0

Стефания Бельмондо: "А хорошо в Магадане!"

official_skiru Лента автора 20 Февраля 2009 (09:02) Просмотров: 955 0
Чемпионат мира

Интервью специальному корреспонденту "СЭ" дала легенда лыжных гонок, двукратная олимпийская чемпионка, а ныне - комментатор итальянского телеканала RAI.

Сергей БУТОВ из Либереца

Дело было в пражском аэропорту, где часть российской сборной просиживала штаны в ожидании загадочной "группы, которая вот-вот должна была прилететь" и без которой ответственные за транспорт работники оргкомитета первенства не хотели подгонять автобус до Либереца. Кто-то из тренеров, скрывая ладошкой зевок, бросил: "А вон Стефания Бельмондо стоит. Не хочешь у нее интервью взять?" Я вскочил, как ошпаренный. Здрасьте - здрасьте. Поговорить? Нет проблем, запишите номер телефона, договоримся. Только вот номер этот целые сутки молчал. Натурально молчал, без всяких там пошлых фраз про недоступного абонента.

И в тот момент, когда я уже принялся посыпать голову пеплом, произошел случай, как утверждал Штирлиц, "который известен каждому разведчику и который бывает раз в жизни". На соседнее сиденье в журналистском автобусе-шаттле плюхнулся чей-то огромный рюкзак, из-за которого я еле разглядел его обладателя. Вернее, обладательницу.

Вы удивитесь, но Стефания Бельмондо за те годы, что мы не видели ее на лыжне, не прибавила в росте ни одного сантиметра. В ней по-прежнему 155 см, полцентнера веса в мокром пальто, те же широченная улыбка и, как говорят борцы за освобождение русского языка от англицизмов, фирменная харизма.

С Вяльбе дружим домами

- Стефания, что вы, собственно, делаете в журналистском шаттле?

- Я, молодой человек, еду в нем на лыжную трассу. Вообще-то я уже давно как ваша коллега. Комментирую гонки на канале RAI.

- Что такое "давно" в вашем понимании?

- С 2006 года. Это своего рода продолжение моей спортивной карьеры. Начала комментировать на Олимпиаде в Турине, потом был чемпионат мира в Саппоро. Сейчас вот приехала в Либерец. На этапах Кубка мира я не работаю.

- Не того уровня соревнования?

- Да не в этом дело. У меня двое маленьких детей. Матиасу пять лет, Лоренцо четыре. Они и так чаще меня слышат, чем видят, а тут снова колесить по всей Европе, не бывая дома? Ни за что! Потому как к мальчикам я готова перелететь весь мир, лишь бы убедиться в том, что они нормально заснули.

- Перед Олимпиадой в Турине вы, помнится, заявляли, что хотите вернуться в спорт. Но не вернулись. Из-за семьи?

- Да. Хотя в какой-то момент я снова стала работать на износ. Провела тестирование, которое показало, что я мало растеряла с тех пор, как ушла, казалось, насовсем. Но потом вдруг поняла, что все это не стоит детской любви и привязанности.

- Говорят, комментировать сложнее, нежели выступать самой.

- Однозначно! Я наивно полагала, что молоть в прямом эфире языком - не в подъем идти, но на самом деле комментирование отнимает много сил. Не то чтобы даже сил, скорее эмоций. Ты же весь "в игре". В гонке думаешь исключительно о себе и плевать, извиняюсь, хотел на всех остальных. Что поделать, спортивная жизнь предполагает эгоистическое восприятие мира. В целом, не могу сказать, что работа на RAI стала моей профессией, но лыжи моя страсть, от которой не так-то просто отказаться.

- В России до сих пор помнят двух Бельмондо: Жан-Поля и Стефанию. Вы не удивлены тому, что до сих пор известны и дщаже популярны в стране, у которой регулярно уводили медали?

- Очень удивлена! Знаете, мы дружим с Еленой Вяльбе, и два года назад я приезжала к ней в гости, в Магадан. Люди шептали мне вслед: "Смотри, Бельмондо, Бельмондо". Господи, как же трогательно! Не могу пожаловаться, что меня не узнают в Италии. Узнают, конечно. Но тут мы долго летели в самолете, сменили множество часовых поясов, а люди все равно знают меня в лицо. Это невероятно! И очень приятно.

- Понравилось в Магадане?

- А хорошо там!

- Давно дружите с Вяльбе?

- Да еще с тех времен, когда вместе выступали. В июле Елена гостила у меня дома в Италии. Здорово тогда провели время. Знаете, для меня Елена дважды Номер Один в женских лыжах за всю их историю.

- На каком языке общаетесь?

- Чуть-чуть по-итальянски, чуть-чуть по-немецки. Кроме того, в Риме живет наша общая знакомая Людмила, которая, когда видимся, помогает переводить.

- Вяльбе успела побыть главным тренером сборной России, причем, делала это весьма успешно.

- Нет, тренировать, тем более, сборную, точно не для меня. Возиться с молодежью - еще куда ни шло, а вот большой спорт...

Чепалова в биатлоне? Это шутка?

- Кого еще из российских лыжников помните и чтите?

- Многих. Ларису Лазутину, Ольгу Егорову, Раису Сметанину, она одна из величайших. С огромным уважением отношусь также к Юлии Чепаловой и Анфисе Резцовой.

- К сожалению, многие помнят Резцову исключительно как биатлонистку, которая могла не закрыть ни одной мишени, но все равно выиграть гонку.

- Это неправильно! Резцова была прекрасной лыжницей. А биатлон возник уже потом.

- Знаете, какая трагедия случилась с Алексеем Прокуроровым?

- Какое несчастье! Какая беда! Когда это произошло, мне позвонила Елена и рассказала подробности. У меня остались только хорошие, очень хорошие воспоминания об Алексее, как о человеке, так и спортсмене.

- Вы упомянули Чепалову, которая пока не может по-настоящему вернуться в спорт. Почему, как вам кажется?

- Да, пока не может. Жаль. Мне трудно судить, но лично я считаю, что дело в том, что у нее двое детей. Вот у вас есть дети?

- Вроде нет.

- Ну, как вам объяснить? Дети - это же не просто родные тебе люди. Это люди, которые в тебе постоянно нуждаются. "Мама, дай то, мама, принеси се". И так каждую минуту. Это отвлекает от спорта. Вернее, правильно будет сказать - увлекает в другую, не менее хорошую, сторону. Трудно сконцентрироваться на лыжах, пока дети растут. Кто-то умеет с этим справляться, я вот для себя решила, что даже не хочу пытаться.

- Знаете, что Чепалова пробовала себя в биатлоне?

- Это шутка такая?

- Нет, серьезно.

- Даже не знаю, что сказать. Раз она вернулась в лыжи, значит, биатлон не для нее.

- Как вы вообще относитесь к биатлону?

- Очень люблю этот вид спорта. Одно удовольствие смотреть соревнования по телевизору.

- А ведь еще 10-15 лет назад лыжи совершенно точно были не менее популярными. Почему так упал интерес к лыжам?

- Это не простой вопрос. Здесь думать надо. Навскидку я могу сказать, что в нынешние времена очень сильно подтянулся средний уровень гонщиков, значительно выросла конкуренция. Ведь раньше как было? Несколько элитных гонщиков распределяли медали между собой, а всем остальным почти ничего не доставалось. Сейчас же медальная география очень сильно расширилась. Этому можно сколько угодно аплодировать, но нельзя не признать, что личности немного обмельчали. Хотя, думаю, кто-то со мной не согласится.

- Вы наверняка слышали о том, что недавно произошло в биатлоне...

- Ой, ничего я не слышу! У меня двое детей, сладу с ними нет. Что тут услышишь? А что, какой-то скандал приключился?

- Можно сказать и так. Трое россиян дисквалифицированы за употребление допинга.

- Ай-ай-ай. Мне жаль. Но неужели сразу трое?

- Как вы отреагировали на грандиозный допинговый скандал с российскими лыжницами на Играх в Солт-Лейк-Сити?

- Это было не очень хорошо ни для спорта, ни для жизни этих людей. Допинг - это всегда мини-трагедия. Сохранила ли я уважение к русским девушкам? Да, сохранила. Знаете, я привыкла судить в первую очередь себя, а не других. Кто я такая, чтобы судить кого-то? Это, считаю, просто некорректно.

На Данилову не дуюсь

- Можно вам задать несколько вопросов о Мануэле Ди Ченте?

- Да сколько угодно. А почему вы уточняете?

- Говорят, у вас были с ней непростые отношения.

- Ну, были когда-то. Пока соревновались друг против друга. А потом все как-то само собой пришло в норму. Мы не друзья, но по телефону периодически разговариваем.

- Как у нее дела? Я читал, что она стала первой итальянской женщиной, которой удалось взойти на Эверест.

- Да, да, я тоже что-то такое слышала (по-моему, ничего Бельмондо не слышала - Прим. С.Б.)

- Громкую огласку получил эпизод в Солт-Лейк-Сити, когда Ди Чента пыталась поздравить вас с золотой медалью, но вы не приняли ее поздравлений. Это так? Или, как всегда, будете все валить на журналистов?

- А зря смеетесь. Там действительно разговоров было больше, чем инцидента. Никто же ведь ничего толком не знал, а репортеры ухватились за то, что увидели собственными глазами. Это для них была большая история! Ничего там на самом деле страшного не произошло.

- Назовите, пожалуйста, вашу любимую гонку.

- Гонку вряд ли. Скорее, назову всю Олимпиаду в Альбервилле, где я завоевала первое олимпийское золото. На втором месте - Солт-Лейк-Сити, где я выиграла второе золото.

- Та гонка, после которой вы стали двукратной олимпийской чемпионкой, вошла в историю лыж. Не дуетесь на Ольгу Данилову, сломавшая в сутолоке вам палку?

- О, мадонна, как я могу дуться на такое! Столько лет уже прошло. Да и потом, был масс-старт, там еще не такое бывает. Как сейчас помню, на улице было градусов 14 мороза. Палка задубела так, что стоило на нее легонько наступить, и она треснула. Я тогда чуть не разрыдалась, кричала на эту маленькую сломанную палку. Так один француз, услышав это, мгновенно сориентировался, и отдал мне свою. Правда, он высокий был парень и я с его палкой смотрелась забавно. Так что все равно, по сути, работала одной рукой.

- Не было мыслей, что все кончено?

- Не то что мысли - полная уверенность в этом была. Оживать я стала только тогда, когда один из наших тренеров сунул мне в руки нормальную палку. Вот тут началась работа. Я к тому моменту уже прилично отставала, но решила лопнуть, но догнать лидеров. А на финише мы разбирались только с Лазутиной. Наверное, я тогда выиграла у нее спринт только потому, что не боялась проиграть. Я бы и от серебряной медали в такой ситуации прыгала до потолка. А сколько раз мы с Вяльбе вели войну не на жизнь, а на смерть! Ох, да что там...

- У меня в памяти остался фотофиниш на чемпионате мира в Тронхейме в 1997-м.

- Да, мы с Еленой шли ботинок в ботинок почти всю дистанцию. А потом устроили такую разборку в концовке, что все схватились за сердце. Это сейчас ввели в программу спринт, где фотофиниш стал рядовым явлением. А тогда! Ух, что было! Прекрасная была гонка. Жаль только, что я ее проиграла.

Стефания БЕЛЬМОНДО

Родилась 13 января 1969 года в Винадио, Италия.

На чемпионатах мира дебютировала в 1987 году, а на Олимпиадах - через год в Калгари.

2-кратная олимпийская чемпионка (1992 - 30 км, 2002 - 15 км), 3-кратная серебряная медалистка (1992 - 5+10 км дуатлон, 1998 - 30 км в/с, 2002 - 30 км классика), 5-кратный бронзовый призер (1992 - 4х5 км эстафета, 1994 - 5+10 км дуатлон, 1994 - 4х5 км эстафета, 1998 - 4х5 км эстафета, 10 км классика).

5-кратная чемпионка мира (1993 - 5+10 км дуатлон, 1993 - 30 км, 1997 - 5+10 км дуатлон, 1999 - 5+10 км дуатлон, 1999 - 15 км), 6-кратная серебряная медалистка (1991 - 4х5 км эстафета, 1993 - 4х5 км эстафета, 1997 - 5 км, 1997 - 15 км, 1997 - 30 км, 1999 - 4х5 км эстафета), 2-кратный бронзовый призер (1991 - 15 км, 2001 - 4х5 км эстафета).

В 2006 году зажгла огонь Игр в Турине.
Источник: "СПОРТ-ЭКСПРЕСС"
0