Вот и вернулись мы со священного моря Байкала. С вытаращенными глазами, открытыми ртами, преисполненные впечатлений и набравшиеся на год оптимизма.
Надо сказать, Байкал мой получился практически спонтанным. Сначала собиралась на Алтай, но в силу непонятно каких (видимо, сверхъестественных) причин, в последний момент отказалась от этой затеи, залезла в Интернет и нашла там девочку Таню из Череповца, жаждущую забросить себя подальше от суеты, электричества и прочих радостей цивилизации.
Эта жажда оказалась такой заразной, что буквально за 2 недели до вылета билет до Улан-Удэ был у меня в кармане (хотя всю жизнь думала, что это где-нибудь в Монголии - потом выяснилось, что так думала не только я, по причине того, что в Монголии созвучный город Улан-Батор). В общем, собралось нас пятеро чайников (я, Таня и трое молодых людей, нарытых Таней в своем же Череповце), плюс Леша-проводник и местные парень с девушкой (Славик и Оля соответственно).
В Улан-Удэ прилетели солнечным жарким утром, тогда как по Москве было лишь 2 часа ночи (разница во времени 5 часов) . Разумеется, о том чтобы доспать положенные 5-7 часов, не возникало мыслей ни у кого. Наш проводник Леша нас встретил и приютил наши рюкзаки в своем доме, пока мы решили осмотреть столицу Бурятии. В столице, помимо памятника самой большой голове Ленина в мире, мы нашли улицу Арбат - очень уютненькая, с фонариками, с красивыми памятниками (производства явно не Церетелли).
После осмотра столицы было несколько затянувшееся ожидание машины, которая должна была нас отвезти к отправной точке нашего путешествия, но так и не отвезла.. Видимо, само провидение руководило проводником Лешей, когда заставило его взять с нами в поход девочку Олю, поскольку, если бы не Оля, неизвестно, сколько нам пришлось бы ждать, пока заказанная Лешей машина не одумалась бы и не увезла бы нас в нужном направлении. В общем, слава Богу, добрались. Местечко называлось Усть - Баргузин (город, между прочим), в котором, по причине дождя, нам выпало счастье переночевать в местной гостинице (а точнее в ее столовой). Кстати, с погодой нам очень повезло, местные говорят, что не видели такого лета. И дождь полил нас из ведра всего дважды, и то на удачу - в начале пути (что было весьма любезно с его стороны). А в остальное время стояла такая жарища, что Египет, Турция и иже с ними отдыхают. Далее была переправа на пароме - о, чудо чудное, диво дивное! Реакция такая, т.к. я, например, паромы видела только в старых советских фильмах. Жалко, что кроме машин на пароме не было коров, коз и бабулек с гусями в корзинах =))
Ну вот. Прибыли, вроде.. Так нет, угораздило же нас еще в этот день под вечер поползти на хребет Святого носа (это полуостров окружностью 130 км). Уже минут через 15 жалких поползновений по практически отвесной скале в 45 градусов, я ощутила полную свою никчемность в этой жизни, язык мой безвольно свисал с плеча, а легким почему-то не хватало воздуха (хотя этого добра там было завались). С ненавистью вспоминался офис, где необходимо было сидеть целыми днями. «Устроюсь курьером нафик!» - подумала я злобно. Тогда вспомнилась табличка в начале подъема, гласившая, что то, по чему мы карабкались - было Тропой испытаний, и рекомендуемое время подъема с рюкзаками составляло 2 дня, а без оных - день. Учитывая, что отправились мы часов в 5 вечера, а спуститься надо было до пол-одиннадцатого (потому как никто не распорядился к нашему приезду расставить в горах фонарные столбы), хоть и без рюкзаков, считаю, что мы блестяще справились с заданным маршрутом (хоть и дошли только до креста, откуда можно было еще немного подняться вверх, но в темноте бы мы все равно ни фига не увидели, а надо было еще спуститься засветло). Зато потом ледяной Баргузинский залив показался раем!
Ну, а на следующее утро начались 130 км вокруг Святого носа – от Баргузинского до Чивыркуйского залива. По утрам после завтрака - утомительное утромбовывание вещей в байдарки, да в таком количестве, что когда они стояли на берегу - казалось, не каждый рефрижератор выдержит. Вечерами - выкладывание из байдарок всего необходимого - спальников, палаток, еды и прочих предметов личного туалета. Честно говоря, сборы-разборы были ложкой дегтя и порядком подзапарили. Зато компенсацией за эту ложку была природа, вода Байкала, солнце, воздух, ощущение величественности мироздания, и неповторимость каждого километра пройденного пути. А закаты, господа! Как говорится, «Офигеть, дайте два!».
Вода там такая чистая, что видно камни на глубине 3-5 метров и проплывающих под байдаркой рыб. В зависимости то ли от глубины, то ли от температуры, то ли от угла освещения лучами солнца, а также от каменистого или илистого дна она меняла цвет от темно-синего, голубовато-синего, сине-зеленого, бирюзового, лазурного до практически салатового и еще множества разных оттенков. Природа тоже менялась на глазах (кстати, нисколько не жалею, что мы отправились в водный поход - с воды видишь природу лучше, чем, если находишься на берегу). За каждым мысом она была своя и никто не знал, что там будет - равнина или отвесные скалы, галька или песок, сосны или березы... На берегах росла дикая смородина, листья которой мы собирали и заваривали вместо чая. Аромааат! Руки потом пахнут смородиной, даже мыть жалко. Из живности - водились комары, кстати, во вполне приемлемом количестве, а не так как мне расписывали, что мол даже гадить надо с москитной сеткой =))), чайки жирные летали, бурундуки - вот их по-моему было больше, чем комаров, белок почему-то не было, зато были мыши, которые появлялись вечерами в свете фонариков и тыкались мордами в изголовье палатки, когда мы ложились спать, а одна так гремела и шуршала в предбаннике, что я уж подумала «почему нигде не упомянуто, что на Байкале водятся слоны!!» Зато везде упомянуто, что там водятся медведи, но этот забавный зверек так и не удосужился показаться, а только однажды выразил нам свое почтение, наложив средних размеров кучку на берегу =))).
Кстати, вокруг Святого носа на протяжении 110 км не живет ни единой души, ни одного домика, ни шалашика, ничего мы не видели, сплошная «деревня, глушь, Саратов». Представьте, как за 4 дня мы одичали - одни горы, вода, мобильной связи (слава Будде) нет, только изредка всплывают довольно-таки крупные черные головы, как перископы, посмотрят вокруг, воздуха поглотают и нырнут в неизвестность-это нерпы (разновидность тюленей). Причем, чем ближе мы подходили к Ушканьим островам (это заповедная зона, туда на пушечный выстрел без разрешения нельзя подходить и там лежбище нерп), тем чаще всплывали головы вокруг нас-то тут, то там. А одна безбашенная нерпа - то ли от избыточной коммуникабельности, то ли от скуки, а может по неопытности, решила всплыть прямо в 10-15 метрах от нашей байдарки, еще так зыркнула на меня (я первая сидела) - типа «ууу, бешеные байдарочники, вас только не хватало!», а потом улыбнулась, показала область декольте и ушла на дно =)). А если б к Ушканьим подплыть - так вообще, наверное, в байдарку бы залезали и просили прикурить =)).
Так прошло 4 дня и 110 км пути, мы дошли до Змеевой бухты, где увидели уже людей, яхты, катера и даже плавучую гостиницу с баней! Здесь по плану мы собирались балдеть, купаться (вода здесь уже- практически парное молоко), париться в бане и принимать сероводородные ванны (коих было две - одна теплая, а вторая 60 градусов тепла, пока в нее залезаешь, кажется, начинаешь медленно но верно отвариваться снизу вверх). Какое ж счастье после 4-х дней сидения в байдарке походить ногами! В общем, отдыхали так, что бурундукам, наверное, в лесу тошно было.
Еще придумали гениальнейшую штуку - набрали молодых шишек с кедрового стланика, порезали их и накидали в бутылку со спиртом. К ночи вся бухта ненавидела Лещенко и его песню «Прощай, со всех вокзалов поезда уходят в дальние края…», а еще пуще припев: «Лай-ла! Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-лай!». А звезды падали и падали с неба…
Кстати, пользуясь случаем, приношу извинения от команды бешеных байдарочников за причиненные неудобства в период с 28 по 30 июля мирным отдыхающим, тщетно пытавшимся отдыхать в Змеевой бухте (и в радиусе 5 км от нее), а также бурундучкам!
После этого 3-х дневного курорта последовало ничем не примечательное плытье до Монахово с целью на следующий день покинуть сей водный рай. Леша проводник еще до поездки заказал машину, которая должна была вроде как нас вывезти из Монахово со всем скарбом в виде байдарок и рюкзаков. Вечером сходили на променад по этому Монахову - вы не думайте, что это населенный пункт... вернее это, конечно, населенный пункт, но населенный как-то стихийно и без предварительной подготовки. То бишь, стоят на берегу машины в бешеном количестве, около берега стоят катера, люди, от безделья и жары не знающие чем заняться, кто в палатках живет, кто в машинах, кто на катерах, обтянутые синей пленкой сортиры 50*50*50 см (поскольку до леса бежать далеко, а напрямки - болото). Все занимаются рыбной ловлей, но никто не знает, что с рыбой в таком количестве делать.. Мы, помнится, решили с Танюхой пойти, поспрошать насчет купить копченой рыбки, а нам впарили целый таз свежей рыбы абсолютно безвозмездно и еще обиделись, когда мы оставшуюся половину таза пришли возвращать! Так-то! Еще в этом Монахове есть магазин-стол с лавкой, четыре столба и тент! Директору-18 лет, продавцу и того меньше. В ассортименте: пиво 3-х видов, водка 2-х видов, 2 сорта сигарет и чипсы. Монополия - понимать надо!
Ну вот. Наступил день отчаливания из Монахово. Леша очень торжественно нас разбудил в 6 часов, вещички мы собрали, стали машину ждать. Приехать она должна была часов в 8 что ли. Со слов очевидца: «Сначала была кое-какая уверенность, что мы уедем: все ходят, вещи пакуют, смотрю - машины нет и нет. Ну ладно, думаю, опаздывает. А уж когда Леша в 9 часов начал кашу варить - тут мне сразу стало все понятно!...». В общем, машину часов в 12 нашли с горем пополам, уехали, переправились в Усть-Баргузин.. Там та же песня с транспортом. Ну тут уж мы не выдержали, пришлось ихнего Будду умасливать. Есть у них обычай - если в путешествие собираешься, или еще какое важное дело у тебя, надо разрешения у Шамана попросить. Берется спирт (водка, пиво…) и брызгается безымянным пальцем на землю, в небо и к сердцу, и просишь, чтобы Шаман помог. Только успели сбрызнуть, произнесли «Усть - Баргузин, отпусти нас!», как вскоре все наладилось, машины нашлись и мы весело понеслись в Улан-Удэ с целью добраться оттуда до Слюдянки и совершить восхождение на пик Черского (2090м), что на горном хребте Хамар-Дабан. Туда нас уже вел местный житель Славик, урожденный бурят и последователь Леши-проводника. А Леша и Оля покинули нас, так что осталось нас пятеро чайников да Славик.
Правда, я здесь ненадолго отбилась от коллектива, и вместо завтрашнего утреннего поезда до Слюдянки, уехала на вечернем. Уж больно времени было жалко! А сделала я так, чтобы посмотреть КБЖД (Кругобайкальскую железную дорогу). Еще до поездки читала отчет одного молодого человека, и очень меня эта КБЖД заинтриговала, потому что не смог он описать человеческим языком, что это за красота, а значит, это надо увидеть! Вот и я не смогу, скажу лишь кратко - эта ж/д построена в 1905 году, проходит по самому берегу Байкала, одноколейка. Она практически вырублена из скалы, протяженность ее километров 80. Шла я по ней одна, в абсолютной тишине, только Байкал снизу плещется, кузнечики трещат, да бабочки летают, вдалеке мыс красивый с одинокой сосной, вдруг за поворотом чудо архитектуры – туннель. И так он здесь гармонично смотрится! Дальше опять с километр-полтора только железнодорожное полотно вьется, огибая каждый поворот скалы, мостик над речкой горной, а вдалеке еще один туннельчик светится. Пока шла туда и обратно (это часов 6 будет)- только два грузовых состава пронеслись - наверное в прилежащие к КБЖД деревушки провизию развозят. И вот что удивительно, здесь в голову лезет творчество - пока шла один куплет гимна «бешеных байдарочников» придумала (мы всё хотели на музыку той Лещенковской песни стихи положить)… Жалко, конечно, я только крохотный кусочек КБЖД увидела, туда надо специально ехать. Два раза в неделю по КБЖД можно прокатиться на экскурсионном вагончике под милым названием Мотаня, но опять же надо знать расписание.
Днем встретились с остальными бешеными байдарочниками и покатили к подножию. Здесь-то нас и застиг второй ливень, в самом начале тропы. С отяжелевшими от воды рюкзаками, с разъезжающимися в грязи ногами, но счастливые и решительные мы двинулись наверх. Долго ли, коротко ли, пришло время становиться на ночлег. Тропа здесь, кстати, практически пологая, с одним не очень приятным траверсом, особенно если в шлепках в дождь по нему лезть, а так вполне живописно-горная речка течет, туман над ней столбом, чередование подъемов с пологими участками, в общем, я, например, сразу как-то прониклась к этому подъему (в отличие от Тропы испытаний). Вода в речке настолько вкусная, пьешь и не обращаешь внимания, что она - почти лед, просто пьешь и не можешь остановиться.
Решили перед сном похавать чего- нибудь – например, картошки с тушенкой (наивные бурятские дети). Важно распаковали все, почистили, порезали, котлов с водой натаскали.. В общем, через 2 часа тщетных попыток разжечь костер, поняли, что если мы не наберем достаточно бересты и ельника (единственное, что горело здесь около горной речки да еще и после ливня, который оказывается неделю шел), то пожрать нам сегодня не грозит. В общем, чаю еще через час накипятили (все это в условиях непрерывного раздувания огня и подкидывания бересты с ельником), консервов налопались и спать. К этому времени, после трех часов размахивания над костром поперами (кусок пенки с резинкой на попу – чтобы не париться по поводу «на что сесть»), картошка начала поддаваться процессу варки, правда преимущественно в верхних слоях. Еще у меня постоянно было желание - выключить воду, т.к. к шуму речки еще не привыкла. На следующее утро еще часа два таких же вот раздуваний - и картошка наша сварилась, очень кстати на завтрак. Зато с этого момента на хребте Хамар-Дабан установилась жаркая солнечная погода, за что жители (если бы такие были) должны были бы нас поблагодарить. Где мы - там солнце!
Была по пути на пик еще метеостанция, около которой мы разбили лагерь, бросили вещи и полезли к цели налегке - настолько налегке, что не только не взяли с собой средства от москитов, но даже и не намазались ими! Это единственное, о чем я жалею даже сейчас, спустя неделю. Здесь, подъем, конечно, стал поподъемистее, да и горы как-то погористее, но предчувствие цели не давало отступать и мы худо-бедно пробирались все выше и выше. Только, если уж приспичит остановиться, отдышаться, то отдышаться можно было только вперемежку с мошкарой, которая лезла в нос, в рот и ваще везде! А после ее укусов остаются внушительные кровяные блямбы - я никак не пойму, как таким маленьким ртом можно прожрать такую площадь! А еще хуже блямб - дикая чесотка после укусов, если начнешь чесаться, то остановиться уже не сможешь.
По пути на пик пробирались по недлинному хребту, а с этого хребта такие виды! Все внизу маленькое такое, крошечный палаточный лагерь, лиственницы со спичку величиной, и вдруг ярко-синее пятно озера Сердца у подножия! Красиво, аж дух захватывает.
Вот, спустя уж не знаю, часа три, наверное, мы и добрались до пика! Ну, как водится, пофоткались, отдохнули, оставили на память пику подписанные носки, (там все чего-нибудь оставляют - майки, браслеты, записки и т.д.), сложили свою пирамидку из камней и спустились к Сердцу. Там в ледяной воде искупались - усталость как рукой сняло, и двинулись к лагерю возле метеостанции. На следующий день, когда спускались, очень не хотелось выходить из лесу - последний раз разожгли костер, сварили обед, заварили чай на листах дикой смородины… и понуро побрели к выходу. Ну, а в Слюдянке, пока ждали поезда, купили копченого омуля, пива и отметили на берегу Байкала окончание нашей бурятской эпопеи.
А сейчас оглядываюсь назад и не верится, что это были всего лишь две недели. Такая большая и красивая была Байкальская сказка!
Автор: FaNatik