к Пейджу, смотрим сверху на гигантскую плотину, перегородившую каньон (не дамба Гувера, конечно, но тоже немаленькая) и останавливаемся на въезде в город в первом отеле, тем более что и LP его упоминал. Приличный номер, но ресторана нет. Правда, и есть не хочется. Любуемся закатом – и спать.
[page]Национальные парки, день второй
Утро проходит немного бардачно – не можем понять, сколько же точно времени :). Пейдж, хоть и находится западнее СЛС, но в Аризоне, где, кажется :), время тихоокеанское, т.е. на час меньше, чем в СЛС. НО, с другой стороны, этой ночью вроде как бы переводили время на весеннее, т.е. вперед и теперь тут столько же, сколько было в СЛС? Или все же здесь столько, сколько сейчас в СЛС?
В общем, плюнули на это :), решив добраться до Лас Вегаса и там разобраться - там-то точно все известно про время.
Отличный и недорогой завтрак (в большинстве отелей, в которых мы были, завтрак не был включен в стоимость номера) - и мы опять на 89-й. Чередование пейзажей продолжается, дополнительное очарование окружающей реальности придает восход солнца. «Утро красит нежным светом…».
Наша цель на сегодня - Гранд Каньон и добраться непоздно до Вегаса. С первой частью мы справились, со второй – не очень.
Пару слов о Гранд Каньоне. Слова, что приходят на ум - огромный, гигантский, величественный. В этом его плюс и в этом его минус. Минус в том, что в отличии от Брайс Каньона или других каньонных парков, он достаточно однообразен, т.е. через некоторое время перестаешь замечать мелкие отличия, видимые с разных «точек обзора». В плюс же можно записать гораздо больше возможностей полазить, т.е. забраться куда-нибудь в сторону от официальных обзорный мест. Виды, правда, те же, но прикольно :). Также в Гранд Каньоне есть замечательные пешеходные трассы вдоль самого края.
Для тех путешественников, кто ограничен во времени, замечу – не надо посещать Hermit Road. Это место по видам практически совсем не отличается от автодоступной части каньона, но доступ туда пешком или на автобусе, который едет а) не быстро б) если вы сошли на очередной обзорной точке (а если этого не делать - зачем туда ехать вообще), то для дальнейшего движения надо ждать следующий автобус (или пешком). Все это замечательно съедает ваше время. С нами именно это и случилось. Когда мы вернулись к машине, чтобы ехать дальше, часы показывали 4 рм и с учетом минимум пяти часов до Вегаса попасть туда в разумное время не получалось. В плане появилось очередное изменение – остаемся в Вегасе еще на один день.
По дороге в Вегас мы выяснили: заправки на интерстейтах бывают и очень далеко друг от друга :); Додж Калибер может пройти более 30 миль после зажигания лампочки об отсутствии бензина; что английский надо учить лучше и что restricted не означает закрыто :); что в Неваде, видимо, городов мало, почти все находятся на границах с другими штатами и состоят из казино; что очень здорово в кромешной темноте ехать по дороге, на которой отражатели не только обозначают правый край дороги, но и расположены между всеми полосами движения; а также, что ночью зарево Лас Вегаса можно увидеть миль за тридцать, а то и больше.
И вот, наконец, перед нами Вегас. Издалека виден шпиль Стратосферы, луч в небо из пирамиды Люксора, зеленый МГМ Гранд. Но нам сегодня не сюда. Наша цель - Мандалай Бей. Не могу сказать, почему точно, но мы изначально решили поселиться тут, если есть места, в противном случае - ехать по Стрипу (центральной улице) в поисках еще чего-нибудь. Но места были. По 120$, что, по вегасовским меркам, - не самое дешевое место (Стратосфера в это время была по 45$), но по меркам остальных отелей, в которых мы останавливались в США, особенно Нью-Йоркских, этот реально 5* мегакурорт был дешев.
Комната была на 31-м этаже и по размерам как двушка в хрущебе. Через «от-пола-до-потолка» окно были видны огни Стрипа. Но сегодня нам не туда – ужин и спать :).
[page]Вегас
Большинство из тех, кто не был в Вегасе, представляют его неким центром разврата и порока. Большинство из тех, кто был, рассматривают его скорее как место хорошего и, часто, семейного отдыха.
Да, основной бизнес - это игровой, но, во-первых, никто не заставляет играть (хотя в большинстве отелей проход к регистрации через зону казино), а во-вторых, благодаря этому имеем: шикарные отели на любой вкус, песчаные пляжи и бассейны с волнами, при отелях, большое количество кафе и ресторанов, от дешевых до дорогих, от тайской до французской кухни, аттракционы и развлекательные шоу различного уровня, платные и бесплатные, ночные клубы, шопинг – и все это на небольшом пространстве, в пределах разумной досягаемости.
Про шоу скажу отдельно – обычно всем и везде рекомендуются различные варианты Cirque du Soleil, но мы выбрали шоу Blue Men и не прогадали. Однозначно рекомендую к просмотру. Небольшое знание английского языка обязательно (Кстати, полезный опыт просмотра юмористического шоу с американцами. Смех за кадром в сериалах – это действительно их реальность, в смысле что смеяться они начинают там, где обычный европеец только улыбнется).
Национальные парки, день третий
В гостях хорошо, а дома лучше. Пора возвращаться в СЛС, ноги отдохнули, глаза посмотрели - чего еще. Гарсон подогнал наше авто, и мы поехали в последний планируемый парк – Зион.
В Зионе опять-таки разнообразные скалы, причем вид снизу, а также небольшие трекинги к водопадам, всякие олешки (получились на фото), wipping rocks (почти не получились – это не водопады в прямом смысле, а скалы по и через которые сочится вода). Погода была чумовая, время – не сезон (и для машины были открыты все дороги. В сезон (с апреля) основная видовая дорога закрывается и только общественный транспорт). Дальше, в сторону 89-й дороги, – перевал и туннель, за которыми – совершенно другие скалы, выглядящие так, как будто их сложили из множества каменных блинчиков, положенных один на другой.
Дальше опять 89-я дорога, потом навигатор повел нас к интерстейт через 3-х тысячеметровый перевал (что интересно, наверху этого перевала были не горнолыжные курорты, а курорты для катания на снегоходах и беговых лыжах, поскольку сверху были не горы, а плато), спуск в долину, опять виды, виды, виды, интерстейт - и через 3 часа мы в СЛС.
Пробег за 3 дня – 1600 миль.
День катальный. Солитьюд
Ехать далеко не хотелось, снега не было дня три – решили поехать в место с говорящим названием Одиночество :).
Не понравилось.
Отстойные креселки, неграмотная система размещения этих креселок на горе, лед на трассах, ратрачили дай бог одну из 3-4-х трасс.
Справедливости ради стоит отметить, что все эти дни было тепло и солнце, а в Солитьюде склоны солнечной ориентации, и когда стало холодно, то они и подмерзли. А обработкой трасс, не говоря уже об искусственном снеге, тут не запариваются (пушки видел только в Сноубасине).
Опять-таки ради справедливости надо добавить, что при других погодных условиях здесь может быть рай (хотя подъемники все равно г..но) - в зону катания входит большой bowl, обсуживаемый одной креселкой и имеющий множество удобных входов. Не было бы оттепели – было бы хорошо.
Катальный заключительный. Брайтон
Утро. В СЛС ИДЕТ ДОЖДЬ. Что-то случилось :). Самолет в Сан Франциско только вечером, и у нас еще целый катальный день. Брайтон - и близко, и клево. Машину решили на всякий случай оставить на стоянке в начале каньона и доехать до склонов на автобусе. Удобно и не намного дольше получилось.
В Брайтоне сыпет снег. Свежего - сантиметров 10-15. (Потом уже, посмотрев погоду, мы узнали, что это начинался очередной снежный шторм, в процессе которого выпало 40-50 дюймов свежего снега).
Катание было на 5 с плюсами. Брайтон еще раз подтвердил сложившееся о нем впечатление. Супер было и носиться по заснеженной трассе, и слаломить в лесу. Не очень было только на крутяках, все-таки для них снега было еще мало, и ледяной наст под свежим снегом чувствовался очень хорошо.
К сожалению, все хорошее заканчивается, и нам было пора спускаться вниз, сдавать доски и ехать в аэропорт, где нас ждал самолет в холмистый Сан-ранциско. После этого был еще (опять) Нью Йорк, но все это произвело намного меньшее впечатление, чем каньоны и катание, а посему писать об этом лень, разве что у кого-то возникнут вопросы :).
PS. На закуску – бутик Буртон :)
Чего не сложилось
Не посетили Паудер Маунтин. Курорт находится недалеко от Сноубасина, имеет скромный перепад высот, но специально выделенные зоны внетрассового катания, а также зону катания, куда доставляют не подъемниками, а ратраком (типа «Приюта» :) на Эльбрусе). Но не сложилось. Next time.
Мой рейтинг
В порядке убывания: Сноубасин, Брайтон, Сноуберд, Парк Сити, Солитьюд.
Бюджет
Для тех, кого интересует бюджет, покажу за сколько МОЖНО поехать покататься в США на две недели.
Авиа: 1000-1100 $. Машина (если не брать страховки и ГПС) – 350-600$, проживание в аппартах (с налогами) – до 100$/день, скипасс (в среднем) – 55 $/день, сноуборд – 15-20$/день. Бензин как у нас. Еда по разному, в целом, - дешевле Европы.
Ссылки
Винский - forum.awd.ru
Глобальные сайты билетов, отелей, проката машин и т.п: Travelocity.com, Expedia.com
Отели: Hotels.com, Venere.com
Аппарты в СЛС: www.woodfinsuitehotels.com
Туристический центр в СЛС: www.visitsaltlake.com
Г/лыжи в Юте: skiutah.com
Путеводители: Lonelyplanet.com
Даты поездки: 01.03-18.03.08
Автор: Густь (Hobb)