Восхождение на Эверест всегда считалось подвигом.
Теперь, благодаря ксеноновой газотерапии, путь от дома до высоты почти 8850 м. и обратно можно уложить в неделю. За 150 000 долларов трудоголики, испытывающие нехватку времени, смогут реализовать свои амбиции, не пропуская планерку в понедельник.
Как ксенон может помочь подняться на гору Эверест?
Одним из главных препятствий, с которыми сталкиваются альпинисты при восхождении на горы, такие как Эверест, являются экстремальные последствия высотной болезни. На высокогорье атмосфера становится тоньше, организм альпиниста испытывает кислородное голодание, что приводит к горной болезни, которая вызывает такие симптомы, как головные боли и тошнота, а в некоторых случаях даже смерть.
Из 335 человек, погибших на склонах Эвереста, около 15 процентов погибли от горной болезни.
Поэтому перед восхождением на Эверест альпинисты проходят акклиматизацию. Находясь в базовом лагере недели и даже месяцы, они совершают короткие подъемы по горным участкам все выше и выше (вращения). Это позволяет организму акклиматизироваться к финальному рывку на вершину. По крайней мере, такова традиция.
Шерпы и иностранные альпинисты на закрепленных веревках. Фото: Shutterstock
Австрийский горный гид Лукас Фуртенбах считает, что ксеноновая терапия позволит полностью пропустить этот процесс.
Вдыхание малых доз ксенона вызывает гипоксию организма. В ответ почки вырабатывают эритропоэтин (ЭПО), который заставляет костный мозг производить больше красных кровяных телец, которые, в свою очередь, увеличивают кислородную емкость организма и помогают смягчить последствия высоты.
Ксенон помогает эритроцитам размножаться без акклиматизации или инъекции синтетической версии гормона. Что помогает альпинистам адаптироваться к высоте всего за 30 минут вдыхания газа, а не тратить недели на акклиматизацию.
МЕТОД КСЕНОНОВЫХ ВОСХОЖДЕНИЙ
Австрийский горный гид Лукас Фуртенбах (на фото) разработал спорный метод, который может позволить альпинистам покорить гору Эверест всего за одну неделю. Суть метода он изложил в интервью Financial Times.
Традиционно альпинисты проводят до 10 недель, медленно вводя свое тело в высоту, чтобы нарастить уровень EPO. Ксеноновая газотерапия воспроизводит весь процесс за 30 минут.
Всего 30 минут вдыхания низкой дозы благородного газа могут увеличить производство красных кровяных телец в организме настолько, что 10-недельная экспедиция превратится в семидневное путешествие.
Фуртенбах стал сторонником ксеноновой терапии после того, как использовал ее на Аконкагуа в 2000 году. Идея была предложена Михаэлем Фрисом, немецким анестезиологом.
Фуртенбах поднялся на вершину Аконкагуа (6 961 метр) в Аргентине после предварительной акклиматизации с дозой ксенона.
«Я поднялся по сложному маршруту за восемь дней до отъезда из Инсбрука, и у меня не было никаких проблем на вершине», — сказал Фуртенбах в интервью Financial Times.«Я стоял там и думал: «Хорошо, это действительно работает». Я был полностью убежден».
«Наша небольшая команда, включая меня, использовала ксенон пять лет на разных горах», - рассказывает Фуртенбах. «Среди них Аконкагуа, Эверест и Лхоцзе. Мы начнем использовать его с клиентами в 2025 году. Я не знаю, чтобы у кого-то еще был опыт, знания и техническое оснащение для этого лечения».
Лукас Фуртенбах на вершине Эвереста весной 2024 года (фото/Приключения Фуртенбаха)
Для окончательного испытания Фуртенбах организовал экспедицию из четырех человек, которая будет использовать ксеноновую терапию.
10 января 2025 года FT сообщила, что этой весной, когда прогноз предвещает погодное окно, четыре британца прилетят в Катманду, пройдут ксеноновую терапию в клинике, затем отправятся в базовый лагерь Эвереста ЕВС, встретятся с шерпами и отправятся на вершину в течение двух часов.
План рассчитан на трехдневный подъем с полным кислородом и шерпами + один день на спуск. Без акклиматизации. Если все пойдет хорошо, через 2 дня они вернутся домой, вся поездка продлится неделю.
В команду входят 51-летний пилот Гарт Миллер, 49-летние бизнесмены Кевин Годлингтон и Энтони Стазикер, а также 44-летний министр по делам ветеранов Великобритании Алистер Карнс.
Гарт Миллер говорит: «Интересно проверить, сможем ли мы выйти из дома в понедельник утром, быть на вершине Эвереста в четверг вечером и вернуться домой к воскресному обеду. Не нужно страдать, чтобы проявить уважение к горе. Если мы сделаем это быстрее, это не станет легче. Мы не можем подняться выше, но мы можем подняться быстрее, это приносит новые и захватывающие вызовы».
Вся команда - опытные альпинисты с крепким здоровьем, но это путешествие не будет похоже ни на что из того, что когда-либо предпринималось на самой высокой горе в мире.
БЫСТРЫЕ ПОДЪЕМЫ
Так называемые быстрые подъемы/Flash/Speed становятся все более популярны. Новый метод может сократить этот срок до одной недели. От дома до дома.
С тех пор, как в 1953 году Эверест был впервые покорен Эдмундом Хиллари и Тенцингом Норгеем, время, необходимое для достижения вершины Эвереста, становится все короче.
Согласно данным, собранным Гималайской базой данных, среднее время от прибытия в базовый лагерь до вершины сократилось с 60 дней в 1980-х годах до всего 25 в 2024 году.
Эволюция коммерческого скалолазания неоднократно пыталась доставить клиентов на вершину быстро, безопасно и комфортно. Верно и то, что более короткие экспедиции снижают затраты для организаторов и привлекают богатых клиентов.
Целевая группа - люди, которые могут потратить более 100 000 долларов, но не могут отсутствовать на работе по несколько недель. Они готовы платить огромные суммы, чтобы устранить любую неопределенность из уравнения. Если альпинисты думают о приключениях, представляя себе поездку в Гималаи, нувориши 21-го века готовы платить огромные суммы, чтобы устранить любую неопределенность.
Базовый лагерь Эвереста; (фото/Shutterstock)
Сокращая время пребывания в горах, вы экономите энергию и снижаете риск заболеваний.
На больших высотах скорость - это жизнь, как говорили альпинисты Инаки Очоа де Ольза и Ули Стек (оба позже погибли в горах). Более того, потенциально смертельные последствия воздействия высоты выходят за рамки HAPE и HACE. Чем больше времени человек проводит на высоте, тем выше вероятность обморожения, истощения и умственного расстройства.
Новый метод «мгновенных восхождений» активнее всех предлагают Alpenglow Expeditions из Тахо и Furtenbach Adventures из Иннсбрука (Австрия).
До прибытия в Гималаи их клиенты проходили гипоксическую тренировку. Вкупе с другими технологиями во время фактического восхождения платные клиенты совершали весь трип, включая вершину Эвереста, за 3 недели.
Пакет «мгновенного» восхождения за 3 недели стоил 199 000 евро и обычно включал:
- предварительная акклиматизация в гипоксической высотной палатке за 1-2 месяца,
- гид IFMGA (International Federation of Mountain Guides Associations
- безлимитный кислород (до 8 литров в минуту в некоторых случаях),
- поддержка шерпов
Эти дополнительные услуги увеличивают стоимость до 100 000 долларов США и более.
ГИПОКСИЧЕСКАЯ ПАЛАТКА
Гипоксическая тренировка сокращает время акклиматизации.
Гипоксическая высотная палатка «акклиматизирует» вас за 30-60 дней до отъезда из дома в базовый лагерь к высоте 5000 - 7000 м. Исключая акклиматизационные риски, вы повышаете свои шансы на восхождение.
Hypoxico представлят собой герметичное пространство: размером с маску, палатку или целую комнату. Будущие альпинисты спят в герметичных камерах с пониженным кислородом, чтобы имитировать высокогорье, или тренируются в масках, ограничивающих воздух.
Баллинджер и Харрингтон обычно выбирали палатку или маску во время тренировок.
Роксана Фогель, клиентка Alpenglow, популярной службы гидов, поднялась на Эверест в 2019 году за 14 дней, побив рекорд самого быстрого восхождения.
Генеральный директор компании Адриан Баллинджер гордится этим достижением. «Наша клиентка использовала гипоксическую тренировку, но не использовала запрещенные вещества, такие как ЭПО, ксенон или даже дексаметазон. Я - профессиональный альпинист и не употребляю такие препараты, и я придерживаюсь тех же стандартов для своих клиентов», — сказал Баллинджер.
«Ключ к быстрому восхождению – налаженная логистика и отличная форма», — сказал 40-летний Баллинджер, основатель службы гидов Alpenglow Expeditions в Олимпийской долине, штат Калифорния. «Плюс предварительная акклиматизация с высотными палатками Hypoxico».
С ксеноновых альпинистов Фуртенбах берет 150 000 евро (153 720 долларов США) за семидневную экспедицию. Причина - ксенон чрезвычайно дорог. По данным Financial Times, 30-минутный сеанс стоит 5000 долларов на человека.
Во время штурма вершины альпинисты также находятся под постоянным наблюдением, добавляет Фуртенбах.
«Мы делаем это для акклиматизации, чтобы предотвратить HAPE и HACE [отек легких и головного мозга], а не для повышения производительности», - говорит Фуртенбах. «В конечном счете, речь идет о повышении безопасности. Лучшая акклиматизация означает лучшую профилактику горной болезни, а меньшее время пребывания в горах означает более безопасную экспедицию. Если люди против этого, они против повышения безопасности на горе».
Американский блогер Алан Арнетт, который поднялся на Эверест в 2011 году в составе команды Мэдисона, критиковал быстрые экспедиции, предлагая вместо этого «отпраздновать путешествие, а не только результат, и принять дух экспедиционного восхождения».
КРИТИКА
Газ ксенон может сократить время восхождения, но этот метод не лишен противоречий.
В 2014 году Всемирное антидопинговое агентство внесло ксенон в список запрещенных веществ после сообщений о том, что газ использовался во время зимних Олимпийских игр в Сочи.
Станут ли наркотики новой нормой для альпинизма?
Альпинисты, тайно принимающие вещества, запрещенные в регулируемых видах спорта, не являются чем-то новым. В 1953 году Герман Буль совершил первое восхождение на Нанга Парабат, приняв большое количество метамфетамина.
Многие альпинисты принимают всевозможные таблетки, прежде чем у них появятся симптомы болезней, от которых обычно назначают эти лекарства. Другие альпинисты вводят дексаметазон (препарат экстренной помощи, используемый в случаях острой высотной болезни) не только для спасения своей жизни, но и иногда просто для продолжения восхождения на вершину.
По данным ExplorersWeb, слухи про использование ЭПО ходили в базовых лагерях на протяжении более десяти лет.
Тем не менее, для профессиональных спортсменов прием ксенона был бы проблемой. WADA включило ксенон в список запрещенных предметов в профессиональном спорте, так как ксенон:
- способен повышать производительность
- представляет фактический или потенциальный риск для здоровья спортсменов
Поскольку антидопинговые правила технически могут не применяться к экстремальному альпинизму, рост использования лекарственных препаратов для борьбы с высотой поднимает много вопросов о будущем альпинизма.
КРИТИКА
«Высотный альпинизм - не организованный вид спорта, поэтому технически в альпинизме нет допинга», - утверждает Фуртенбах в интервью Financial Times.
Тем не менее, есть серьезные опасения по поводу безопасности использования относительно непроверенного медицинского метода в одной из самых экстремальных сред в мире.
Передозировка ксенона может вызвать головокружение, тошноту, рвоту, потерю сознания и смерть. Отравление ксеноном приводит к путанице и ошибкам в суждениях, которые могут привести к летальному исходу во время восхождения.
При дефиците кислорода потеря сознания и смерть могут наступить в течение нескольких секунд и без предупреждения.
А ксенон регулярно используется в медицине в качестве обезболивающего благодаря своим седативным свойствам и при аккуратном применении редко приводит к опасным побочным эффектам. А дозы, принимаемые альпинистами, будут намного ниже по сравнению с теми, которые используются в медицине.
Однако доктор Фрайс признает, что любая непроверенная медицинская процедура рискованна при использовании в такой опасной ситуации.
Баллинджер, с другой стороны, считает, что альпинизм должен поддерживать стандарты антидопинга, как и другие виды спорта на выносливость - велогонки или бег по пересеченной местности.
«Существует проблема безопасности», — сказал Баллинджер. «Запрещенные вещества, такие как ЭПО, сопряжены с риском, учитыая ограниченные спасательные ресурсы на верхних участках Эвереста этот риск становится огромным. Это похоже на научный эксперимент с участием людей».
Но Фуртенбах защищает ксенон: «Этот газ используется в анестезии уже более 40 лет. Бесчисленные исследования показывают, что он не имеет негативных побочных эффектов, даже при гораздо более высоких дозах, чем мы применяем».
Что касается клиники в Катманду, где будет проводиться лечение, Фуртенбах сказал, что местоположение варьируется.
Другие руководители экспедиций на Эверест, с которыми связался ExplorersWeb, не слышали о лечении ксеноном. «У нас не было никаких новостей об этом», — сказал Пемба Шерпа из 8K Expeditions в Непале.
Ксенон - чрезвычайно дорогой газ. Его обычно используют в качестве ракетного топлива или в анестезии.В последние годы он стал непомерно дорогим, ведь крупнейшим в мире производителем благородных газов была Украина.
Фуртенбах прогнозирует, что обеспечение ксеноном одного альпиниста для предварительной акклиматизации обойдется в 5000 долларов США.
Блоггер Алан Арнетт пишет: «Меня это немного беспокоит. Старая пословица «если вы можете, не значит, что вы должны» здесь кажется уместной. Я не фанат… На мой взгляд, восхождение не должно быть спешным. Гора проверяет и побуждает нас преодолевать трудности, радоваться путешествию, а не только результату, и возвращаться домой лучшими версиями себя, проникаясь духом экспедиционного восхождения. Возможно, я просто «старой закалки», но опять же, я никогда не думал, что мы будем отправлять туристов в космос».
Может показаться, что использование ксенона для ускорения восхождения — это просто еще один инструмент, используемый процветающей индустрией высотного коммерческого скалолазания. Но так ли это?
Окажется ли использование ксенона безопасным и в конечном итоге станет ли оно стандартной процедурой на Эвересте, покажет только время. На данный момент то, что мы знаем о ксенонотерапии в спорте – это запрещенный метод, повышающий производительность.
Источник alanarnette.com, ft.com, exploresweb.com, si.com, dailymail.co.uk
Так получилось, что мне делали операцию под ксеноновой анестезией. Было предложена либо стандартная для таких случаев либо ксеноновая. Цена за ксенон была впечатляющая, но любопытство стоит того. Много интересного узнал.
До этого много говорил с анестезиологом (грамотный спец, со степенью и публикациями), времени было достаточно - он на дежурстве, а я в палате ))
Зато в предмете стал разбираться и могу что то об этой новости сказать.
1) Главный посыл - это то что стоимость услуги увеличивается на $100K и стартовая цена пакета становится от $300K. Другого смысла там похоже нет. Вся статья -- это набор белиберды для малограмотных.
2) Гипоксию для спортсменов научились создавать давно, как местно - подавая обедненный по О2 воздух в тренировочную маску, так и в барокамерах разного размера, вплоть до удобных к проживанию.
3) "Гипоксическая палатка" - это бред бредовый потому что кислород это чрезвычайно текучий элемент, поэтому и нет в госпитале палат с повышенным содержанием О2, весь кислород вытекает. Но если в спец палатку для новорожденных подавать постоянно кислород, то можно повышенную концентрацию поддерживать. А как поддерживать пониженную? Разбавляя мощным притоком дорогущего ксенона? А почему тогда не дешевым и безвредным азотом, благо мы итак им постоянно дышим? Не выйдет - просто потому что О2 дырочку найдет ))
4) Однако клиенты на $300+K на дороге не валяются и весь этот титанический труд по нагромождению ахинеи того стоит.
Как говорил герой О'Генри - я любил себя представлять мишенью, в которую обыватель может стрельнуть парой долларов