Но простота обучения любительской резаной технике оказалась западней: научившись поворачивать практически без потери скорости, лыжники одновременно разучились тормозить, а их зависимость от радиуса кривизны лыж превратилась в рабство. Рано или поздно настал момент, когда неспособность катальщика управлять движением лыж по дуге стала считаться чуть ли не нормой.
Что же делать? Как, например, безопасно проехать через лежбище бордеров или по метровой обочине ободранной до земли трассы? Как кататься после снегопада, но до торжественного выезда ратраков? Как избавиться от глупого слова "расколбас"? Как, в конце концов, быстро и эффективно затормозить?
Выход очевиден: нужно учиться элементам классической техники, исполнение которых на приталенных лыжах имеет заметные особенности. Беда в том, что за время эйфории по поводу "карвинговой революции", эти приемы основательно забылись, новое поколение лыжников, включая инструкторов, часто даже не знает, как все это выглядит. Сами молодые катальщики, читая насмешки циничных дедов, справедливо обижаются: "А где мы могли этому научиться, если классику видели только в музее?"
Скажу сразу: речь пойдет не о знаменитом "сбросе пяток", поскольку этот прием предназначен не для управления лыжами, а для копания могульных бугров и обсыпания мокрым снегом спящих на склоне бордеров. Поговорим о базовом классическом повороте.
На классических лыжах с узкими задниками, в принципе, можно обойтись без плоского положения, но для карвинговых отсутствие закантовки в момент входа в классический поворот строго обязательно.
Управляют дугой изменением закантовки и продольного баланса, но на карвах - практически только закантовкой. Это важный момент: в классическом повороте закантовка, не называется "динамической", но постоянно меняется.
В большинстве случаев считается нормальным, если величина проскальзывания увеличивается к середине дуги до 10-15 см, а к концу сходит на нет (с ростом скорости все большую роль в повороте играет прогиб лыжи).
Увеличение проскальзывания к концу поворота ("перевернутая запятая") является грубой ошибкой; если прием используется для торможения и контроля скорости, то гораздо лучше отпускать задник в начале поворота - чтобы после линии ската свести соскальзывание к минимуму или вернуться к резаному ведению ("обычная запятая").
Иногда используется "фигурная" дуга, в которой соскальзывание постоянно меняется, а лыжи то немного разгоняются, то снова тормозят. Этот способ позволяет, сохраняя управляемость, выдерживать скорость строго в нужных пределах - такая техника гораздо менее утомительна, чем плуг, применяемый в подобных ситуациях чаще всего.
Выход из классического поворота совсем прост: нужно увеличить закантовку и загрузить либо носок (чтобы перевести дугу в резаную), либо задник (чтобы выйти на траверс или прямую).
Как этому научиться? Лыжник, более или менее владеющий резаным ведением, легко научится управлять соскальзыванием, изменяя закантовку. Но плоское положение лыж при входе в поворот и разгрузка, строго перпендикулярная к склону, требуют серьезной отработки. Как ни странно, инструктора редко акцентируют внимание на этом моменте, и многие катальщики (даже старшего поколения) никогда о нем не слышали, хотя для грамотного классического поворота плоский вход имеет очень важное значение. Можно посоветовать два упражнения (делать их лучше на склоне градусов в 20).
Упражнение 1 (вводное): двигаясь по траверсу (опора на нижнюю лыжу), вертикально присесть и разогнуться перпендикулярно к склону, с опорой на обе лыжи. Держаться в наклонном положении как можно дольше, потом быстро отставить нижнюю лыжу и вернуться в траверс.
Упражнение 2 (полуповорот): двигаясь по траверсу, вертикально присесть и разогнуться перпендикулярно к склону, с опорой на верхнюю лыжу. Во время разгибания слегка развернуть корпус в сторону предполагаемого поворота и чуть податься вперед - плоско лежащие лыжи плавно пойдут за корпусом, и возникшая центробежная сила уже не даст упасть. Необходимо довести дугу точно до линии ската, проехать 15-20 м по прямой и остановиться (или вернуться в траверс).
Повторю и в третий раз: при входе в этот поворот не нужно ни подпрыгивать, ни выталкивать ноги наружу поворота, ни разворачивать стопы. Все движения выполняются плавно, но достаточно быстро. При нажатии на носок дуга загибается круче, при загрузке задника - распрямляется.
Хочется надеяться, что те продвинутые карверы, которые действительно хотят свободно кататься, а не "отжигать" в вельветовых лягушатниках, не пожалеют времени на освоение этого простого приема. Ну что еще сказать? Спорить о пользе классических элементов на "современных" лыжах не хочется. Ну а тем, кто все же уверен, что "скребут только лохи", отвечу так... Пожалуй, не буду отвечать.
Использована иллюстрация с www.skijanje.co.yu
Другие статьи автора на сайте:
Живописцы, окуните ваши кисти
Как помочь коленям?
Откуда берутся травмы?
Главный лыжный вопрос
Адреналин
Между нами, стукнутыми
Спиною чую
Кляйнарльская Тигрица
Записки натуралиста
Время строек и ремонтов
Прямая и плоскость - медитация
Зачем они нам?
Как рождается истина
Что же у нас за душой? Смятение чувств
А мы же как же, однако?
Любите ли вы вино, как люблю его я?
Автор: Skipper |
С уважением инструктор ВАГИ
Шпаковская Светлана. На лыжах 32 года.