«Платить будете только в одну сторону?» — поинтересовался у нас человек в окошке пропускного пункта высокогорной дороги, ведущей на перевал Тиммельсйох, отделяющий Австрию от Италии. Что-то настораживало в интонации и выражении лица этого служителя шлагбаума, как-то уж очень мрачно глядел он на обычных, в общем-то, туристов, решивших переехать из одной страны в другую не по скоростному автобану через Бреннер, а по живописной дороге, в окружении цветущих альпийских лугов и заснеженных вершин.
Собственно, перевал Тиммельсйох знаком многим, кто зимой приезжает в долину Отцталь и катается на лыжах по трассам курорта Зёльден. Он просто-таки маячит перед глазами, другое дело, что зимой никакой дороги там не видно — она занесена многометровым слоем снега.
Подготовка к ее открытию начинается лишь с середины апреля и может длиться от 6 до 8 недель. Оно и немудрено — толщина снега, покрывающий перевал и долину Тиммель, нередко достигает 10 метров, и открывают дорогу в лучшем случае в конце мая.
Планы построить полноценный путь для транспорта, связывающий северную и южную части Тироля, родились еще в конце позапрошлого века. Окончательный проект был разработан в 1897 году, но затем отложен, а потом осуществлению его помешала Первая Мировая война. В результате Тиммельсйох стал границей между двумя государствами — Австрией и Италией.
Почти полвека таможня и полиция двух стран с переменным успехом боролись со знаменитыми отцтальскими контрабандистами, тащившими в Италию тирольский шпек, шкуры и мех, а обратно — вино, граппу и сигареты. В начале 50-х годов прошлого столетия первый «менеджер по туризму» в Отцтальской долине, Ангелус Шайбер, при поддержке главы правительства Тироля, Хермана Эггера, решил переменить ситуацию, продвигая идею «утреннего катания на лыжах на северных склонах в Австрии и послеобеденного отдыха под пальмами в итальянском Мерано». Результатом, как мы знаем, стало появление в Отцтальских Альпах таких курортов, как Зёльден и Обергургль/Хохгургль, но вот насчет «отдыха под пальмами» не сложилось — зимой дорогу закрывают, слишком уж тут лавиноопасно.
С австрийской стороны строительство дороги на перевал началось осенью 1955 года и продолжалось до июля 1959 года. Однако полностью ее открыли лишь в 1968 году, — именно тогда стало возможным проехать через перевал из Италии, поднявшись по крутым южным склонам с многочисленными тоннелями (поверьте, Крестовый отдыхает!), в Австрию и обратно.
Вообще-то с итальянской стороны военную дорогу начали строить еще при Муссолини, в 30-х годах. Дуче вынашивал планы дальнейшей экспансии на север, которые, впрочем, стали неактуальны в связи с аншлюссом Австрии: в 1939 году Гитлер и Муссолини торжественно пожали друг другу руки на перевале Бреннер, и стройку в сторону Тиммельсйоха прекратили.
Для нас, автопутешественников, подъем на перевал начался, по сути, сразу после въезда в Отцталь, после съезда с автобана А12 на «бундесштрассе» №186. Дорога постепенно поднимается вверх, но настоящий подъем начинается сразу после Цвизельштайна, деревушки в двух километрах от Зёльдена. От Обергургля серпантин поднимается к Хохгурглю, метров через 200 расположен и пункт оплаты (14,50 евро в одну сторону), который находится на высоте 2150 метров. Отсюда уже виден зёльденский Гиггийох.
Здесь уже можно забыть про летний зной — на окрестных склонах появляются снежные сугробы, а ветер становится холоднее. Дорога вначале идет по пустынной местности, а затем круто берет вверх.
Как до перевала добираются велосипедисты, я, если честно, представляю плохо. Если выехать из Зёльдена, то на преодоление 1200 метров по вертикали понадобится, наверное, целый день. Желающих не так уж и много, на тех же, кто встречается по пути, смотреть довольно грустно…
На самом перевале (2509 м.) в шортах уже не очень-то и погуляешь, а машину на небольшой парковке пришлось приткнуть бампером в сугроб. Если не считать небольшого ресторанчика, развалин таможни, странных архитектурных форм в виде трехметровых стульев и железного дерева, да музея с историческими фотографиями строительства высокогорной дороги, на перевале довольно пустынно.
Зато виды — на склоны зёльденского Гиггийоха и на итальянскую сторону — впечатляют.
Спуск по итальянской стороне гораздо сложнее, чем по австрийской. Сразу могу дать совет: лучше не пробовать считать количество витков серпантина, а все внимание уделить дороге.
Кстати, именно с итальянской стороны есть кое-какие ограничения по транспорту: вас не пустят на перевал, если вы, к примеру, управляете кемпером общей массой свыше 8 тонн, шире 2,55 метров и выше 4 метров. Не пускают также туристические автобусы длиной более 10 метров, им просто не вписаться в крутые виражи. Да и вообще, основной транспорт здесь — мотоцикл. Байкеры с ревом пересекают австро-итальянскую границу целыми колоннами, и стаями толпятся на обзорных площадках, фотографируясь на фоне особо живописных пейзажей.
Спуск в сторону Мерано длится довольно долго, однако, несмотря на это контраст между сугробами на Тиммельсйохе и 30-градусной жарой средиземноморского климата впечатляет. В городе реально растут пальмы! Жаль, что дорогу закрывают на зиму — мечта господина Шайбера о послеобеденном après-ski под пальмами с бокалом местного вина с южнотирольских виноградников была очень привлекательной.
Павел Черепанов, SKI.RU
Серпантин впечатлил -стоит там проехать! фотки позже присоединю!
Вообще - летом в Тироле пожалуй даже лучше, чем зимой! Народа меньше на порядок, а треккинг не меньше торкает, чем лыжи!