В последние годы именно женская сборная считалась «локомотивом» российского биатлона. Но сезон-2006/2007 команда провела не просто в ослабленном, а в очень ослабленном составе. Без квартета олимпийских чемпионок (Ольга Пылева, Альбина Ахатова, Светлана Ишмуратова и Ольга Зайцева) девушки на чемпионате мира ограничились одной бронзовой наградой (в спринте – Наталья Гусева) да и в Кубке мира «выстреливали» лишь эпизодически. Но могло ли быть иначе? Корреспондент «Спорта» побеседовал со старшим тренером женской команды Валерием Польховским.
Комплименты от конкурентов
– Как оцениваете выступление своих подопечных?
– Как нормальное. Зачем себя казнить? Тем более в Кубке наций мы заняли второе место, уступив только сборной Германии. То есть показали точно такой же результат, как в олимпийском сезоне. Конечно, в прошлые годы команда выступала значительно ярче, но ведь чудес-то не бывает. Что произойдет со сборными Германии и Норвегии, потеряй они по четыре-пять ведущих спортсменок? Правильно, ничего хорошего. А у нас появились Катя Юрьева, Таня Моисеева, Аня Булыгина. Этих девчонок никто раньше не знал, а в сезоне-2006/2007 они либо поднимались на подиум этапов Кубка мира, либо, как Булыгина, находились в шаге от него. В минувшее воскресенье, в заключительный день финального этапа Кубка мира в Ханты-Мансийске, разговорился с наставником женской немецкой команды Уве Мюссегангом. Так он мне прямо сказал: «У тебя подбирается очень сильная сборная к Олимпиаде в Ванкувере».
– Но при всем уважении к нашим звездочкам биатлонисток калибра Магдалены Нойнер среди них пока не видно...
– Да уж, Мюссегангу повезло – он получил мощное пополнение состава в лице Нойнер и Катрин Хитцер. А у нас? У нас во всем виноват Польховский. Хотя переадресовал бы вопрос по поводу российских вундеркиндов тренерам по подготовке резервов. Лично я четыре года готовил национальную сборную к Олимпиаде в Турине, и план мы выполнили. Увы, у нас не выстроена вертикаль тренерской власти, в чем лично убедился, будучи главным тренером всей команды. Неоднократно предлагал наставникам молодежного, юниорского коллективов проводить совместные сборы, но каждый раз они избегали совместных занятий, находя тысячи «уважительных» причин. Поэтому у команды в нынешнем сезоне почти не было резервов. Кое-кто упрекал меня, что, мол, брал на Кубки мира ветеранов – Ирину Мальгину и Ольгу Анисимову. Но, во-первых, Ирина и Ольга благодаря своему опыту создали благоприятную атмосферу в коллективе, помогли «необстрелянным» биатлонисткам. А во-вторых, та же Анисимова регулярно входила на этапах в двадцатку сильнейших, а юниорки выступали на порядок хуже. Пожалуйста: когда обыграете, тогда и вытесните из состава! Времена СССР давно прошли, в паспорт биатлонисткам никто не смотрит. И смотреть не должен. Не исключаю выступлений Анисимовой за сборную и будущем, а вот Мальгина вроде подумывает завершить карьеру.
С винтовкой и коляской
– По идее повести сборную за собой должна была Наталья Гусева. Однако, кроме бронзы чемпионата мира и нескольких эстафетных успехов, она так ничем и не порадовала…
– Вы правы, от Наташи мы ждали гораздо большего. Взяли ее в ежовые руковицы перед чемпионатом в Антхольце, и это принесло свои плоды. Но после соревнований она отправилась домой и вернулась в сборную в отвратительной форме. Увы, с этой проблемой бьемся уже много лет. Гусевой не хватает профессионального отношения к делу, самоконтроля. Она постоянно приезжает в сборную в «разобранном» состоянии и больная. Вот, к примеру, Катя Юрьева – гораздо более ответственный человек. Все делает как надо, на собрания приходит с блокнотом и ручкой, записывает рекомендации. В этом она очень похожа на Олю Зайцеву.
– Кстати, о Зайцевой и Ахатовой. Верно ли, что молодые мамы вернутся в следующем сезоне?
– Да, они подтвердили мне это при разговоре. Насчет Ольги никто и не сомневался, а Альбина год назад колебалась – завершить карьеру или вернуться в спорт? Но сейчас отдохнула и рвется в бой. Уже по паре часов в день тренируется на лыжах. Можно сказать, с винтовкой в одной руке и с коляской в другой. Планирует вернуться и Оля Пылева. Пусть ее дисквалификация и заканчивается только в феврале 2008-го, возможно, в Международной федерации пойдут навстречу и скостят срок на пару-тройку месяцев. Ведь все прекрасно понимают: она приняла запрещенный препарат неумышленно – даже иностранные спортсмены, обычно относящиеся к дисквалифицированным крайне негативно, жалеют Олю и желают ей скорейшего возвращения.
– А как насчет двукратной чемпионки Турина Светланы Ишмуратовой?
– Честно говоря, с ней не общался. Знаю, Светлана хотела присоединиться к сборной в январе на этапах Кубка мира и чемпионате планеты. Мы готовы были освободить для нее место, однако Ишмуратова передумала. Ее дальнейшие планы мне неизвестны. Аня Богалий-Титовец, у которой из-за скомканной предсезонной подготовки сезон не удался, определится только в конце весны – будет ли она выступать или пропустит целый год.
– А когда начнете предсезонную подготовку?
– Рад бы вам ответить, да не могу. Поскольку не знаю, продолжу ли вообще работу со сборной. В отличие от коллег по иностранным сборным, например того же Мюссеганга, имеющих контракты на весь олимпийский цикл, меня весной 2006-го оставили всего на год, хотя на тренерском совете зачитывал программу на все четырехлетие. Да и вообще никаких контрактов с СБР я не подписывал, как, впрочем, и девчонки. На прошлой неделе в Ханты-Мансийске нас, тренеров, собрал президент СБР Александр Тихонов и сказал, что если мы не подпишем контракты, то у сборной в следующем сезоне будут другие наставники, а если заартачатся биатлонисты – наберут и других спортсменов. Так что пока ничего не загадываю.
Старший тренер женской сборной России Валерий Польховский: Плохо без вертикали
Источник: "Спорт день за днем"
Комментировать