+8

Тони Зайлер — «Чёрный Блитц из Китца» во всем

kuba Лента автора 25 Июля 2012 (12:20) Просмотров: 1578 6

В этой жизни столько неожиданных поворотов, столько проявленных талантов, что их с лихвой хватило бы на несколько ярких биографий спортсмена, актера, бизнесмена и еще несколько людей, «сделавших себя» в других областях.
 
 

Своё спортивное прозвище он получил вполне заслуженно. И оправдал его всей своей жизнью.
 
Его жизнь начиналась довольно заурядно для  рожденного в Австрийских Альпах. Отец— сантехник. Родители поставили его на лыжи в два года. Что может показаться рано жителю другой страны, но обычно для австрийской горной деревушки.
 
Символично, что именно в год его рождения (1935) его родной тирольский поселок Китцбюэль стал горнолыжной станцией.
Высокий (186 см.), атлетично сложенный парень рано стал делать успехи в горных лыжах. Но и в других видах показывал неплохие результаты — прыжки в высоту 180 см., бег 100 м. за 11.2 секунды. Побеждал в прыжках с трамплина и в лыжном двоеборье.
Но он думал и о том, как зарабатывать на жизнь. В те времена горные лыжи не были «хлебным» спортом.  Тони осваивал специальность стекольщика, жестянщика, но после горных лыж ему не пришлось стать кустарем. 
Настоящие успехи пришли после службы в армии. И если он сам еще сомневался в своем будущем, связанным с горными лыжами, то тренер австрийской команды горнолыжников Фред Росснер — поверил в него и Тони более чем оправдал это доверие.
 
Он отличался от других горнолыжников манерой прохождения трассы на предельных скоростях, на грани риска. Он на этой почве получил и своё знаменитое прозвище «Чёрный Блитц из Китца» (нем. Der schwarze Blitz aus Kitz). «Блитц» в переводе с немецкого означает «молния», «вспышка». Чёрный — по цвету комбинезонов, в которых обычно выступал Зайлер. Мне больше нравится вариант перевода —  «Черная молния».

И этого резкого, рискового стайла он придерживался всю остальную жизнь во всех других ипостасях. Этому соответствовал и его резкий вспыльчивый темперамент.
 
Такой стиль катания вызывал частые падения. Про него говорили: «Тони ничего не добьется: он всегда падает» и словно «накаркали»: в 1953 году он получает серьезную травму— перелом голеностопа. Больше года уходит на восстановление. Зайлер, еще и еще раз просмотрев вместе с верившим в него тренером кинопленки с записью своих спусков, делает точный анализ своих неудач: «Я неоправданно рискую в самых сложных местах, где в случае удачи я выигрываю только десятые доли секунды. Не они решают исход борьбы на длинной дистанции».
Спортивные успехи Тони Зайлера достаточны известны. И до сих пор некоторые так и не побиты: пожалуй, главный рекорд — семь побед на чемпионатах мира. Но и трехкратное олимпийское чемпионство смогли повторить только два горнолыжника .
 
Но обратите внимание, с каким отрывом он побеждал: на Олимпийских играх 1956 в Кортина д'Ампеццо
 в скоростном спуске он опередил швейцарца Раймона Феллая на 5.5 секунд (!), в гигантском слаломе — австрийца Андерля Мольтерера на 6.2 секунды (это вообще шок!), в слаломе — японца Шихару Игайя на 4 секунды. В наше время, когда на трассах победителя определяют сотые и тысячные секунды, такое просто невозможно!!! Он реально был пришельцем из будущего в свое время!!! Это даже не Блиц, а Терминатор!
Что касается победы в слаломе, то она особенно фантастична: трассы слалома были проложены на сложном ледянистом рельефе, общее количество ворот — 171.  Из 108 стартовавших только пятеро (!) спустились без падений. Ну, если не терминатор, то точно — Бэтман))).
 
После его побед ы в Олимпийской деревне выстроилась очередь в 50 000 человек, чтобы получить автограф Тони на его фото с прической Элвиса.
Был и драматический эпизод во время скоростного спуска: «… во время скоростного спуска у меня случилась неприятность... Незадолго до старта сломалось крепление, и мне неожиданно пришел на помощь не наш, австрийский, а оказавшийся рядом итальянский тренер — отдал свое».
 
После того, как Зайлер выиграл три золотые медали на Олимпиаде 1956 года, он подарил одну медаль своему отцу, одну медаль — матери, а одну оставил себе. 
Другой потрясающий факт: Тони большинство своих громких  побед одержал в юниорском возрасте! В наше время теоретически это возможно единичным образом, при совпадении множества благоприятных факторов. Но он обыгрывал «дядечек» в постоянном режиме. И «привозил» им целые «телеги»)))
 
Ушел из горных лыж Тони очень рано, в 1958 году, в возрасте 23 лет, что для горнолыжника обычно только начало карьеры. Но сделал это в своем фирменном стиле Блитца — резко и быстро.
 
Это очень мутная история. О которой мало что известно. Он снялся в фильме «Кусочек рая» на водных лыжах и получил за это гонорар. Это посчитали статусом профессионала (и пофигу, что он заработал деньги не на горных, а на водных лыжах). И кто-то из спортивного начальства забоялся, что его не допустят из-за этого на следующую Олимпиаду.
 На этой почве возник конфликт со спортивными чиновниками, связанный с любительским статусом. И он сказал: «Адью, парни!»…

И кто знает, сколько и чего бы выиграл он, ведь по сути он не достиг пика своих физических и спортивных возможностей. Но тут «офицерская вдова сама себя высекла», а если честно, это совершенное членовредительство, «самострел» со стороны австрийской федерации…

От спортивной карьеры по сути у Тони был один материальный бонус — благодарные земляки подарили ему после побед на Олимпиаде землю. И он построил на ней гостиницу «Haus Toni Sailer». Это четырехэтажное, с остроконечной крышей и выглядит как что-то из одной из этих венских оперетт, где хор девочек, одетых в традиционную одежду Южного Тироля, и хор мальчиков поют йодль. Кстати, это был первый отель с ванными при каждом номере.
 
Магия имени Тони давала такой успех, что гостиница была забронирована круглый год. Даже летом. В то время для Австрийских Альп это было таким же чудом, как сбор дайверов в пустыне Сахара)))
 
Такой же успех ждал и выпуск его биографии «Мой путь к трем золотым медалям». Общий тираж на немецком, японском, французском, английском и русском языках превысил 250 000 экземпляров. Для того времени это очень много.
Несомненно, что в переходе на новую карьеру в качестве актера немаловажную роль сыграла внешность Тони. Черноволосый, с мягким взглядом, он чем-то напоминает харизматичного «актера-мачо» Шона Коннери и одновременно рок-певца Элвиса Пресли. Миллионы девчонок были влюблены в черноволосого красавчика Тони.
Он сыграл в 35 фильмах, из них в 22 у него были главные роли. Успех фильмов был неожиданным и для самого Зайлера.
 
Фильм «12 девушек и один мужчина» — пожалуй, вершина его карьеры.

Но мало кому известно, что главным кинокумиром он стал в Японии. На чемпионате мира в Санкт-Антоне в беседе с журналистами заметно постаревший Зайлер рассказал, как был ошеломлен, увидев во время приезда в Японию толпы восторженных поклонников, запрудивших весь путь от аэропорта до центра Токио, дабы приветствовать своего кумира. Секрет ему объяснили сами японцы: его два фильма по посещаемости превзошли в Японии голливудского кассового чемпиона — «Унесенных ветром».

Там же с ним случилось несколько забавных эпизодов.  На горнолыжном курорте ему пришлось из отеля переселиться в местную мэрию — поклонницы ему просто не давали выйти из номера. Но и там его «споймали» девицы в три часа утра, здраво рассудив, что в такое время он точно должен быть в номере))). А в Нагано ему пришлось спрятаться в ванной от любителей автографов.

Дальше — больше. Тони начинает… петь! 18 выпущенных пластинок пользуются немалой популярностью (особенно в Японии).
 
Но в 1964 году Тони снова ускоряется. Почему он завязал с карьерой актера и певца — неизвестно. Есть версия, что он устал от славы. Хм… Так бывает? Но ушел он как настоящий Блитц — сразу и навсегда.
 
Но годы спустя он скажет:  «Даже если бы я выиграл в кино «Оскара», его не сравнить ни с одной золотой олимпийской медалью». 

«Устав» от шоу-бизнеса, Зайлер ушел (как и всегда, он меняет свою судьбу, поворачивая на полном скаку) в горнолыжный бизнес, выпуск в Канаде горных лыж под собственным брендом.

Под Монреалем в компании с Art Molnar (известный лыжный мастер, производивший лыжи до 1983 года, а с 1994 года — сноуборды. Morrow Snowboards стала дочерней компанией K2) и  Fred Langendorf  (инженер, который специализировался на стекловолокне) он начал производить лыжи из стеклопластика. Несмотря на то, что такие попытки делались  с 1952 года, они первыми смогли начать серийное производство по новой технологии. 
Несмотря на использование в бренде имени Тони Зайлера (Toni Sailer Fibreglaski), неизвестно, сколько трудов на их создание он положил. По его отзывам на тестах этих лыж «…это идеальные лыжи для лыжников среднего уровня». Длина 208 см., стоили около $150. Известно, что первая партия была 1500 пар.
Однако это был не первый опыт Тони в венчурном бизнесе (имеется в виду высокотехнологичном). Он также дал своё имя эластичному материалу для производства горнолыжных комбинезонов Sailer-Tex ( их производили в Италии). 

Поэкспериментировав в качестве горнолыжного бренда, Тони создает вместе с братом Руди горнолыжную школу «Rote Teufel» («Красные дьяволы») на родине в Китцбюэле и более двадцати лет является ее директором. За все эти годы в ней учились, наверное, несколько десятков тысяч людей.

И снова крутой поворот Блитца: после того, как на Олимпиаде в Саппоро в 1972 команда Австрии не смогла завоевать ни одного «золота», Зайлер был назначен техническим директором и занимал эту позицию до 1976 г. 
И он вытаскивает захиревшую сборную из болота и сажает ее на белого коня, на котором та мчится, снося всех соперников. Под его руководством Австрия доминировала в Белом цирке, дав миру великих чемпионов Франца Кламмера (Franz Klammer), Дэвида Цвиллинга (David Zwilling), Ханса Хинтерзера (Hans Hinterseer) и Анну-Мари Мозер-Прелль (Anne Marie Moser Proell).
. Его стиль руководства отличался авторитарностью и достаточной жесткостью. Во главе достижений спортивных результатов он ставил дисциплину. Но, с другой стороны он понимал, что молодая жизнь это не только спорт, но и    все, что сопутствует ей. И он говаривал: "Если я увижу парочку спортсменов после отбоя не спящими, я пойму и не буду их выгонять из команды".

Именно Зайлер первый ввел деление сборных на А, В, С группы. Он навел жесткую дисциплину в сборной. В 22.00, как в армии, был отбой и горе тому, кто нарушал его порядки. Но именно он ввел порядок, что дети до 14 лет не привлекаются на сборы, а тренируются дома. Иначе у них не будет детства. Он ввел круглогодичные тренировки с выездом летом в Чили и Новую Зеландию.
 
В это же время он проводит в Вистлере (Garibaldi), на высоте, где круглый год снег, летом сборы молодых спортсменов от 10 до 16 лет. Где сам принимает участие, как тренер. Этот лагерь он проводил в течении 14 лет.
Во время тренерской карьеры Тони больше всего ценил технику Ингемара Стенмарка, даже в тот момент, когда он не достиг своих вершин мастерства.

В 1958 году в опросе о том, какой австриец сделал больше всего для страны, Тони занял пятое место, сразу за Моцартом .
 
С 1967 по 1976 год и с 1983 года по 2005 Зайлер — Президент горнолыжного Клуба Китцбюэля.
 
Уже 20 лет, с 1986 года,  бессменно руководит ежегодными Ханненкамреннен — соревнованиями горнолыжников на трассе скоростного спуска «Штрайф» в Китцбюэле, являясь хранителем этой трассы, доставшейся ему «в наследство» от отца.
 
В 1976 году он женится на Gaby Rummeny, бывшей чемпионке Германии по гольфу, и у них рождается сын Флориан.
 
с 1993-го — Председатель комитета по горнолыжному спорту FIS.

Toni Sailer Sport — последний коммерческий проект Тони Зайлера. Эта компания была основана в 1995 году. Секрет успеха Toni Sailer Sport заключается в предложении уникального сочетания немецкого консерватизма и новых технологий, благодаря чему в конечном результате покупатель получает лучшее из возможного.
В 1999 году был признан в Австрии «лучшим спортсменом ХХ века».
 
В 2000 году снялся в двух телевизионных фильмах. Тогда же он участвовал в съемках сериала о горной полиции. Мастерство, как говорится, не пропьешь)))
 
В 2004 году Зайлер объявил о своем намерении баллотироваться на пост мэра Китцбюэля, но в итоге отказался от этого.
 
Тони Зайлер (овдовел в 2000 году) женился еще раз в 2006 году в 70 лет, на Хедвиг Фишер. Чтож, мистер «Черная молния» в своем репертуаре и жжет, как и в молодости. 
Заключительный кадр, в нем и целеустремленность, и брутальность, и предчувствие победы...
Автограф 

Так я создал себе кумира...
 
+8
  • 432
  • 88
  • 33
0  
mausefalle    25 Июля 2012 (13:39)   #
"Но обратите внимание с каким отрывом он побеждал: На Олимпийских играх 1956 в Кортина д'Ампеццо
 в скоростном спуске он опередил швейцарца Раймона Феллая на 5.5 секунд (!), в гигантском слаломе — австрийца Андерля Мольтерера на 6.2 секунды (это вообще шок!), в слаломе — японца Шихару Игайя на 4 секунды. В наше время, когда на трассах победителя определяют сотые и тысячные секунды, такое просто невозможно!!!"

Мне кажется, что в то время такие отрывы были как раз нормой -  аппаратуры, которая меряет сотые, просто не существовало. В 30-е годы разница по времени между спортсменами могла быть еще больше. Можно вспомнить немку Кристль Кранц, которая 12 раз становилась чемпионкой мира :)  
  • 212
  • 91
  • 82
0  
kuba    25 Июля 2012 (16:49)   #
в тоже время в легкой атлетике того времени уже был фотофиниш...
Ведь уместились же за ТЗ 5 следующих в 2,7 секунды?
значит разрав был реально крутым!
  • 432
  • 88
  • 33
0  
mausefalle    25 Июля 2012 (17:08)   #
фотофиниш был, но у Омеги были не цифры, а стрелочные циферблаты, показывающие минуты, секунды и десятые. Вот насчет сотых не уверен... 

  • 1
0  
swissmaker    28 Июля 2012 (22:01)   #
Куба браво! Если кто не знает я скажу Куба написал это сочинение на тему «Мой кумир» будучи учеником 5В класса Аплодисменты! :)
  • 1
0  
swissmaker    28 Июля 2012 (22:06)   #
Кстати, кто отгадает тому мядаль Зачем ноги на верхнем фото перевязаны белыми шнурками?
0  
E.M.    29 Июля 2012 (15:08)   #
Саша, классная статья.
фильм «12 девушек и один мужчина» регулярно смотриться на ура