Я катаюсь на сноуборде лет 6-7. Правда, не так часто - обычно всего пара выездов в горы в сезон. И не так хорошо, как бы хотелось, но я работаю над этим. Все это время я просто катался и получал удовольствие на том стаффе, который купил еще при первой поездке в горы просто заглянув в магазин и согласившись на все предложения консультанта. Тем более, что моя финансовая состоятельность и адекватность продавца, в принципе, обеспечили меня неплохим комплектом.
При случае пробовал что-то у друзей, но, в целом, катался и не парился. Но примерно год назад пришлось озадачиться выбором фрирайдной доски, потом ботинок, сейчас меняли комплект моей девушке - в общем, пришлось плотно окунуться в чудесный мир сноуборд-маркетинга. А так как все покупки я привык совершать после тщательного выбора, то я очень быстро понял, что мир этот действительно чудесен и по объемам продажи воздуха не уступает лучшим представителям жанра - вроде индустрии Качественного Звука.
Почему? И в том и в другом случае все построено на ощущениях и рекламных брошюрах. А первое очень часто основывается на втором, так уж люди устроены, психосоматика, все дела...
В общем, поделюсь своими сомнениями насчет передовых технологий, неизбежно увеличивающих стоимость нашего снаряжения, но вот совсем не обязательно качество.
1. Гибриды. У каждого бренда уже по два-три патентованных прогиба, а у многих только они и остались в линейке. Продавцы убеждают, что на классическом кэмбере в пухляк вообще нельзя, что гибриды объединяют достоинства и убирают недостатки, а чем чаще меняется прогиб по ходу доски - тем она круче и универсальнее. Больше контактных точек, мы взяли все самое лучшее от каждой из систем, объединили мощь кэмбера с маневренностью рокера и тд и тп. Конечно, после такого покупать обычный кэмбер уже не хочется: что я, лох что ли, на нем еще моя бабушка каталась.
Но вот что на практике? Я понимаю идею рокера в носу для лучшего всплытия в пухляке. Но так же я понимаю, что лучше классического кэмбера на трассе ничего не будет. И уж точно не понимаю, зачем рокер между креплений в каком-нибудь c2btx - кроме как легче крутиться новичкам, соскребающим склон в отсутствие техники резанных поворотов и ведения доски на кантах.
Кроме того, когда на одну и ту же длину доски приходится три-четыре разных прогиба - это ведь уменьшает абсолютную величину этого самого прогиба и в итоге его реальное воздействие? И в итоге доска вообще не очень по поведению от флэта должна отличаться.
В общем, найти честный кэмбер сейчас уже реально становится проблемой. И что-то мне кажется, это не из-за того, что гибриды лучше ездят, а из-за того, что они лучше продаются. А все инструктора и гиды, которых встречал, катают на кэмбере или камроке.
2. TBT, 3D Base, Uprise Fenders и т.д. - суть приподнятые края доски, в точках начальной закантовки. Прощает ошибки, уменьшает риск поймать кант. Эмм... По-моему лучше всего помогает просто не ездить на плоской доске. С тех пор как я более-менее научился кататься, я ни разу не ловил канта. Получается, что эта фича будет полезна только самым начинающим? А для всех остальных эта технология будет идти только во вред, увеличивая необходимые углы закантовки? Хотя вот любителям крутить флэт или прыгать, наверное, будет полезна. Но технология-то встречается и на чисто фрирайдных досках. А зачем? Уж явно помогать в пухляке, как они утверждают, это не будет.
Так что еще одна сомнительная, на мой взгляд, технология. Больше в маркетинг, чем в физику.
3. Навороченные конструкции сердечника и демпфирующие технологии. Хонекомбы, карбоновые стринги, вставки из бамбука или базальта и так далее. Нет, конечно, присутствие дополнительного материала какое-то влияние да окажет.
Где-то действительно увеличивается жесткость, где-то уменьшается вес. Но на сколько заметным оно будет, чтобы почувствовать это на склоне, а не в рекламной брошюре? Ведь ни один производитель даже веса доски не указывает. Вот и получается, что платишь за тонкую полоску какого-нибудь материала с красивым названием, наклеенную поверх сердечника и про факту ничтожно, скорее всего, влияющей на общую производительность. Или за смехотворный выигрыш в десяток грамм.
4. Magnetraction и аналоги. Те, у кого он есть, его расхваливают, те у кого нет - обвиняют в бесполезности. Стремящиеся показаться объективными товарищи сходятся в том, что на льду он все-таки помогает, в остальных условиях - мешает. В спорте не используется, что как бы намекает... Ни одного сравнительного испытания найти невозможно.
5. Новые Революционные Технологии. Ну вот как крепления Now с их skate tech. По сути, технология направлена на уменьшение углов закантовки и контроля над доской в целом. Да, я не катал и осуждаю. Но тут же банальная физика...
6. Sintered base. Цифра, которая идет после этого словосочетания, может быть от 2000 до 9900. Подразумевается, что чем больше, тем лучше. То ли быстрее, то ли прочнее. Но вот внятного объяснения никто не дает. В том числе и насколько понятия быстрее и прочнее друг другу соответствуют или противоречят. Если технология спеченного скользяка предполагает наличие пор, хорошо удерживающих парафин, то более высокая цифра что означает? Пор больше? Но тогда сам материал, по идее, будет мягче.
7. Ну и наконец бренды. В каждой песочнице свои культы. Где-то стараниями маркетологов, где-то форумных энтузиастов. Фетиш на Джонсы в Поляне (спасибо тестам от компании),
фетиш на Приор и Дюпраз на одном небезызвестном форуме, культы вокруг Неверсаммер или Либтех вообще везде. Или на любой другой бренд или конкретную модель, возникающие от местного авторитета.
На зарубежных форумах, кстати, мне показалось меньше фанбоев определенных производителей. Причина, на мой взгляд, проста. Заходишь в любую тему с названием вроде "show your quiver" и видишь, что у большинства народу в наборе 5-6 досок от разных производителей.
В общем как-то так. Но допускаю что по каким-то моментам могу быть не прав - комментируйте.