Страшные новости о сходах лавин, в последний раз в связи со штормом Элеонора, многочисленные видео попавших в лавины, посты, предрекающие гибель от несоблюдения правил катания или от фрирайда в принципе – все это формирует ощущение, что лавины в горах случаются постоянно и для катающих вне трасс они практически неизбежны. Но давайте посмотрим объективно, насколько это соответствует действительности.
Спойлер: не соответствует. Редкий фрирайдер сможет встретиться с лавиной и еще более редкий - погибнуть в ней: риск погибнуть в лавине во Франции ниже риска умереть вследствие ДТП в России. Несмотря на это опасаться лавин определенно стоит, т.к. несмотря на редкость, последствия встречи часто, а именно в четверти случаев, будут фатальны.
Для того чтобы оценить риск встречи с лавиной нам необходимо посмотреть на статистику прошлых лет, а затем рассчитать вероятность встречи с лавиной, например, при выезде в горы на 6 дней для занятия фрирайдом. Начнем со статистики:
Число пострадавших от схода лавин
Для начала посмотрим количество пострадавших от схода лавин во Франции. Данные взяты из отчетов Association Nationale pour l’Étude de la Neige et des Avalanches (ANENA)
График на рисунке 1 показывает общее число пострадавших (красным) и число погибших (черным) в разбивке по месяцам. В таблице 1 показаны агрегированные по годам данные.
Рис.1
Таблица 1. Агрегированные по периодам данные.
Из этого печальной статистики можно сделать несколько выводов:
-
По итогам последних трех лет в лавинах пострадали в среднем 118 человек в год, при этом летальность среди пострадавших достаточно низкая: 24.2%.
-
Число жертв схода лавин вследствие январских штормов этого года не превышает обычный для этого периода уровень;
-
В первые два периода (2014-15 и 2015-16) наблюдается интересный паттерн с двумя пиками: январь-февраль и март-апрель. В 2017 паттерн исчезает и появляется высоченный пик в марте. И если мы посмотрим детализацию (таблица 2), то увидим, что это обусловлено инцидентом в Тине, который многие возможно помнят: сход лавины на трассу (33 человека было вовлечено в инцидент, из них 6 человек засыпало, но к счастью никто не погиб).
Таблица 2. Детализация по марту 2017г.
Сход лавины на открытую трассу, как в Тине, - это эксклюзивный случай (если это не КП конечно:) и понятно, что при катании по трассам вероятность попасть в лавину приближается к нулю. Следовательно, более информативно смотреть данные в разбивке по видам активности, тем более нас больше интересует фрирайд и скитур.
Кого чаще всего можно найти в лавине?
Ну конечно фрирайдеров и скитурщиков (26% и 36% от числа всех пострадавших в сезоне 2016-17 соответственно). На рисунке 2 это черные и красные столбики. В сезоне 2016-17 29% от числа пострадавших пострадали на трассе – это все тот же случай в Тине. Представители других активностей, включая альпинизм – гораздо реже встречаются в лавинах.
Рис 2
Многие возразят, что процентное соотношение пострадавших в лавине не определяет риск попадания в лавину, так же как список самых угоняемых машин не определяет риск угона вашего ТС: потому что возможно каких машин больше, те чаще и угоняют, а такое представление данных – это или манипуляция, или непрофессионализм. И они будут правы: если, например, хайкинг и снегоступинг на графике практически не видны, то это не значит, что прогулка по лавиноопасному склону несет меньший риск, чем скитур на том же склоне. Поэтому в следующем разделе определим относительную частоту попадания в лавину.
Относительная частота попадания в лавину и расчет риска
Определим риск как вероятность неблагоприятного исхода, в данном случае вероятность попасть в лавину и вероятность погибнуть в лавине. Для того чтобы рассчитать риск, нам нужно знать экспозицию. Не экспозицию склона, а экспозицию к риску. Разбираться в терминах не обязательно, достаточно сказать, что дни катания (skier days, мой перевод неточный зато более благозвучный), публикуемые Domaines Skiables de France (DSF) , отлично подходят на роль экспозиции. Смысл в том, что 2 человека, купившие по скипассу на 6 дней - это 2 человека, но сразу 2*6=12 дней катания
Выглядят дни так (это за сезон: 2015-2016):
Рис 3
Франция входит в top3 в общем рейтинге стран, более 50 000 000 дней катания за сезон! Заметьте, они и про Россию знают. Или думают, что знают:)
У нас есть общая цифра 50 млн, для выделения скитура и фрирайда используем следующее исследование (17 тысяч респондентов UK приняли участие в опросе, благодаря которому мы узнали, что 7% от числа увлекающихся зимними видами спорта занимаются скитуром, а 43% - фрирайдом - и это подозрительно много). Распределим катательные дни по этим процентам, сокращая при этом число фрирайдеров и скитурщиков в 5 раз (для получения более пессимистичных цифр по рискам) и получаем количество дней катания отдельно для фрирайда и скитура. Затем разделим число пострадавших на кол-во дней и получим относительную частоту неблагоприятного события (рис 4).
Рис 4
Что видно из графика:
-
Ежедневный риск попасть в лавину во Франции крайне низкий, даже занимаясь такими активностями, как фрирайд или скитур. При занятии скитуром риск выше, но все равно он низкий.
Что не видно из графика:
Не видно риск на весь период поездки. Рассчитаем на примере фрирайда:
-
Усредним дневные риски летальных исходов за 3 года. Для фрирайда средний за 3 сезона риск погибнуть в лавине: 0.00017% в день. Соответственно вероятность выжить (100%-0.00017%)=99.99983%
-
За 6 дней катания вероятность выжить: 99.99983%^6=99.99899%, а риск погибнуть в лавине: 1-99.99899%=0.00101% (1 на 100000). Для сравнения риск в течении года погибнуть в результате ДТП для живущих в России: 18.9 на 100000- т.е. в 19 раз выше. (Источник данных)
Остальные риски приведены в таблице 5.
Таблица 5. Расчет рисков на период поездки
Вывод: базовый уровень риска попасть в лавину во Франции, занимаясь зимними видами спорта, при соблюдении правил противолавинной безопасности, крайне низкий, в том числе и для занятий фрирайдом и скитуром.
Рациональные доводы, почему, несмотря на низкий риск, необходимо соблюдать правила безопасности на в горах:
-
Все расчеты сделаны на статистике, полученной в стране с развитой противолавинной и спасательными службами и с контингентом катающихся, в основном соблюдающих правила противолавинной безопасности. Экстраполировать данные за пределы Евросоюза и за пределы нормального и ответственного поведения на склоне невозможно. Нарушение правил и плохая работа служб очевидно значительно повышают риск неблагоприятных исходов, также как выход на нестабильный склон в лавиноопасных условиях очевидно приближает вероятность лавины к 100%.
-
Несмотря на то, что вероятность попадания в лавину низкая, последствия – фатальны. Поэтому целесообразно минимизировать данный риск всеми доступными способами. А соблюдение правил - самый доступный способ.
Дисклаймер: в связи с отсутствием некоторых данных в расчетах используются ряд допущений, которые могут незначительно изменить результат расчетов. Описанные выше виды спорта помимо лавин сопряжены со множеством других рисков, которые могут привести к тяжелым травмам или смерти - вероятность данных рисков в статье не рассматривается.
Ну, и по исходным данным, думаю число риальных фрирайдеров можно уменьшить еще на порядок, и это не будет ошибкой.