Интересная штука – случай. Он порой сводит разных людей в нужном месте в одно время, чтобы они натворили дел. Вот так и случилось у нас на выходных на Эльбрусе.
Приехав пофрирайдить на пару дней, я, конечно, не собирался ввязываться в какую-то жесть, но, тем не менее, ледниковую снарягу на всякий случай беру. И случилось у меня знакомство с Питерским роуп-джампером Стасом, который хотел реализовать интересный проект - прокатить через водопад Терскол.
Чувак был подготовлен максимально капитально, набор железа для скальных работ был исчерпывающим, системы подъема и спуска присутствовали в необходимом количестве, 2 бухты по 50 метров давали гарантию прохода 30-метровой скалы, так что я вписался в сие мероприятие как направляющий группы до момента, когда надо будет работать с железом.
Нас пятеро, по плану трое идут на водопад, двое зрителей отделяются, проходят стандартный выход в ущелье Терскол и устраиваются наблюдателями, помогающими вывести нас на точку установки станции максимально безопасно. Под водопадом я проезжал много раз, но вот сверху как на него заходить, я знал только по координате и сделанной снизу фотке экспозиции накануне.
На подъемнике мы в 9 утра, все предвещало интересный день. Уходим с верхней станции канатки через ледник, переходим гребень над обсерваторией, разделяемся. Двое уходят вниз, мы берем правее. Экспозиция лавиноопасная, накануне на ней подрезали небольшую лавину, благо без последствий. Идем аккуратно, по очереди, от камня к камню. И, естественно, промахиваемся кулуаром, вид снизу и сверху не наложились друг на друга. Хорошо, что ошибку я понял до серьёзного сброса высоты - получается запрыгнуть на стенку и выйти на скалу, протопав по стенке 5 метров вверх. Водопада оттуда не видно, но как раз тут нам очень помогли наши наблюдатели, радировав как правильно зайти.
Чтобы не пересекать траверсом стремное поле, низ которого уходит в обрыв нам потребовалось набрать по гребешку метров 30 высоты и мы аккурат попали на грядку над водопадом. Аккуратненько, вдоль стеночки скребусь, зная, что впереди может в любую секунду быть no fall zone и останавливаюсь у крайнего камушка, за которым виден ледяной верх водопада. Как оказалось, чуйка моя меня не подвела, так как от возможности не написать этот текст отделяло меня метра 4. Закрепляюсь у камней, даю сигнал, чтоб ребята подъезжали и организовывали страховку. Моя работа закончилась, началась работа с железом.
Очень удачный попался камень, на котором я закрепился, так как в нем оказалась идеальная трещина для закладки. Вообще мы хотели ставить страховку непосредственно над местом спусковой станции, но лезть через обледеневшую траву и корку без кошек было нереально. Да и не факт, что там бы нашелся такой же хороший камень. Закопать временную станцию тоже вариантов не было, все выдуто. Существовала возможность установщику основной станции в случае срыва в самом опасном месте уйти маятником, но он этот риск принял.
Предводитель каманчей крепит на закладку две бухты по 50м и на системе спуска начинает медленно-медленно двигаться в сторону базовой станции. Естественно, через 4 метра, чего и стоило ожидать в таком стремном месте, весь склон под ним начинает движение, он спокойно приподнимает сноуборд и масса в несколько десятков кубов очень красиво и плавненько с грохотом уходит в обрыв. Выдохнули. Всё, что должно было быть - спущено спустили, на поле можно работать.
Дальше Стас лезет по полю траверсом на заднем канте до предполагаемой точки станции. Останавливается. Он оказывается в ситуации, когда лежа на спине на обледеневшем склоне градусов в 45 ему надо как то закрепиться. Идет продолжительный набор бранных слов на протяжении 30-40 минут, если не дольше. Первый страховочный крюк вбит. Для станции он слабоват, но Стас, закрепившись на нем хотя бы смог перевернуться на живот, чтобы иметь возможность передвигаться.
Следующие 2 часа проходят по однообразному сценарию, мы, с периодичностью в 10 минут спрашиваем, как идет прогресс, а Стас ползает, хреначив скальным молотком все вокруг и разбрасывая непригодную для закрепления породу. В итоге он доползает до скалы, вырубив сантиметров 20 разваливающейся породы он добирается до нормальной плотности. Первый капитальный крюк вбит.
Тем временем дело идет к 3 часам дня, мы уже трижды замерзли и трижды отогрелись чаем (сидели в тени, закрепившись на первой станции) слышим победный крик, что второй крюк вбит, он закрепил страховку и можно лезть к нему, а он готовит третий крюк.
Надо сказать, что за время сидения мы уже просчитали все возможные варианты, от обратного похода до верха скальной гряды (почти нереально без кошек) и перехода через замерзшую часть водопада на противоположенную стенку (которая наверняка также бы сошла) до мыслей об эвакуации МЧС в случае проблем с установкой станции. Но мысли об МЧС мы также отогнали, так как нас оттуда выковыривать можно было, пожалуй, только вертолетом. Станция и вниз. Без вариантов.
Но оставим мысли непрофессионалов в скальном деле в их головах, Стас дал команду перебираться. Проходящие снизу скитурщики как раз заценили этот момент и потом скинули видео:
Довольно просто на страховке я переезжаю к установленной станции и вижу Стаса. Руки у него в крови посеченные крошкой от ударов, но результат его работы – запас прочности этих 2 крюков позволил бы спустить вниз груженый Камаз, но он, для пущей уверенности вбивает третий крюк.
Итак, станция готова, надо теперь сдернуть наши веревки от 1-й станции. И, конечно же, что то пошло не так, пришлось Денису лезть и смотреть, что зацепилось, на возвращении еще и поскользнулся.
Завершающим этапом стала перекидка веревок, сбор всего барахла, отстегивание всего лишнего и сам спуск. Технически спуск не представлял вообще никакой сложности, система спуска – корзина с карабином и страховочный прусик. Угол стенки градусов 70, идешь как по дороге.
Веревка сдернулась со станции легко, наверху остались только 4 вбитых крюка, закладка и метров 10 репшнура станции. В Терскол выкатили к 18 часам, опоздав на самолет, пришлось вылет переносить.
После спуска ржали долго - если кто-то решит поехать по нашим следам. Челенж был крутой. Не повезло с местом под основную станцию, пришлось долго копаться. Куча адреналина. Новая линия. Незабываемые впечатления.
А фиирайд при чем? Катание где? От камушка к камушку аккуратно и верёвки есть, а фрирайд? Проект был "прокатить водопад", а в чём катание?