Мне довелось быть тестером олимпийской трассы ски-кросса в Сочи, на Розе Хутор. Сейчас я не только понимаю насколько это была ответственная работа, но и сумасшедшая. В этом необходимо быть крайне стрессоустойчивой Потому что единственные, кто проверял трассу до нас - это шейперы/строители на бумажке математическими рассчетами.
Для того, чтобы на трассе провели олимпийские игры, предварительно необходимо провести соревнования разных уровней: Этап Кубка России, Чемпионат России, Этап Кубка Европы, Этап Кубка Мира и только потом - Олимпийские игры. Я старалась проводить на Розе Хутор как можно больше времени, жила там месяцами. И это было огромным плюсом, потому что заработать очки на квоту было не сложно, что и сделала за пару стартов, а вот потренироваться на самой сложной трассе ски-кросса на тот момент в мире, доступ к которой был лишь по аккредитации - дорогого стоило. Обидно, что весь накат и опыт, который нарабатывала, пошел коту под хвост.
Итак, первая тренировка, мы в предвкушении, шейперы с ехидными улыбками встретили нас со словами:
- Ребята, там "Сатана"!
- Какая "Сатана"?!
- Увидете!
В итоге, приехали канадцы и сказали, чтобы сумасшедшие русские убрали, к чертям, свою "сатану" . Они в тот год были ответственные за безопасность. Мы расстроились, потому что уже успели ее полюбить и при правильной стойке лететь было в кайф. В памяти такое остается надолго! Первую тренировку больше половины народа стояли перед "Сатаной" и молились. Вылетев, слышались затяжные мантры "еб@ть" и "3,14здец". Перед глазами виднелся только горизонт из гор, складывалось впечатление, что приземления нет и это конец... Света, жизни, всего. За мат тогда не дисквалифицировали, стоило отнестись с пониманием к спортсменам. Сразу после приземления был вход в поворот на 90 градусов в котором была сильная компрессия и в случае малейшей задней стойки выплевывало "телевизором".
В ски-кроссе противопоказано отсаживаться на пятках перед трамплином, здесь же был случай, когда везде нельзя было отсаживаться на пятки. Вся трасса была очень рабочая, длинная, а в силу нестабильных погодных условий, приходилось уметь ездить по ней даже при отсутствии скорости. В этом случае необходимо было очень сильно толкаться с каждого трамплина, чтобы долететь до приземлений. Толкалась как в последний раз, будто не долетев умрешь, свалившись в пропасть с огнем. Словить плюс (приземлиться до начала приземления) очень неприятно.
Провели Этап Кубка России. Проехали квалификацию под слегка покрапывающим дождем, когда объявили финалы, начался ливень. На пъедестал я выходила насквозь мокрая, на первое место. Сразу после забрал допинг контроль и без обеда, до 17 часов пришлось объясняться перед комиссарами вещественными доказательствами, что честна как банный лист.
Особенность при сдаче, кстати, что во время всего процесса, даже наполняемости сосудов, сотрудник ВАДА и РУСАДА обязан постоянно смотреть на вас. Первое время меня это смущало, со временем, опытом научилась смущать комиссаров, чтобы занудная процессия была хоть капельку веселее. Но в Сочи сдача была на редкость мерзотной из-за погоды. По прибытии в отель, весь стресс, конечно, приятно компенсирует час в теплом душе только построенного отеля Radisson и поздний обед в ресторане с очень вежливыми официантами.
О снегопадах. Судьи, шейперы, волонтеры трассы Сочи самые опытные судьи на свете без лести, а воистину так! Они раскапывали трассы круглые сутки, даже ночью! Даже если соревнования в последний момент отменяли, копали до последнего. Отмены происходили часто. Они спали при первой возможности появления горизонтальной поверхности даже 5 минут! Их вырубало на улице, в коридорах, в гандолах. Будить заснувшего считалось грехом.
В дальнейшем, придумали второй вариант, вместо "сатаны" была косая спрыжка высотой в 2 метра. Вид с неё открывался не такой живописный т.к. заканчивался быстро, но было интересно, потому что раньше ни на одной трассе кросса подобной фигуры не встречала. Приземление было тоже под уклоном. Но погода как всегда оказалась переменчива. Яркое солнце слегка растопило снег. Первые тестировать трассу поехали парни. Я была одна девушка и меня, конечно, распирало от такой чести. Но спрашивать парней было бесполезно, какую сторость подобрать. В команде я числилась среди самых худых девочек и питалась макаронами без угрызения совести, а парни были весом под 100 и их скорость, естественно, была значительно выше. Но даже не смотря на это, при первом проезде по трассе, моя нога провалилась в снег, примерно, по голеностоп. Что случилось что-то нехорошее я поняла только на финише, когда шейперы велели не ехать больше по этому препятствию, да и тесты остановили, чтобы склон не трогать лишний раз, который активно таял.
Этап Кубка Мира проводили в 2 попытки. Первый раз была жуткая непогода, опять. Трассу засыпало моментально, судьи сходили с ума от объема работы лопатами, хронометраж залепляло снегом, постояно давали перестартовку. Это был как раз тот самый случай, когда толкаясь можно было сохранить хоть какие-то хода (скорость). Большую часть сезона я провела на Розе Хутор, поэтому, очки Кубка Мира почти отсутствовали и меня поставили звездочкой, что означает "разгребающая" или одна из первых. Два раза давали перестартовку, на третий время зафиксировали, но моих сил уже не было. Ощущения, будто ноги есть, они работают на автомате, но ты их не чувствуешь, настолько затекли мышцы, окислились, кислорода мало, пульс зашкаливает, но работаешь и заставляешь себя делать это еще быстрее, искренне не понимая откуда берутся силы.
На следующий день квалификацию проехала лучшей из российских девчонок, а вот в финалах коцентрация подвела из-за накопившейся усталости допустила ошибку и немка, воспользовавшись моментом, выбила из борьбы.
Умение подстраиваться под переменчивость погоды, быстро перестраиваться, высокогорье, сложный рельеф - всё это делает трассу в Сочи одной из самых сложных, требующей очень серьезной подготовки и опыта. Соревнования, как и в Ванкувере, провели по одному и тому же курсу со сноубордкроссом. Честно говоря, сейчас шейперы вышли уже на очень высокий уровень строительства трасс. Человек, который не подготовлен физически и технически не способен въехать на многие препятствия на скорости, он не сможет ее набрать. То есть, убиться на трассах кросса теперь довольно сложно.
На олимпиаду я не поехала и подошла к этому вопросу философски: моё от меня не уйдет. Время все расставит на свои места. И Бог всем судья.