+21

Структурирование скользящей поверхности

Mr.XX Лента автора 14 Февраля 2013 (00:14) Просмотров: 11618 7
Глядя на скользящие поверхности современных лыж и сноубордов высокого уровня, видишь, что они не зеркально гладкие, а имеют некий мелкий объемный рисунок. Рассматривая внимательно, замечаешь, что рисунки эти могут быть совершенно разными. Казалось бы, что гладкая скользящая поверхность должна обладать меньшим коэффициентом трения и скользить лучше? Но вспоминаю, как много лет назад, летом, прыгуны с Московского трамплина грубым резцом просто кромсали скользячки своих лыж под углом 45 град.

Так в чем же дело?
 
При катании на лыжах или сноубордах по снегу, который имеет кристаллическую структуру, за счет трения создается тепло. Это тепло и давление на снег, в свою очередь, создает капли воды путем плавления снежных кристаллов. Вода является ключом к хорошему скольжению. Если снег очень сухой и холодный, то может быть недостаточно воды, чтобы помочь улучшить скольжение. 
  
Когда снег теплый или влажный, может быть создан избыток воды, что создает всасывающий эффект и замедляет скольжение. В этой ситуации база должна быть построена с рисунком, который похож на протектор шины, имеющий каналы для отвода воды. В общем, более тонкая структура с базой разрывов по гребням 0,5 мм друг от друга или менее, лучше всего подходит для холодного, сухого снега. Грубая структура (с базой разрывов 0,75 мм или более) является лучшей  для теплого мокрого снега. 

Другое правило гласит, что разрывы или гребни никогда не должна быть больше, чем половина размера кристаллов снега. Это позволяет избежать застревания кристаллов снега в желобах структуры и создания сопротивления. 

Electra (черные графитовые) базы не нужно так глубоко структурировать, как прозрачные спеченные базы. Фторуглеродные парафины также хорошо работают с более тонкой структурой, в связи с их большей репеллентностью к воде.

На большинстве предприятий, как правило, по умолчанию, выпускаются лыжи со средне - и грубыми структурами. Это может быть подходящим для мокрого снега, но иногда оказывается слишком агрессивным для холодного снега, когда суше, меньше и острее кристаллы снега. Такой снег может попадать в углубления этих грубых структур. Это может создать большее сопротивление.

Вы можете изменить неудобную вам структуру.

После любого структурирования всегда необходимо проверять базу на наличие микроволосков, которые остаются на скользящей поверхности после нанесения структуры. Они могут существенно ухудшить скольжение. Эти волоски можно удалить циклевкой, после нанесения горячим способом твердого парафина.
 
Выбор структуры

Существуют различные модели структур. 

Линейные структуры являются прямыми канавками, которые идут от носа до хвоста. Большинство структур, изготовленных на ленточных шлифовальных станках, это структуры линейные, которые хорошо работают в самых разнообразных условиях. Такие структуры также  предпочтительнее для скоростных видов.

Кросс-люк, или диагональные структуры, производятся при шлифовании на станке специальным алмазным инструментом. Такие структуры традиционно предпочтительнее для слалома и гигантского слалома. 
    
Модель структуры и предпочтения иногда меняются в зависимости от многих факторов. Погода и снег, прихоти отдельных техников, новые инструменты для нанесения структуры, и т. д. Однозначные рекомендации тут найти трудно. Последнее время очень популярна на КМ становится Wave-структура. И действительно – реальные тесты, проведенные одним нашим «соконфетником», показали значительный прирост скорости на этой структуре, относительно диагональной насечки.

Существуют комбинации грубых и тонких структур. Тонкий линейный рисунок накладывается на грубые и глубокие структуры. Тут мы имеем большое поле для исследований и творчества, ибо нанесение структур – это не догматическая наука, а скорее поле экспериментов. Особенно важно нанесение структур на широкие лыжи и сноуборды, где площадь контакта со снегом особенно велика. Структурирование может сделать гораздо больший выигрыш в скорости, чем применение смазок.

Исследования показывают, что нанесение структуры на сноубордах может улучшить время на 2-4 секунды в 90 секундном спуске.

На рисунке представлены различные виды современных структур.

Следует отметить, что со временем структура как бы «уходит» со скользящей поверхности. Это связано не только с ее истиранием, но и с тем, что P-Tex довольно эластичный материал, который под воздействием тепла (например, горячего парафина), стремится вернуться к своей первоначальной форме и состоянию. Это происходит на экструдированных базах при температурах выше 210 градусов F (99 градусов C) и спеченной базы выше 270 градусов по Фаренгейту (132 градусов С). 

Таким образом, нанесенная структура нуждается в постоянном обновлении.
+21
0  
AWolf    14 Февраля 2013 (18:30)   #
Получается, чем чаще наносится "холодный" парафин, тем быстрее "уходит" структура..?
  • 18
  • 7
  • 5
0  
Mr.XX    14 Февраля 2013 (19:01)   #

Получается, чем чаще наносится "холодный" парафин, тем быстрее "уходит" структура..?

Ну да. От температуры структура уходит. 130 гр это часто применяемая температура холодных смазок.

Но и при более низких (120) температурах этот эффект тоже присутствует наверняка. Только менее выражен.

По личным наблюдениям за сезон структура сильно уходит. Но тут конечно и истирание тоже работает.

  • 2
0  
SysOp    15 Февраля 2013 (13:30)   #
Что еще раз доказывает что новые лыжи едут лучше :)
0  
AWolf    15 Февраля 2013 (15:38)   #

Что еще раз доказывает что новые лыжи едут лучше :)

..чем старые и немазаные))))))))
  • 1
0  
swissmaker    17 Февраля 2013 (20:11)   #
Спасибо за ликбез. Всегда считал что этот рельеф лишь для удержания смазки. Поэтому всегда под нож ее первым делом
  • 18
  • 7
  • 5
+1  
Mr.XX    17 Февраля 2013 (20:14)   #

Спасибо за ликбез. Всегда считал что этот рельеф лишь для удержания смазки. Поэтому всегда под нож ее первым делом

biggrin.png

..не-не.

Смазка, она в поры уходит. https://www.ski.ru/az/blogs/post/nemnogo-o-skolzyachke/

  • 1
+1  
swissmaker    18 Февраля 2013 (00:01)   #
Неужели действительно с целью скольжения?
Я и правда всегда думал что это лишь декоративный след, след от фрезы или какого-другого механизма который эту скользячку шлифует(выпиливает?).Эдакий фирменный штрих, декоративная фенечка. Имитирование оргазма

Раньше, если помните, на пластинках жвачки был такой же след. Это чтобы она изо рта не выпадала когда твоей девушке кто-нибуть скажет: это не след а структура, детка! А она в ответ на это: да офигеть! И рот от удивления открывает. А жвачка при этом изо рта у нее не выпадает, и грациозно так структурой этой держится на ее сексуальном языке :)