Сумеречная зона
«- Останови машину! Я хочу пописать!»
Фраза героини фильма вызывает в салоне автобуса нервный сдавленный смешок – вот уже пятый час румынская таможня не дает добро на выход наружу без объяснения причин. Автобус заперт и давление в нем нарастает с каждым часом. Несколько страдальцев атакуют водителя, намереваясь отобрать пластмассовое ведро, предназначенное для мытья транспортного средства. Водитель грудью защищает емкость от группового поругания, но, похоже, второй атаки ему не выдержать. Наконец появляется таможенник:
- Что везете?
- Лыжи! – разом гаркнуло сорок восемь глоток и даже бордеры не противились единому порыву.
Слегка обалдев от такого единодушия, таможенник отдает паспорта и автобус срывается с места по направлению к ближайшей заправке. Все облегченно вздыхают и наконец-то вываливаются наружу. Но тут, внезапно, как черт из табакерки, возникает курдупель-заправщик в высокой румынской шапке. В вое курдупля угадываются слова «нот туалет» и «полиция». Шоферы с проклятиями загоняют озверевшую толпу обратно в автобус и выруливают на трассу. Курдупель исчезает, не догадываясь, что был на волосок от страшной смерти.
В чистом поле за населенным пунктом автобус останавливается снова, и промерзший деревянный щит с надписью «Private!» обильно орошается теплыми живительными струями.
Водители, шепотом матерясь, колдуют над шайбой самописца. Теперь им ехать по европейским правилам, предусматривающим жесткий расклад по времени, который и так уже трещит по швам из-за задержки на таможне. Наблюдая за этим, люди поопытней снова выходят из салона «по капле выдавливать из себя раба» - следующая остановка намечается не раньше, чем через четыре часа.
Наконец, экипаж и пассажиры занимают свои места, и автобус уходит в темную трансильванскую ночь. На исходе первые, но не последние сутки путешествия. Уставшие люди ворочаются в прокрустовом ложе автобусных сидений, тщетно пытаясь устроиться поудобнее. Тихо. Только мерно урчит двигатель да где-то позади лениво, уже без энтузиазма, звякнула стеклотара. Салон автобуса погружается в липкий тяжелый сон. Так спит впавшая в зимний анабиоз лягушка, дожидаясь первых теплых лучей весеннего солнышка.
Сонные мысли
Хочется быть просто туристом – той священной коровой, которую холят и лелеют (а иногда, к сожалению, и доят неслабо) на всех курортах мира, да, видимо, не получится опять. И не получится никогда из-за профессиональной привычки замечать «косяки». И тут дело не во вредности характера и не в желании «достать» людей – просто, имея прямое отношение к горнолыжным курортам и отработав достаточное количество времени на канатках и горнолыжных склонах, подсознательно сравниваю нашу и их работу. Лучше они работают или хуже, а если лучше, то в чем, что там можно почерпнуть полезного? Так постепенно накапливается опыт, которого не получишь ни в одном учебном заведении. Да и нет пока таких заведений.
Так что, никуда мне от анализа не уйти, хоть и не охота валить все в кучу. Придется, опять же, отделять мед от дегтя, мух - от котлет, а зерна – от плевел, ибо, смешав светлую и темную стороны своих впечатлений, я получу сплошную серость жизни, утратившей яркость.
Светлая сторона
Она возникла передо мной внезапно в чистых белоснежных линиях своих склонов, сияющих в лучах утреннего солнца.
- Ва-ах! – только и смог сказать я.
Вчера вечером я чувствовал свежее дыхание ее стокового ветра, хвойный аромат ее лесов, шум речки, но тьма скрывала ее лик, чтобы утром явить во всей красе.
- За лыжами! Никого не ждать! Вперед! Как в омут с головой в тот мир, с которым ты так долго ждал встречи.
Нижняя станция совсем рядом – несомненное преимущество отеля, только паркинг перейти, и вот уже голубой вагончик «Кабинкова лифта», чуть качнувшись при соединении с несуще-тяговым канатом, уносит в горы к солнцу, к снегу, к знакомому и такому желанному миру. И я, опьяневший от встречи с горой, делаю непростительную ошибку – в первый же день укатываюсь в хлам…, в дрова…, до зеленых ящериц и красных дракончиков. Заключительную вечернюю семикилометровую «чайник-штрассе» прохожу с дикой, невыносимой болью в ногах и со второй попытки заползаю в номер, понимая, что намечающийся коллективный поход в механу придется совершать через «не могу», но надо, ибо уже заплачено и, в случае отказа, задушит зверь наш национальный - большая бурая жаба.
Последующие дни я провожу скромно и праведно, катаясь, преимущественно (ох, бедные мои ноженьки!), на синих трассах, подолгу отдыхаю, поглощая глинтвейн и занимаясь любимым занятием - наблюдать за жизнью. И в результате наблюдений делаю заключения что:
1. Отель Royal Towers не такой уж плохой, как о нем писали на форуме. Особенно порадовал бесплатный спа-центр с саунами, турецкой баней, джакузи и бассейном – бальзам для тела и отрада для укатанных мышц. Размеры двухкомнатного номера позволяют комфортно сосуществовать двум мужикам – лидерам по натуре, без отдавливания любимых мозолей и вторжений в личное пространство друг друга. Кухонная стенка в номере, оборудованная электроплитой с вытяжкой, холодильником, микроволновкой, тостером и укомплектованная всевозможной кухонной утварью, несомненно придется кстати семье с маленькими детьми или гражданам, экономящим на посещениях механ. Имелась в номере и отдельная комнатка для глажки вещей с гладилкой и утюгом. Лыжи там можно было ставить. Фен, само собой, тоже присутствовал. Персонал на просьбы реагировал быстро и адекватно. Так что, касательно размеров и комплектации, номер, скорей, квартиру напоминал. Опять же, близость к подъемнику, что немаловажно.
2. Во главу угла на горе поставлена Ее Величество Трасса. Не «курятники» с конурами по цене пентхауса, не «заправки» с палёным шашлыком и «палёным» коньяком, не фастфуды с хот-догом по цене фуа-гра, не бабки с чаем и пирожками, не лавки с местными сувенирами китайского производства, а именно Трасса, что, несомненно, делает честь курорту. Говорят, в планировании трасс в Банско принимал участие сам Альберто Томба. Широкие, длинные трассы, грамотно спланированы и завязаны на подъемники. Все канатки современные. Старше 2002-го года выпуска не наблюдал. Есть и совсем свежая (Плато) – 2010 года, построенная перед сезоном. Большинство креселок – «отцепляшки» фирмы «Doppelmayr», как, кстати, и гондольный «Кабинков лифт», а также бугеля. Каким образом в эту компанию затесалась трехкресельная «Poma» - «неотцепляшка» - непонятно, но тоже неплохо.
Все «отцепляшки» оборудованы гаражами и технологическими помещениями (как же я когда-то мечтал об этом!), что значительно облегчает эксплуатацию и, в конечном счете, продлевает срок службы оборудования.
Культура катания приятно удивила. Даже в очередях обошлось без привычной давки, напирания сзади и топтания по лыжах, и уж, тем более, проходов без очереди. Говорят, на трассах были замечены несколько ломов, но я лично не видел, хоть и приглядывался специально.
И еще. Очень порадовало полное отсутствие звукового сопровождения на канатках – навязчивой рекламы ресторанов, кабаков, перемешанной с попсой, шансоном и иным жутким саундом, напрягающим и давящим на мозги. За тишину и возможность послушать горы, пение птиц, журчание ручья, вам, ребята, огромное человеческое спасибо. В пояс кланяюсь! А то достало уже кое-где!
3. Механы. Отдельная песня. Точнее, песнь возлияний и чревоугодия. Обошли мы их за неделю изрядное количество, чтобы убедиться в наличии гостеприимства и отсутствии жлобства и рогулизма, традиционно присущего «нашим» заведениям. Еда вкусная, порции щедрые, официанты, в целом, расторопные, бывало, и сам хозяин не гнушался уделить внимание клиенту. Вроде бы и мелочь, но приятно. И, конечно, не менее приятно, после тяжелого горнолыжного дня воздать должное овчарскому салату с мягким сыром, помидорами-огурцами-грибами-оливками и оливковым же маслом, нежному сочному мясу ягненка с тушенными овощами, брынзе и знаменитому болгарскому красному вину. Эх, хотел я безгрешно жизнь банскую прожить, супчиками да салатиками питаясь, но и меня засосала опасная трясина – улица Пирин. И куда эта улица потом выведет – к цыганам в механу или же в ирландский паб к затянутым в кожу татуированным девчонкам с во-о-о-от такими… глазами и нетрадиционной ориентацией – один лишь пес местный знает, точнее, куче, если по-болгарски. А вход и выход в номер (из номера) отеля после всех этих «походов» будет, по-болгарски «влизане» и «излизане». Офигеть, насколько точно процесс описан!
Кстати, меню в механах по-русски продублировано, но и по-болгарски тоже разобраться можно. Правда, знаменитые экзотические болгарские блюда «Яйца на очи» и "Задушен заек" (Вы зачем бедного зайку задушили? А-а-а-а!), вызывали у русскоязычных посетителей приступ неконтролируемого веселья с выпаданием под стол, но персонал относился с пониманием. Извините уж.
4. Команда - бесподобная. Говорят, в семье не без урода, но удивительное дело, на довольно пеструю толпу в 80 человек, урода так и не нашлось. Однозначно позитивные люди и с каждым было приятно общаться. Конечно, кто-то предпочитал спортивную каталку и прогресс в лыжной школе, кто-то – тихий семейный отдых, а кто-то – апре-ски и ночную клубную жизнь, но все это гармонично сочеталось в формате нашего горнолыжного фестиваля, и коллективные мероприятия проходили на «Ура!». Один только горнолыжный квест чего стоил. Или заключительный ужин в механе, когда под конец с нами зажигали уже почти все посетители, хозяин заведения и персонал. Хозяин потом заявил, что у них такое веселье только на Новый год бывает. Механа, кстати, «Мацурев Хан» называется. Рекомендую.
В хорошей компании время летело весело и быстро. Немного напрягала боль в ногах, но в заключительный день прошла и она. Я таки сумел напоследок поймать полный кайф от катания на солнечных склонах. А еще было…
Лирическое отступление
Шаг, еще шаг. Да, не Эльбрус, конечно, – восхождение на Тодорку (2746м) от верхней станции креселки - не самая большая доблесть, но уж больно велик был соблазн пройтись по вкусному скальному гребню к вершине, не ставя себе сверхзадач, просто гуляя и любуясь природой.
Гребень становится острей и круче. Без ледоруба чувствую себя неуютно, но с лыжными палками легче удерживать равновесие. На потенциально опасных участках пользуюсь палками, как альпенштоком, вырубая ступени в плотном фирне. Сверху спускается англичанин в кошках. Его серьезная экипировка вселяет в душу некоторые сомнения, но поразмыслив, продолжаю путь. Льда пока не наблюдаю, трекинговые ботинки с подошвой «Vibram», отлично держат на фирне, а в рюкзаке – бухта веревки, пара карабинов и спусковуха для всяких непредвиденных случаев. Прорвемся. Очередной взлет гребня. Иду осторожно, не спеша, страхуя каждый свой шаг. За перегибом – спуск на небольшую седловину и заключительный подъем к вершине.
На вершине меня встречает Суровый Одинокий Фрирайдер, молчаливо наблюдающий за моим подходом. Снимаю рюкзак и нарезаю три круга вокруг сложенного из камней тура – традиция еще со времен турклуба для впервые побывавших на вершине. Суровый Одинокий Фрирайдер недоуменно наблюдает за этим действом. «Тradition», - объясняю я. Улыбается. Угощаю его горячим чаем из термоса и шоколадным батончиком. Некоторое время пьем чай и молча смотрим на горы. Потом Суровый Одинокий Фрирайдер собирается и уходит к своим далеким заснеженным кулуарам. «Good luck!» - кричу ему вслед, и он, обернувшись, машет мне рукой на прощанье.
Я остаюсь один среди снега, скал, пронзительно-голубого неба. Сижу на бухте веревки, опершись спиной на тур. Мне хорошо и спокойно. Не хочется уходить. Собираю вещи, бросаю прощальный взгляд на вершину и начинаю спуск по знакомому уже гребню. Достаточно круто. Можно и улететь невзначай. На подъеме крутизна была не так заметна. Осторожничаю. Хорошо, что снега мало, нет карнизов, и у меня в руках крепкие лыжные палки. Спуск целиком поглощает внимание. Не торопясь, прохожу гребень и выхожу к кресту, который установлен на заснеженном бугре выше верхней станции. Тут туристы. Фотографируются. Выше им не надо. По раскатанной стометровой «трубе» лихо спускаюсь на пятой точке к выкату станции. Торможу лыжными палками в конце спуска. Как учили когда-то, подняв ноги и навалившись грудью на «штычек». Из облака снежной пыли наблюдаю удивленные лица «чайников». Такое им в новинку.
Все! Восхождение состоялось. Кто-то из знаменитых альпинистов сказал однажды, что нельзя, дескать, говорить: «Я покорил гору!». Горы невозможно покорить. Иногда, под настроение, они просто дарят нам себя. И сегодня я благодарен Горе за подарок.
Темная сторона
Так вот. Пока сознание вовсю наслаждалось светлой стороной жизни в Банско, подлое подсознание неконтролируемо переметнулось на темную сторону и мерзко копошилось там, выуживая факты не совсем приятные, но, к сожалению, имеющие место быть. И длинный список данных фактов начну, пожалуй, с ареала нашего непосредственного обитания – отеля «Royal Towers».
Несмотря на множество положительных сторон упомянутого жилища, не мог отделаться от мысли, что что-то они там не доработали, чего-то не хватает. Такие же ощущения испытываешь, когда вселяешься в новый, только что построенный, многоэтажный дом. Возможно, сделать надо самую малость, чтобы это ощущение ушло – чуть добавить уюта, функциональности и информативности. Наглядный пример – вечный поиск входов в корпуса отеля, замаскированных, как крысиные норы.
Конечно, каждому гостю на рецепшине в момент поселения была выдана отксеренная схема отеля, где красным крестом, как клад на пиратской карте, был отмечен соответствующий корпус, однако после тридцати трех часов непрерывного сидения в автобусном кресле, вдруг нападает жуткий тупняк совместно с топографическим кретинизмом, и вход в вожделенное жилье ищешь минут пятнадцать, таская тяжеленный багаж по всей достаточно обширной территории. Возле нужного входа раза два проходил, не замечая. Такое у них свойство странное. Даже потом, в последующие дни, иногда, трудно двери находились, особенно ночью, после механы, в режиме «влизания». Судя по мечущимся силуэтам «следопытов» с чемоданами, такие проблемы были не только у меня. Такой вот неожиданный квест получился. А всего-то делов указателей поставить с информацией дополнительной, да табличек светящихся. Очень, знаете ли, при ориентировании помогает.
Напрягает политика отеля относительно ключей. Выдаются по одному комплекту, независимо от количества в номере постояльцев. Ну, вы понимаете, в чем суть проблемы. К слову, на курорте, где я работал, магнитные карточки-ключи выдаются каждому гостю. А тут о понятии «мастер-ключ» никто и не слышал, где находится второй комплект ключей, который, по идее, должен всегда находиться на рецепшине, никто не знает и даже разбираться не хочет. Нет – и все!
Ну, мы-то с соседом по комнате - люди тертые. Второй ключ выцыганили правдами-неправдами под клятвенные обещания отдать, но, естественно, данный полезный девайс тихо захомячили и жили себе без проблем, слушая рассказы о проникновении в комнату через балкон, ночных поисках охранника с ключами в темных закоулках корпусов и ночевке на рецепшине, в ожидании загулявшей с ключом соседки. Непонятно только, зачем все эти проблемы плодит уважающий себя отель.
Да, и шампуньку с мылом зажали. Чай, не бичарня в районном центре, четыре звезды, могли б подбрасывать периодически, как у нас, например. Чем тело бренное мыть, а? Зажа-а-али! И сушить бренное тело тоже нечем. Где фен в мужской раздевалке спа-центра? А нету фена в мужской раздевалке спа-центра! В женской есть, а в мужской – нет! И что ж нам, бедным мужикам, делать? Всем под Брюса Уиллиса бриться, что ли? Дискриминация, граждане, по половому признаку! Я, было, притащил фен из номера, но кончилось тем, что пол часа в голом виде искал, куда его, извините, воткнуть. Нету там розеток! Предвидели, мои действия, очевидно, и убрали. Так и ушел на улицу с мокрой головой.
А завтрак? Я понимаю, что голодные лыжебордеры все сожрут и так, еще и добавки попросят, ибо никто им на горе не поднесет, но однообразие и скудность меню, по меньшей мере, удивляет. Если б только это! Колбаса в нарезке (только один вид) со вкусом зимней резины «ROSAVA», сыр твердый (тоже только один вид) – вообще безвкусный. Никогда не ел такого безвкусного сыра. Сосиски какие-то порезанные кружками поджареные. Гренки жирнющие. Яичница-болтушка часто, почему-то, холодная. А мы ведь всегда в числе первых на завтрак приходили. С вечера ее жарят, что ли. Кофе тоже едва разогретый. И так каждый день. ИМХО – завтрак до четвертой отельной звезды не дотягивает! Нет, пожалуй, сокращу последнее предложение для лучшего понимания. Завтрак – до звезды!
И ресторан отельный - в ту же степь. Мало того, что вечно накурено, хоть топор вешай, так еще и кухня хуже, чем в окрестных механах. И дороже. Я один раз всего зашел. Соблазнился бесплатным угощением от администрации в честь приезда, как мышка бесплатным сыром. Нету, товарищи, халявы в жизни. Угощение оказалось микроскопическим куском пиццы и такой же микроскопической чарочкой непонятного розового напитка с запахом сернокислого оксиэфира и названием «drink».
К механам претензий нет. Там клиентов уважают. И кулинарный тур по Европе я б начал именно с Банско. Но не люблю навязчивого сервиса в виде нависающих музыкантов, приставучих фотографов и т.п. Посему, в механу «Валевицата» я больше не ходок. Впрочем, чаевые от меня музыканты, все же получили – Кустурицу люблю зело, угадали чертяки!
Уже в первый вечер, на банкете по случаю начала мероприятия, я поперхнулся ракией, когда механная (ну не ресторанная же!) певица начала свое выступление с… «Мурки». «Прибыла в Одессу банда из Ростова…» Это кто ж до нас тут гулял? Естественно, за столом пошли разговоры о нашем имидже в Европе и тому подобное. Потом репертуар плавно переключился на «шедевры» российской попсы. Пришлось «фонтан» заткнуть и объяснить девушке, что с данным «культурным наследием» нам не по пути. Весь вечер потом она душевно пела нам только болгарские песни, как и положено в механе.
Ну вот. Добрался я до главного – состояние подъемников и трасс. И хотелось бы тут слово доброе молвить, да лыжи мои с убитым скользяком не дают. А я ведь у себя по два сезона без капремонта. Да что там мои «дрова» из тупиковой ветви лыжпрома! Сосед по номеру новенькими лыжиками хвалился. Первый выезд! А на следующий день… Лучше и не вспоминать! Никто без «подарка» не остался.
Убитый скользяк – одна из самых популярных тем в разговорах за ужином, впрочем, как и демонстрация в спа-центре боевых синяков, заработанных на льду и расколбасах. Впрочем, «синяк катадзе не мешает», чего, к сожалению, о скользяке не скажешь. В конце-концов, многие сошлись во мнении, что лучше катать на лыжах прокатных или купить нечто на местном «дровяном» складе, заточить, убить в хлам, катаясь не жалея, и выбросить.
Короче, такой ужасной подготовки трасс я не встречал нигде. Настраиваясь на гладкий вельвет европейского курорта, я и думать не мог, что большую часть времени придется осваивать бугры, лед и расколбасы с каменюками. Смеялся над собственной наивностью! Это ж надо было так далеко за всем этим ехать! Будто у нас таких «трасс» на «курортах» не хватает! Мало-помалу до меня доходит, что все верхние трассы систем оснежения не имеют и надеются только на естественный снег, с коим в этот период случился напряг (у нас же под оснежением 100% площади трасс). Но хоть камни-то можно было убрать!? Целые «поля» камней всех размеров, цветов и сортов. За всю неделю не видел ни одного человека, который бы этим занимался. Иногда сами лыжники убирали с трассы особо опасные «кирпидоны». Я тоже руку, по старой памяти, приложил. Корона не слетит. Но ведь я ж кататься приехал! Да и не все так критично было. Проблемные участки вполне можно было «полечить» ратраком, используя снег с краев трасс. Специально останавливался и прикидывал по привычке.
Да, долгая история, но ведь имидж курорта, комфорт и безопасность гостей того стоят. Особенно преуспела в камнях, буграх, льду и расколбасах трасса №10. На схеме она заявлена, как синяя, а на деле – придумана, по-видимому, для массового геноцида чайников. А не плохая, в общем, трасса, если бы ее подготовить хорошо. К слову, синие трассы в Банско откровенно краснеют, красные – чернеют, а на черных надо крепко подумать, заточить канты и одеть шлем, ибо тут возможны варианты. И неудивительно, глядя на то, как у них готовят трассы – снежные кучи после снегонапыления обильно поливают водой из гидрантов, тут же ратраком раскатывают разжиженный снег в лед наглушняк и… Забывают?
Не хотелось бы в это верить, но утренние следы на «подготовленных» трассах доказывают обратное:
- Четкие следы гусениц под хилым вельветом – не использовалась фреза, прошлись только гладилкой, так быстрее, но ведь нужно же и совесть иметь!
- «Волны» в проходах – не использовался отвал ратрака для планирования вчерашних бугров. Просто прошлись по буграм на скорости, не особенно и фрезу опуская. Тоже значительно облегчает жизнь ратракчикам и усложняет лыжникам, плодя расколбасы.
- Слежавшийся бугристый лед на выкатах и в зонах посадки – там ратрак и не ночевал. А надо бы ограждения убрать, спланировать выкат и пройтись пару раз фрезой вечерком хоть раз в два дня. Так нет же – ограждения накрепко вморожены в лед, и над всем этим властвуют два древних славянских языческих идола – Нах и Пох, которым, судя по всему, и поклоняются местные труженики горнолыжных склонов.
- «Ступени» между проходами, как следствие неправильно выбранной глубины обработки. Ну, этим и наши балбесы грешат, но приеду и пожму им руку – до всего остального они пока не додумались.
Не получилось у меня на вельвете расслабиться. Всегда был настороже, ибо даже подготовленная с виду трасса скрывала коварные ловушки.
Теперь о вас, дорогие мои коллеги–канатчики. Хоть и не люблю я на коллег по цеху гнать, знаю, какая это тяжелая, ответственная и неблагодарная работа, но за время пребывания в Банско сложилось стойкое впечатление, что местные канатчики ленивы, как собаки. Конечно, всякому уважающему себя канатчику присуще здоровое чувство пофигизма, но это уже чересчур. Лишний раз с места не сдвинуться. И повсюду натыкаюсь на «косяки», складывающиеся в отнюдь не привлекательную картину.
Верхняя станция ППКД «Моста». Прямо поперек выката во всю ширину подтаявший участок с крупными камнями. Не объехать. Скрежет кантов. Ругань на всех языках мира! Упитанный канатчик апатично наблюдает за этим, в глазах тоска. Собрался я, было, объяснить ему причинно-следственную связь между камнями на выкате и его зарплатой, да вспомнил, что тут я в положении священной коровы, мычать и телиться мне, по ходу, не полагается. Не поймут. Ты б у меня так постоял, чувак! Минус 15% от зарплаты, для начала!
Участок тот стоял два дня. Потом его догадались засыпать. Камни, правда, оставили.
Нижняя станция ППКД «Плато». На самом пропускном турникете бугор с резким спуском. Сантиметров под сорок перепада. На самом турникете «хребет» ледяной наморожен. Проходящие через турникет врезаются в стоящих спереди, не успев затормозить – мало места. Лом, лопата, пол часа работы вечерком. Так и не выровняли. Пофиг! О плохой подготовке выкатов и посадочных площадок на всех без исключения подъемниках уже и не говорю – хорошо, что хоть камней нет!
И вообще, на большинстве ППКД в Банско не выдержан проектный уровень посадочных площадок относительно кресла. Кресло подходит чуть ли не на уровне ботинок. Так ведь можно серьезно травмировать пассажира. Ногу может под кресло затянуть, или креслом ударит сверху, если пассажир потеряет равновесие и упадет, что и не мудрено при такой подготовке посадки. Опять же, подножкой можно цепануть. Я уже раньше писал об этом. Как в воду глядел.
Нижняя станция ППКД «Шилигарник». Операторы с интересом смотрят передачу по телевизору. Как? А за посадкой кто следить будет? И зачем вообще телевизор в аппаратной у пульта управления? Нет, не телемонитор, а именно телевизор! Дурдом какой-то!
ППКД «Бъндерица 1». Сбой системы контроля интервала кресел. Изрядный кусок несуще-тягового каната идет перед моим креслом без загрузки. Наблюдаю за балансирами, ибо тут возможны варианты. Пронесло, вроде. На подходе к верхней станции жду срабатывания датчиков интервала и аварийной остановки дороги. Ничего. Едем дальше. Блокировку они, что ли, отключили? Нехорошо, коллеги!
Верхняя станция ППКД «Тодорка». Отсутствует устройство, выключающее дорогу при проезде пассажиром зоны высадки. Опять «косяк», коллеги! Непрофессионально. И не надо так на меня смотреть! Хочу - и фотографирую!
Проушины на всех минусовых опорах для крепления лебедки при оттяжке каната плотно и надежно засыпаны и закатаны фрирайдерами. Мелочь, говорите? Хотите, сценарий напишу возможного развития ситуации?
Итак, допустим, слетает канат с роликов балансиров минусовой опоры, падает на ловители, ломает концевики, и дорога останавливается в аварийном режиме. Все. Можно перекреститься. Ничего хуже не случилось. Но запускать ее ни в коем случае нельзя! Минут пять у вас уйдет на оценку ситуации. Это в том случае, если вы не будете пытаться делать глупости типа принудительного отключения блокировки и запуска дороги, тогда уж полная «опа» будет, с Луну размером. Но вы – умные люди, послали гонца на линию разобраться в ситуации, с рацией, надеюсь. А линии у вас длиннющие. Хорошо, если под рукой окажется снегоход или ратрак, но, обычно, когда надо, их днем с огнем не сыщешь. Пешком гонец побежал. Прохавать ситуацию и доложить ему уйдет минут двадцать, не меньше. Еще двадцать минут уйдет на собирание инструмента. Надеюсь, пятитонную лебедку никто из ЗИПа на личное подворье не утащил? И ратрак, надеюсь, для перевозки вас и инструмента уже появился? Ситуация ж аховая, люди висят! Если да, то подкинем еще десять минут на погрузку, выгрузку и дорогу. Итого, примерно через 55 минут я, висящий в это время в кресле, вижу вас у злосчастной проушины, засыпанной хорошо утрамбованным снегом.
И тут-то и начинается самое интересное: ни лома, ни лопаты у вас нет! Ну не видел я еще канатчика, который догадался б их прихватить сразу, поверьте! Значит, поехали назад за ломом и лопатой. И не надо пытаться откопать проушину гаечным ключом на 41. Не получится. Так что, лэтс гоу за лопатой и быстрей, мать вашу!
Да будет известно всем читателям, что все ломы и лопаты на горнолыжном курорте приобретают странные свойства – либо их прячут под замок, либо их просто нет. Ну, приехали, замок закрыт, а ключ на обед ушел. Крик, шум, матюки, нервные телефонные звонки… Наконец, нужный шанцевый инструмент - у вас. Но прошло еще пол часа, как минимум. И где эта долбанная проушина вы знаете только приблизительно. Естественно, копать вы начинаете совсем не в том месте. Через пол метра до вас доходит. Меняете место. Опять не там. Тут уж все зависит от высоты снежного покрова, и чем он выше, тем меньше у вас шансов. Но, допустим, через пол часа вы все-таки откопали злосчастную проушину, но ведь дело то еще не закончено. Только начало. Лебедку подцепить, канат оттянуть на место поставить, болты балансирные подтянуть при необходимости, или балансир регульнуть, ломающиеся концевики заменить на целые. Еще куча работы. И хорошо, если она без особых проблем пройдет, в чем я сильно сомневаюсь.
А в это время, я уже и так битых два часа вишу в кресле, и из меня по капле выходит здоровье и терпение. Спасы меня не снимают, потому что им каждые пятнадцать минут звонят и говорят: «Да щас-щас! Через пол часа дорога заработает! Точняк!». И висеть мне, по-видимому, еще долго. Так вот вы на безопасность мою покушаетесь, проушины не откопав заранее в процессе регламентных работ!
Нету мелочей на канатках. У меня проушины всегда ящиками специальными были закрыты. С крышками. Изготовить – двум человекам на пол дня работы. Открыть в аварийной ситуации – пять секунд. И вас, коллеги, когда-нибудь жизнь научит.
При посадке в «Кабинков лифт» бардак вечный. Кабинки постоянно недогруженными уходят на 25%. Сами туристы никогда по восемь человек в кабинку садиться не будут. Им удобней и просторней ехать по шесть, а то и меньше. Оттого и очереди. Так неужели трудно поставить в пиковые часы людей для организации посадки? Не понимаю.
А думаете, на бугелях все в порядке? На уютные красных трассах 7 и 8 с бугелями «Стара котва» и «Детска котва». Прямо по оси каната крутой сброс в сторону леса, метра два перепадом, вдоль которого видны следы несчастных, скатившихся туда. И боковой уклон неслабый на некоторых участках. И лед. Все это вынуждает пассажиров уходить в сторону от оси каната, провоцируя сход его с роликов. И кто вас учил так готовить линию подъема? Да меня б за такое шеф в три дня бы выгнал без выходного пособия!
И бугельщики могут себе позволить на посадке не присутствовать, или на верхней станции пульт бросить и уйти. Крайне непрофессионально! Мне-то сугубо фиолетово. Я бугеля ловить умею.
И лед прямо на выкате семерки…
Все! Устал обо всем этом писать. Подведем итоги. Оргазмических ощущений от созерцания работы местных канатных дорог, их обслуживая, а также от подготовки склонов я не испытал. Как ни старался. Ибо почти уверен, что, копни я поглубже, и «косяков» вылезет не меньше, чем на какой-нибудь заштатной канатке и даже дефектную ведомость не придется переписывать. Только название поменяю.
Извините, но мы работали, и работаем на порядок лучше, хоть и условия у нас хуже, и горы ниже, и зарплата меньше. Техника, конечно, хорошая, но тем ли досталась? Такое вот селяви.
Сумеречная зона
«- … кликуха у него была – Чемодан и снимал он всегда самых страшных девок…»
Юрьич ненадолго прерывает плавное течение рассказа о бурной студенческой молодости и с тревогой наблюдает, как неуклюжий «NEOPLAN», вздыхая пневматикой, с трудом вписывается в ен-плюс-первый загогулистый поворот горной дороги – шоферы нашли короткий путь (нормальные герои всегда идут в обход?). Но дорога, в отличие от наших, без колдобин, очищена от снега и подсыпана песочком, что вселяет достаточную долю оптимизма в благополучный исход предприятия. Темный ночной лес нависает над дорогой тяжело и зловеще. Кто-то вспомнил о Дракуле. Не дождетесь! В такую погоду хороший хозяин и пса наружу не выпрет! Наверняка упырю не захочется покидать уютный склеп и вылезать на холодрыгу даже ради обогащенной вином крови.
Автобус, наконец, выползает на перевал и останавливается. Пассажиры привычно высыпают наружу, и выстраиваются в шеренгу, уже особо не стесняясь – уходить в лес по глубокому снегу и мочить ноги никому не улыбается. Да и стоять долго невозможно – резкий ветер загоняет обратно.
Вздохнув, как старая добрая лошадь, «NEOPLAN», продолжает путь, а его усталые пассажиры, в который раз пытаются найти толику удобства в своих прокрустовых ложах.
«- … первым делом, на побережье мы покупали трехлитровую банку… »
Под длинный и содержательный рассказ Юрьича все затихает и засыпает. Так спит впавшая в зимний анабиоз лягушка, с надеждой на пробуждение в теплом родном болоте.
Автор: SIV
Другие статьи автора на сайте:
Анамнез
Канатные дороги, которые мы выбираем
О некоторых аспектах поведения лыжебордеров в естественной среде обитания, или Взгляд Машиниста
После поездки в Банско у меня были только положительные впечатления, так как смотрел только на светлую сторону. А теперь вы мне про темную сторону рассказали )))))
Пару слов на счет снега на трассах. Возможно, вам не повезло и снега выпало не много, из-за чего на трассах были камни и лед. Когда я был в Банско, снегу выпало много и всё безобразие, описанное вами, было прикрыто толстым слоем. Поэтому лыжи после катания были в отличном состоянии. Некоторые участки трасс раскатывали до льда, но они были обозначены флажками.
Качество работы ратраков оценивать не берусь, просто описываю свои впечатления о трассах.
P.S. Спасибо за отчет. Если еще раз поедете в Банско, надеюсь, вам повезет со снегом.