Учиться новому можно по-разному. Можно проходить весь путь самостоятельно, набивая на каждом повороте новые шишки и наступая на старые грабли. В принципе это нормально и даже очень правильно, когда человек пробует что-то, ошибается, исправляет ошибки и накапливает собственный опыт. Я таким способом учился и продолжаю учиться достаточно многому, в том числе и кататься на сноуборде, например.
Но есть занятия, где учиться подобным образом достаточно рискованно. Прыгать с парашютом со скалы не стоит без базовых знаний, как и кататься вне трассы по лавиноопасным склонам. Не те это занятия, где нужно учиться на своих ошибках. Слишком велика может быть цена.
Остаются по большому счету несколько вариантов – опытный товарищ, гид и школа. Опытных товарищей в этом направлении у меня не было, а вот с гидом кататься на этом этапе я не очень хотел. Потому что гиды не учат. Задача гида – безопасно сопроводить, спустить и вернуть клиента на базу. Все остальное факультативно и под настроение.
Остается фрирайд-школа, которую я представлял себе чем-то вроде альплагеря или турслета. Это в идеале. Но все было, конечно же, совсем не так…
В Кировске никто и никуда не торопится. В Кировске снега хватает на всех. Это вам не Красная поляна, где ты в 8 утра уже мнешься перед подъемником, поднимаешься одним из первых, но все равно не успеваешь. А к 10 уже все раскатано в доширак.
Поэтому в 8 утра я только просыпался, а общий сбор был, как правило, около 10 утра. Дальше были варианты.
В первый день, например, проходило явное тестирование участников группы, что логично. Пара часов раскатки по трассам и сбор у верхней станции гондолы городского склона. До этого было предварительное знакомство и выдача недостающего снаряжения – снегоступов, бипера, щупа и лопаты. Это все хозяйство возили с собой каждый день без исключения:
Первая трансформация группы из катальщиков в ходильщиков была невообразимо долгой, чего уж тут говорить. Ремешки не завязывались, камуса не клеились и рюкзаки не застегивались. Мрак! Но это нормально :) Ближе к концу мы существенно сократили время на «transition» – переход из одного состояния в другое.
Этот тестовый спуск был волнительный. Все такие крутые вокруг, да и по трассам мочат, как угорелые. Скажут сейчас мне, мол шагай, мальчик, к инструктору и раньше, чем через несколько лет не приходи.
Но нет, скатился по внутренним ощущениям вполне терпимо. А они, внутренние ощущения, как правило, достаточно самокритичны:
Если погода была не очень, что для Кировска актуально, то планы корректировались буквально на ходу. В этот облачный день была достаточно лайтовая скатка в месте с интригующим названием «Сады дона Педро». И первое знакомство с алгоритмом поиска пострадавшего в лавине:
Вообще копали много и быстро (на время). И это правильно. Один из пасмурных дней, когда канатки запустились только после обеда, был полностью посвящен исключительно подготовке по лавинной безопасности. Но я, наверное, расскажу про этот момент отдельно:
Это уже полноценный первый выход скитурщиков вместе мамалыками, подъем на Вудъяврчорр в район ущелья Скальное. Кстати, я ввел вас в заблуждение в прошлый раз, назвав снегоступщиков мамалыгами. Это неверно! Снегоступщик – не кукурузная каша! Снегоступщик – мамалык или ласково «медвежонок». Это очень важный момент :)
Понемногу вхаживаемся и привыкаем к нагрузке. На этом подъеме в очередной раз убеждаюсь, что в случае зомби-апокалипсиса выживут в первую очередь выносливые дрищи. Качки и хорошие люди, которых должно быть много, извините, но выносливость намного важнее силы. Зомби вас сожрут:
Опять выход на вершину Вудъяврчорр, только в этот раз от Снежной деревни с заходом по ботаническому гребню. Начало маршрута просто невероятно красиво:
Вниз катали по Ботаническому цирку и там буквально полчаса не хватило хорошей погоды для спуска. Все затянуло какой-то белесой хмарью и полностью ушел контраст при сохранении видимости. То есть видишь все далеко, вон скалы, вон люди стоят, но спускаешься в какой-то белой, абсолютно стертой действительности, исключительно на ощущениях. Полный сюр! Был момент, когда я даже не понимал, вниз я еду или уже вверх. И не только я.
Падаю, но у сноубордистов тут как с быстро поднятым бычком, если поднялся сразу, то как бы и не падал вовсе. Не то, что у лыжников:
А вообще очень видовой маршрут. Напротив Кукисвумчорр, знаменитый 25-й километр и его дальняя и ближняя «обратки», где уже много лет подряд проводится Открытый кубок Хибин по фрирайду:
Один из следующих дней, подъем на Айкуайвенчорр от Южного бугеля. Тот случай, когда скитуристы стонут от пешеходного передвижения, а уже привыкшие мамалыки мерзко хихикают про себя.
Я в этот день почему-то решил, что палки мне не нужны, оставил их дома и много раз в течении дня жалел об этом непонятном позыве. Поэтому большую часть кадров этого дня снята из положения снизу и сзади. Спасибо Андрею, который не вынес моих страданий и поделился одной своей палкой:
Спускались по лавинному очагу №2 под названием «Простые вещи». Не знаю кто точно придумал все эти названия для фрирайд-спотов, но эти люди молодцы. Раньше все просто катали по скучным номерным лавинным очагам, безымянным кулуарам, бесконечным «щелям» и «обраткам», а сейчас… «Фукусима», «Чпокер», «Ссынок», «Мамма-миа» и «Толик, держись!» Приятно даже просто разглядывать карту, что уж тут говорить:
От Южного бугеля также можно пойти на другую сторону, к городской «Щели», которую я показывал в прошлый раз. В этой щели может быть очень разное как состояние снега, так и его количество, поэтому спуск там каждый раз достаточно непредсказуем. В этот раз там была снежная ступенька метра полтора-два высотой, с которой нужно было либо прыгать, либо соскребаться. Из всех нас прыгнул только один, правда почти никто не видел этого дропа, так как ехал он в числе первых. Остальные, как правило, подъезжали к этой ступеньке и долго выбирали вариант своего дальнейшего соскальзывания вниз.
И вот стоим мы в числе первых спустившихся, вербально сотрясаем воздух эмоциями и смотрим на спуск остальных. К ступеньке подъезжает Алексей, один из наших лыжников, останавливается, оглядывается, спрыгивает вниз, проваливается в какую-то дыру и пропадает.
Твою же мать, у нас ЧП! Щель сожрала лыжника!
Буквально следом за Алексеем едет Юра, осматривает ступень, спрыгивает и без остановки для помощи спускается к нам. На наш синхронный вопрос, что там с Лехой, недоуменно отвечает, что там никого нет и он предполагал, что Алексей давно уже спустился.
Твою же мать! Щель не только сожрала лыжника, но уже и полностью его переварила!
Начинает разворачивается полноценная спасательная операция и тут, неожиданно и внезапно для всех, Алексей самовыкапывается из какого-то сугроба, пристегивает лыжи и спускается к нам. Мы все притихли и ждем душераздирающих подробностей. Ну, как страдал, как преодолевал и как оно вообще там, внутри Щели. И что оказалось? Оказалось, что Леха вовсе и не страдал, а просто долго и буднично возился с неудачно отстегнувшейся лыжей. А не видно его было просто из-за какого-то сугроба.
Вот так мы и не узнали ничего о внутренностях городской Щели, что на склоне Айкуайвенчорра:
В один из последних дней получился просто великолепный выход на плато Ловчорр. Маршрут начинается наверху подъемника К2, что на южном склоне Бигвуда и идет к метеостанции. Несколько лет назад все сооружения были рабочими и путь сюда был запрещен:
Пройдя чуть дальше, попадаем в цирк Ярмарка с выкатом на озеро. Вполне можно за один день катнуть несколько раз и вернуться верхом к подъемникам. Самые вкусные линии в наш день были лавиноопасны, поэтому спускаемся чуть правее (на фото можно рассмотреть следы). Заход на второй спуск виден в самой левой части кадра. Это был самый крутой уклон (в начале превышал 40 градусов) и самый классный спуск за все время:
Вернуться можно, как я уже писал, по верху, к подъемникам, но самое вкусное, это выйти через Пирротиновое ущелье к автомобильной парковке у южного склона Бигвуда. Очень красивый и классный вариант. Особенно отмечу спуск к началу непосредственно скитура – там очень полого и в полной мере чувствуется превосходство лыжников, так как на сноуборде в глубоком снегу толком можно ехать только по чьему-то следу. Но такого детского и даже, не побоюсь этого слова, щенячьего восторга от этого пологого спуска и барахтанья в снегу я давно не испытывал.
Вот же парадокс. Склон, где доска в снегу уже практически не едет и вот это детское соревнование, кто кого обгонит до полной остановки оказалось чуть ли не лучше, чем первые, достаточно крутые для меня спуски. Плюс невероятная красота вокруг.
В общем, сложно мне описать словами. Всем! Всем на скитур и в Пирротиновое ущелье :)
Последующее «выгребалити» к цивилизации доставляет удовольствия не меньше. Как красотой вокруг, так и погружением в некое медитативное состояние, которое возможно только при долгом пешем или лыжном переходе:
Вся эта активность на свежем воздухе проходила в первой половине дня, примерно до 16-17 часов. После этого был трехчасовой перерыв на оправку и сбор на базе у ребят для разбора и вечерней лекции, аккурат с 19 до 22 часов. За три часа перерыва нужно было успеть купить вкусняшек, их приготовить и уничтожить. А также привести себя в порядок, сходить в душ и отдохнуть.
И вы знаете, времени хватало даже с лихвой, и основное общение внутри нашей банды, а также главные споры о смысле жизни и о том, какой из двух абсолютно одинаковых рюкзаков лучше, проходили именно в эти три часа:
В принципе, подобные выходы можно организовать и без фрирайд-школы, но тогда в них не будет хватать не только базовых теоретических и практических знаний, но и самого главного. Атмосферы, которая создается как «учителями», так и окружающими «одноклассниками». В этот раз атмосфера получилась очень правильная:
Ну а в конце хочу показать фильм про то, как несколько пацанов запилились в Домбае туда, куда не нужно и очень долго и героически выгребали из этого места. Вот для избегания подобных случаев я и пошел сначала в «школу»,