2, L, CE, L, D+//J1:2,g,+ / S++/ S-4’’ / J2:8,-,BS2 in Cent Coul / C--/ trav S-/ SIide3’’ / J3:15,360+, BS1/ L-
Нет? Ну, ничего страшного. Вот вам расшифровка.
Это, как вы уже догадались, нотация которую используют судьи на фрирайд контестах (конкретно - Freeride World Tour, тут краткая таблица обозначений).
Тот, кто собирается влезть в шкуру судьи, должен уметь на таком птичьем языке записать особенности проезда райдера… за очень, очень ограниченное время, это даже не минуты… это СЕКУНДЫ!.
Кроме того, судья должен сам неплохо кататься, чтобы видеть ньюнсы техники, выбора маршрута, уровня контроля, скоростные характеристики, чистоту трюков, и все это за какие-то 30-40 секунд должно быть отлито в [от 0 до 100] баллов итоговой оценки.
Контест Rosa Khutor Freeride уже 12 февраля. И, возможно, у будущих участников уже есть вопросы к судейской коллегии.
Всего коллегия будет состоять из 6 или 7 человек, на момент написания текста, мне удалось выйти на связь только с Александром Харитоновым и Славой Руничем. Говорят еще, что приглашены Eлизавета Паль и Саид Дранников.
Далее микроинтервью Александром и Станиславом.
Александр Харитонов
Опыт судейства: snowweek2010 sisterevent FWT, 2 этапа российских стартов в красной поляне. 2 семинара по судейству FWT.О себе: Лыжник, стаж катания 28 лет. Полянский локал последние 12лет.
«Самое важное в судействе - внимательность. Сложность - организованность участников и соблюдение положения о проведении соревнований. 100+ участников это вполне нормально».
Слава Рунич
Опыт судейства: snowweek2010 и Шеригелс это sisterevent FWT, главный судья российских стартов в красной поляне на Розе Хутор прошлого года Нью Лайнс Контест . Работа в рабочей группе соревнований FWT в Сочи. Семинар по судейству FWT.
О себе: Лыжник, стаж катания 36 лет. Прорайдер нескольких брендов. Основатель первого фрирайд - проекта в России «Фрирайд с Гидами». Призер чемпионата России по фрирайду
«Самое важное в судействе для меня - успевать быстро анализировать спуск и соотносить его к другим проездами. 100 участников это уже на грани возможностей».
Jul: Вот например, Макс Панков считает, что основная задача судейства это объективность. Объективность это итог. Что вы предполагаете сделать, чтобы достичь этого итога? Будут ли какие-то чеклисты, баллы? Насколько открытой будет система судейства? Раскройте механику.
Александр Харитонов (АХ) :
Объективность это абстракция. Сколько людей столько и объективностей. Есть шкала оценок у каждого судьи. Есть особые пометки - за трюки, уборки, контроль, линию и т.д. (предлагаю делать их больше) они помогают расшифровать (понять оценку), есть процедура протеста с разбором попытки. Есть главный судья, кто может корректировать оценки у судей. Открывать бумаги для участников это лишнее, получится бардак, каждый захочет тогда знать, кто его и как оценил. А объективность достигается коллегией судей, совокупностью оценок всех судей в категории. Считаю, что все и так есть. Мы же приняли фвтэшную систему (систему судейства Freeride World Tour – прим. Jul).
Единственное - часто не хватает внимания и времени запаса, записать все, что было в проезде (трюки уборки и т.д.), но именно эти детали характеризуют проезд, в отличие от самой цифровой оценки.
Jul: Я правильно понимаю, что в настоящее время, когда простых зрителей практически нет, смысл судейства это нахождение консенсуса с мнением большинства участников соревнований, то есть судьи должны совпадать с "мнением тусовки"? Почему тогда не делать простой гамбургский счет?
АХ: Есть система и правила. Есть судьи. Они приглашены судить по своему внутреннему убеждению. На основе знаний и опыта. Мнения райдеров это мнения райдеров. Экзаменатор не ищет консенсуса с экзаменуемым. Как проехал такая и оценка.
Слава Рунич (СР):
Судьи ни в коем случае не подстраиваются под мнение тусовки. Судьи сидят обычно далеко от участников и вообще, тусовки, никто не должен вообще приближаться к ним и т.д. Одна из самых важных задач судьи с самого начала ставить оценки так чтобы был зазор в оценках.
Поясню: проехали первые участники пусть хорошо, но им нельзя ставить высокие оценки чтобы потом не получилось так что дальше уже повышать некуда. Первые задают планку и потом остальным относительно первых выставляются баллы и как раз когда много участников и многие из них проехали хорошо, самая большая сложность их корректно вставить в полученный интервал оценок. У судьи в памяти должны быть всегда ключевые моменты конкретного проезда, так чтобы ранжирование происходило максимально объективно. Поэтому помимо «шкалы градусов» о чем писала Вероника, важно как можно больше делать пометок о проезде в комментариях.
АХ: Еще реплика. Основой для суждения (и ранжирования – прим. jul) является проезд открывающего райдера.
Jul: Вообще, какая стратегия должна быть у участника? Проехать там где все, но круче, или проехать там где мало кто пробовал?
СР: Кратко - приоритет сложная линия, все остальные менее важны. Каждый стратегию выбирает сам. И вообще когда участник стоит на старте он обычно видит только первую часть траектории, поэтому он не знает, кто и как проехал и по какой линии.
Я всем всегда говорю: траектория должна быть такая, чтобы логично «собрать» интересный рельеф и в то же время показать соответствующую его уровню траекторию. Если же человек не готов, а лезет, куда не надо и подвергает себя опасности - это строго карается.
АХ: Для ознакомления участников с соревновательным склоном, проводится организованный просмотр снизу. Все в равных условиях. Сложную линию (всю) сверху не видно. В этом и состоит искусство райдера читать рельеф.
СР: Все заранее выбирают траектории и обычно сразу видно, когда участник едет и ищет…а когда четко следует траектории. Есть такое слово ЗАБЛУДИЛСЯ, это опытным людям и участникам и судьям сразу видно.
Jul: Что вы скажете по поводу падений? Как они у вас будут считаться?
АХ: Победить убравшись возможно, только если все остальные убрались. Место в протоколе, в конечном итоге, определяется баллами, которые набрал спортсмен. Штрафоваться будут как всегда: приземление на спину, махание руками и касание ими склона, плохая техника, задняя стойка, поиск дропа, остановки, траверсы и прочее – все это минусы различного рода.
Jul: Судьи сноуборд и лыжи будут судить отдельно?
АХ: Судьи одни для лыжников, другие для бордеров. И главный судья. В идеале 3 судьи на категорию + главный. Итого 7. Две панели судей, чтобы пока ставят пометки по одному заезду, следующий участник уже не ждал, а ехал, так как его судит другая панель.
Гл.судья корректирует и рекомендует. Суждение происходит поочередно (лыжи-борд) это дает возможность всем судьям успевать (если очередность не нарушается). И постоянная радиосвязь судей (через главного судью) с выпускающим. Если коллегия не готова, старт откладывается до готовности.
Jul: Ок, последний вопрос, или вернее, просьба – ваши пожелания участникам.
AХ: Соблюдайте положение о соревнованиях. Не игнорируйте брифинги и будьте осторожны в горах.
СР: Показать достойные лини и фан, безтравматичные проезды и относиться к этому больше как к шоу, чем как к соревнованиям.
Если у участников будущих соревнований есть вопросы к судьям, или кому-то просто интересно узнать кухню, пишите сюда в каменты, может быть и ответят)