S A A S F E E
Красавица Шанталь в темпе легкой утренней прогулки...
...с рюкзачком и в кроссовках чешет вверх по горной тропе. За ней вдогонку тяжело, но уверенно, топают два здоровых мужика в полном рассвете сил. Подняться нужно из долины Саас Грюнд (1559 м) к средней станции капсульного подъемника Trift (2072 м). Называется это модным словом хайкинг.В общем, гуляем... с девушкой... по горам. Цветочки нюхаем... o-ops... фотографируем,
любуемся окружающими картинами альпийской природы, уникальным ландшафтом и потрясающим видом гор с заснеженными верхушками.
Надо сказать, что летом, среди кудряво-зеленых возвышенностей, белые верхушки четырехтысячников выглядят поистине аристократично. Будто украшенные сединой пожилые лорды. Величественно. И очень красиво.
И все под музыку — переливающийся звон колокольчиков на шеях у коров, пасущихся где-то дальних склонах.
Навстречу, на петляющей горной тропе, периодически встречаются люди в горных ботинках, часто с палками, для скандинавской ходьбы и непременным «здрасьте» на зарубежном языке. Пары, семьи с детьми, пожилые люди и подозрительно много японцев. Подозреваю, что свой японский отпуск большинство жителей родины сони и тойоты проводят в Альпах. И, между прочим, японцы с фотоаппаратами обычно встречаются в самых знаковых местах нашей небольшой планеты. Спуск пешком вниз, от станции подъемника, разумеется, проще, виды те же, а для пожилых людей и детей — самый спорт.
На склонах пасутся козы и огороженные ленточками, откровенно хулиганского вида, коровы боевой породы. Подходить к ним совсем неинтересно. Фотографирую издалека, оставляя лавры Нику Бранду. Коровьи бои — национальный вид спорта здешних мест.
Почерневшие деревянные домики и микродеревеньки из нескольких домиков, где делают козий сыр.
Доходим до отметки 2072 метра, откуда поднимаемся вверх на подъемнике до станции Kreuzboden (2397), где нас ждет награда — скутеры-монстры.
Самокаты с толстыми колесами, как на легковушках, и гидравлическими тормозами.
Спуск вниз, к началу нашего маршрута, по камням, гравию и асфальтированному серпантину, в чем-то схож по ощущению со спуском на сноуборде. Скутер разгоняется прилично, успевай только гасить скорость на виражах. 11 километров сплошного удовольствия.
********
10 утра. Встреча с инструктором-скалолазом возле автобусного терминала...
...Андреас, молодой парень, высокий и худой, обвешанный веревками и карабинами. Две фрау в горных ботинках. Из нашего квартета я один в кроссовках. Залезаем, как в штаны, в страховку, затягиваем пояса, чтобы «штаны» не потерять, затем шлемы... Пристегиваем карабины и спускаемся вниз по бетонной лестнице, за здание автобусного терминала. Так в школьном детстве когда-то ходили за школу, подальше от людских глаз, чтобы подраться.
Опять хайкинг? За автостанцией обнаруживается такая красота, что волей-неволей соображаешь, ну как же, конечно, все самое интересное всегда находится со стороны заднего двора, на чердаке, или за старым забором. Закон жанра. Приключения начинаются за потайной дверью. От посторонних глаз подальше. Сталкер, ядрен батон.
Альпийский ландшафт, конечно, восхитителен. Лес. Тропа. Ущелье, которое европейцы называют каньоном. Вот до чего же образный русский язык. В переводе с английского, например, девственная земля — переводится как целина. А каньон по-русски — ущелье. Когда стоишь на краю каньона и смотришь вниз, думаешь, какой это нафиг, каньон? Ущелье, оно и есть ущелье...
Деревянный мост, как в вестернах. Небольшой решетчатый пятачок — стальная платформа. Пристегиваем карабины к страховочному тросу.
— Прыгай, — говорит инструктор.
Я смотрю вниз... На дне глубокого ущелья уютно журчит мелкая речушка, музыкально постукивая камнями, словно кастаньетами...
Хочется жить и наслаждаться жизнью.
«Сам прыгай», — думаю я.
За мной стоят две швейцарские фрау в правильных ботинках и терпеливо ждут своей очереди, с любопытством поглядывая на меня. Честь страны, ядрена Матрена, да и перед дамами, стоящими в очереди, неудобняк.
На шее неблагоразумно качается Nikon. Покупка нового фотоаппарата совершенно не входит в мои финансовые планы — эти мысли отвлекают меня от главной темы.
— Все ок, фотоаппарат передвинь назад, пусть он будет за тобой, садись на платформу и прыгай... — как будто сидя прыгать легче.
Чтобы не смотреть вниз, я задрал голову вверх, крепко зацепился глазами за белое облако, внушающее доверие своей безмятежностью... И прыгнул...
Летел я недолго, но и не быстро... На страховочном тросе... Как старый советский трамвай, зацепившийся своими трамвайными рогами за провода.
Приземлился на крошечный пятачок, перекинул страховку и огляделся. Антураж сказочный. Снял пластмассовую крышку с объектива и... засмотрелся...
Тем временем на меня летела смелая гражданка славного города Цюрих.
Стоять на пятачке вдвоем можно, разве что обнявшись.
Я встал ногой на вбитую в скалу рыжую железную скобу из толстой арматуры, другой ногой нащупал какой-то выступ в скале и полез вдоль стены...
Потом были подвесные и раскачивающиеся бревенчатые мосты, новые прыжки вниз и на противоположную стену каньона.
Прыжок в пещеру с водопадом и стальная лестница наверх, через «кроличью» нору. Мы шли по каньону, в русле реки, из долины Саас Фе в долину Саас Грюнд.
Когда я вылез из норы, по всем законам жанра это должен быть финал... Но финал оказался эффектнее...
Лестница в небо казалась бесконечной. Мост, составленный из подвешенных друг за другом металлических лестниц, был похож на железнодорожный путь... Москва-Владивосток...
Когда заканчивалась одна лестница, начиналась другая.
Под мостом была, разумеется, глубокая пропасть, а в конце пути... в конце пути ничего не было...
Мост обрывался вдруг... решетчатой площадкой с отверстием, виртуальным люком, в ее центре... Я пристегнул карабины к страховочному тросу, шагнул в люк и полетел к земле...
Кроме «обычного» клаймбинга, такой же клаймбинг бывает еще и зимой, а еще... ночью... с фонариком на лбу...
По-моему, в этой красивой, тихой, уютной и спокойной стране, слишком тихая и спокойная жизнь...
********
Шанталь шикарно подкатила на электрическом грузовичке...
...Володя полез в кабину, а я сел в кузов, в противоположную от движения сторону, и свесил ноги через борт. Красота. Плывешь себе по реке-дороге, в густом, как вишневое варенье, запахе альпийских цветов... И роскошные горные пейзажи тоже плывут-текут.Отели, домики на склонах, лица людей, идущих по дороге, поля, луга....
— Помните песню «Last Christmas»? — Шанталь включила телефон, и на экране запел Джордж Майкл. — Клип здесь снимали, в Саас Фе, у этого подъемника.
Last Christmas,
I gave you my heart
But the very next day, You gave it away
This year, to save me from tears
I'll give it to someone special ....
В телефоне у правильного швейцарца, а швейцарцы — правильные практически, все... как в швейцарском ноже, есть исключительно все, от железнодорожного расписания, до Джорджа Майкла. В общем, все самое необходимое.
last Christmas ,
I gave you my heart...
Гондола улетает вверх. Саас Фе уносится вниз. И без того аккуратный город становится совершенно игрушечным. Вы в детстве никогда не смотрели в бинокль с обратной стороны?
За панорамным стеклом подъемника меняются времена года. Машина времени. Зеленый цвет превратился в белый и горы своей раскраской теперь похожи на больших пятнистых коров.
Самое высокое метро в Альпах, Metro Alpine, открытое в 1984 году, с «нижней» станцией Felskinn, на отметке 2 984 метра и верхней, Mittelallalin, на высоте 3 456 метров, расположенной возле пика Alllain (3500).
Подземный поезд поднимается вверх на 476 метров в туннеле, длинной 1 749 метров. Небольшие вагончики, ступеньками, без кресел, в необычном диагональном поезде.
На конечной станции настоящий февраль. Слегка кружится голова. Белым-бело вокруг, огромные сугробы и стая ревущих ратраков елозит снег. Катальный сезон никогда не заканчивается, если не считать профилактических перерывов, о которых, кстати, стоит уточнять, если в планы входит катание на леднике.
Делаю несколько щелчков фотоаппаратом. Трудно поверить, что на фотографиях середина июля. Макушка лета... Обещанный букет четырехтыcячников за плотными облаками.
Вращающийся вокруг своей оси ресторан — большая стеклянная летающая тарелка.
Вдоль окон на неподвижном подоконнике проплывают, словно цифры на циферблате часов, схемы с горным верхушками (представьте себе, что вы сидите верхом на огромной часовой стрелке).
Верхушки такие же, как за круглым панорамным окном. На схемах, кроме фото горных панорам, написаны названия и отметки снежных пиков. Их должно быть восемнадцать и их можно пересчитать... в хорошую погоду... за кружкой пива, заедая хорошо прожаренным говяжьим стейком... Где-то там, за облаками, должен быть Маттерхорн, а там — Монте Роза.
Ледяная пещера Eispavillion. Ледяные стены. Ступени. Глубокий тоннель в леднике. Трудно представить, какой толщины может быть здесь лед, ведь «глубокая» пещера, по сути, почти на поверхности ледника.
Возвращаемся на подъемнике в лето.
Снова электрокар, кузов автомобиля и уплывающая дорога.
Володя едет смотреть местную фауну — забавных свистунов-мормотов, которых развелось здесь немерено, они не боятся людей и едят морковку из рук, а я спешу на автобусный терминал, чтобы доехать до швейцарской столицы. Благо пути всего два часа. Заодно протестирую на себе знаменитую швейцарскую транспортную систему.
Часть третья.
Часть четвертая.
и вапще, доколе?
https://www.ski.ru/az/blogs/post/swiss-made-2-letnie-progulki-na-svezh em-vozdukhe/