Прежде всего, давайте договоримся о том, что фрирайд это не только катание вне трасс по целине или по свежевыпавшему снегу. Фрирайд - это катание по любому снегу, в том числе и по мягкому, идеально заглаженному ратраками. Это катание по любому рельефу, от широких пологих фирновых полей до узких крутых кулуаров, не исключая и искусственно нарытые бугры на трассе могула. Если и говорить о технике фрирайда, то скорее как о технике наиболее универсальной, которая включает в себя все базовые элементы горнолыжной школы.
Например, изучаемое в «первом классе начальной школы» соскальзывание. Оно применяется в узких кулуарах, где нет места даже для того, чтобы прыжком развернуть лыжи. Используются во фрирайде и элементы спортивных поворотов разнообразного радиуса, как резаных, так и с проскальзыванием, выполняемых на высокой скорости. Такие повороты применяются при прохождении широких полей вне зависимости от состояния снега, который может представлять собой что угодно: от пуха до жесткого наста с застругами.
Все базовые технические приемы уже не раз были описаны в литературе, разработаны и используются подробные методики обучению горнолыжной технике, освоение которой является необходимой базой для дальнейшего совершенствования и повышения уровня мастерства. Эти движения и приемы могут с различной эффективностью применяться при спусках по любому из видов рельефа, но мы будем подходить к формированию своего технического арсенала с точки зрения максимальной экономичности и надежности каждого из приемов.
Основные виды рельефа, с которыми имеют дело все катающиеся вне трасс, это:
- широкие поля
- бугристые склоны
- узкие кулуары различной крутизны и длины v
- лес.
Начнём с положения ног. При малых скоростях ноги желательно держать близко друг к другу (расстояние между ботинками - не более 2-х кулаков), вес распределяется равномерно между обеими лыжами, которые должны работать как одна общая площадь, чтобы исключить более глубокое погружение в снег одной из лыж. Разножка минимальна, причем, чем выше будет ваша скорость и меньше глубина снега, тем шире вы должны расположить лыжи и использовать большую разножку.
Стойка близка к средней равновесной, но в процессе поворота она меняется от слегка задней (в начале поворота), используемой для того, чтобы носки лыж могли всплыть, до средней или немного передней (в основной фазе). Насколько сильно вам придется уйти вперед в основной фазе поворота, будет зависеть от крутизны склона, а вот заканчивать поворот вы будете уже чуть в задней стойке. При выборе стойки во время катания по глубокому снегу необходимо также учитывать сопротивление массы снега, которая при катании в целине неизбежно соберется перед вашими ботинками, чтобы при переходе в немного переднюю стойку на скорости не зарыться и не «клюнуть» вперед.
Все движения выполняются плавно. Избегайте резких движений, особенно тех, которые могут привести к зарыванию лыж глубоко под снег.
В завершающей фазе поворота под давлением лыж из снега формируется достаточно плотная платформа. Находясь в слегка задней стойке, вы отталкиваетесь от неё, одновременно подаете корпус вперед-вниз при помощи выполнения укола вытянутой вперед рукой с палкой. Оттолкнувшись от снежной платформы, вы, подтягивая лыжи к корпусу, разгружаете их: как бы останавливаете корпус, а ноги с лыжами его догоняют – это и есть конец поворота и начало следующего.
Следует обратить особое внимание на следующие важные моменты:
- Корпус всегда смотрит вниз (в долину), но старайтесь, чтобы линия, соединяющая плечи, была почти перпендикулярна направлению лыж. Это позволит более стабильно и сбалансировано ощущать себя при спуске.
- Руки не прижимаются к корпусу, согнуты в локтях примерно под прямым углом, расположены чуть ниже уровня плеч. Кисти рук слегка выдвинуты вперед, как будто вы держите большой руль автомобиля. Чем шире находятся руки, тем легче будет удерживать равновесие, вспомните канатоходца с шестом. Ваши руки это своеобразный шест – балансир.
- Не оставляйте руку с палкой позади себя после укола, держите её всегда впереди корпуса, иначе она вас затянет в заднюю стойку. Если вы будете оставлять палку позади корпуса и опускать руки низко, то очень быстро за рукой отстанет плечо, а за ним и весь корпус, что приведет к глубокой задней стойке, из которой будет очень трудно выталкиваться в следующий поворот. (Подробнее об этом - в материале «Катание по целине: два совета», опубликованном в предыдущем номере журнала).
- Не заканчивайте поворот слишком круто, сведите к минимуму ту часть дуги, которая будет идти поперёк склона, постарайтесь полностью исключить траверсы. В противном случае вы будете терять скорость, а входить в новый поворот на малой скорости очень затруднительно: придется проворачивать лыжи в большой массе снега. Запомните, что контролируемая скорость это ваш лучший союзник, вы должны «плыть» по снегу, а не «ворочать лыжами-лопатами», разгребая снег.
В последние годы, с развитием широких карвинговых лыж, родилась новая, весьма экономичная, техника, применяемая райдерами при катании большими дугами на высокой скорости. Её особенность состоит в следующем: райдер едет в основном в слегка задней стойке и только перекладывает корпус (переносит центр тяжести) внутрь при входе в новый поворот и одновременно с этим плавно перекантовывает лыжи. Такой поворот близок по смыслу к современной спортивной технике, особенно к поворотам слалома-гиганта и супер гиганта. Другими словами, во время поворота тело наклонено внутрь, как и у мотоциклиста на шоссейном мотоцикле, что позволяет компенсировать центробежные силы, оставаясь сбалансированным над лыжами.
В случае применения такой техники лыжи ведутся широко, и давление сосредоточено преимущественно на внешней лыже – высокая скорость и широкие лыжи позволяют это. Для простоты освоения приема немного разгонитесь и вытяните внутреннюю руку в сторону поворота, как бы по радиусу дуги, а затем плавно подайте (завалите) корпус вслед за ней, но не забывайте, что для сохранения равновесия другая рука не должна быть прижата к корпусу и не должна опускаться вниз. В завершающей фазе ведения дуги центробежная сила в сочетании с вашим весом полностью прогнут лыжи. Вы почувствуете, что дальше тянуть дугу просто некуда, и, находясь в низкой стойке, разгрузите лыжи, которые, подобно сжатым пружинам, вытолкнут вас в следующий поворот. В этот момент, переложив корпус в другую сторону, вы плавно войдете в поворот в высокой стойке. Выписывая дугу, вы плавно выжимаете лыжи до той точки, где кончается поворот и начинается новый.
Вы должны сами почувствовать, когда пора переходить в следующий поворот. Это самый важный ключевой момент поворота и не надо пугаться того, что вас как будто вытолкнуло из дуги, и вы на какой-то момент очутились в свободном полёте. Анализируя свои следы на свежевыпавшем снегу, я наблюдал, что в стадии перехода в новый поворот пролетал по воздуху на скорости иногда более 2 метров и след в каждой дуге был прерывистым.
При спусках по жесткому насту или плотно упакованному ветром мягкому снегу, в котором лыжи не утопают, техника абсолютно не отличается от традиционной карвинговой, применяемой спортсменами и квалифицированными любителями на жестком гладком склоне.
Если весь склон покрыт проваливающейся коркой, я бы рекомендовал использовать повороты на малой скорости, с целенаправленным пробиванием корки и равномерным распределением давления на обе лыжи. Особенно эффективна такая техника спуска, если лыжи не очень широкие (менее 80-85 мм в талии) и вы не очень хорошо держите баланс на скорости, а в случае вероятного ухода лыжи под корку не сможете моментально её выдернуть на поверхность. Конечно, пробивание корки в каждом повороте требует некоторой физической подготовки, т. к. ваши ноги будут пробивать ее за счёт прыжка. Каждый новый поворот необходимо начинать с отталкивания обеими ногами, одновременно подтянув их к корпусу, а затем синхронно ударив ими корку. При этом активно используйте палки, в случае необходимости применяйте и одновременный укол обеими палками, что позволит вам легче выпрыгнуть из снега.
Мокрая целина или «каша» может образоваться в двух случаях – если снегопад переходит в ливневые осадки или под воздействием солнца, в условиях весеннего ежедневного подтаивания снега. Эти два состояния снега кардинально различаются по своим свойствам. Первый вариант - липкая целина, по которой лыжи скользят плохо, а второй - пропитанный водой тяжёлый снег, достаточно скользкий, но лыжи проваливаются в него гораздо сильнее. Поэтому первое: используйте мази. Второе: выполняйте повороты на скорости, чтобы лыжи всплывали, а не проваливались. Третье: выходите весной на склон пораньше и по возможности, выбирайте экспозицию склона. Начните утром катание на тех склонах, где снег ещё не оттаял после ночи, обкатывайте сначала южные склоны, а потом, по мере того, как их «отпустит», переходите на склоны северной экспозиции.
Помимо техники, надо уделить внимание тактике выбора траектории спуска при разнообразных снежных условиях. Обычно участки склона с различным состоянием снега различаются по виду поверхности снега, по разному «отсвечивают» при взгляде через фильтр очков, имеют своеобразный микрорельеф, а иногда даже разный цвет. Выйдя на склон с различными характеристиками снега, опробуйте на небольшой скорости, в каких местах наст жёсткий, где проламывается, а где участки относительно мягкого снега. В зависимости от этого выбирайте, где вы будете закладывать поворот, а где будете избегать излишнего давления на корку, чтобы лыжи не провалились. Избегайте застругов, особенно если они твёрдые, не закладывайте на них дугу.
В заключение хочется подчеркнуть, что используемые технические и тактические приемы практически всегда дают качественный скачек в катании, что позволяет людям делать спуски вне трасс более уверенно, комфортно и главное - безопасно.
Статья опубликована в журнале «Горные лыжи» №6 2003
Фото: PowderMag
Фотограф: Wade McKoy
Автор: Станислав Рунич, руководитель программы «Фрирайд с гидами» Источник: SKIS/RU |