Наиболее простой совет, который часто дают лыжникам, начинающим осваивать катание по крутым склонам: для того, чтобы избежать неприятностей с самого начала, нужно начинать спуск, полностью котролируя лыжи и свое тело. Но даже тех, кто старается полностью контролировать ситуацию, часто, что называется, "разносит", и попытка повернуть на узком крутом склоне заканчивается довольно длительным падением.
Практически все, впервые попадающие в кулуар, совершают одну и ту же ошибку: они пытаются выполнить полный поворот через линию падения склона, на 180 градусов, когда лыжи меняют свое направление на противоположное. При этом скорость, как бы вопреки законам физики, набирается практически мгновенно, и начинается (как правило – довольно быстротечная) борьба за выживание.
Избежать такой ситуации довольно просто: нужно начать не с полного поворота. Задача - направить лыжи довольно круто вниз и тут-же остановиться, не пересекая лыжами линию падения склона, выполнить полуповорот. При помощи этого движения выполняется сразу несколько задач. Во-первых, удается ощутить, с каким ускорением предстоит иметь дело на склоне данной крутизны. Во-вторых, сбрасывается некоторое количество местров по вертикали, что помогает почувствовать себя увереннее – ведь уже немного проехал. В третьих, получаются данные о состоянии снега и поведении лыж – держит или нет, проваливаются или нет, соскальзывают или цепляются… Лыжник ощущает отдачу от лыж при завершении поворота и может примерно представить безопасный ритм спуска. Становится понятно, насколько можно полагаться на опору на палку – не уйдет ли та в самый критический момент в снег по рукоятку, лишив лыжника опоры. Появляется уверенность в том, что по склону такой крутизны можно кататься.
Чуть отпустив лыжи вниз, наберите небольшую скорость и сделайте предповорот, коротким движением заставив пятки лыж проскользнуть сильнее, и сразу же резко закантовав лыжи акцентированным сгибанием и наклоном коленей к склону. (Фото 2)
При этом лыжи прогнутся, носки лыж будут слегка направлены вверх по склону, и вы остановитесь. (Фото 3)
Используйте в качестве дополнительного «фиксатора» укол нижней палкой. Из основного положения вынесите чуть вперёд нижнюю руку, разогнув её в локте. Сделайте акцентирующий укол и зафиксируйте остановку с опорой на палку. После остановки разверните плечи в долину, оттолкнитесь нижней палкой, и немного подпрыгните вверх, чтобы забросить пятки лыж немного выше по склону, при этом носки лыж должны остаться на месте. (Фото 4.)
Начните движение в траверсе для разгона лыж и сделайте серию из таких предповоротов, каждый из которых должен заканчиваться чётко зафиксированной остановкой с опорой на нижнюю палку.
Добейтесь полного автоматизма в выполнении движений при закантовке лыж коленями и небольшом повороте плеч с уколом палкой, а затем второго «набора» движений – толчка рукой, раскантовки с прыжком, сильного разворота плеч в долину. Отработайте этот приём в траверсе в обе стороны. Вы должны почувствовать, что если вы правильно будете закантовывать лыжи и делать всё синхронно, то при разгрузке лыжи будут вас «выбрасывать» для продолжения движения, ведь они подобны стальным пружинам, которые вы сначала сжимаете, а потом, когда давление снимается, они выбрасывают вас вверх.
Этот прием используется и опытными райдерами для того, чтобы миновать узкое место, где по каким-либо причинам невозможно выполнить завершенный поворот на высокой скорости.
Применяется этот элемент и тогда, когда нужно занять более удобное положение перед началом спуска, особенно в неудобных местах – среди камней. Часто полуповорот применяют, когда маршрут спуска невозможно просмотреть с того места, где находишься в настоящий момент. Райдер Николай Веселовский на фото 1 … 4 использует этот прием для того, чтобы спуститься из неудобной для начала движения по незнакомому склону позиции к тому месту, откуда спуск просматривается на достаточное расстояние.
Николай спускается между камней на очень крутом (около 45 градусов) склоне в Андах. Стойка лыжника во время косого спуска довольно высокая, центральная с небольшим смещением зоны максимального давления к пятке ботинка. Но центр тяжести райдера находится над ботинками, он не «садится на пятки» лыж. Руки разведены немного в стороны, что обеспечивает лучшее сохранение равновесия, наконечники палок направлены назад, что характерно для катания на крутых склонах. Обратите внимание на положение кистей рук: они находятся на одном уровне. Частая ошибка – верхняя рука «забывается» и опускается вниз, что приводит к закручиванию корпуса вверх по склону, а это недопустимо!
Разножка очень небольшая, плечи направлены в ту же сторону, куда скользят лыжи и немного развернуты в сторону долины («полудолинное» положение). Вес лыжника распределен между обеими лыжами, но большее давление приходится на нижнюю лыжу - корпус слегка наклонен в сторону долины. Видно, что райдер не допускает ошибки, которую часто можно видеть у менее опытных лыжников на крутых склонах – заваливание корпуса на склон, сопровождающееся опорой на верхнюю лыжу. Это инстинктивное движение, которое вызывается страхом, во многих случаях служит причиной падений.
«…Главный совет — удерживайте внутреннюю (верхнюю) руку … так, чтобы она находилась на уровне или чуть выше нижней руки. Это позволит сохранить баланс вашего тела на внешней лыже. Кроме того, это поддержит положение вашего корпуса вниз по склону, в то время как лыжа завершает поворот, придавая вам контругловое опережающее положение.» (Рон ЛеМастер. «На Кантах») После того, как полуповорот хорошо отработан, переходите на этом же склоне к полному повороту, основа которого заложена в предыдущем упражнении, только вместо прыжка-раскантовки вы теперь будете выполнять разворот лыж в воздухе почти на 180 градусов.
Двигаясь в траверсе, вы должны закантовать лыжи с одновременной опорой на палку и почти полностью остановиться. (Фото 5.)
Теперь оттолкнитесь от палки и, продолжая опираться на неё, выполните своеобразное «вращение» вокруг палки. (Фото 6, 7)
Чтобы легче было развернуть лыжи, в прыжке подтяните ноги к корпусу, как бы сгруппировавшись, при приземлении – «приход на мягкие ноги». Вы должны самортизировать ногами ту инерцию, которую ваше тело набирает во время потери высоты при выполнения поворота. Чем круче склон, тем легче будет развернуть лыжи, т.к. у вас больше места за счёт перепада высот, но одновременно вы должны «погасить» при приземлении и больший перепад высот. Такое «гашение» выполняется мягким сгибанием в коленях и передачей излишней энергии лыжам, которые необходимо закантовать. Закантованные лыжи прогибаются и аккумулируют тем самым часть энергии для последующего использования отдачи этой «сжатой пружины» при входе в следующий поворот.
Так как процесс сопряжённых поворотов-прыжков достаточно трудоёмкий и требует хорошей физической подготовки, можно между поворотами делать небольшие паузы-проскальзования, т.е. закантовывать лыжи после приземления не резко и сразу, а постепенно, одновременно с этим плавно сгибая ноги в коленях. В зависимости от ширины, крутизны кулуара и жёсткости снега соскальзывание может быть любым. Косое – при широком кулуаре средней крутизны и относительно мягком снеге. Боковое – при узком, жёстком, крутом кулуаре. Реже применяется скруглённое соскальзывание: от склона (пятки лыж на месте, а носки соскальзывают) и к склону (когда всё наоборот). Как правило, такое соскальзывание применяется в основном для проезда через препятствия в виде камней или кустов, деревьев, или чтобы скорректировать траекторию, не теряя динамику спуска.
«Когда спускаться становится трудно, «крутые» лыжники стоят на нижней лыже…
Наклон тела наружу над нижней лыжей в конце поворота для большинства лыжников задача настолько психологическая, насколько и техническая. Всё ваше естество советует вам не делать этого. Инстинкты говорят, что это опасно. Они рекомендуют вам наклониться назад, к склону, распределив вес между стопами. Однако это самый опасный путь. Такое движение уменьшает хватку кантов, вызывая проскальзывание лыж. Это движение заставляет нижнюю ногу распрямляться, уменьшая эффективность ее действий. Такое положение затрудняет начало следующего поворота без выполнения упора. Общие симптомы этой инстинктивной реакции — бросание верхней руки, распрямление нижней ноги, разворот корпуса вместе с лыжами и заваливание к склону.» Рон ЛеМастер, «На Кантах»
Следует обратить внимание на движение рук и работу палок. Пока вы опираетесь на одну палку, другая, верхняя (в начале поворота) уже готовится к следующему повороту, потому что именно с её движения вперёд и вниз начинается поворот, т.к. она синхронизирует цепочку движений в повороте: рука вытягивается вперёд, переходя из «горного» положения в «долинное», за ней и плечи из положения почти перпендикулярного лыжам («полудолинного положения») переходят в строго «долинное». (фото 5, 6).
Обратите внимание на то, что в это время лыжи только начинают перебрасываться в прыжке, как бы запаздывая на один такт от поворота плеч и движения руки. Как только бывшая верхняя палка начинает опираться на снег, вторая палка отрывается от снега и незамедлительно подтягивается, догоняя уже чуть-чуть ушедший вперёд корпус. Получается, что почти всегда в течении поворота у вас есть дополнительная, третья, точка опоры в виде палки.
Именно поэтому перед спусками в крутых кулуарах палкам следует уделить особое внимание! Они должны быть обязательно достаточно длинными и с достаточно большими кольцами, иначе (при проваливании палки в снег или из-за её небольшой длины) вы будете излишне вытягивать руку для опоры, а следовательно переходить в акцентированно переднюю стойку, что может привести к падению. Укол должен быть выполнен на оптимальном расстоянии от корпуса, не близко и не далеко, чтобы было удобно опираться на полку.
В заключении несколько слов о безопасности:
Спускайтесь только по тем кулуарам, которые вы можете предварительно просмотреть снизу, чтобы выбрать траекторию спуска, запомнить опасные места – отдельно стоящие камни, особенно те, которые находятся посредине или, что ещё хуже, за поворотом кулуара, сбросы, обрывы, вертикальные скальные стенки кулуара.
Особое внимание надо обратить на вход в кулуар, который почти всегда совпадает с областью образования лавин, называемой гляциологами лавинным очагом. Обычно эта область имеет форму воронки или большого, достаточно протяжёного и по длине и по ширине (сотни метров), почти без выполаживаний, склона. Заходить через него в кулуар можно только если вы полностью уверены, что в данный момент он не лавиноопасен. Даже если вы зашли в кулуар где-то сбоку через борт, по краю воронки или после 2-3 человек, проехавших по очагу, это не даёт никакой гарантии, что вы сами не спровоцируете лавину или кто-нибудь не спустит её на вас сверху. В конечном итоге, когда вы едете по кулуару, который сам редко бывает лавиноопасен, лавина может в любой момент самопроизвольно начать движение вниз в кулуар. Поэтому ещё раз повторим – спуск по кулуару можно начинать только после того как вы убедились, что все лавинные очаги этого кулуара безопасны.
При прохождении кулуара группой спускайтесь в строго определённом порядке: сначала спускается самый опытный райдер, после него все остальные и замыкающим – также наиболее опытный лыжник.
Выбирайте небольшие по протяжённости участки. Расстояние проезда выбирается исходя из сложности кулуара, его крутизны и состояния снега, для того, чтобы в случае падения человек не развил большую скорость и его легче было «поймать» стоящим внизу. Эти участки необходимо проходить строго по одному, чтобы в случае падения одного из участников он не сбил всех остальных, находящихся ниже него.
И еще один совет – катайтесь с местными гидами, которые имеют многолетний опыт катания вне трасс, а следовательно знают потенциально опасные места и снежно-климатические особенности данного района.
Авторы: Георгий Дубенецкий, Станислав Рунич – руководитель программы «Фрирайд с гидами»
Райдер: Николай Веселовский
Фото: Туристическая компания «Вертикальный Мир»
Материал опубликован в журнале «Горные лыжи» №1 2004 г.
Источник: Expert Ski |
насколько актуальна статья?