Бываю в Швейцарии по два раза в год, но ещё ни разу не катался здесь на лыжах. До этого только Австрия и Франция (где тоже понравилось). Настало время этот пробел восполнить, тем более, что здесь, на форуме, читал хорошие отзывы: качественные трассы и не много народа. Выбор — St. Moritz. Жил рядом, в посёлке Pontresina:
Очень удобно приезжать в местность, где время на два часа отстаёт от времени в твоём городе. Ещё шесть часов утра, а ты уже выспался. Ладно, сейчас умываться, полчаса зарядки и на завтрак. Пока умывался и заряжался — рассвело. Открыл шторы на окне, и увидел это:
Граждане, объясните мне неразумному, зачем люди приходят на завтрак в ресторан отеля в горнолыжных штанах? Ведь жарко же! Ты одеваешься для улицы, для мороза, для гор. Это как минимум термобельё под штанами и сами штаны. В помещении очень тепло. А завтрак минут тридцать, да ещё горячий чай с горячими курасанами, сосисками, омлетом и прочей снедью. Упариться можно. А потом на мороз? И ведь приходят они в ресторан без курток, шлемов, перчаток и масок. Это значит, что после завтрака они вернутся в номер за всем этим. Так и оставили бы штаны в номере, если всё равно возвращаться, а на завтрак пришли бы налегке: там брюки/джинсы да рубашка. Я, когда одеваюсь в номере для выхода на склон, даже открываю настежь окно, чтобы не успеть запариться. Наверное, у них штаны особой пористой структуры с вентиляцией, или они не потеют. Впрочем, может быть, я ошибаюсь, и в этом есть какой-то смысл?
St. Moritz — курорт абсолютно не новичковый. Трассы в основном красные. Причем некоторые участки я бы отметил бурым, таким, каким иногда Яндекс отмечает пробки на московских дорогах. Это вам не французский Межев, с его широченными и ровными, как стол полями для обучения. Нет, есть и вполне лояльные участки, но их мало. Техника у людей, в основном, хорошая.
Впечатлила одна девушка. Летит вниз, фигурка — глаз не отвести. Из-под шлема развеваются собранные вместе роскошные волосы. Движения изящные, но уверенные и сильные. Сразу видно — спортсменка. Вошла в мощный поворот, сделала круг, остановилась, посмотрела налево, направо, элегантно подкинула собравшийся от торможения на лыже снег и так же изящно полетела дальше. Любители так не ездят. Эх, мне бы так!
Впрочем, хотя я только завершил свой второй горнолыжный сезон, но вот по таким красным трассам спускаюсь уверенно. И спиной ощущаю, что мне люди тоже смотрят вслед.
Господи, как же красиво! Вот и я также останавливался и минут по десять просто стоял и смотрел:
Господи, как же хорошо, что Ты всё это создал! Как хорошо, что я сейчас стою здесь и могу всё это видеть своими глазами! Как хорошо, что рухнул «железный занавес» и мы можем свободно путешествовать по миру. Как жаль миллионы моих соотечественников, которые уже никогда этого не увидят.
Меня всегда посещают такие мысли, особенно когда я нахожусь в церкви. Так, я сидел абсолютно один в очень древнем соборе в швейцарском Невшателе, а органист играл свои мелодии.
Как жаль тех, кто это видеть не хочет. Люди, неужели вид кондиционера в душном номере Шарм-Аль-Шейха лучше всего этого? Приезжайте сюда. Даже если вы не катаетесь. Просто приезжайте. Возьмите с собой свою любимую собаку и просто погуляйте. Животные тоже умеют радоваться и удивляться. Никакая фотография не способна передать всей красоты, всего масштаба и величия гор. Фотография может быть красивой, она способна передать изображение, но она не способна передавать чувства и эмоции, которые вы можете испытать, только оказавшись здесь сами.
А вот это — монументальное фото:
В общем, упал я на трассе. Отстрел лыж. Одна лыжа улетела дальше по трассе. Мне её потом подали, пока я сидел и пытался понять, что же это было? Хорошая традиция — подавать разлетевшееся оборудование друг другу. Я тоже всегда это делаю и всегда останавливаюсь, если вижу, что человек застыл на трассе явно не по своей воле.
Читал и слышал много наставлений о том, как надо группироваться при падении. Но вот ты вроде только что мчался по трассе, как вдруг — фонтан снежной пыли, и ты лежишь в снегу. Снег под маской, снег под шлемом, да ещё за шиворотом и в перчатках. Почему не сгруппировался?
Другая лыжа поехала вниз, а я, провожая её взглядом, уже думал, что больше мы с ней никогда не встретимся. Эх, хорошо я смазал лыжи ещё в Москве! Готовлю их всегда сам. Нахожу в этом деле особый кайф. Не могу доверить в чужие руки.
Взял я лыжу, которую мне любезно подала симпатичная девушка. Сказал ей спасибо (не помню, на каком языке), и пошёл вниз за своей второй лыжей. Вернее не пошёл, а стал пробираться по колено в снегу — в левой руке лыжа, в правой палки. Не знаю, почему я всё это не оставил на трассе, но, как потом оказалось, правильно сделал.
Добрался. Вот она — лежит, ждёт. Стал пытаться встёгиваться в крепления, вспоминать фильм, где я видел, как кто-то опытный объяснял, как это надо делать в глубоком снегу, как вдруг передо мной вырос лыжник, но одет он был явно не как лыжник-любитель. Какие-то надписи на куртке и зелёный крест в белом круге. Смотрю второй, такой же, стоит вдалеке на трассе. «Спасатели», — мелькнуло в голове.
Нет, я конечно, привык к тому, что в Швейцарии автобусы приходят минута в минуту, не говоря уже о поездах. Даже если автобус где-то долго-долго ехал, а вы его ждёте на остановке где-то в середине его пути — он остановится на этой остановке точно в то время, как там и написано. На опоздание не надейтесь. Проверял много раз. Но вот чтобы так: ты упал, и тут же из-под снега вырос спасатель? Это уже слишком! Но нет, всё оказалось иначе. Это был снежный патруль.
Ребята после закрытия трассы наверху едут вниз и проверяют, не остался ли на ней кто-нибудь. На этот раз последним был я. Объяснил ему, как было дело, он улыбнулся, и спросил: «Как думаешь выбираться?». «Странно! Возьму лыжи и потопаю вверх на трассу. Я же пока ещё не сумасшедший райдер, чтоб со скал прыгать!». «Нет, давай за мной. Здесь не сложно». Помог мне встегнуться в крепления (так как я стоял по колени в снегу, у самого сразу не получилось) и повёл «огородами» по целине. Сам впереди, я сзади. Оказалось, правда, не сложно. Минуты через три были уже на трассе.
Я поехал вниз к бугелю, который отвезёт меня наверх, откуда я уже спущусь на последнем подъёмнике, вместе с работниками кафе с их тележками и мешками пустых банок и бутылок, к автобусу. Больше за собой я их (спасателей) не видел. Может, ещё кого встретили? Удачи вам, ребята!
Есть люди, и среди моих коллег на работе, кто это любит. Я — нет. Люблю мягкий снег, люблю врезаться в склон в повороте. Но, как я писал в самом начале — это Швейцария. Она достала свой сундучок и за три дня показала мне и апрельскую погоду, с его жесткими, как бетон трассами; и февральскую со снегопадом, но не с весенним мокрым и тяжелым снегом, а мягким, лёгким, как пух; и январскую — с голубым небом, вчерашним февральским снегом, но апрельским солнцем.
Не устоял, чтобы не уехать с трасс. Не думал, что в апреле встречу январский фрирайд:
Вообще для опытных фрирайдеров там полное раздолье. Изъезжено всё. Не знаю, как они сюда добрались?
Может быть так:
Во время обеда заходил сюда. Это ресторан на Piz Corvatsch:
Немного полезной информации. На курорте есть как креселки, так и бугели. Креселки, за исключением одной, все с колпаками. Сидения не из дерматина, а из какого-то материала, напоминающего пенопласт. Поэтому попа не мерзнет. Скипасс в высокий сезон что-то больше 60 франков, а в апреле — 25, при условии, что проживаешь в гостинице минимум 4 ночи. Вообще здесь три зоны катания, объединённые одним скипасом: Corvatsch, Corviglia и Diavolezza/Lagalb. В последней не был. Не успел.
Все показанные здесь фото сделанны на Corvatsch. А самые шикарные виды открываются с трассы № 1.
В начале апреля народу очень мало. В Санкт-Морице многие гостиницы сейчас закрыты. Не сезон. Улицы пустые.
Обычная картина на трассах:
Автор (на трассе фото нет, так как был один, а штатив с собой в рюкзак не возьмёшь. Не известно, куда он может воткнуться при падении).
С уважением ко всем горнолыжникам и просто читателям,
Борис Леонов.
Даты поездки: 03.04.13 - 07.04.13
горнолыжный сезон, но вот по таким красным
трассам спускаюсь уверенно. И спиной ощущаю, что
мне люди тоже смотрят вслед>>
Эх, где мои 15 лет в апреле 1976 года на Чегете...
Был год зимних олимпийских игр в Инсбруке, в газетах и по телевизору. Я узнал 2 новых сладких слова: Швейцарские Альпы и Санкт-Мориц
И только через долгие 20 лет я первый раз увидел Альпы...
Спасибо автору за рассказ! Напоинил о днях моей трудовой пушистой юности