«Никаких гор, никаких подъемников — ничего такого, что напоминало бы о зимнем сезоне», — думал я, отправляясь в первую часть автопробега длиной в 2300 км от Москвы до Франкфурта-на-Майне. В общем, так и получилось, если не считать некоторых нюансов, о которых чуть позже.
В отличие от прошлых выездов на авто, когда переход белорусско-польской границы осуществлялся через ПП в Домачево, на этот раз путь наш лежал строго на запад. В Польшу было решено въезжать через ПП Пограничный/Бобровники, что к северу от Бреста. В районе Барановичей с трассы М1 съехали на дорогу Р99 — не автобан, но асфальт присутствует, местами даже неплохой, скорость можно держать постоянную. В целом путь до границы по этому маршруту получается почти на 100 км короче, чем до Домачево. Заправившись перед границей (95-й бензин стоит на заправках в Беларуси 7800 местных рублей, то есть 28,82 российских. Цены на ВСЕХ белорусских заправках одинаковые), потратили всего лишь 33 минуты на прохождение необходимых формальностей и вот уже катим по территории Польши, вдоль очереди из «дальнобойных» грузовиков, выстроившихся во встречном направлении.
Ехали не спеша, преодолев дорожные работы в Белостоке. Первая ночевка была в 12 км позади Варшавы, в Свенчице (Swiecice), 3* отеле под тем же названием. Трехместный номер с завтраком (шведский стол) обошелся в 240 злотых (около 60 евро). За первый день пути проехали 1222 км.
На следующий день с ветерком докатили до Германии — по не так давно построенному платному автобану А2. Низкий поклон братьям-славянам за разрешенную скорость в 140 км/ч! Трасса длиной 500 км — просто супер, с идеальным покрытием и великолепной инфраструктурой. Правда, создалось впечатление, что все точки фаст-фуда выкуплены KFC и «Макдоналдсом». Но за парковки с детскими площадками и прогулочными дорожками — отдельный респект! Забегая вперед скажу, что А2 тянут в обход Варшавы и в направлении Тересполя. Насколько далеко — не знаю, но первый пункт оплаты участка уже почти готов.
Вторая остановка была в пригороде Потсдама, Бабельсберге. Низкие домики, обширный парк с прусским замком Бабельсберг (после объединения Германии немцы наконец-то нашли деньги на его реконструкцию), Институт астрофизики, знаменитый мост Глинике, где происходил обмен шпионами — тут есть, на что посмотреть.
Хотя конечно главная достопримечательность — в самом Потсдаме: парк и дворцы Сан-Суси, до которых мы добрались, взяв напрокат велосипеды на одной из автопарковок.
Затем от Потсдама часов за пять добрались до Франкфурта.
В первое же утро в городе на реке Майн я почувствовал себя неуютно. Выйдя из дому наших знакомых, как обычно — в рубашке с короткими рукавами и шортах, был встречен потоком людей в костюмах и галстуках.
Деловой и финансовый центр Германии — тут даже на велосипедах народ катит, упакованный по дресс-коду. Правда, этот самый дресс-код несколько поблек в моих глазах уже во время ланча: на одной из улиц в районе главного железнодорожного вокзала, Кайзерштрассе, я обнаружил винный рынок, где за сущие копейки наливали по бокалам знаменитый рейнский рислинг.
Тут же можно было приобрести бутылку понравившегося вина. Такое впечатление, что весь «дресс-код» был тут, — угощаясь мозельским или же потягивая пивко в многочисленных уличных кафешках. «Живут же люди!», — подумал я, запивая холодным винцом кусочки дыни и арбуза.
Как следует из курса школьной географии, самая высокая точка в долине верхнего течения среднего Рейна находится на высоте 879 метров над уровнем моря — это гора Гроссе Фельдберг возвышенности Таунус, с пологими склонами и мягким рельефом. Снег тут если и выпадает, то, понятное дело, зимой и быстро тает. Но Фельдберг находится в стороне от Рейна.
По берегам же горки еще ниже, напоминают холмы, хотя некоторые склоны топорщатся скальными выступами. Туристы (в основном из стран Бенилюкса, почему-то Великобритании и, естественно, самой Германии) едут сюда в основном за местными винами — знаменитыми рейнскими Рислингом и Шпетбургундером. Самым известным туристическим маршрутом является «Винная дорога рислинга» вдоль Рейна, хотя виноград растет в долинах каждой из рек-притоков, например, Мозеля или Ара. Вдоль каждой из них есть свой «винный путь», а чуть ли не в каждом городке проводятся винные фестивали.
«Винный рислинговый путь» идет вдоль Рейна, от Майнца или Висбадена, до Кобленца, места слияния Рейна и Мозеля. Чтобы не сидеть в городе в самое пекло (+36 градусов), неспешно отправились по дороге №42, которая идет в нескольких метрах от берега Рейна. Цель поездки — если уж не искупаться в Рейне, то хотя бы посидеть у воды. Встав на светофоре перед железнодорожным переездом в городке под названием Рюдесхайм, увидел подъемник, ведущий наверх, к здоровенному монументу на горе Нидервальд.
Ну вот, думаю, и тут подъемники. Инстинкт подсказал, что сверху мне наверняка откроются впечатляющие виды на самую большую реку Западной Европы, к тому же я надеялся укрыться от солнца среди деревьев Нидервальда и найти точку дегустации знаменитых рейнских рислингов.
Виды от монумента Germania действительно открылись что надо — Рюдесхайм на одном берегу и Бинген на другом, средневековые укрепления (главным образом таможенные посты), римский мост в Бингене через реку Наэ. Средневековые курфюрсты дело сбора налички знали четко: напротив Рюдесхайма река в то время не была судоходной — из-за сильного течения и порогов. Кстати, именно по причине очень сильного течения и водоворотов ни тогда, ни сейчас в Рейне никто не купается.
В общем, в Рюдесхайме с кораблей и лодок весь груз перекладывали на телеги, везли до соседнего Ассмансхаузена, а оттуда — снова по реке. Естественно, деньги за транзит брали немалые, но, если бы феодалы уже в то время умели строить канатные дороги, думаю, что на этом они заработали бы еще больше.
Кстати о подъемниках: из Рюдесхайма в сторону Нидервальда ведет какое-то архаичное подобие современных кабин. Со стороны Ассмансхаузена — примерно такая же по возрасту креселка.
Скорее всего, возраст этих подъемников еще больше, чем у знаменитого чегетского парнокресельника, но поддерживаются они в отличном рабочем состоянии. Собственно, подъемниками можно и не пользоваться, а заехать наверх на машине — стоимость парковки на весь день всего 1,50 евро. Через Нидервальд проходит несколько пешеходных маршрутов, самый интересный, на мой взгляд — лесная тропа от руин крепости Эренфельз до монумента Германиа. В некоторых местах тропа проходит по краю отвесного обрыва, под ногами — виноградники и Рейн.
Самое смешное, что никаких магазинчиков со «специалитетами» наверху не оказалось — единственный ресторанчик около верхней станции канатной дороги в 6 часов вечера уже закрылся, да и надписью «Кока-Кола» он доверия не внушал. Оставалось только ехать вниз, в Рюдесхайм, где и были приобретены несколько бутылок рислинга из Райнгау.
Следующий день был посвящен автоспорту. Еще в Москве я зашел на сайт знаменитой петли Нюрбургринга и посмотрел расписание гонок. Третьего августа нам удалось посмотреть сразу несколько гонок — GT Masters, Formula Masters, MINI Trophy и ATS Formula 3 Cup.
В гонках GT и Формуле-3 участвовали спортсмены из России — Сергей Афанасьев (в смешанном шведско-российском экипаже GTM) и 19-летний Артем Маркелов (Формула-3).
Было приятно видеть их на призовом подиуме — в субботу всем досталось по третьему месту, в воскресенье Артем финишировал вторым.
После гонок проехали через город Кобленц, где (также на подъемнике, но на этот раз суперсовременном «Доппельмайере») поднялись к старинному укреплению, напротив места впадения Мозеля в Рейн.
Конец нашего пребывания во Франкфурте ознаменовалось грандиозным фейерверком над Майном и народными гуляниями на набережной.
К сожалению, планам доехать до Люксембурга и походить по горам «Люксембургской Швейцарии» — также, как и заглянуть на обратном пути в Россию в городок Чешски Крумлов в Чехии, — не суждено было сбыться. Спешно пришлось собираться в Москву, до которой мы доехали на этот раз с одной ночевкой в Варшаве. Границу снова переходили в Бобровниках, потратив на переход больше двух часов. Затем в обратном порядке Р99, М1, Смоленская, Московская область: около 1 часа ночи были дома…
Если кому-то интересны цифры:
- 29 июля (1222 км, время московское)
15:00 – съезд с М1 на Р99
16:57 – граница
17:30 – Польша
21:30 – отель Swecice
- 30 июля (570 км, время европейское)
13:30 – граница с Германией
15:00 – Бабельсберг, Пастёрштрассе
- 31 июля (526 км)
21:45 – Франкфурт, Шуманнштрассе
- 6 августа (1055 км)
15:30 – граница с Польшей
19:50 – Варшава, Rest Hotel
- 7 августа (1205 км)
10:00 – граница в Бобровниках
12:10 – Беларусь
20:26 – граница с Россией (+2 часа, время московское)
01:05 – Московская обл., Истринский р-н
Спасибо всем, кто сумел дочитать до конца. Картинки, естественно, кликабельны. Приятного просмотра. :)