0

Тогда считать мы стали раны

Reports Лента автора 29 Января 2009 (06:06) Просмотров: 741 19

На лыжебордических форумах любят пообсуждать разные увечья и способы защиты от них. Оно и понятно: зима, кто-то другой скользит по целинному полю, режет 40-градусный крутяк, а то и потягивает вино на солнышке, а ты сидишь дома, выискивая способ почесать ногу под гипсом...
Правда, все публичные дискуссии проходят по неизменной схеме: один рассказывает: "Я как хрясь затылком, но шлем спас", а другой в ответ: "Ездить сначала научись, и никакого хрясь". Ну, слово за слово... "А ты кто такой!?" - "Да пошел ты!"
Читает это начинающий катальщик и думает, наверное, что мозги отшибли оба - и шлем не спас, и умение ездить.

Какие же опасности реально угрожают лыжебордеру, и в каких случаях? На собственный опыт полагаться не нужно - опять выйдет "хрясь vs не хрясь". Посмотрим, что говорит по этому поводу статистика. Лавины рассматривать не будем - это совсем другая история, ограничимся обычными происшествиями на трассах и вблизи них.

Всемирная Организация Здравоохранения обладает самыми обширными данными... Но толку от них мало, поскольку учет ведется по кодам Международной Классификации Болезней. Вот привезли, допустим, поломанного катальщика, записали, что имеет место S82.3 (перелом дистального отдела большеберцовой кости). И никто не станет уточнять, что оно произошло из-за W02 (падение при катании на лыжах, коньках и т.д.), а не вследствие Y29 (контакт с тупым предметом с неопределенными намерениями). В общем, при всем уважении к ВОЗ...
Производители креплений и всякой защиты тоже ведут учет, но доверия он, по понятным причинам, не вызывает. Как говорится, фтопку. Очень аккуратно учитываются травмы профессиональных спортсменов. Это не наш случай, но хоть узнаем, насколько горнолыжный спорт опасен в целом. Вот американские данные за 2003 год (число травм на 1000 человек в день).


Американские данные за 2003 год (число травм на 1000 человек в день)

Это весьма оптимистично, если учесть, что на 1000 человек в день приходится 10-15 бытовых и уличных травм.
Но как же с травматизмом катальщиков-любителей?
Можно взять статистику травматологических клиник, но там учитывают только тех, кого пришлось госпитализировать (а таких, к счастью, лишь 8-15%). Зато у попавших в клинические сводки травмы соответствующие - читать и то страшно. Своя статистика у Красного Креста, лыжных патрулей и разных организаций, именуемых весьма поэтично - ISSS, AMA, NSSA, CSAPH и т.д. Хоть большая часть статистического богатства, размещенного в интернете, далеко не бесплатна (от 25 до 75 уёв), но кое-что собрать все же удалось.
Есть научные статьи, посвященные конкретным травмам. Они общедоступны, но авторы изо всех сил завышают показатели по своим любимым увечьям, делая вид, что это и есть главная лыжебордическая напасть. Тем не менее, что-то удалось взять и отсюда. Наконец, у нас есть собственная статистика, собранная осенью 2008 года на SKI.RU.

Скажу заранее: все, приведенное ниже, является весьма вольной компиляцией и ни в коей мере не претендует на наукообразие. Но общие тенденции, по-моему, отражает.

В общем и целом

Можно достаточно уверенно сказать, что последние годы травматизм среди катальщиков составляет 1-3 случая на 1000 человек в день. Вот данные из нескольких стран.


Последние годы травматизм среди катальщиков составляет 1-3 случая на 1000 человек в день

Заметим, что в 60-е этот показатель был гораздо выше, и на 1000 человек приходилось 6-8 травм в день. Лыжный травматизм потихоньку снижается, а вот бордический ведет себя интереснее.


Лыжный травматизм потихоньку снижается, а вот бордический ведет себя интереснее

Наконец, спешу поздравить: летальность лыжебордического отдыха крайне мала и оценивается как 0.008-0.01 случая на 1000 человек в день (в 1.5-2 раза меньше, чем при пляжном отдыхе), но пропорция тут обратная: бордеры гибнут в 1.5 раза реже, чем лыжники.
При столь мизерной выборке о статистических закономерностях говорить не приходится. Правда, один автор уверяет, что 35% погибших были в шлемах, а другой - что 7% находились под действием алкоголя.

Что

Считать травмы - дело непростое: на склоне статистика одна, у спасателей другая, у "Скорой" третья, а в стационарах четвертая. И чем дальше от горы, тем травмы тяжелее: на склоне все больше синяки, а на больничных койках совсем другое. Начнем со стационаров.
Вот что насчитали в клинике университета штата Орегон и в травматологическом центре канадской провинции Альберта. Расхождения значительные... То ли американцы и канадцы имеют разную анатомию, то ли падают по-разному, то ли по-разному мухлюют с медицинской страховкой.


Вот что насчитали в клинике университета штата Орегон и в травматологическом центре канадской провинции Альберта

Расхождения значительные... То ли американцы и канадцы имеют разную анатомию, то ли падают по-разному, то ли по-разному мухлюют с медицинской страховкой

Американцы заодно подсчитали, что мужчин привозят чаще, чем женщин (в 4 раза среди лыжников и в 6.5 раз среди бордеров). У канадцев же пострадавших мужчин оказалось больше в 3 раза (одинаково среди бордеров и лыжников). Обнаружилось также, что у бордеров левая нога повреждается вдвое чаще, чем правая, а у лыжников травмы кисти представлены почти исключительно вывихами и переломами большого пальца.

Теперь обратимся к статистике спасателей и скорой помощи (считается, что эти службы знают о 35-40% травм). Очень авторитетный исследователь катального травматизма М.Лангран тщательно обработал сводки шотландского лыжного патруля. Сравним их с данными спасателей из Колорадо (Д.Таги, Денвер) и Калифорнии (Т.Дэвидсон, Сан-Диего), а также со статистикой спасательной службы Красного Креста с двух отечественных курортов.


Обратимся к статистике спасателей и скорой помощи

Опять расхождения! Кстати, некоторые исследователи (в т.ч. и М.Лангран) уверены, что женщины травмируют коленный сустав в 1.5 раза чаще, чем мужчины. Любопытно, но у некоторых авторов получается, что верхние и нижние конечности катальщиков страдают одинаково часто.

Теперь посмотрим, что делается на склонах - сравним наши данные с шотландскими. Напомню: мы знаем обо всех случаях, а они - только о замеченных лыжным патрулем.


Посмотрим, что делается на склонах - сравним данные наши данные с шотландскими

Напомню: мы знаем обо всех случаях, а он - только о замеченных лыжным патрулем

Если же сравнить наши данные со статистикой спасателей Красного Креста, то становится ясно: не любит наш катальщик звать на помощь по мелочам. По данным опроса, 65% лыжников и 63% бордеров обошлись своими силами, и спасателям о них ничего не известно.


Если же сравнить наши данные со статистикой спасателей Красного Креста, то становится ясно: не любит наш катальщик звать на помощь по мелочам

Как

Теперь посмотрим, какие травмы угрожают лыжебордерам. Стационары трогать не будем (меньше знаешь - лучше спишь), сразу обратимся к статистике лыжных патрулей и "Скорой". Возьмем данные из Шотландии, Колорадо, Австрии (Р.Эклер, Инсбрук), а также российских спасателей.


Теперь посмотрим, какие травмы угрожают лыжебордерам. Возьмем данные из Шотландии, Колорадо, Австрии, а также российских спасателей

В Денвере обратили внимание на изменение структуры травматизма: с 1996 по 2005 частота переломов ног потихоньку снижалась, а частота повреждений связок коленного сустава выросла вдвое. Примерно так же выросло число ушибов тушки, приведших к повреждениям внутренних органов. Но и это не все: в детской клинике Колумбуса (Огайо) подсчитали, что из 79 юных катальщиков доставленных со склонов после снегопадов, "тупая травма живота" отмечена у 26% лыжников и 23% бордеров.

Вернемся к результатам нашего опроса. Сначала сравним данные по лыжникам и бордерам с шотландскими.


Вернемся к результатам нашего опроса. Сначала сравним данные по лыжникам и бордерам с шотландскими

Вернемся к результатам нашего опроса. Сначала сравним данные по лыжникам и бордерам с шотландскими

Теперь посмотрим, что думает патруль Красного Креста.


Теперь посмотрим, что думает патруль Красного Креста

Правильно: ни ушибов, ни "другого" - потому что это мы лечим сами. Вот ЧМТ и переломы - дело ясное, поэтому наших лыжебордеров спасатели чаще довозят до больницы (17% лыжников и 16% бордеров), чем европейских (8-15%).
Между прочим, из нашего опроса видно, что из тех 65-70% пострадавших, которые обходились своими силами, многим пришлось потом долечиваться дома или в поликлинике (26% лыжников и 20% бордеров).

У кого и почему

Практически все исследователи сходятся во мнении, что женщины травмируются чаще, хотя соотношения приводят разные. Понимать это можно двояко: то ли женщины хуже катаются, безобразнее падают и вообще "бабы дуры", то ли - что кажется более правдоподобным - женщины ведут себя разумнее и обращаются за помощью по менее тяжким поводам.

По поводу возраста пострадавших мнения расходятся. В Колорадо полагают, что чаще других травмируются лыжебордеры до 18 лет, в Шотландии - что до 17 лет, в Австрии решили, что женщины обычно бьются с 16 до 25 лет, а мужчины - с 20 до 40. Интереснее всего мнение вашингтонской Комиссии по Безопасности Потребителя (Consumer Product Safety Commission): у лыжников рискованный возраст наступает после 45, и больше всего травм приходится на 55-65 лет. У бордеров же, напротив, в группе риска молодежь до 25, а чаще всего травмируются дети 10-15 лет. Хотя, если эти ребята брали данные из стационаров - тогда всё становится более или менее понятно.

А вот что получилось в Калифорнии.


А вот что получилось в Калифорнии.

Связь травматизма с техническим уровнем вообще непонятна. Большинство авторов просто спрашивали битых и целых лыжебордеров - как они катаются? Если, например, битые называли себя начинающими вдвое чаще, чем целые, то из этого делался вывод, что начинающие страдают вдвое чаще, чем более опытные. В Калифорнии вышло, что начинающие бились в 1.8 раза чаще, в Шотландии - что начинающие лыжники в 2 раза чаще, а бордеры в 3 раза чаще. Но возникает вопрос: опрошенные пострадавшие считали себя начинающими ДО травмы или пришли к этому выводу уже ПОСЛЕ? И тут, боюсь, статистика бессильна.
Совсем странный результат получился у травматологов из Альберты: они уверяют, что 36% пострадавших катались на лыжах или доске первый раз в жизни. Не понимаю, что творится в этой самой Канаде...

Предвижу вопрос: а как влияет на травматизм использование защитных средств - в первую очередь шлемов? Увы, но самый крутой авторитет по травмам лыжебордеров Дж.Шили, изучающий их уже 40 лет, относится к этому делу весьма скептически. По его данным, число опасных черепномозговых травм снижается гораздо медленнее, чем растет число шлемоносцев, а смертность на склонах (не связанная с лавинами) уже несколько лет не меняется. Да и российские спасатели из Красного Креста рассказывают о мозгах, сотрясшихся под шлемами... Хотя царапины и шишки действительно сходят на нет. Примечательно, что уже знакомый нам М.Лангран, тоже изучавший этот вопрос, заканчивает одну из статей на www.ski-injury.com так: "Now you know why I have to drink as much malt whisky as I do" (Теперь вы знаете, почему я пью столько виски).

Не хочется заканчивать на грустной ноте... Вот скромная статья из Копенгагена. Ничего особенного: две одинаковых группы катальщиков в течение 8 дней ездили из отеля до горки на автобусах. Одной группе (экспериментальной) по дороге ненавязчиво показывали клипы о регулировке креплений, правилах безопасности и прочей никому не интересной ерунде. А другой группе (контрольной) не показывали... Вот результаты.


Одной группе (экспериментальной) по дороге ненавязчиво показывали клипы о регулировке креплений, правилах безопасности и прочей никому не интересной ерунде. А другой группе (контрольной) не показывали... Вот результаты

Теперь можно и закончить. Давайте, не будем ничего ломать, ладно?

Использованы материалы www.ncbi.nlm.nih.gov, а также с сайтов: www.ski-injury.com, www.taynet.co.uk, www.skipatrol.ru, www.boarderz.ru, www.ama-assn.org, www.astm.org, www.nsaa.org, www.nsc.org, www.ski-blog.com, www.theskijournal.com, www.wemjournal.org, www.demoscope.ru, www.jtrauma.com, www.sportmedicine.ru



Материалы по теме
Опрос: Травмы лыжников за сезоны 2006-2007 и 2007-2008
Опрос: Травмы бордеров за сезоны 2006-2007 и 2007-2008
Автор: Skipper
0
  • 120
  • 38
  • 18
0  
jul    29 Января 2009 (15:21)   #
Надо в автобусе еще одну экспериментальную группу, которой показывать безумные лыжебордические муви. И поглядеть статистику ))

А вообще, Шкипер, все лыжебордическая общественность кланеется тебе в ноги. Спасибо!

0  
Igorello    29 Января 2009 (15:32)   #
Skipper, спасибо, познавательно. (а нога под гипсом лучше всего чешется длинной вязальной спицей icon_smile.gif ).
0  
tulenius    29 Января 2009 (15:36)   #
нас посчиталиicon_smile.gif

а у мну почему-то и не чесалось ничо под гипсом.... icon_rolleyes.gif
0  
SShura    29 Января 2009 (16:18)   #
У моей жены тоже не чесалось - но у нее гипс импортный был - австрийиский icon_smile.gif
0  
DJSnow    29 Января 2009 (19:35)   #
Офигенная статья. Я тоже кланяюсь в ноги, автор проделал неимоверно сложную задачу.

Жалко что из-за отсутствия достовернных исходных данных статистика не имеет значимости.
И жалко, что из-за отсутствия информации вообще (кто-нибудь считал, например, кол-во женщин и мужчин на трассе, или сноубордистов и лыжников), не возможно было использовать более уместные в данном случае W/A indexes (средневзвешенные показатели)
Но все равно огромное спасибо автору!!!!!!
0  
sasha k2    29 Января 2009 (22:50)   #
Цитата(DJSnow @ 29.1.2009, 19:35)
Офигенная статья. Я тоже кланяюсь в ноги, автор проделал неимоверно сложную задачу.

Жалко что из-за отсутствия достовернных исходных данных статистика не имеет значимости.
И жалко, что из-за отсутствия информации вообще (кто-нибудь считал, например, кол-во женщин и мужчин на трассе, или сноубордистов и лыжников), не возможно было использовать более уместные в данном случае W/A indexes (средневзвешенные показатели)
Но все равно огромное спасибо автору!!!!!!
Статья-супер! Автору - респект ! От себя скажу так. Начинал на лыжах-4 сезона, потом с 1993 на доске 5 сезонов. На лыжах падал с больших скоростей и пох... На доске.. лучше не падать , на скорости, во всяком случае.
0  
MikeS    30 Января 2009 (00:17)   #
А ещё в гипсе можно на мотоцикле ездить, а костыли к багажнику привязывать чтоб травмпункт доезжать быстрее icon_biggrin.gif .
Статистика, конечно, мощная, но непонятная. Откуда, что берётся?
0  
Zef    30 Января 2009 (13:35)   #
Шкип, а когда банкет? Вообще-то, если ты, и вправду, перелопатил стока статистики, то сия писулька после правки стиля тянет на автореферат к приличному дисеру... (видали и хуже!)

А вот, насчет бесполезности шлема я по данным твоей же публикации не согласен! Посмотри, наскольков России-матушке больше черепно мозговых, а почему? На западе народ шлемами не пренебрегает, а многие курорты на трассу без горшка в принципе не пускают.
0  
ch3oh    9 Июня 2009 (12:17)   #
Цитата
то сия писулька после правки стиля тянет на автореферат к приличному дисеру... (видали и хуже


То, что хуже видали это несомненно. Но мы ж на этом форуме не лаптем счи хлебаем.
У нас в институте это называется "ежегодный отчет по обобщению опыта эксплуатации", что само по себе неплохо.
Для дисера я бы еще добавил проверку статистических гипотез и постановку и решение задачи прогноза во всевозможных видах. Можно корреляции посчитать...
Прочел с интересом!
0  
игорьБ    30 Января 2009 (13:59)   #
Шкип - монстр и супербизон! Браво!
ура! россия победила всех мозгами... сотрясенными..
про шлем:
основные задачи шлема (у меня):
1. не дует в ухи - забыл, что такое отит.
2. сидит на башке в одном положении и это красиво - а шапочки от катания всегда набекрень и дефченки смеются.
3. сидя с краю в креселке можно спать, прислонив голову к железяке.
4. при посадке на подъемник можно смотреть под ноги и на дефченок, не боясь удариться репой о какую-нить хрень.
5. и еще всяко-разная польза.
а то, что он от сотресения не спасает, я с этим согласен. его еще мозгосборником называют..
0  
Pingvin    30 Января 2009 (16:40)   #
Skipper, супер и не лень же было перелопатить столько циферек...
Приятно что у нас на форуме есть такой аналитический МОЗГ! icon_biggrin.gif
0  
tulenius    2 Февраля 2009 (22:58)   #
ой, исчо травма очень лыжная. для альтернативной статистики. присчемил йа в прошлом сезоне кантами ухоicon_smile.gif

был бы в каске, не прищемил бы icon_biggrin.gif

  • 1
0  
swissmaker    3 Февраля 2009 (11:19)   #
Внатури. Долой шлемы!
Дети и женшины- приемлемо. Но когда в шлеме взрослый мужик с здоровенной елдой катит по публичной трассе где женщины и дети- дурной тон однако

eusa_think.gif
Долой и елду тоже! icon_smile.gif
  • 1
0  
starper    9 Июня 2009 (12:48)   #
Цитата(swissmaker @ 3.2.2009, 12:19)
Дети и женшины- приемлемо. Но когда в шлеме взрослый мужик... катит по публичной трассе где женщины и дети- дурной тон однако

Оченнно согласен, однако. Но только с тем, чё проциптировал icon_biggrin.gif
  • 212
  • 92
  • 82
0  
kuba    3 Февраля 2009 (16:41)   #
уважаемый доктор!
огласите ваши рекомендации на основании статистики:
что беречь, как беречь, наколеники, сковородка под зад, супинаторы и тд...
0  
Skipper    3 Февраля 2009 (21:14)   #
Очень правильно товарищ ставит вопрос: "Чего беречь?"
Беречь свою грешную и неповторимую душу icon_biggrin.gif А чего еще беречь-то?
А то шлем, сковородка, понимаешь, памперсы всякие...

swissmaker, ну ты прямо максималист какой-то icon_eek.gif Чего там у вас в Свиссариях творится?
0  
Igorello    3 Февраля 2009 (22:32)   #
Што беречь, как беречь? На шахматы переходить пора (ну, шашки там, домино всякое) eusa_dance.gif
0  
SShura    4 Февраля 2009 (09:17)   #
А я... А я.... А я черепаху хочу купить и фулфейс.

Навидался уборочек на камни в Европиях. Ну нах. Беречь надо тельце, а в нем, - душу icon_smile.gif
  • 8
  • 8
  • 12
0  
-=Shurik=-    8 Июня 2009 (15:09)   #
Могу сказать за себя. Я получал очень разнообразные травмы за свои 6 сезонов.
1) Первые пара сезонов - обучение. Зад синий, запястья тянулись, затылком и хребтом прикладывался, но без серьезных последствий.
2) Пьянка на доске, причем без шлема. Результат - сотрясение, разорван нос, пробита насквозь нижняя губа. Десяток швов, 2 недели реабилитации, покупка шлема - гоу. Мозги тогда я все еще не приобрел, но пьянствовать перестал.
3) Горы. Тут может быть всякое. Помимо шлема приобрел наспинник и перчатки со вставками. Спасало. Особенно перчатки, перестал тянуть кисти. Шлем несколько раз спасал от серьезных травм головы (я ж дурак, лезу на рожон).
4) Встреча со смертью. Я ее сильнее. Проверено Австрийскими Альпами.
Утро, около 9.30 утра. Ночью до 4 утра жестко бухали, внимание рассеяное. Я первый проснулся, оделся и один погнал на гору.
Поднимаясь на подъемнике увидел непаханые снежные поля. Мозгов нет, умение кататься есть, страх отсутствует. Но внимание, блин! Оно и подвело!
Градус горы не очень большой, пухляк сантиметров 30-40, волны поднимаются 2-метровые. Кайф! Встречаются крупные камни. Скорость километров 30-40 в час, парю над снежной равниной. Не торможу перед перегибом, за ним скала 2*2 метра. Закантовка и удар. Шлем (забыл застегнуть) улетает метров на 5. Камера (была в руке) летит гораздо дальше.
Жизнь замирает, дышать невозможно, дыхание перебито, чувство проломаной грудной клетки и раздробленного бедра. Общее сотрясение организма. Как оказалось(потом посмотрел по камере) я лежал и дергался 18(!) минут!!!
Зависает вертолет, спускается спасатель. Тут я услышал самый тупой в своей жизни вопрос "are you ok?"
Ответ последовал на русском "Бл*ть, мужик, а как ты думаешь?" И продублирован на английском из разряда "русские не сдаются! С поломаными ногами съеду, а за эвакуацию платить не буду!"
Голова соображала слабо, но показаться лошарой, разбившемся о камень в поле не хотелось.
Поднялся, прихрамывая поднял камеру и шлем и говорю спасателю, я поехал вниз, надо шнапса выпить, а то все болит. Чувак прих*ел и решил меня сопроводить. Я пристегнулся и улетел впереди него.
С трудом доехал до подъемника, грудная клетка намекала о десятке поломанных ребрах. Но я прокатался еще часа 2, прежде чем стало совсем хреново и я не спустился в город.

Итог:
Ни единого перелома, обширный ушиб грудной клетки(болела недели 2-3), пол челюсти болело дней 5 (шлем надо застегивать!!!), рваная рана бедра (а вот тут шорты с защитой спасли бы). Сейчас остался отличный шрам на бедре, напоминает...

Выводы:
1)Не ездить по незнакомому пухляку с бодуна.
2)Не ездить между камней без полного панциря и шорт.
3)Застегивать шлем.
4)Прикупить мозгов.

Если уж говорить о себе, то ВСЕХ своих травм можно было бы избежать, но пришлось бы жертвовать пухляком, трамплинами и алкоголем. Ну зачем же тогда кататься?) Жизнь прекрасна именно тем, что она конечна. Ведь мы и живем для того, чтобы получать адреналин именно от страха травмы или смерти. Так что не надо бояться травм. Купите защиту и зажигайте. А кому суждено погибнуть под лавиной не должен бояться разбиться о скалу!