
Малоснежные и теплые зимы последних лет стали серьезной проблемой для большинства альпийских курортов. Количество снежных дней неуклонно сокращается, граница снега поднимается все выше и владельцам канатных дорог приходится прилагать большие усилия, чтобы содержать горнолыжные трассы в приемлемом для катания состоянии. На помощь курортам приходят новые технологии.

- Маркус, в качестве мастера по оснежению склонов, а также высококлассного водителя снегоуплотнительных машин, работающих на трассе «Штрайф», ты являешься квалифицированным экспертом во всем, что касается искусственного снега. Поэтому первый вопрос: как работает система технического оснежения и случаются ли проблемы с оборудованием?
- Чтобы не возникало проблем с техникой, мы должны подготовить и настроить всю систему в летний период, а затем дождаться оптимальных условий для производства снега.

- Сколько времени занимает процесс создания снежной основы для горнолыжных трасс Китцбюэля?
- Примерно 72 часа (3 дня) – за это время мы успеваем подготовить техническую основу для всех голавных трасс региона KitzSki и открыть их для массового катания. Несколько лет назад для этого потребовалось бы вдвое больше времени.
- Обозначь коротко основные моменты – что происходит, когда температура воздуха начинает падать и появляется возможность для запуска системы оснежения.
- Очень важно тщательно подготовиться к «часу Икс» - проверить и проконтролировать работу всех агрегатов, насосных станций и каждой форсунки. Отлаженная работа всей системы позволяет составить плановый график – какую трассу готовить раньше, какую позже. Приоритет имеет район Ханенкамм, включая трассу Штрайф.

- Сколько снежных пушек производят снег на Ханенкамме?
- В настоящее время в этом районе установлено 145 генераторов, а также 3 насосных станции – одна внизу, в районе слаломной трассы Ганслерн, и две в районе Зайдль-альма. Водой их обеспечивают 2 резервуара - Seidlalm I (объемом 33000 куб.м) и Seidlalm II (объемом 115000 куб.м).

- Оснежение трассы Штрайф является сложным процессом – не только из-за экстремальной крутизны склона, но также и из-за мировой известности трассы скоростного спуска. Что ты можешь сказать по этому поводу?
- Тут важно поймать момент, когда можно приступить к работе и использовать каждый период похолодания для подготовки гоночной трассы. Толщина снежной основы должна составлять здесь не менее 80 см.

- Маркус, разъясни, пожалуйста, влияние на твою работу такого феномена, как инверсия.
- Инверсия создает определенные трудности для работы системы оснежения на Штрайфе: когда в долине около ноля градусов, а на горе плюсовая температура, оснежение таких ключевых участков, как «Хаусбергканте» или «Финишный прыжок» становится невозможным. В последнее время это явление стало проблемой, поскольку инверсия сокращает нам количество холодных дней.

- Так все-таки, какой снег лучше – природный или искусственный?
- Искусственно произведенный снег гораздо стабильнее, компактнее и лежит гораздо дольше, в то время как натуральный снег становится рыхлым и быстрее тает во время периодов потепления или во время дождя.

- Что происходит, когда искусственный снег подвергается процессу уплотнения?
- Технический снег содержит очень много воды (собственно, при его производстве применяют только воду и воздух). Если уплотнить снег с таким содержанием воды, получится плотная ледяная основа, которую будет очень сложно обрабатывать в течение всей зимы. Поэтому мы 2-3 дня не трогаем сугробы искусственного снега и оставляем их «сушиться» на склоне – чтобы ушло избыточное количество воды и кристаллы снега могли сжаться. То есть оптимальное время «сушки» таких сугробов составляет 3 дня – именно столько требуется для достижения идеального качества снега.

- А какая температура воздуха нужна при производстве искусственного снега?
- Обычно мы начинаем работу при температурах от 0 до -3 градусов. Но для искусственного оснежения важна даже не столько температура, сколько влажность. Очень часто влажность достигает 100%, что крайне затрудняет процесс получения качественного снега. Оптимальными условиями были бы 70%, да и вообще – чем холоднее и чем меньше влажность воздуха, тем более качественный продукт мы имеем на выходе.

- Что было бы, если бы ночью вдруг ударил мороз в -10 градусов и ниже?
- До какого-то момента снежные пушки работают в автоматическом режиме, но это не значит, что они могут произвести неограниченное количество снега. Все дело в объеме воды, которая находится в резервуарах и ограничивает объем произведенного снега – даже в условиях идеальной погоды (низкой температуры и низкой влажности). Ведь чем чаще мы попадаем в «температурное окно», тем больше снежных пушек мы используем, чтобы как можно быстрее произвести необходимое количество снега. В этом нам очень помогает приобретение нового оборудования Titan 2.0 от компании Demaclenko, которое гораздо более производительное, нежели старые модели.
- Что означает термин «температура смоченного термометра»?
- Это такой показатель, который используется при работе каждой снежной пушки, и который определяется температурой и влажностью воздуха.

- Как определяется идеальная «температура смоченного термометра»?
- Чем холоднее и суше воздух, тем ниже ТСТ, а чем ниже влажность, тем больше воды охлаждается при соприкосновении с воздухом и тем больше снега может произвести каждая пушка. К сожалению, влажность ниже 70% в наших условиях большая редкость, как редкость и температура ниже -4 градусов. Впрочем, я уже об этом упоминал.
- Как бы ты охарактеризовал возможности системы искусственного оснежения на трассах Китцбюэля в настоящий момент?
- В последние годы было проведено радикальное перевооружение системы искусственного оснежения по всей горнолыжной зоне курорта, так что я с гордостью могу сказать, что мы вышли на новый качественный уровень – это касается как насосных станций, так и установок по производству снега. В районе Ханенкамма мы удвоили количество снежных пушек по сравнению с 2010 годом. Вообще во всем регионе KitzSki количество пушек с 2005 по 2016 год утроилось, объем водохранилищвырос в 2,5 раза, мощность насосных станций - в 2 раза.

Парк ратраков составляет сейчас 32 машины, которые каждую зиму проводят на склонах около 28000 часов – этого достаточно, чтобы обеспечить комфортное катание на всех трассах в течение всего зимнего сезона.
INFOMagazin Bahnorama
Все фото: mausefalle