Каракол, 19-27 марта 2011
Не было бы счастья – да несчастье помогло, как водится. Поездка собиралась в полуавральном режиме – внезапно закрыли Приэльбрусье и Каракол был признан лучшей альтернативой. После всех перипетий с билетами мы, 17 лыжебордеров из Владимира, Коврова, Москвы, Питера наконец-то загрузились в машину и двинулись в аэропорт. Летели двумя группами – часть через Бишкек, часть через Алматы с пересадкой в Киеве (поэкономили). Мы летели по эконом-варианту, компанией AeroSvit – не пожалели, ибо еще успели погулять в Киеве несколько часов. Красивый город и немыслимая смесь языков на улицах нас веселила от души.
Алматы - Каракол
В Алматы прибываем утром, нас встречают на хорошей машине, так что каждому достается по два-три места и можно спать, чему мы немало были рады.
Вопреки опасениям скептиков, таможня в поселке Ленинский на реке Шу прошла вообще без проблем: на границе высадили из машины с ручной кладью (борды остались в багажнике, машина с ними пошла на автомобильный пункт проверки). Заполняем миграционку со стороны Казахстана, а киргизы просто лепят еле видный штамп в заграны (краску, видно, экономят). Не имеющим загранов велят сохранить авиабилеты на случай. Вся процедура – минут 15.
Загружаемся в машину и едем дальше, дорога идет в горы, местность становится все живописнее. Километров 50 дорога идет вдоль Иссык-куля. Большие серебристые тополя, тающий снег на полях, ярко-синее небо и вода. Обалденно.
Вечером прибыли в Каракол, поселились в забронированном заранее гестхаусе «Алаколь», поужинали. Те, кто летел через Бишкек уже успели покататься, поделились эмоциями. Падаем спать в предвкушении.
Инфраструктура
Горнолыжный центр Каракол – это четыре двух- и трех-кресельных подъемника (один из которых стоял), две ратраченные трассы. Остальное – межтрассовое пространство, вверху поля – внизу леса, можно съехать в любое ущелье – если внизу нет густых кустов – то обязательно выедешь к дороге, заблудиться сложно, в отличие, скажем, от Шерегеша. Если кусты – тады ой – ползешь по склону пешочком до проходимого места)
Трассы
Основная трасса, если смотреть сверху – левая. Довольно широкая, хорошо ратрачена. Вверху лоб, градусов 50 (если ехать от правого подъемника, «Панорамы»), ниже более пологая комфортная трасса до самого низа.
Вторая трасса, правая, поуже, идет по лесу и местами весьма условна – с нее можно уехать куда угодно в редкий лес и потом вернуться. Между трассами есть лесные накатанные проезды. Можно катать прямо под подъемниками. Можно катать ущелья и поля справа, откуда есть выкат на довольно узкий траверс к Панораме. Вообще – нарисованные на карте трассы – вещь в большинстве своем условная. Просто поднимаешься и едешь куда глаза глядят, а если страшно – куда едет больше народу.
Внетрассовка
Это все остальные места влево и вправо от Панорамы. Можно катить прямо от подъемника, можно пройти немного пешочком, можно заброситься на снегоходе – чем дальше, тем больше вариантов.
Лавиноопасность есть, но в этом году гиды нас успокоили, что кулуары были хорошо укатаны перед снегопадами и вероятности схода почти нет. В общем, обошлись без лавинного снаряжения, единственное – предосторожности ради, нетронутый склон ехали по очереди и стараясь не рубить поперек, а на первую снегоходную заброску взяли гида Славу для ознакомленья с местностью. Не знаю как зимой – весной левые спуски почти недоступны – это южный склон, снега нет. А северо-восточные поля и кулуары наличествуют в изобилии. После снегопада разумные люди рванули катать их сразу, мы же осознали свое счастье только на второй день. Выходят они все в итоге в лесистое ущелье, на одну и ту же траверсную дорожку вдоль обрыва, где есть пешеходный участочек метров 300, но выводит она прямо к подъемнику, так что дело того стоит)
Хроники радости
В первый день подорвались в семь утра как на пружине, завтрак, грузимся в машину и на гору. Идет снег, чему все радуются – мягко, пушисто и на трассах и между трасс. Методично обкатали все места. Народу, по нашим меркам, нет вообще – очередь на подъемник (а это было воскресенье- выходной) достигала аж 3 человек порою!
После обеда вышло солнце и мы, как и полагается, обалдели от открывшейся нашим глазам красоты:
Все горы разные. И у Тянь-Шаня свое лицо. Четкие графические линии, крупно очерченные скальные массивы, белые вершины…
В пушистом снегу было всем без исключения было весело и кайфово. Очень много зверья, зайцы бегают поперек трасс. На деревьях белки, как из детской книжки, шишечки грызут.
фото белки предоставлено Malt Maniack-ом, со ski.ru, встречаемым нами регулярно у подъемника
На второй день решили начать обследовать роскошные снежные поля и кулуары в пешеходной доступности от Панорамы. Первый же многоступенчатый спуск по почти нетронутым равнинам на хорошей скорости по глубокому, летящему из-под копыт снегу вышиб у меня слезы счастья, честное слово. Вот она – настоящая жизнь! Вот ради чего были полтора месяца сборов! Вот когда открывается пресловутое Дао Доски и ритм движения вселенной! (не знаю насчет лыжного Дао, но, по-моему, лыжники наши начали светиться изнутри с того же дня).
В общем, весь второй день посвятили обкатыванию ближних полей. Трассовый народ гонял по свежератраченному и по небольшим ущельям между подъемников с удовольствием. Одна наша девочка прославилась тем, что каждый день что-то находила на трассе. Нашла две палки, лыжу, шапку и маску. Еще несколько дней – и она бы собрала целого лыжника!
На третий день решили взять «гида на час» и снегоход и заброситься подальше, на высоту 3450. Снегоход везет двоих на сиденье и еще один - два человека буксируются на трале. Забавно и несложно, но с непривычки руки устают.
Оттуда роскошный вид во все стороны и в том числе на соблазнительные восточные цирки.
Но нас отговорили – там слишком большая выположка, борд не пройдет, а снег глубокий. Поехали на северо-восток. Абсолютно девственные кулуары на выбор, летай-не хочу! Камней мало и они видны, лавиноопасность, по словам гида, минимальна. Оставляем первые следы.
Гид наш Слава объяснил нам географию местности и увидев, что мы здесь явно не пропадем – быстро свалил вниз, учить девочек кататься)).
А мы, пять самураев, забросились еще раз и еще пару раз сами пешочком прошлись до половины снегоходной дороги и спустились. В общем – четыре-пять спусков делали за день – но это было истинное наслаждение. Возвращаемся домой как коты, проведшие день в кладовке со сметаной:))
На четвертый день часть группы отправилась на экскурсии, откуда привезли волшебные кадры. Ущелье Джети-Огуз, что в переводе означает «Семь быков». Гора «разбитое сердце».
А вот, собственно и сами «семь быков».
Река с минеральной водой.
Несколько Тянь-Шанских хребтов носят название "Алатау" - Терскей-Алатау, Кунгей-Алатау, Заилийский Алатау, Таласский Алатау..., что в переводе означает "Красно-рыжие горы". Вернее, "Ала" - это именно такой цвет, как на фотке у скалы и киргизской лошадки, коих там в изобилии. Словари переводят его как "пестрый", но нет, три раза спрашивала у местных - кто говорит "красный", кто "оранжевый, рыжий", а проще всего показать рукой. Вот такой он - Ала!
Мы же продолжили освоение горного пространства. Нашли в шаговой доступности абсолютно некатаное ущелье с уклоном градусов в 45, порадовались.
Встретились на выкате с москвичами, в разговоре созрела идея съездить на Чон-Ашуу (это перевал 3800м, куда можно заброситься на машине, скатиться вниз по целине, подбирают тебя опять же на машине, и снова наверх. Но увы, ни один гид не взялся нас вести – солнце уже плавило снег вовсю, а тяжелые снежные доски в случае схода лавины – верная гибель. Короче, опасно там в конце весны. Чуть опоздали. Вот фотки от одного из местных. 7 марта, Чон-Ашуу.
На пятый день по совету местных решили вшестером взобраться на близлежащий хребет и оттуда по северному плато съехать прямо к городу. Спуск километра три, подъем – полтора часа пешком по южному незаснеженному склону. Подъем красивейший. Горный ручей, первые цветы…
«А посуда вперед и вперед
По полям по болотам идет!» :))
И вот выходим на хребет. Вообще, конец подъема – всегда переживание. Идешь-идешь – а за перегибом вдруг тебе в глаза бросается такая воля-вольная, что на метр подпрыгиваешь от счастья!
На спуске мы вчетвером блуданули, хотя нас предупреждали, что надо забирать правее. Но снизу все хорошо видно, а сверху – фиг поймешь. Конец полей – уже одни проталины. Первый раз пришлось ехать по конскому навозу (вообще, это фирменный знак Киргизии, лошадей очень много и ммм ... последствий - тоже)) Выбирались опять пешком. Жара. Водитель нас еле нашел, рискуя жизнью, весь день потом вспоминал, как ехал по глинистому обрыву))
Забросили доски домой и поехали на Иссык-Куль. Красота хрустальная…
Искупались на песчаном пляжике. Водичка холодная, но на улице уже +22, не страшно. Местные, правда, офигевали, на нас глядя
Потом поехали на Барскаунские водопады. В марте они стоят замерзшими. Первый водопад:
Водопад «Чаша Манаса». По легенде, царь Манас выбирал себе жену следующим образом: кандидатку просили искупаться в этом водопаде. Если оставалась жива – то становилась царицей. Если же нет – вероятно, гурией в раю...
Барскаунское ущелье и само по себе – нечеловеческой красоты.
Внизу камень со словами истины: «Да принесут горы мир людям и холмы – правду!»
На обратном пути нас догнал абрикосовый закат на Иссык-Куле.
Шестой день солнце жарило не по-детски, снег вне трасс был очень тяжелый и сырой. Поэтому с утра катнувшись раз-другой, решили собраться на площадке у верхней кафешки и устроить аццкий отжиг. И зажгли от души, заражая окружающий народ весельем и качем. Катались в пляжных одежках, верещанием пугая тренирующихся спортсменов, танцевали, держась за небесные ниточки, рядились, фоткались и хохотали, коньяк лился рекой, а в качестве рюмок были лыжные палки. В общем, команда «Владимир +» отожгла в Караколе по полной.
Крайний день решили на гору не ехать. Поехали в музей Пржевальского. Маленький и очень красивый музей с окружающим парком.
Карта путешествий ученого.
GPS прошлого века.
Собственно, лошадь Пржевальского.
Памятник Пржевальскому на берегу озера. Сплошь символичный – 21 камень – столько лет провел Пржевальский в путешествиях. Орел смотрит туда, куда он собирался в пятую экспедицию, но, к сожалению, умер в Караколе (бывший, кстати, Пржевальск, четыре раза его переименовывали)
и памятник Карасай уулу Кусейну – первому киргизскому лингвисту, создателю алфавита. Алфавит у киргизов на основе кириллицы, добавлены четыре буквы.
На прощанье сфоткались с Андреем у его верной Misubishi Delica с гордой надписью "Shamonix"!
Через час пришли уже наши большие автобусы, загрузили обе толпы и повезли кого в Бишкек, кого в Алматы. До свидания, волшебная земля! В добрый путь!
Перелет через Бишкек туда и обратно обходится в 12-13 тыc. руб. (почему-то по разному стоили билеты каждый день). Через Алматы с пересадкой в Киеве - 9350. Это основная часть расходов.
Трансферы до Москвы обошлись в 600-700 руб. в одну сторону. От Бишкека до Каракола Mersedes Sprinter обошелся в 6000 сом, это 3 600 рублей, т.е. по 400 руб. с человека. От Алматы до Каракола подороже - 11 000 сом. 700 руб. с человека где-то. Машина такая же, можно было поместить и больше народу, но мы не стали искать подсадку - разлеглись спать каждый на два сиденья.
Жили мы в гостевом доме "Алаколь" Большой дом, 3 корпуса, душевая кабина одна на этаж, но нам хватало без напрягов. Кто сильно торопился - можно было сполоснуться в душевой при бане - она открыта всегда. Запасная, так сказать:)) Очень хорошие спальные места! В меру жесткие и позволяющие расправить спину после каталки - что в отелях не часто встретишь, зачастую на матрасах экономят. Собственная система отопления - т.е. от общегородских отключений тепла и воды мы не зависели никак. При доме есть баня и бильярд, сушилка для снаряги, отдельная столовая, в главном корпусе в холле - зона отдыха. Диванчики, стол, телевизор, общий компьютер.
На территории отеля - Wi-fi, что для многих из нас было важно - можно было почту рабочую посмотреть, не слезая с кровати.
Честно скажу - при выборе дома определяющими стали три момента:
1) большой размер - все же наша толпа не везде влезала.
2) Небольшая стоимость при комфортных условиях.
3) Wi-fi
Ну и, конечно, порадовали хозяева - Эмиль и Гульмира. Очень приятные, умные люди, душой болеющие за развитие туризма в Киргизии. Они сами катаются, поэтому нужды горнолыжки знают на собственном опыте, все устроено грамотно. Они сами нашли нам и трансферы и машины для вывоза на гору, все согласовали заранее - нам оставалось только записать телефоны.
Гестхаус обошелся нам в среднем по 340 руб с человека в день включая завтраки. Стоимость номеров различается по корпусам - в первом есть телевизоры, в остальных нет. Но мы их все равно не включали, не до этого было, впечатлений хватало без зомбоящика выше крыши.
Заплатили в рублях, рубли там берут почти везде, но курс разный - лучше всего менять в банках, там разница минимальна. Курс сома к рублю - 0,63. Т.е. 1 сом - 63 копейки.
На гору и по экскурсиям нас возили ребята на трех Деликах. Больше всех подружились с Андреем-младшим, он сам горнолыжник и турист, имеет корочки инструктора и подрабатывает гидом по окрестностям.
Стоимость Делики до горы и обратно - 1250 сом. Экскурсия на целый день - 5000 сом за машину. Мы выезжали в полдевятого утра и возвращались в полдевятого вечера. Еще и по горам нас искал на машине наш водитель и гид.
Каталка. Стоимость скипасса в обычное время - 800 сом. В последние три дня были по 500, ввиду мокрого снега. Т.е. где-то по 500 \300 рублей на весь день. Халява по российским меркам.
Подъем на снегоходе - 1500 сом. Берет троих-четверых. В принципе - на 3450, куда он возит - можно без проблем дойти пешком минут за 20-30. Гид - не помню сколько, но кажется 700 сом за час, 2000 за весь день на толпу. На весь день нанимать его есть смысл только на выезд, а на выезд гиды с лыжной базы идут неохотно, лучше подсуетиться заранее и найти на стороне.
Еда и напитки в городе дешевы до смешного. Кафешек много. Есть грязненькие типа наших "пирожков", а есть очень приличные. Мы обедали в "Факире" и в "Руслане", и там и там понравилось. Обед из трех блюд, каждым из которых можно объесться обходится в 300 сом. Коньяк в магазине - 180-200 сом за поллитра, т.е. 110 рублей. Кальвадос - 110 сом - 80 рублей. Очень вкусная штука. Есть разные местные слабоалкогольные напитки типа крепкого кваса, что ли. Сом 30 за литр. Я не пробовала, а мальчишки пили - живы:)
Вот так выглядит обычно "салат".
"Маленький" суп - это миска где-то около литра. Большим можно накормить двух мужиков среднего размера. Жаркое - огромная тарелка или жаровня с горкой. Кухня очень вкусная. Но съесть это все невозможно физически!
Фирменное Каракольское блюдо - Ашлям-фу. Лапша, сверху крахмальная тонкая лапша, все это залито вкусным острым соусом, сверху еще кладется мясо с зеленью. Подается холодным. Говорят - лучшее средство от похмелья;)
При посещении кафе надо учитывать, что 5% чаевых уже включаются в счет. И еще кое-где могут добавить "за музыку" или "за вип-зал". Мы осталяли в качестве чаевых еще по русской десятирублевой монетке - девочки радовались, как дети))
На горе пообедать проблема. Есть два кафе - внизу - дорогое и довольно невкусное. И на станции пересадки - тоже недешевое и еды особо нет - самса, пицца и чай. Зато чай с травами, очень вкусно! Но мы обходились без напряга. Во время каталки есть вредно - расслабляешься. Чай с самсой - самое то.
Что еще? На краю города - родоновые источники. Ванну можно принять до 11 вечера. 45 сом ванна. Такси по городу - 50 сом в любой конец (28 рублей). В общем, мы там чувствовали себя олигархами.
Сувенирки у горы нет - только в городе на рынке и в поселках попадаются ларечки. Местная фишка - войлок. Калпаки (именно так, через А), тапочки, кошмы, игрушки и т.п. - все красивое, теплое, вышитое. Продают травы, мед, музыкальные инструменты. Все прочее - дешевые китайские поделки. Мы накупили еще горных трав для чая и местных приправ - травы ароматнейшие.
В общем, вся поездка от порога до порога, вместе с перелетом и забросками на снегоходах мне обошлась в 21 тысячу рублей спокойно. У мальчишек с учетом спиртного и у летящих через Бишкек, думаю, чуть больше, 22-24. С учетом множества полученных кайфов - это сущие гроши.
После поездки и молодняк, впервые выбравшийся в большие горы, и сэнсэи, катающиеся по горам лет 25, единодушно сказали что это лучшая поездка в их жизни – за 8 дней мы умудрились оставить в Киргизии кусочек сердца. Придется вернуться!:)
Даты поездки: 19-27 марта 2011
Автор: Светлана Х.