Жалко, что не удалось застать в Тине такое знаменательное событие, как Winter X Games в марте - для меня это хотя бы отчасти смогло компенсировать отсутствие свежего снега в такой жемчужине внетрассового катания, как Espace Killy, объединяющем два замечательных городка - собственно Тинь и более гламурный Валь д’Изер.
Но в целом.... мммм.... у моей семьи, моих друзей и меня самого не осталось никаких иных претензий к этому замечательному региону катания, объединяющему огромное количество совершенно разнообразных трасс. Здесь найдется место для всех: для маленьких детишек, для начинающих, для продвинутых лыжников, для тех, кто катается уверенно, но предпочитает комфортные спуски, для отчаянных любителей карва по склонам, сертифицированным FIS, для парковых крыс, а также для поклонников жесткого и не очень фрирайда.
Все две недели нашего пребывания в Тине светило яркое весеннее солнце, а погода больше походила на конец марта. И как бы неистово, по старой доброй традиции, мы не пили каждый вечер за свежий снег и глубокий пухлячок, снежный день выпал всего один, да и того хватило только на то, чтобы всего лишь слегка присыпать уже слежавшийся наст.
Все доступные и недоступные места вне трасс были укатаны вдоль и поперек по несколько раз, а там, куда порою удавалось вылезти ради эксперимента - много раз подтаявшие, а потом промерзшие до льда снежные комья по своей твердости напоминали камни, так что легче было кататься по подготовленным трассам. Надо отдать должное ратракам - все склоны усиленно готовили каждый вечер и ночь. Однако даже это не помогало, и к завершению каждого дня почти все красные трассы перемежались участками льда с огромными буграми, а к концу второй недели нашего пребывания на всех без исключения горках начали появляться среднего размеры камни и камушки, так что приходилось всерьез опасаться за скользяк своих лыж.
В связи с этим я облюбовал сноупарк Oakley, формально приписанный к территории долины Валь д'Изера, но фактически находящийся в максимально близкой доступности к Тиню. В тиневском регионе катания вниманию фристайлеров тоже предлагался сноупарк, да еще и с дополнением в виде большой надувной подушки для тренировки трюков посложнее. Но добираться до него было дольше, он содержался как-то безалаберно, серьезная линия фигур почти все время была закрыта, а трамплины поскромнее больше подходили для совсем начинающих, к тому же были сильно разбиты на приземлениях.
В первый же день катания я, сиганув в подушку, каким-то образом умудрился то ли вывихнуть, то ли на время выбить плечо правой руки, совершая абсолютно примитивный прыжок. Главным образом потому, что на приземлении подушка ведет себя совершенно непредсказуемо и порою отпружинивает тебя в совершенно непредсказуемом направлении, а что хуже всего - если не успеешь сгруппироваться, то еще и не в самой выгодной для падения позе. Вывод - приземляться в этот снаряд тоже надо с умом и не рассчитывать на мягкость и комфортность его конструкции. К счастью, после того как я, жалобно поскуливая, с отчаянным осознанием того, что прямо в начале катания уже умудрился серьезно травмироваться, соскальзывал с подушки на твердую поверхность, плечо каким-то магическим образом встало на место, после того, как я несколько раз покрутил рукой в разные стороны. Повезло. Дальнейшие регулярные отжимания от пола по утрам укрепили мышцы, и остаточные боли не беспокоили меня уже через пару-тройку дней. Однако путь в тиневский парк из-за не самых приятных воспоминаний был мне заказан.
Но самое главное - в тот же самый день я нашел замечательный вальдизеровский фристайл парк, который, на мой скромный взгляд, превосходил первый своим разнообразием фигур и великолепной ухоженностью. Европейская тщательность и продуманный подход к любому делу полностью проявлялся и в этом месте: в цивилизованных сноупарках всегда есть линия для супер-профи, для уверенно катающихся, продолжающих, и, грубо говоря, для детей. Линии параллельны и продвинутые ребята всегда на виду - глядя на то, что творят серьезные пацаны, ты и сам начинаешь прогрессировать намного быстрее.
В дополнение к вышеобозначенным вкусностям, в парке постоянно тусовались райдеры и шейперы из бригады Oakley, крутился ряд завсегдатаев, которые показывали отличный уровень паркового катания, - было кого отметить и сфотографировать. Как и два года назад после тестирования парка в Валь Торансе, спешу поехидничать на тему того, что соотношение ньюскулеров к досочникам на споте примерно равнялось семи к трем. Я уже не говорю о том, кто больше всех ездил по перилам. Бросай борды, вставай на лыжи!
Помимо регулярного активного катания на разнообразных трассах и в парке, каждое утро я усиленно занимался постановкой на лыжные снаряды своего 3,5-летнего малыша. Надо отметить, что в Тине для самых маленьких есть все необходимое - от ленточного подъемника с пологим спуском на центральной площади района Tignes-Le-Lac до скромного кресельного подъемника La Rosset, параллельно которому проложена отличная, в меру крутая и не очень длинная учебная трасса. Лыжные школы предлагают набор в многочисленные детские школы на половину или на весь день, так что почти на любой трассе курорта всегда можно застать весело скребущуюся плугом вереницу коротышек в шлемах в половину их роста. Ну и расположенная почти в самом сердце городка, у озера, совершенно замечательная детская площадка не даст заскучать вашему малышу в том случае, если он вдруг устанет от горнолыжных забав, или вечером, когда подъемники уже будут закрыты. Добавьте к этому водный и фитнесс-центр, каток, устроенный прямо на озере, возможность катания на собачьих упряжках, снегоходах - и, одно из двух - вы в Тине либо на всем этом разоритесь, либо у вас точно не будет повода заскучать.
Тинь предлагает не только это: по легенде здесь можно кататься даже летом на леднике La Grande Motte, который находится у подножия одноименной вершины. Круглогодично на высоту 3450м от района Val Claret вас сначала поднимет подземный скоростной фуникулер, а затем, со станции пересадки - высотный маятниковый подъемник с кабиной человек на шестьдесят. Загорелый усатый канатчик, доставив нас в такой кабине наверх, забрался на ее крышу, прикурил и поехал вниз за новой партией горнолыжников, - вот это романтика!
Две трассы, спускающиеся прямо с ледника - одни из наиболее приятных и интересных - широкие, безлюдные из-за этого до вечера остаются в хорошей кондиции, а какие вокруг открываются виды! Несмотря на то, что одна из них маркирована как черная, она скорее тянет на красную - на ней нужно работать, но особо не напрягаясь. На станции пересадки на высоте 3000 метров есть большое кафе, играет музыка и можно приятно покушать, выпить кофе и просто позагорать - благо для этого повсюду расставлены яркие шезлонги.
Из Тиня нельзя уехать, не побывав на фермерской ярмарке, которая проходит каждый четверг и воскресенье, и не отведать местных сыров и копченостей, поторговавшись с бойкими продавцами. Сыр из коровьего, козьего, овечьего молока; наисвежайший сыр, сыр, который выдерживали два месяца, год, два года; твердый сыр, мягкий, с плесенью и без; балык, окорок, колбаски в травах, пожирнее и попостнее... с ярмарки не уйдешь, не прихватив пару кульков местных вкусностей с собою.
На курорте также есть несколько гастрономических вещей, которые обязательны к дегустации на горе или в одном из приятных ресторанчиков в центре: это, на мой взгляд, непременно горячий шоколад со взбитыми сливками и добавлением травяной настойки Chartreuse, вездесущее савойское фондю (не советую, если вас четверо, заказывать порцию на четверых, на двух будет вполне достаточно, от жадности местные повара не страдают), тартифлет (также савойское кушанье, представляющее из себя запеканку из картофеля, бекона, лука и сыра реблушон), сыр ракле (в принципе количеством закусок, в которые его нужно обмакивать, ничем не отличающийся от фондю, только сыр вам приносят в виде огромного куска на специальной разогревочной панели, он плавится, а вы деревянной лопаточной соскребаете для себя очередную его порцию на картофель или мясо).
Кафе и ресторанчики здесь в принципе похожи один на другой, все просторны и в их интерьере преобладают простые савойские мотивы, как впрочем и кухня. Если вы захотите попробовать действительно что-то уникальное, то вам необходимо заранее записаться на ужин в ресторан Clin D'Oeil, совершенно неприметное снаружи заведение рассчитанное всего лишь на пять столов. Внутри вы попадете в доброжелательную уютную атмосферу домашнего ресторана, в тесноте которой ничего не предвещает того, что вы в скором времени сможете испробовать блюда высокой французской кухни. В ресторане всего два повара, которые готовят кушанья практически в присутствии посетителей, на маленькой кухоньке за высокой барной стойкой, а один внимательный официант в традиционном французском берете встречает гостей, принимает и разносит заказы. Вначале вам предложат алкогольные аперитивы (не пропустите вино из черники!), а потом нужно будет выбрать меню всего лишь из трех закусок и трех же основных блюд; если у вас компания - берите все разное, все окажется вкусное, не ошибетесь, заодно попробуете, что досталось вашим друзьям. Каждое блюдо в этом ресторане - это настоящая палитра вкуса, простые и знакомые продукты, но приготовленные так, что раскрываются они в совершенно неожиданном свете...
...Из Тиня мы уезжали ночью; яркая полная луна подсвечивала седые от снега горные пики, склонившиеся над городом, так, что можно было отчетливо разглядеть их неприступные контуры, соревнующимися в своем величии с мерцающими, но таким близкими, как нигде в другом месте, звездами. А мы, под мерный гул моторчика нашего микроавтобуса, постепенно спускались в долину, где было намного темнее, стоял густой туман, и снега становилось все меньше и меньше...
Больше фото в галерее на Flickr.
Даты поездки: февраль 2011
Автор: Илья Л.