- Том, каково быть легендой сноубординга?
- О черт, я не люблю такие вопросы… Давай перейдем к следующему!
- Вот самый простой вопрос - уверены, что ты отвечал на него несколько раз. Каково было сниматься в качестве дублера агента 007 в фильме "Вид на убийство"?
- Это была возможность наконец-то помочь нашему спорту привлечь внимание телевидения и кино! Так как сноубординг во многих горнолыжных областях мира - в Северной Америке, да где угодно! - сводился к тому, что сноубордисты – это сумасшедшие парни, спускающиеся с горы по прямой на неуправляемой доске. Раньше на всех курортах существовала политика безопасности, согласно которой снежному развлечению такого рода места не было. Кстати, если бы Уоррен Миллер снял меня в одном из своих фильмов пораньше, я смог бы изменить представление многих людей о сноубординге!
А в то время в США было всего несколько горнолыжных курортов, где был разрешен сноубординг. Итак, мы сделали первое сноуборд-видео с Уорреном Миллером, а затем, когда я выиграл контест на курорте Бертоуд Пасс (Berthoud Pass), Вилли Боднер (Willy Bodner) пригласил меня сниматься в Вайль (Vail) в фильме «Fire and Ice». Когда съемки завершились и все стали говорить о следующем проекте, Вилли сказал, что этим летом (это было в марте 1984 года) собирается снимать сцены для фильма о Джеймсе Бонде. И конечно я понял, что должен попасть в этот фильм!
Если бы мы могли показать наш спорт на широком экране, я смог бы изменить мнение людей всего мира о том, что такое сноубординг… Это не просто парни, скользящие по снегу на доске! Я сказал Вили, что в любом случае готов попасть в этот фильм, а он ответил: «Я так не думаю, все сцены в кино уже расписаны». Тогда я заявил: «Ладно, послушай вот что. Я спущусь с горы, с крутой горы, и перелечу озеро!» Он спросил: «Правда?» Я ответил: «Конечно!»
Конечно, это было экспромтом, и я просто, пытаясь сжульничать, хотел добиться своего. Я сказал, что могу это сделать, чтобы гарантировать себе участие в этом фильме… Вили поговорил об этом с другими людьми, три недели спустя он позвонил и сказал «Ты участвуешь в съемках». А затем добавил: «На тот случай, если ты утонешь в озере или убьешься, будет лучше, если ты возьмешь с собой запасного человека». Поэтому я взял с собой одного из моих командных райдеров - Стива Линка (Steve Link).
Я провел весь июль 1984 года, снимаясь на ледниках (и это было еще до того, как появились крепления с хайбеками). Мы катались на жестком снегу, останавливались в 5-ти звездочных отелях, и это был абсолютно новый для меня стиль жизни. Было довольно весело. Самым захватывающим было то, что все время я думал о возможности доказать людям, что мы можем поворачивать на этих досках и контролировать их! И так и стало. Фильм был хитом. Люди изменили свое восприятие сноубординга. Не только компания Sims, но и каждый, кто был в то время в индустрии, благодаря фильму испытали на себе ход прогресса.
- Сравниваешь ли ты себя с Джеймсом Бондом?
- Да я только раз видел Роджера Мура за все время съемок! Когда смотрите фильм, имейте в виду, что все кадры с его "катанием" были сделаны на съемочной площадке в павильонах Пайнвуд Студиос в Лондоне (смеется).
На одном из ток-шоу в 1985 году интервьюер спросил Роджера Мура: «А что насчет этих трюков в кино - ты делал их сам?» Актер ответил: «Каждый из них!» (снова смеется). При этом он, конечно, даже не появлялся на снегу. Он просто был в студии. Я думаю, это довольно забавно.
- Расскажи о снерфере - многие молодые люди даже не знают, что это такое…
- Давным-давно, в марте 1966 года парень по имени Шерман Поппен (Sherman Poppen) соединил две лыжи вместе вместе, привязал к носу веревочку (чтоб держаться) и получил на это патент. Вид спорта он называл снерфингом (snurfing) - его жена придумала слово, объединив «surfing» и «snow». Когда мы с друзьями видели снерф в магазине, начинали смеяться - вы только посмотрите на эти веревки! В 1966-м году было продано не много снерфов, но в 67-м, 68-м и 69-м купили более миллиона снарядов! Снерфинг оказал положительное влияние на спорт, исходя из него, многие получили представление о сноубординге. Ведь многие первоначальные варианты снаряжения первых сноубордических компаний, таких как Winterstick, Burton и Flight, напоминали снерф.
А примерно в 1968 или 1969 году я увидел, как Джоуи Кейбел (Joey Cabel) и Мак Дойл (Mike Doyle) катаются на монолыже в лыжном видео. Хотя это было в весьма лыжном стиле, я обратил внимание на то, как монолыжи всплывали в целине! А те доски, которые были у меня и моих друзей в 60-х, этого не могли! Поэтому я немедленно взял материалы, оставшиеся от конструирования серфов (я начал делать доски для серфинга в 67-м или 68-м году), и сделал 60-дюймовую (около 1,5 метров) твердую доску из стекловолокна.
Так появился первый полноразмерный сноуборд. Позднее именно из-за него я отдалился от «скейтбординга на снегу», это можно было назвать больше серфингом на снегу, потому что сейчас мы можем, как вы знаете, скользить по горе! Это стало большим достижением.
В 1978 году я приехал в Нью-Йорк, показывал наши доски на выставке и не мог ничего продать (думаю, что Burton тоже продали на той же выставке всего несколько досок). Даже в 1978 году я все еще не мог добиться большего, чем уговорить попробовать покататься нескольких друзей.
- Вернемся в наши дни. Современный сноубординг является тем же спортом, каким вы занимались в конце 70-х на досках без кантов и резиновыми стрепами?
- Сноубординг, как вы знаете, вне зависимости от времени, всегда был занятием для бесстрашных! Сегодня у каждого есть возможность кататься в мягких ботинках, быть в комфорте, тепле и сухости... Это доставляет гораздо больше удовольствия. И каждую зиму я получаю все больше веселья, хоть я и становлюсь старше, все еще получаю удовольствие от сноубординга. А мое снаряжение для целины в этом сезоне лучше, чем в предыдущем! Именно поэтому технологии делают сноубординг более веселым. Мы все еще оттягиваемся по полной, но сейчас благодаря технологиям можно делать это с большим удовольствием, чем раньше.
- Как легенда этого спорта, скажи, кто сейчас тебя радует? Есть же какие-нибудь особенные райдеры, которые выделяются?
- Вот черт! Если сравнивать те годы и нынешние дни, все что делают эти парни, начиная от катания в больших горах и заканчивая трюками, которые они исполняют в супер пайпах… Выделяется Стив Фишер (Steve Fisher), который выиграл золотую медаль на X-Games в прошлом году, и Шон Вайт, Дэнни Касс... А все началось с Терри Кидвелла (Terry Kidwell) - он стал отцом сноуборд-фристайла. Я очень рад и по сей день наблюдать его в одном из пайпов Тахо. И мне просто приятно, что фристайл выжил, пошел так далеко и стал настолько потрясающим. Фристайл и катание по целине - две самые изумительные составляющие сноубординга!
- Каким ты представляешь себе развитие сноубординга? Например, как ты его видишь через 10 лет?
- У меня есть несколько мыслей на этот счет. Я знаю, что глобальное потепление оказывает очень негативное воздействие, я вижу это последние 25 лет. Я вижу, что условия в Европе значительно ухудшились... В иных городках даже нет снега. Вы вынуждены ехать на поезде, затем подниматься на подъемниках, чтобы добраться до снега. Всего лишь несколько градусов в разнице температуры действительно убивают горнолыжные зоны.
Как в Аризоне или Нью Мехико сейчас, почти все горнолыжные курорты борются за выживание. За последние пару лет некоторые уже даже обанкротились. Я вырос в Поконо (Pocono), катался там на лыжах в начале 60-х, как только начинал идти снег…
Я думаю, что через 10 лет из-за глобального потепления это станет реальной проблемой для горнолыжных курортов, особенно в областях с неустойчивой погодой. Поэтому это одна большая проблема для спорта и индустрии… и надо ее как-то решить.
С другой стороны, горнолыжные курорты делают парки все лучше и лучше. Мне нравится, что когда я направляюсь на удаленные трассы, по пути могу встретить на горе 3 или 4 парка. Некоторые - легкие, для детей и тех, кто только начинается кататься. У них есть своя зона, а большие фигуры расположены в другом месте. На многих курортах есть супер пайпы. Думаю, что горнолыжные курорты соревнуются друг с другом, кто сделает парк лучше, и сноубордистам от этого только лучше. Сейчас у нас больше выбора. Горнолыжные курорты конкурируют между собой из-за денег, которые вы потратите на их подъемниках. И это только плюс для сноубординга.
Другим положительным фактором для спорта является то, что я вижу все больше и больше предложений от компаний, производящих снегоходы. То есть, людям не надо тратить тысячи долларов на аренду вертолета. Ты можешь катать фрирайд благодаря снегоходам.
- Какой момент был самым лучшим в твоей карьере?
- Мой самый первый сноуборд был проще некуда, но кататься на нем не получалось. Тогда я вернулся в мастерскую и обшил его снизу алюминием. Думаю, это и был самый волнующий для меня момент - кататься на собственном сноуборде, когда еще никто не делал этого. Кто-то, может быть, вставал на санки с ручкой, кто-то приделал веревку к носу санок, но, насколько я знаю, никто никогда раньше не катался по горкам со свободными руками. Это и был лучший момент.
- А какое время стало самым плохим?
- Наверное, самым неприятным было, когда мне отказывали в каждом из полудюжины банков, когда я приходил взять кредит для своего сноуборд-бизнеса.
- Что представляет сейчас собой обычный день Тома Симс? Где ты живешь, какое у тебя хобби и т.д.?
- Мы с моей любимой женой Хилари и семьей живем в Санта Барбаре. У нас пятеро детей, мы катаемся в Маммоте на сноуборде так много, насколько это возможно, часто ездим в Вистлер. Нам нравится бывать в Колорадо и штате Юта. Мы все любим серфить и кататься на скейте, также нам нравится кататься на вейкборде, поэтому нам все время есть чем заняться.
- Какова сейчас твоя ежедневная роль в бренде? Тебе платят проценты или ты больше выступаешь в качестве вдохновителя?
- Да, это близко к истине. Наученный горьким опытом работы с международной компанией, я решил стать партнером Collective Licensing в Денвере, чтобы принимать участие в управлении брендом. Поэтому сейчас они являются моими агентами. Здесь работает много сноубордистов, поэтому они понимают культуру, понимают этот спорт, они были теми, кто подключил Стива Фишера и это оказалось впечатляюще. Также с нами работает Гаэтан Ченат (Gaetan Chanut), он отличный райдер. Мы собрали отличную команду и запустили недавно новый сайт, все это замечательно. Думаю, что это хорошо для будущего компании Sims.
Я считаю важным, что Sims и особенно Sugarboards производят специальные серии для девушек. Когда я впервые подумал о создании специальной женской доски, такого еще ни у кого не было. Я обратился к Шеннон Данн (Shannon Dunn) и спросил ее, что она думает по этому поводу? Она сказала, что это великолепная мысль! Затем Sims выпустила промодель Шеннон Данн, и это была первая доска, сделанная специально для девушек. До этого момента женщинам приходилось покупать детские или юношеские мужские доски и надеяться, что они попадут на правильную ширину и жесткость. После выхода доски Шеннон Данн появился женский сноуборд-рынок и все другие производители начали делать подобные специальные доски.
- Можешь ли ты назвать Джейка Бертона своим конкурентом?
- Я не знаю, как насчет этого. Он, конечно, король индустрии сноубординга и проделал отличную работу. У нас было несколько ссор из-за Крейга Келли и Шеннон Данн, а также других не очень приятных вещей, после которых остался неприятный осадок. Но он доминирует в индустрии с доходом в 2,4 миллиарда долларов…
Подготовил Адриан Роан Риттер для Future Snowboarding.