Последнее время набирают популярность так называемые «тест-драйвы» горных лыж. На подобных тестах каждый может опробовать «в деле» последние новинки лыжестроения и выбрать для себя подходящую модель.
Однако в большинстве случаев выбор этот происходит несколько спонтанно — на уровне: «нравится, но не знаю почему!». Это, конечно, лучше, чем покупка лыж вслепую. Однако гораздо лучше делать осознанный выбор, четко понимая особенности каждой модели.
Я постараюсь рассказать, на что нужно обращать внимание, тестируя горные лыжи.
Остановлюсь подробно на весьма распространенном сегменте — любительские горные лыжи для подготовленных склонов.
Прежде всего надо понять поведение лыжи в различных фазах поворота. Ключевыми моментами здесь являются заход в поворот, ведение дуги, окончание поворота и перекантовка.
Начиная тестировать новую лыжу, следует обратить внимание на момент начала (инициацию) поворота. Насколько легко начинается поворот, требуется ли для этого акцентированная загрузка носка, или лыжа некритична к этому моменту. Какова характерная для этой лыжи форма дуги в начальной фазе поворота — это резкая короткая дуга или длинная и растянутая. Насколько энергичная загрузка требуется для инициации поворота и насколько легко лыжа заходит в поворот на низкой скорости.
По фазе ведения дуги следует обратить внимание на хватку кантов на жестком склоне и на способность лыжи восстанавливать резаное ведение после непродолжительного срыва кантов (цепкость). Очень важный параметр — это стабильность дуги. Её четкость и точность. При этом следует протестировать лыжу на различном снегу и на различной скорости. Попытайтесь для себя определить скоростной порог данной лыжи — максимальную скорость, после которой дуга теряет стабильность.
Следует также обратить внимание на возможный диапазон радиусов резаных дуг, — то есть попытаться получить минимальный и максимальный радиус чистого резания. При этом следует отметить и оптимальный радиус поворота для данной лыжи.
В фазе окончания дуги особенно ярко проявляется динамика лыжи — ее отдача и продольный баланс. Оценивая отдачу, следует обратить внимание не только на ее силу, но и на резкость отдачи и на то, какая часть лыжи максимально способствует отдаче. Следует обратить внимание и на то, насколько лояльна лыжа к засиживанию на пятках и на форму дуги в фазе окончания поворота, — то есть насколько лыжа предрасположена «закрывать» поворот.
Следует также прокатать лыжу в классической технике и оценить ее способность к сбросу пяток.
Тестируя универсальные лыжи, следует особое внимание обратить на поведение лыж на разбитых склонах и, в частности, на их способности вести чистую (по возможности) дугу на расколбасе. Особенно актуально это для карв-универсалов. Необходимо постараться прокатать универсалы по свежему снегу и по бугристому склону. Стоит заметить, что при тестировании универсалов доля классической техники может существенно возрасти.
Тестирование лыж для фрирайда, парка и спортивных лыж является отдельной темой и должно происходить в адекватных условиях — в больших горах, в парке, на спортивной трассе. Только в этих условиях можно получить полноценную характеристику этих лыж. Хотя стоит отметить, что некоторые свойства этих лыж можно определить и в свободном катании на небольших склонах.
Надеюсь, что эти советы помогут вам сделать более осмысленный и правильный выбор.