Технику подъема на скитуре мы разбирали в первой статье, вторая была посвящена поворотам.
Подъем по целине требует значительных усилий, но это именно то, за чем мы идем в гору. Надеюсь, что такое состояние снега будет Вам встречаться чаще всего :-)
Тропить в свежем снегу тяжело физически, основная причина — что лыжи норовят зарыться глубоко в снег. Но если на тебе широкие лыжи с рокером, то носки будут всплывать все равно, в этом случае не нужно высоко задирать ногу при каждом шаге — только потратишь силы.
Подсказка: если носки зарываются — можно поставить подпятник на одно положение выше, тогда положение лыжи будет помогать ей всплывать.
А если целина действительно глубокая, то лыжей надо заезжать на поверхность снега и продавливать лыжню, и тут для тропящего важно чтобы подпятник был в максимально высоком положении.
Пушистый снег рассыпчат, и не утрамбовывается.
Подсказка: В целине можно делать шаги чуть короче, так меньше усталость и лучше утаптываемость тропы.
Особенно важно следить за длиной шага сплитбордистам, если они прокладывают тропу в глубоком снегу, то из-за более короткого снаряда у них след получается волнами.
Также, если снег совсем холодный, то сцепление становится хуже и проскальзывание больше. Еще раз перечитайте первую статью про правильное положение тела при ходьбе.
Подсказка: можно попробовать сделать небольшое движение лыжей вниз и чуть назад - это поставит "шерсть дыбом" у камуса и улучшит сцепление со снегом.
Важно выполнять это движение при контакте лыжи со снегом, но когда она еще не нагружена - после продвижения стопы вперед и перед переносом веса тела на эту ногу.
При тропежке быстро устаешь.
Подсказка: чтобы разгрузить ноги, добавь опору на палки.
Для этого необходимо иметь широкие кольца на концах палок. Если ожидается большая нагрузка, например при повороте или локальном крутом участке, то можно лидеру утоптать снег для палки, сделав пару движений укола, а всем последующим ставить палки точно в следы предыдущего.
Чтобы нагружались все верхние мышцы, меняете ширину размаха рук, от стандартной, до широко разведенных рук.
При траверсах зачастую разница в уровне верхней и нижней ступени велика, и верхняя нога устает больше
Подсказка: поставь подпятник только нижней ноги в приподнятое положение, тогда разница между уровнем стоп уменьшится и дискомфорт будет меньше.
Повороты
Как правило, для катания по целине мы выбираем более длинный и тяжелый снаряд. Это дает преимущество при спуске, но сильно осложняет выполнение киктерна при подъеме.
Главное — заранее подготовить место. В глубоком снегу края лыжни сильно выше протоптанных следов, и при попытке развернуть лыжи мы начинаем цеплять эти края.
Подсказка: утопчи снег выше планируемого разворота.
Можно утоптать одной лыжей или сгрести снег ниже палками.
При развороте первой лыжи в пухляке есть одна очень важная подсказка: аккуратно воткни пятку глубоко в снег под опорной лыжей - тогда не надо будет разворачивать ноги в балетную позицию.
Это будет работать только для первых трех участников группы, остальные могут развернуться немного дальше, используя тот же принцип. Надо лишь контролировать, не соскочил ли камус с пятки после выполнения маневра.
При развороте второй лыжи подсказка: используй опорную ногу для проворота лыжи относительно нее, тогда можно развернуть лыжу, не вынимая ее полностью из снега, если он пушистый.
Зачастую паудер мы встречаем в лесу разной степени густоты, как на Мамае например.
При этом иногда необходимо развернуться, когда елка выросла прямо выше планируемой площадки.
Подсказка: отработай выполнение киктерна вниз - поможет, если сверху есть препятствие.
(вниз - это когда сначала разворачиваешь нижнюю ногу)
Тактика тропежки
Если планируется долгое лидирование при прокладке тропы, то важно раздеться перед началом движения, будет жарко. Начинать стоит плавно, не спеша, чтобы не выдохнуться на первых метрах.
Если группа примерно равная по уровню, по возможности меняйте друг друга. Причем менять ведущего надо не тогда, когда предыдущий уже совсем выбился из сил, а регулярно: тогда силы группы будут расходоваться экономично и пропорционально.
Первый при смене делает шаг в сторону и пропускает всю группу вперед, сам встает в хвост.
Надо помнить о том, что при прокладке траверсов в глубокой целине обычно "скрадывается" угол. Кажется, что прешь прямо вверх, а всем остальным слишком полого и холодно.
Подсказка: чтобы выдерживать правильный угол, намечай себе ориентиры в конце траверса, точку, на которой нужно закончить - и стремись именно к ней.
Помни, что обычно тропа разбивается внутрь. Если первый проложил узкий след, то у последнего будет постоянно цепляться одна лыжа за другую. Особенно неудобно будет сплитбордистам, у которых снаряды шире. Поэтому лучше людей с распиленными сноубордами пускать вперед, пусть задают удобную ширину тропы =)
Иногда в сложным местах первый выбирается по крутому участку, но следующий участник, сгребая снег, соскальзывает вниз. В этом случае возможно придется сделать несколько шагов «лесенкой», что затруднительно, поскольку отстегнутая пятка не дает возможности горизонтально перенести лыжу.
Подсказка: если нужно переступить «лесенкой», отодвинь палкой носок лыжи от себя вниз, это поднимет пятку и ты сможешь сделать шаг.
Также можно подтянуть пятку лыжи кольцом палки.
Подъем без лыж
Тоже случается... Хотя лучше его избегать.
При прокладке следа прорывании траншеи собственным телом по грудь в снегу.
Подсказка: сначала коленом сделай небольшую площадку перед собой и потом пытайся ставить на нее ногу.
Можно использовать палки, держа их в вместе в двух руках и забивая выше перед собой, как якорь, и потом вытягивать себя вверх.
Следующим участникам лучше немного подсыпать снег в ступени и дополнительно утрамбовывая их. Движение выхода на ноге должно быть по возможности плавным, это меньше разрушает следы.
Безопасность
Я намеренно не говорю о лавинной безопасности, на эту тему уже написано много.
Специфической проблемой в паудере является наличие глубоких ям, которые скрыты под снегом. Это могут быть ямы между камнями в курумнике, или провалы в ручьях (причем в глубине течет вода). Также такие провалы образуются вокруг деревьев в многоснежных регионах, таких как Вистлер в Британской Колумбии или Сибирский Шерегеш.
Потерявший контроль райдер, при падении около ствола дерева падает в яму вниз головой, а последующая борьба за жизнь только осложняет ситуацию, засыпая его снегом сверху с качающихся веток.
На эту тему даже есть специальный сайт.
Как всегда, лучше предупреждать, чем исправлять. Поэтому
-
не катайся и не скитурь один, поддерживай с напарником визуальный или голосовой контакт
-
старайся избегать областей вокруг деревьев и двигайся уверенно
-
если упал, не паникуй и не суетись.
-
Постарайся освободить пространство для дыхания руками
подсказка: никогда не катайся в лесу с руками, продетыми в темляки! -
При оказании помощи другому зайди снизу от дерева и откапывай человека, находясь сбоку и ниже его.
Уход за снаряжением
Ещё на стадии подготовки, во время приклеивания/отклеивания камусов, особенно повторного, следи за тем, чтобы на клеевой слой не попал снег - после этого шкурки будут хуже приклеиваться. Также неприятно попадание снега на сеточку, которой прокладываются камуса, не кидай ее на снег.
Вакуумные камуса капризны по отношению к любой влаге и снегу в том числе.
Но все виды камуса не любят холода, клей начинает хуже работать.
Подсказка: во время спуска положи камуса в теплое место.
За пазуху например. А если не хочется увеличивать осиную талию, то можно обмотать вокруг голени выше ботинка.
Также могут доставлять беспокойство характерные дырки от кантов на внутренней части штанов. В них попадает пушистый снег и потом его непросто извлечь, так что лучше отремонтировать штаны заранее.
Остается добавить, что при тропежке трудозатраты и теплоотдача выше, чем при обычном катании, так что имеет смысл использовать однослойную мембрану вместо лыжного костюма на подкладке.
Буду рада любым комментариям и дополнениям.
Встретимся в горах!
Спасибо моим спонсорам Columbia, Volkl, Marker, Uvex и Андрею Британишскому за некоторые фотографии.