Когда я жила в Москве, ехать полтора часа до горки казалось вполне обычным делом. Ну а если речь заходила о больших , настояших горах тут уже и суток чтоб добраться до места было не жалко. Трансформация моего осознания времени произошла, когда я перебралась в Швейцарию. Теперь полтора часа на машине это далеко, 2часа очень далеко, а три нуууу вообше край света, почти заграница... И все потому что Швейцария маленькая. Но гористая. И чтобы покататься ехать далеко не надо. Это, конечно разврашает. Но хватит лирики, ближе к делу. Тут у меня небольшое описание гл курорта Энгельберг, который мне просто нравится.
.jpg)
набережная в г Цюрих
По хорошему, официально домашним курортом города Цюриха считается Флюмсенберг. Это потому что, что в Швейцарии принято гордится и соответственно ездить общественным транспортом. И если так , то конечно Флимсерберг ближе. На авто же получается одинаково, что сюда , что туда. Те около 1ч. 10 мин.

В Энгельберге 2 основных зоны катания. Точнее, одна основная на горе Titlis , 82 km, и другая дополнительная для семейного отдыха - Бруни, 7km . Где то в 30 мин езы от Энгелберга есть еше небольшой курорт Bannalp , но там только 2 км склонов . И как я поняла едут туда в основном за санками и скитуром. Конечно, 82+ 7 км трасс для взрослого курорта это не так чтобы прям много. Но из того, что основная зона катания в районе находится на 3000-2000m со снегом здесь всегда хорошо даже если в других местах плохо. К тому же я обычно приезжаю сюда на день, а то и на полдня и мне честно говоря , этих километров достаточно. Так вот, если посмотреть на схему трасс , то можно разделить все на 2 условных сектора: левый и правый.
На левый на самый верх идет сначала вагончики Titlis express, а потом современная большая гондола Rotair Stand, которая на радость туристам вращается вокруг собственной оси. Вот тут в выходные можно наткнутся на очередь. В Энгельберт приезжают много автобусов с туристами, это такой стандартный маршрут : сначала швейцарский люцерн, потом швейцарские горы.
Поэтому на верхней станции Титлиса есть и висячий мост, и ледяная пещера и куча сувенирных лавок и ресторанов. Все , чтобы туристы не заскучали. В самом низу очередей ни разу не видела, тк Titlis express дублируется еще одной веткой подъемников.
Однажды я застряла в очереди на Rotair Stand минут так на 10. Ощущения как на Кавказе в старые добрые времена. Микс отдыхающих культурно и с с лыжами. Только говорят вокруг на немецком и каком то китайском Среди туристов-лыжников много с широкими лыжами, абеэсами, и наверное если включить датчик, он должен истошно взвыть. Фрирайдеры здесь водятся, особенно после снегопада.
Kогда приезжаешь наверх еще надо подняться 3 или 4 этажа на лифте или пешком, потом смотровая площадка с видами и выход на трассу. Трасса на самом верху одна, я бы даже сказала, что это просто дорога к другим подъемникам. Потом попадаешь на довольно интересный участок с широкими и достаточно крутыми спусками. Из средств передвижения- бугель и хорошая быстрая креселка. Выезжала я из этой зоны по замечательному официальному бугрятнику, который всем своим видом напоминал чегетские трассы. Видимо это и была некая трасса ,типа skirout . На карте она отмечена желтым. Вот в видео скорее всего это место, но еще не раскатанное в хлам.
И о срам и позор швейцарскому горнолыжной индустрии, я даже видела там небольшие камешки, немного вылезающие из снежного покрова. Обратила я на них внимание, тк рядом валялись лыжи и жертва. Жертва правда быстро собралась и уехала
Ниже с этой стороны еще один карательный сектор . Общее впечатлении от этой более северной экспозиции - скоростные широкие трассы, мало трасс идущих траверсами.
Вот тут как раз один из этих склонов тестируют перед началом сезона
https://www.facebook.com/EngelbergTitlis/videos/1940039966006107/
На правой относительно озера части по моим осушениям основная часть трасс более пологая и, возможно тут они шире. Но и крутяки тоже есть. Вот черная от Jochstok мне понравилась.
Верхняя точка Jochstok лежит на высоте 2800м. От озера к ней тянется 2 очереди креселок. Перебраться с левого на правый (и наоборот) сектор можно только на неспешной креселке, идущей вдоль озера.

Пока едешь, можно созерцать окрестности, отсюда открывается очень хороший вид на фрирайдную зону.
Про фрирайд

Сложилось впечатление, что его тут любят. На официальном сайте есть обшая информация и ссылки на конторы с гидами. В местной скишули готовы научить не только алъпийской технике и карвингу, но и фрирайду. Только плати. Кроме того в том же инет пространстве я нашла несколько рекламных роликов курорта и половина из них про фрирайд. Вот тут , одна из представителей курорта, Dominique Gisin не только закладывает дуги на трассе, но легко и изяшно мчит по сугробам.
Благодаря тому же официальному сайту в инете нашлась гайдбук по всем оутдор развлечениям в Engelber . И здесь уже были фотографии с отмеченными фрирайдными зонами.В этой же книжке есть и описание скитурных маршрутов. Если интересно , то это тут http://www.prime-engelberg.ch/outdoorguide/outdoor-guide-engelbergertal/ про фрирайд начинается с 288 стр. Кроме того рядом с озером есть тренировочный центр по поиску датчиков. И любой желаюший может им воспользоваться https://titlis.ch/en/activity/detail/Avalanche_Training_Centre_(ATC)/4485/60973
Ну а лично мои впечатления такие. До этого фрирайда здесь очень легко добраться, достаточно немного отъехать от трассы. Зона Steinberg (1) начинается с самого верха, подлезаешь под веревочку ограждающую трассу от не трассы и сразу вниз.

В целом, рельеф хорошо просматривается , есть несколько перегибов, за которыми могут быть сбросы, но все довольно предсказуемо и по дороге наверх с вагона можно все хорошо просмотреть.

В самом низу , перед выкатом на озеро важно придерживаться народного траверса, чтобы хватило скорости проехать плоский участок . Перепад спуска около 1000м
Следуюший доступный с канатки фрирайдные склоны Sulz (2)
Тоже выход прямо с креселки. Тоже под веревочку и вниз . Рельеф -поля, хорошо все просматривается, ближе к озеру внимательней на перегибах. Фрирайдного народа по моим наблюдениям не так чтоб через край. После снегопада конечно их больше. Но не так чтоб вся очередь имела твердое намерение ехать в сугробы. И мне хватало места для фрирайдных изысканий. Хотя я обычно появляюсь на горе, не с первым вагоном, а ближе к обеду .
Следуюший местный фрирайдный Laub , 2400 -1400м (3)

Он уже ниже, поэтому снег может отличатся. Выход с креселки , а потом траверсом направо. Сам склон широкий , с средней кузиной градусов 30. Есть участки покруче. Выезд на трассу к бугелям и канатке. Видео не мое, взятое из инета.
Еше есть интересный спуск Galtiberg. (4) .Он начинается с самого верха и идет до самой долины. Те перепад около Сама не ездила, рассказываю со слов. Может, и наврали.. Начинается все с самого верха от с полей , потом нужно вовремя повернуть вправо н траверс над скалами, чтобы не ехать в потенциально опасный лавинный кулуар. После траверсы снова поле, потом по буеракам и лесу в долину.вот видео для иллюстрации. Спуск в Galtiberg начинается с 6.40 мин.
Теперь немного про отдых с детьми. В Энгелберге детская горка это Брунни. Снега здесь меньше, т.к. южная экспозиция.

Зато солнца больше. В самом низу огромный учебный склон с очень длинным бебилифтом, который дублируется еще и бугелем. Сам склон широкий и даже в воскресные дни, когда народу немало, места хватает всем.. Есть всякие фигурки, воротца, чтобы дети объезжали, Прямо рядом со склоном большой ресторан , там есть игровая зона со всякими кубиками, игрушками . Цены довольно демократичные со своим термосом тоже не гоняли. Добавлю, что и парковка и остановка автобуса все в шаговой доступности от склона. Кто с мелкими детьми ездил, тот знает, что это хорошо. На верху есть детский парк Yetty, со всякими каруселями, фигурками и естественно с беби лифтом и бугелем. Нижние подъемники за деньги, наверх можно купить одноразовый подьем и там уже детские подъемники бесплатно.
Что еще есть хорошего.
В Энгелберге до сих действует бенедиктинское аббатство, чья история начинается еще в 1120 году. Это довольно внушительное архитектурное сооружение находится в самом Энгелберге Тут же поблизости есть сыроварня, куда водят экскурсии . А тем , кто неравнодушен к беголыжам на фоне гор тут тоже должно понравится.

В самой долине проложено несколько трасс под классику и конек, к тому же есть лыжня на г Titlis, рядом со станцией Gerscnialp на высоте около 1300м. Сюда уже поднимаются на фуникулере.
Перемешаться по городку легко , благодаря нескольким линиям бесплатного автобуса. А для автомобилистов есть несколько больших парковок. Ну и еше не надо забывать , что ехать сюда (от Цюриха) только час. А из за того, что верх курорта на 3000 м официальный сезон заканчивается только в конце апреля.