Мы с Ричи, гидом и инструктором Зельдена, стоим на гребне и готовимся порвать целину. Под нами чистый склон наглого офписта.
Наглого - потому что от верхней станции подъемника всего минут 15 ходьбы, и склон смотрит прямо на Гигийох, огромную чашу висячей долины, заполненную трассами, веселыми вереницами лыжников и сноубордистов, деловито снующими кабинками фуникулеров и N-кресельными подъемниками. Все это коловращение происходит под ярким альпийским солнцем, звенящим над белыми зубцами далеких и близких хребтов.
Не оставляет ощущение, что ты попал в рекламный проспект. Вот сейчас перевернут страницу и там крупным планом веселая семья в ресторане: “…Дубль пять!!! А теперь «дочка» возьмите брецель в левую руку и улыбнитесь шире, чтобы были видны брекеты. «Папа» перестаньте класть ладонь на талию «мамы» уже!”
Как хорошо, когда тебе кто-то говорит, что делать. Вот, например, сейчас, с Ричи. Ну, на какой день, я бы решился бы по этому маршруту съехать? Вряд ли на первый. Долго бы изучал, просматривал, договаривался с внутренним здравым смыслом. Ждал бы побольше следов (а значит, меньше некатаного), либо (что совсем не комильфо) уцепился бы к группе, отправляющейся на этот маршрут.
А тут приехал, и сразу на офпист. Гид все знает, гид за все отвечает. Курорт какой-то.
– Ты счастливый парень, – говорит Ричи на безупречном английском, потирая свой обожженный солнцем нос, – хорошая погода, хороший склон, что еще надо…
«Чтобы встретить старость…», – продолжаю я про себя формулу из «Белого солнца пустыни». Странно, тут каждый встреченный человек считает своим долгом сказать, что мне повезло, что отличная погода, что на прошлой неделе выпало 1.5-2 метра снега, и что я – счастливчик. Уже третий день слышу о своем счастье.
– Ричи, откуда ты родом?
– I am British, - говорит он немного смущенно, - но уже 10 лет живу в Австрии.
У парня байкерская борода и настоящий английский, который он немного сдерживает – чтобы было понятно. Тут вообще какое-то засилье англичан – на трассах, в ресторанах, в магазинах. Как говорят местные турофисы – 60% горнолыжников из Германии и 30% – из Великобритании. И три процента русских, какое-то позорное число.
– Что думаешь насчет Brexit? –спрашиваю я оттягивая момент старта. Совсем не хочется торопиться, встегиваться-застегиваться и катить вниз. Магию предвкушения спуска надо цедить не торопясь. Девственная целинная стенка уходит за перегиб метров на 500, когда топали наверх, конкурентов сзади не было. Время есть, целина подождет.
Мимика Ричи красноречива, он как будто съел лайм, да еще с корочкой: «Absolutely stupid decision!»
Я согласен. Вот что происходит, когда толпа принимает решение. Толпа – это губка, впитывающая все что угодно… угодно тому, у кого есть СМИ, и таким образом «ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой».
Ладно, время все расставит по местам, лучше подумаем о хорошем.
Тут в Тироле аж целых 122 горнолыжных курорта. Условно можно разделить их на два класса: небольшие, уютные, деревенские, с не очень большими зонами катания (10-50 км трасс) и огромные «Фабрики Горнолыжного Счастья» с сотнями километров трасс, такие как Зельден, Ишгль, Санкт Антон и еще с десяток других.
«Фабрики», видимо, более инвестиционно привлекательны: они ежегодно расширяют свою пропускную способность, устанавливают новые подъемники, модернизируют существующие, открывают новые трассы. В начале и конце сезона делают эпохальные открытия и закрытия с мега звездами эстрады, огромными сценами и толпами зрителей. Последняя фишка – виртуальные соревнования - с поголовным проникновением смартфонов и спутниковой навигации, стало просто устраивать постоянные состязания кто больше, кто дальше, кто быстрее, и все это с поддержкой на огромных экранах, на интернет порталах и с призовыми фондами от «фабрик».
Небольшие пасторальные курорты живут такой же жизнью, что и в начале прошлого века, и многие горнолыжники находят в этом свою прелесть. Например, большие семьи, или те кто ищут уединения и спокойствия. На склонах нет толп, нет риска быть сбитым эксгибиционистами скорости, вечером в местных барах и ресторанах никто не пляшет в горнолыжных ботинках на столах, а проистекает чинная спокойная трапеза и никто не обсуждает, куда пойти догоняться-clubиться в Пашу или Schatzi Bar.
Но время стартовать вниз. Биперы включены, рукоятки от airbag расчехлены, гид показывает направление движения, договариваемся о дистанции и месте встречи. Ричи излучает веселую уверенность, надеюсь, что я для него хороший клиент, не нервничаю, на позитиве и готов с гидом хоть к черту на рога.
Мы стремительно спускаемся, оставляя на склоне две славные синусоиды. Все удовольствие заняло минут 7 чистого катания, но это была настоящая 100% целина с хорошим уклоном!
Выезжаем прямо на синюю трассу. Тут уже трафик, и вереницы радостных отдыхающих несутся вниз, чтобы опять подняться наверх, и в этом постоянном цикле люди обретают счастье и… физическое здоровье, здесь это называется to be fit.
Я пытаюсь вспомнить, какая еще форма активного отдыха столь же массова, как горные лыжи, и не могу. Нет. Нет ничего, что позволило бы всей семьей или в кругу друзей сжигать свои калории и получать столько фана.
Вы скажете: походы, беговые лыжи, выезд на море? Ерунда. Никакое другое занятие, кроме горных лыж, не заставляет такое огромное количество человек регулярно и ежедневно доводить свою частоту сердечных сокращений до 120-130 в минуту, а это чертовски полезно. Горнолыжная индустрия это безусловное благо для человечества.
Наполняет гордость, что я работаю в компании, косвенно спасающей человечество от грусти, печали и физической деградации. SKI.RU – на светлой стороне.
Когда-нибудь, наверное, лет через 5-10 когда биодатчики станут такой же обыденностью как фитнес браслеты и умные часы, мы научимся измерять концентрации гормонов счастья (эндорфинов, серотонина, окситоцина, дофамина и адреналина). Тогда каждый курорт будет публиковать свои достижения по уровню гормонов счастья и итоговому значению.
И знаете, что произойдет? Небольшие курортики окажутся вполне конкурентны «Фабрикам», ибо для одного важен риск и адреналин, а для другого – быть со своей семьей (окситоцин), и для всех важно солнце (сератонин), которого тут просто море.
Теоретически, вообще, неважно, чем ты занимаешься, лишь бы гормоны счастья создавались, и делали это без ущерба твоему организму и другим живым существам.
Кстати, эта мысль меня посетила при довольно странных обстоятельствах. В городе Имст есть музей местного карнавала Schemenlaufen Fåsnåchtshaus «дом карнавала». На самом деле, это и не музей, это нечто вроде штаб квартиры апологетов этого древнего ритуала. Целый час волонтер местного карнавального движения вдохновенно погружал меня в тему Fåsnåcht.
В гнезде Schemenlaufen
В общем, так. Четыре года 900 участников карнавала и их родственники, готовятся к этому одному дню. В день карнавала участники надевают деревянные маски, полностью закрывающие лицо, древние и неудобные костюмы, часть цепляет на себя связки медных колоколов весом под 30 кило, другие остаются налегке, но должны безумно часто и высоко прыгать все время праздника, а это около 12 часов.
Демонстрация каких либо признаков усталости или неудовольствия автоматически делает тебя изгоем на всю жизнь, мозоли от аутентичных средневековых башмаков и синяки от колоколов обеспечены. Забью последний гвоздь - участники карнавала не пьют спиртного. То есть зрители пьют, а ряженые нет.
Но видели бы вы, с каким восторгом мой визави рассказывал о процессе подготовки и катарсисе дня фестиваля. Я думаю, им и на лыжах кататься не надо, у этих Имстян есть 1. Цель + 2. Сообщество + 3. Физическая нагрузка + 4. День преодоления= Счастье. Жалко, что к участию в Fåsnåcht допускают только мужчин, и только родившихся в этой местности. Местным женщинам, стало быть – горные лыжи.
Для справки: ближайший карнавал в Имсте 09 февраля 2020 года.
Вообще, у меня эта поездка не совсем обычная, все началось с того, что мы совместно с Советом по туризму Тироля решили попробовать довольно неожиданный формат – ски-сафари.
Честно говоря, тут кроется терминологическая путаница, потому что ски-сафари – это когда ты перемещаешься между регионами катания на лыжах и подъемниках. Ну, максимум – короткие трансферы на скибусе.
По мнению тирольских коллег, ски-сафари это когда катаешься последовательно на разных курортах, а как перемещаешься – неважно.
Вот почему у меня позавчера был Санкт-Антон, вчера Ишгль, а сегодня – Зельден. Для трассового катания это перебор, в конце концов, я же не машина, чтобы обкатывать 304+238+144 = 686 км трасс.
Но я считаю себя фрирайдером, а это меняет дело. Вовсе не обязательно катать трассы, пусть покажут свои off-piste возможности, решил я, и на каждом курорте просил местного гида показать нам внетрассы, доступные с подъемника, или максимум с 20 минутным подходом.
База для размещения у нас была как раз в Имсте, так что 40 минут за рулем – и ты на очередной «Фабрике Радости».
Краткая велкам-встреча с местным представителем турофиса, знакомство с гидом, и погнали. Гиды – абсолютно позитивные и счастливые люди, они так увлекались показом местных оффпистов, что иногда я сомневался, что это для них работа, а не чистое удовольствие, и не должны ли они мне доплачивать за приятную компанию.
Первым был Санкт-Антон (St. Anton am Arlberg), кстати, многие думают, что Арлберг – это название какого-нибудь пика — вовсе нет, горы с названием Арлберг в той местности не наблюдается. Пишут, что название дано в честь каких-то зарослей «Arlenbushes», вот только неясно, что это за растение. Может быть голубика?
Офпистовые возможности Санкт-Антона видны даже из кресла канатки, но наш гид Силке решила поделиться самым сокровенным, и мы катнули так называемый BackRendl – это фрирайдные маршруты на северном склоне зоны катания Rendl. Она находится орографически справа, в отличие от основных зон катания Санкт-Антона, которые расположены на левом борту долины. Солнце здесь не успевает запечь склон, так что снег легкий и долго остается настоящим паудером.
На следующий день – Ишгль, , который, честно говоря, не узнал.
С момента предыдущего посещения прошло лет 10, и появилось какое-то невероятное количество новых подъемников и зон для катания. Наш гид Кристан, к сожалению, не очень рвался показывать нам секретный фрирайд, так что погоняли по лоскутам и отправились в знаменитый «путь контрабандистов» в швейцарский Самнаун. Часы, ювелирка, алкоголь, фешн и табак по дьюти-фри ценам – тут ничего не изменилось. Ишгль – это, конечно, прекрасные перспективы и интересный рельеф, но, похоже, что раскатывают его побыстрее, чем Санкт-Антон.
Еще одна тихая и медитативная ночевка в Имсте (отель Linserhoff – рекомендую, убийственные завтраки и мишленовские ужины), 40 минут по красивой горной дороге и вот — Зельден.
Ричи, который, теперь очевидно – Ричард, с нескрываемым энтузиазмом ведет меня в узкие кулуары, уходящие вниз с Gaislachkogl. Это немаркированный маршрут, и даже не входящий в карту зон фрирайда , но я же с гидом, и мне выдали полный комплект – абс, бипер, щуп, лопата и даже сникерс. Так что, жжем вниз, я даже не знаю, кто больше радуется — я или мой гид…
Зельден, в котором я был лет 5 назад, тоже сильно изменился, открылся стильный, хотя и холодный внутри музей Агента 007 и еще более стильный и наконец то теплый и вкусный ресторан ICE Q.
Все как напечатано в рекламе: «Шедевр современной архитектуры. Здесь мечта из стеклянных граней фасада и чистой стали, встречается с скалами и льдом. Симбиоз, созданный человеческими руками на высоте 3048 метров над уровнем моря», так и есть. Тут мы с Ричардом как настоящие англичане выпили водки с пивом, а что? Заслужили))
Итак, ски-сафари, что я могу сказать про это? Что сама по себе идея интересная, но без локального гида все прелести курорта за один день вы не раскроете, а если речь идет о большой зоне катания, то даже и не мечтайте за день два разобраться, что тут и к чему.
Скисафари – хорошо, когда у вас в плане небольшие курорты, есть местный знаток или гид, и когда вы можете позволить себе методично и спокойно обследовать трассу за трассой. Для понимания упомянутых мной Санкт-Антона, Ишгля и Зельдена надо выделять минимум неделю на каждый, для изучения трасс, интересных мест и специфичных для курорта особенностей как в ски, так и в апре-ски смысле.
Мне больше нравится идея уикенд-тура. Если есть возможность прогулять пятницу и понедельник, то можно той же «Победой» до Меммингена (3 часа), 1.5 часа трансфера Allgäu-Airport-Express, и теоретически в 15.30 вы уже заселились.
Два чистых дня катания, например, в Зельдене, и в понедельник утренним рейсом (10.40) в Москву с зарядом энергии и обгоревшим носом.
Alter Ego твой доск?