"Чистый хрусталь - это лед, отвердевший за долгие годы…", - писал в XII веке Марбод Ренский. "Хрусталь" - русская форма греческого слова "кристаллос" - буквально переводится как "лёд".
Кристаллы природного прозрачного бесцветного кварца, встречающиеся повсеместно, благодаря твердости и красоте использовались с древности. Греки вырезали из них печати, сосуды, украшения. Римские патриции использовали большие хрустальные шары для охлаждения рук в жару, заметив, что стекло быстро согревается, а хрусталь остается холодным. У императора Нерона были два прекрасных кубка, вырезанные из идеально прозрачных кристаллов. Из кристаллов изготавливали "магические" шары для ритуальных целей; линзы, с помощью которых жрецы от солнечных лучей зажигали огонь на жертвенниках. По старинным поверьям, вода из хрустальной чаши становилась снадобьем от болезней сердца, желудка и глаз; верили, что горный хрусталь избавляет от страшных снов… Время отнимало у хрусталя его исключительность. Он продолжал радовать человека лишь дешевизной и декоративными особенностями. Ничто не предвещало его способности возвыситься до конкуренции с бриллиантами… …Открытие явилось неожиданностью. Иногда открытия являются закономерным плодом многолетних усилий, иногда - результатом случайности. Здесь все было не так. Здесь случилось как в эпоху Возрождения - успех пришел благодаря страсти к знанию, и вере в себя, благодаря неясности целей и верности задуманному.
Уроженец чешской Богемии - знаменитого края хрустальных дел мастеров - Даниэль Сваровски начал с того, что несколько лет занимался "не своим делом". Обучался в местечке Георгиенталь наследственному промыслу - стеклоделию, тратил время на бесполезное хобби - игру на скрипке. А был он… гениальным художником, гениальным инженером-оптиком и электротехником и, наверное, гениальным коммерсантом - сравнение с людьми Возрождения тут отнюдь не лишнее.
Инженерное дело - химию, физику, механику - Даниэль Сваровски изучал в Париже, в 1883 году посетил Всемирную электротехническую выставку в Вене. Этого оказалось достаточно, чтобы в 1891 году запустить первый в мире электрический шлифовальный станок. Эта машина позволяла обрабатывать драгоценные и поделочные камни в изрядном количестве и с непревзойденной точностью. В 1892 году станок был запатентован, но широкого распространения не получил.
Даниель Сваровски переехал с семьей в небольшую деревню Ваттенс в Тироле в 1895 году, где при поддержке мужа сестры Франца Вейса и финансиста Косманна открыл фабрику по обработке драгоценных камней и производству изделий из стекла и хрусталя, имитирующих бриллианты. Дальше все развивалось как в сказке.
Изделия имели грандиозный успех в Париже, Вене, Санкт-Петербурге, Нью-Йорке. По меткому замечанию одного из современников, "блеск оказался важнее", хрусталь выглядел так же, как бриллианты, а значит, мог вполне легально выполнять ту же социальную функцию! Чудесные стразы стали одним из самых распространенных украшений вечерних платьев, сумочек, женских туфелек, заколок для волос и брошей. Фабрику завалили заказами. Сваровски пришлось расширить помещения и нанять 200 рабочих, в 1907 году удалось значительно увеличить мощность фабрики с переходом на гидроэлектроэнергию… К счастью, сырья хватало - кварцевый песок, калийные, кальциевые и свинцовые руды в горах Тироля изобиловали.
Сам Сваровски, будучи уже в преклонном возрасте, говорил: "Каждый век приносит новые возможности и формы самовыражения. Пусть ваши глаза постоянно остаются открытыми - и вы не пропустите их приход". Размах производства не отвлек творца иллюзий от теоретических изысканий - и в 1911 году Даниэль Сваровски вместе с сыновьями Вильгельмом, Фридрихом и Альфредом сумели найти оптимальное сочетание исходных смесей для варки хрусталя сверхъестественной прозрачности. Секрет не удалось разгадать ни богемским, ни венецианским стеклоделам. А ведь именно в нем скрывались россыпи огоньков, таились холодные стальные отблески и игра всех цветов радуги. Материал был зарегистрирован как "тиролит" - "Тирольский камень", однако во всем мире он гремел как "Swarovski". Имя "Тиролит" осталось только за шлифовальными станками и инструментами фирмы, так же уверенно оставившими далеко за собой машины конкурирующих фирм.
Рынок бижутерии и предметов интерьера был покорён, но экспансия этим не закончилась. Вильгельм, старший сын Даниэля, в 1935 году сделал первую модель бинокля, затем было основано отделение оптики в компании Swarovski. В 1937 году началось производство стеклянных отражателей для дорог и дорожных переходов. В годы войны производство оптики выдвинулось на передний план… Но все это - уже иная, не сказочная часть истории о Хрустальном Мире Сваровски. История продолжалась, но в выпуске меморабилий, коммерчески оправданной смене логотипов, в создании коллекционных изделий и возникновении клуба коллекционеров, было многовато снобизма… Сказка же элитарности не терпит.
Она возвратилась в свой сказочный срок - сто лет спустя. В 1995 году фирма "Swarovski" готовилась отметить свой столетний юбилей, и в честь этого было решено создать музей. И вот что удивительно - Совет Директоров сразу принял решение о том, что это не должен быть музей истории фирмы, истории технологий, биографии Сваровски…
Музей стал яркой демонстрацией возможностей "магического кристалла". Технологии "Swarovski" остались "за кадром", оставляя полную возможность верить, что хрустальные цветы сплетают в венки Горные девы, хрустальные плоды растут в саду Горного короля, а хрустальные туфельки шьют феи-крестные.
…Легенды Тироля повествуют нам о путешественниках и охотниках, забредавших в пещеры, ведущие в подземные дворцы, о героях, приходивших освободить зачарованных невест из земных глубин, о городах, погребенных за гордость под ледниками, о сокровищницах, охраняемых горными феями. Вот он - дворец, город, сокровищница…
Музей размещен в семи комнатах, связанных между собой лабиринтом узких проходов, коридоров и лестниц. Залы расположены в горе, с которой силится приподнять голову каменный великан с горящими как звезды глазами. Над входом из пасти великана низвергается водопад.
Под землю ведёт стеклянный тоннель, на стенах которого выгравированы строки стихов величайших поэтов мира, в которых есть слово "crystal" - хрусталь. Первый зал только "заманивает" посетителя. В конце концов, гость готов увидеть и рекордно-большой и немыслимо-маленький кристаллы "Swarovski", наслышан и о "мягких" часах, сошедших в музей с картины Сальвадора Дали… Но вот хрустальная стена одиннадцатиметровой высоты уступает гостю дорогу, а под ногами расстилается хрустальная дорожка, узоры которой бесконечно рассыпаются и складываются снова, как в калейдоскопе. Знакомые созвездия в трёхмерном пространстве стеклянного неба кажутся нездешними. Мириады звезд сплетаются в хоровод - и вдруг гаснут, уступая место ничем еще не приметной планете. Здесь, в глубинах царства Горного короля, ежечасно происходит рождение Земли, здесь не властвует ни миг, ни вечность. Юная планета покрывается хрустально-голубым светом океанов, в нем проступают материки… И вот уже есть кому населить голубую планету - безмолвные рыбы населяют океаны, ящеры выходят на сушу и птицы взмывают в хрустальные небеса…
И снова - узкая лестница, а за ней - простор сияющих стен. Кристалл уже не перед глазами зрителя, а вокруг него. Сверху, снизу и вокруг то вырастают стены, то раскрываются стеклянные бездны, бесконечны расстояния и нескончаем лабиринт зеркал. Здесь несчётно умножаются в отражениях и картины, и звуки… быть может - и сны, и воспоминания? Быть может, пора бежать из пещеры чародеев, а не то за стенами пещеры пройдут годы, а не минуты, и вышедший обнаружит при солнечном свете, что волосы его поседели, а на дворе наступило следующее столетие?…
Но добрый маленький гном уже машет рукой из следующего зала. Здесь оживают хрустальные марионетки, расцветают хрустальные одуванчики и вызревают хрустальные плоды на деревьях. А затем хрустальное дерево внезапно оборачивается бабочкой, улетает и возвращается… Это снова сон, просто детский. Он непременно закончится и непременно отпустит, дав лишь небольшую передышку на пути в зеркальном лабиринте...
А выведет из хрустального плена … музыка. Музыка, сопровождающая гостя с первого шага в музее. Скрипач Сваровски, как известно, требовал от своих сотрудников, чтобы в готовых изделиях чувствовалась "музыка хрусталя". Да и земной музыке он не изменял ради этой хрустальной, звёздной. Для отдыха творец иллюзий нередко музицировал вместе с мужем сестры, Францем Вейсом. А к 1899 году уже существовал небольшой оркестр, составленный сотрудниками фирмы. Современный "Музыкальный Ваттенс" включает в себя семьдесят музыкантов, и концерты его также проходят в одном из залов музея.
Итак, музыка подобно Ариадниной нити хранит гостя до выхода. И все же… и все же нет полного возврата из мира иллюзий. Никому не выйти из Хрустальной Горы не изменившимся. И не избавиться от ощущения, что мир уже не тот, и что с выходом из музея всего лишь начался еще один длинный-длинный сон…
Автор: Салмины C&E |