Про Гульмарг в этом году не писал только ленивый — мы ездили большой и сильной командой, у каждого куча собственных впечатлений и есть с чем сравнить. Поэтому повторять уже рассказанное ребятами не буду, а постараюсь написать ту информацию, которой в отчетах крайне мало, расскажу про топографию Афарвата и, собственно, каталку. Хронологией придется иногда жертвовать. Художественные вставки — по мере графоманского недержания речи:).
Куда мы едем, нам объяснили сразу же по прилету в Дели, когда нервно ждали шаттл, чтобы не опоздать во внутренний аэропорт — domestic. Шествует к аэропорту компания богатых индусов, за ними носильщик тащит лыжи и борды. Улыбаемся друг другу: «Hi» — «Hi!». «Gulmahg?» — «No, no — Mayrhofen!». «Почему, — улыбаемся, — у вас же тут Гималаи, самый крутой снег, зачем вам эта прилизанная Европа?». Они, все так же улыбаясь, отвечают: «Ну, вот вы — русские? И вы же в Чечню у себя не ездите кататься, правда?». И мы сразу все поняли и смирились заранее со всем.
Заправлены в планшеты космические картыСобственно, поселок Гульмарг представляет собою некую относительно аполитичную зону в постоянно бунтующем Кашмире. Повсюду висят плакаты «Gulmarg out of political». Конечно, совсем от окружающей среды не абстрагируешься, но нам в первые же дни сказали, что туристам в Гульмарге и Тангмарге можно ничего не опасаться. И действительно — даже злые и напыщенные восточные военачальники относились к вываливающимся из-за каждого дерева лыжебордерам с юмором, ни разу никого ниоткуда не прогнали, а простые солдатики дружелюбны, как дети, и охотно помогают выбраться в обитаемые места. Не говоря уже о гражданском населении, для которых зимой туристы — единственный хлеб.Когда мы прилетели, наконец, в Шринагар, опоздав на несколько часов, нас водители в длинных плащах-маранах встречали с такой искренней радостью и облегчением, что мы подивились кашмирскому гостеприимству. Однако объяснилось все просто — группу в тридцать с лишним человек ждали для того, чтобы проехать опасные места большим караваном в четырнадцать машин, все, кто прилетел маленькими компаниями раньше нас, — терпеливо ждали у аэропорта, их никто никуда не вез до нашего прилета. Повсюду военные в плетеных, похожих на хоккейные, щитках на ногах и пробковых шлемах — накануне в Дели казнили какого-то местного атамана и в штате забастовка. Ехали очень быстро. На въезде в Тангмарг наш караван все-таки огреб: группа молодых мужчин выскочила на улицу, закидали камнями машины, разбили пару стекол и скрылись. Мы на всякий случай надели шлемы. Но на этом все закончилось, до Гульмарга доехали без приключений:).
В общем, большого впечатления все эти перипетии на нас не произвели. Все ждали утра. Каталки.
Утром оказалось, что снегопад был неделю назад и все, что доступно с канатки, плюс ближние кулуары — раскатано в фарш. Мы сначала было подрасстроились, но потом, когда уже повалил heavy snow, оценили милость богов, давших нам возможность два дня спокойно побродить и ознакомиться с местностью в сиянии гималайского солнца. А знакомиться там есть с чем — гора очень большая, регион катания достаточно обширен.
Вот. Делюсь самым дорогим и затрепанным до дырок артефактом
— это самая подробная карта Гульмарга, из всех найденных. Я ее по-расейски сперла со столика в маленьком и любимом всеми ресторанчике «Бакши»
:
Посмотреть карту в новом окне.
Скачать карту в большом разрешении.
Регион катания, в общем, прост — это большая, вытянутая в ширину, как электрический скат, гора Афарват с «хвостом», ведущим к пику Шарк. Гора изрезана многочисленными кулуарами, нижняя часть покрыта редким еловым лесом, очень живописным. Верхушка лысая, по хребтам встречаются рощи из редко растущих рыжих берез (первые трели, балалаечки в ушах). Почему-то именно в этих рыжеберезовых рощах — самый лучший снег. Он долго остается рассыпчатым и «холодным», быстрым.
Гондола
— две очереди, поднимает с высоты 2650 на высоту 4050 метров, промежуточная станция Конгдори (3100 метров)
— это самый высокогорный подъемник в мире! Однако на 4511 (высота пиков-близнецов Афарват) приходится топать пешком. Есть еще креселка, она идет параллельно верхней фазе гондолы где-то до половины ее. В снегопад, когда гондола стоит, спасает и креселка. Подъемники, ну, впрочем, как и все остальное
, требуют некоторой ловкости. Гондола типа «яйцо», формально шестиместная, реально туда редко впихивается больше четырех человек, в основном потому, что наружные подставки для снаряжения приспособлены лишь под карвинговые лыжи и коротенькие доски, в Гульмарге совершенно бесполезные
— поэтому все тащат снаряжение в маленькую гондолу, торчащие вверх лыжи и вбок из дверей борды
— привычное зрелище
.
Креселка на посадке аж с эскалатором, но на высадке реле торможения поставить забыли, поэтому выбрасываться с нее надо как с трамплина, сбитые безжалостным креслом бедолаги, особенно бордеры с отстегнутой ногой, не столь резвые при старте — привычное зрелище на высадке.
Я приспособилась в итоге — садилась на крайнее левое место, нажимая на джентльменские чувства парней, типа — а вот мне хоцца на левое место и все тут! — и на сходе с лицом Елены Исимбаевой бросалась влево от злобного кресла сразу же. Если же сядешь справа — велик шанс не долететь за одну секунду, а на вторую оно тебя может левым концом развернуться и догнать.
Маршруты
Справа (орографически) все кулуары доступны для старта с подъемника, на дальние делаешь траверс через поле. Но, если из Sheenmai Bowl выкатываешься к подъемникам без проблем, то внизу следующих трех тебя ждет выматывающая пешка по сугробам, а начиная с пятого все выкаты идут в Дранг — небольшой поселок в долине одноименной реки.
Дранг
Вариантов захода в Дранг есть с десяток, большинство из них очень интересны, вверху довольно крутые, опасные кулуары, ниже уклон снижается, начинаются пушистые фановые стеночки, есть скальнички для прыжков от метра до пяти, в нижней части есть «стенки» с дропами. Здесь, кстати, были проведены первые в истории поездки спасработы
— border-a76 вытаскивали на веревке из ручья после понтового «на кадр» прыжка и приземления
.
В Дранг мы скатывались не раз, в разную погоду, с разных кулуаров и разными составами. Очень интересная сторона, я бы и еще раз пять туда скатилась.
Начало второго Drang Bowls.
Один раз мы отправились в Дранг в последний день трехндевного снегопада, когда облака только-только рассасывались и еще периодически одаривали нас порциями снега и тумана. И вот — меня пустили первой. Режу стеночку наискосок, спускаюсь к дну кулуара, солнце в спину, нетронутый снег под доской как живое облако, скорость набирается стремительно, драйв и рождающаяся музыка жизни! Но ушки, естественно, на макушке — уклон и состояние снега позволяет сорвать неустоявшуюся еще стенку при неосторожности, а сзади воронкообразный верх, неустойчивая конструкция. И тут из-за спины стремительно начинает появляться огромная, растущая на глазах, шуршащая тень. Мама!!! Быстро удираю к каменной гряде, останавливаюсь там, оглядываюсь — все нормально, склон стоит, парни наверху в недоумении смотрят на мои пируэты)). Стартую дальше вниз — опять тень растет из-за спины! Второй раз на рефлексах проделываю ту же операцию удирания от мнимого ахтунга и только тут до меня доходит — снег настолько легкий, что я сама хвостом доски вызываю эту бабайку - тучу снега выше человеческого роста за спиной!
Начало выката, нас опять накрывает снегопад. Здесь хорошо видно лавинную ситуацию, сплошные самосходы, осыпались левые, солнечные и более каменистые склоны. Правые стояли довольно хорошо.
Все кулуары в итоге сходятся в одно длинное ущелье, по левой стороне которого выкатываешься к некоему гидросооружению. Ущелье постепенно выполаживается, в конце надо пройти немного пешком. В рабочие дни можно перебраться через гидротехников и уговорить их увезти вас на рабочей машине в Тангмарг, мы первый раз так и сделали. В выходные лучше перейти на другую сторону реки и подняться немного на лесистый склон, по которому есть тропа и можно выкатиться в сам поселок Дранг, к мосту, где больше шансов найти машину, если вы не сподобились вызвать ее заранее.
В Кашмире женщины не работают, замотаны в хиджабы по глаза и практически не выходят за ограду дома, даже официанты и горничные — мужчины. Поэтому для деревенских жителей, непривычных к туристам, белая женщина — проблема и сильное переживание. Я как-то выгребалась из Дранга последней и, перебираясь через нагромождения этой мелиоративной системы, не смогла одолеть один из каналов — борд за спиной мешал прыгнуть. Индусы-рабочие стояли на противоположной стороне и смотрели на меня несколько минут в полном замешательстве. Потом один, посмелее, кинул шапку оземь и с отчаянным лицом пошел мне помогать. Подкинул еще одну доску под ноги и подал руку, за которую я с благодарностью взялась и вместе с ним преодолела опасное место. Через полминуты оглянувшись назад, увидела как индус гордо сияя, показывает руку своим несмелым товарищам.
Конец ущелья:
Вот такая машинка для перевозки рабочих - джип ТАТА. Ездить на ней по горной дороге нужно, крепко держась руками за все, что приколочено — я веселилась. Увозит обычно только в Тангмарг, но там таксистов с цепями на колесах полная площадь, они за полчаса до вашего явления уже подрались и поспорили, кому вас везти и ниже какого предела цену не опускать при торговле).
Тангмарг — маленький поселок с рынком, парой вкусных и дешевых ресторанчиков на площади, банкоматом и несколькими лабазами. Отдельного упоминания заслуживает кондитерская лавка: печеньки вкуснейшие! Затаривались при случае килограммами.
Мечеть.
Кондитерская лавка. Печеньки!
Пробки на горных дорогах в Кашмире
— стандартная ситуация. Первый раз, когда мы поучаствовали в этом действе, не знали, плакать или смеяться. Обычно происходит так: газует на подъеме недопривод, все, кто едет сзади
— джипы с туристами, военные машины, грузовики, останавливаются и терпеливо ждут. После 10 минут ожидания кашмирские водители вылезают из машин и, неспешно переговариваясь, идут толкать незадачливый недопривод. Э-эй, у-ухнем! Недопривод в попытках забраться на гору заезжает несколько повыше, но не дотягивает до более пологого участка. Минут через двадцать индусы бегут к туристам и на чистом англорусском говорят: «Хелп, майфренд! Лапата!». Туристы (первые дни с энтузиазмом, а чаще лениво) достают лопаты, идут делать переезд на другую колею для недопривода и помогать индусам выталкивать всеобщую помеху наверх. Иногда помогает, но чаще и эта затея успехом не увенчивается. И вот тогда
— внимание!
— водитель недопривода со вздохом открывает багажник, достает оттуда цепи (!) и с недовольным видом цепляет их на колеса! После чего, естественно, быстро въезжает в горку и пробка рассасывается. Самым удивительным для нас было то, что никто из водителей ни разу не дал в зубы ленивому недоприводнику, понапрасну державшему полчаса целую колонну машин.
В общем, ввиду длительности выгребания из Дранга, лучше планировать скатку на вторую половину дня — после тангмаргских кебабов и печенек, а также непременных пробок на подъеме в Гульмарг, бежать бегом на гондолу вам уже не захочется.
Левая сторона, от гондолы до Хиланмарга
Первый и второй кулуар также доступны с подъемника (во второй можно перевалить траверсом, а можно пройти метров 100). Про первый ничего сказать не могу, мы его катали только в снегопад, в последних вагонах тут же остановленной гондолы
— видимость, соответственно, была почти нулевая, мы, поплутав немного в белом мареве, через десять минут с облегчением пристроились за группой с гидом, потому что даже опор не видели в качестве ориентиров. В солнечную же погоду он интереса уже не представлял, так как очевидно было, что за час его размесят в фарш.
Интереснее кулуар Afarwat N Bowl, третий по счету от гондолы. Чтобы попасть туда, надо подняться по тропе наверх, на 4500. Вот его мы и раскатали в паудердэй.
Паудердэй!
Дождались, дождались! Повезло, повезло!(с)
Слово, с придыханием произносящееся любым лыжебордером. Нам он достался только на шестой день: три дня были солнечными, снег уже слежался, мы осматривались, делали робкие попытки забраться подальше и, ворча, выкарабкивались из выположек, привлеченные некатаными местами, как мыши сыром.
Потом повалил долгожданный снег и валил двое с половиной суток, верхняя гондола была закрыта, все катали леса. Несмотря на то, что количество подъемов получалось в день 6-10, очередей на подъемники не было вообще, все буржуи сидели по гостиницам и лакали дьютифришный виски.
И вот. Наконец. Предчуствуя нашествие, мы стояли у подъемника за полчаса до открытия! Ну, скажем так, попали в первые три десятка
.
Зато потом мы не были ленивы, не купились на легкодоступные склоны и боги нас вознаградили! Первыми тропили дорогу на вершину, зарабатывая плюсы к карме от позади идущих
.
В этот день я проценила пользу снегоступов
— остальные почему-то оставили их в гостинице, и я тропила, приминала снег для всех, потом же бегала, аки Христос по воде, на другую сторону кулуара оценить обстановку, чтоб Ask60 принял решение, всех дожидалась, было время и пофоткать, и поболтать с шедшими позади русскими гидами о разных разностях. И, конечно, лишиться чувств от безумной красоты Крыши Мира
.
Вот здесь хорошо видно этот кулуар. Ветром постоянно надувает огромный карниз, стартовать с него опасно, надо выйти точно на один из трех хребтов, которые сверху очень плохо просматриваются. Либо навигироваться по рации, послав разведчика в левый край кулуара (что мы и сделали), либо спускать «пулю» — райдера на веревочке (видела и такое решение).
Выходим на старт. Все остальные отстали. А дальше, дальше — еще и еще, бесконечные девственные спуски, в двух шагах от нас! Но грех метаться — оставим четвертый кулуар группам с гидами, идущим позади.
Расчертили третий!
Третий кулуар (и его ответвления) выходит на пологое фановое поле с мелкими дропчиками, которое приводит к редкому лесу, в свою очередь выводящему к нижней фазе гондолы. В общем, из сложностей
— только подъем и аккуратный старт на верхних, более крутых участках, ниже уже все вполне безопасно.
Миф первый: «В Гульмарге я смогу покататься с райдерами всего мира!».
Ну — райдеры со всего мира, конечно, присутствуют. Французы, новозеландцы, скандинавы. Но реально ты их видишь, в основном, на канатке. Ибо они без гида не делают и шагу, так и ходят послушными кучками, ведомые нянькой. Исключения есть, но их единицы.В Гульмарге я почувствовала себя в шкуре своей мамы-учительницы, дорога в булочную у которой занимает полчаса: по дороге встречается десяток родителей, бывших учеников и просто знакомых)). Вот и я, гуляя по Гульмаргу, каждые пять минут подпрыгивала от изумления, увидев человека, с которым раньше была в горах. «О, приве-е-ет, и ты здесь», «Вот не ожидал тебя встретить!», «А как там?», «А помнишь...», «А где в этом году были?», «А куда завтра собираетесь?».Гульмарг — русская деревня. Наших райдеров там 80%, по всем прикидкам. Русских гидов там не меньше, чем индусских. Обычно это безработные спортсмены, скибамящие по миру с трубочкой в зубах. Но есть и с именами ребята, Егор Дружинин, например. Берут дорого, 60-70 баксов с носа, но и катают по всем отзывам квалифицированно, в отличие от большинства индусов-гидов, теряющих свою группу в процессе)).
На стекле одной из гондол написано «Crazy Russion, go home!».
Chooti Nali
В четвертый левый кулуар
— Chooti Nali
— мы залезли на второй день катания, бродя с исследовательскими целями, а точнее, ведомые живущим там третью неделю Al4emist-ом
. По центру наличествовали следы одной группы, но стеночки были чистыми, что нас и привлекло. При небольшой лавинной опасности пушистые стенки кулуаров, особенно северо-западные, были активно осваиваемым пространством. Заход в него сразу после небольшого фанового спуска от ритуальной кучи камней (у нас называемой гурием)
— географической вершины Афарвата
, верх довольно хорошо просматривается.
Потом еще раз вернулись к нему
— уже после снегопада, двумя пятерками, с двух сторон.
Chooti Nali восхитителен
— особенно если идти по левой стенке и уйти между двумя каменными грядами в пятый
— можно попасть в череду мягких, щадимых солнцем и ветрами, кулуаров поменьше (не просматриваемых сверху) и лететь до самых полей в тучах снега даже через несколько дней после циклона!
Внизу
— широчайшие поля, по которым надо забрать вправо от лавинных сооружений.
Внизу лесными просеками, весело прыгая на многочисленных дропчиках в лесу, уходим еще правее и вниз, к подъемникам или гостиницам.
Дальше — целая череда кулуаров Хиланмарга.
Чтобы попасть туда, нужно либо забраться на промежуточную вершину (10 минут пешком) после спуска с гурия, либо сделать довольно пологий траверс сзади. Мы ленились и обходили траверсом, старт с вершины почти ничего не дает, шишка каменистая.
Зa шишкой открываются сумасшедшие виды на обратную сторону Шарка.
Заход крутой, как и везде, но вообще из всех кулуаров левой стороны — это самые фановые, градус уклона тут не так велик, как в соседних, они как-то по диагонали горы идут. Зато большое разнообразие машрутов и невысокая лавинная опасность!
Вот фоткa снизу, хорошо видна диагональность кулуаров. Выкат — так же как и предыдущий — с сильным траверсом вправо в конце крутой части и опять же направо — через леса и поля, к подъемнику.
Маршруты с выкатом на военную дорогу
Все кулуары, начиная с «Четырех сестер», выката к подъемнику не имеют. Но зато — проезд не имеет ни неизбежных траверсов, ни лесной части, от верха до низа, семь-восемь километров можно гнать на скорости! Ребята ходили туда с гидом на третий день, пришли очень уставшие от выката, оттого мы и дошли до них не сразу. А зря! По длительности спуска, техничности и кайфовости это лучший район. Ввиду того, что заброска-выброска занимают некоторое время, народу туда доходит очень мало, всегда можно найти чистый заход. Запомнился спуск по одному из них — Nanga Gulli. Один из лучших спусков за все дни катания! Если бы не вынужденные спасработы, затянувшиеся до конца катального дня.
Двинули довольно большой кучей, поэтому на входе разделились на две части, заходили с разных сторон кулуара, дабы не создавать бардака в эфире.
Ребята по правому гребню:
А мы слева нырнули под каменную гряду:
Промежуточная остановка
— мозаичного рисунка скалы вокруг:
Ниже кулуар сходится в узкое скальное «горло», потом еще одно, но они не длинные.
А дальше, дальше — волшебство. Летишь, думаешь что вот уже скоро и все, начнется какой-нибудь скучноватый выкат, а за перегибом еще одно фановое поле. И еще! И еще! И опять справа рыжая балалаечная рощица с рассыпчатым глубоким снегом. Вылетаешь с восторгом на волнистом рельефе и кажется, что счастье не кончится никогда. Километров через пять приходит совершенно волшебное ощущение абсолютного бесстрашия и рождения для полета по бурунам снежного моря!
Однако восторг и задыхающаяся радость наша были тут же омрачены: во второй пятерке уфимка Альбина еще на заходе неудачно вылетела и потянула связку. Не предполагая длины и крутизны спуска, сказала всем, что потихонечку доедет, но уже через километр стало ясно, что с одной рабочей ногой доехать ей удастся разве что к ночи и надо ее спускать.
Спасработы
Пятеро внизу, у военной дороги — шестеро вверху, пытаются транспортировать Альбину, изобретая средства на ходу. Поначалу бордеры «ратрачили» дно кулуара, чтоб она могла хотя бы соскальзывать. Медленный процесс. Потом, когда прошли горла, связали две лыжи, посадили ее и потихонечку вели перед собой.
В конце, когда уклон стал небольшим, применили испытанный еще в прошлом году способ быстрой эвакуации дев
— танкер Вася
.
Мы ждали ребят внизу, поначалу пытались вызвать спасов с акьей, достучались по рации до Кубы, который был на подъемнике. Но спасы заявили, что поедут, только если придет человек, который точно знает где это, поднимется на подъемнике, пройдет к месту старта и спустится с ними вместе. Короче, нереально — учитывая то, что мы были в 6 километрах от подъемника, машины по этой дороге не ездят, да и пеший заход занял час с лишним — быстрее было справиться самим, поэтому от спасов отказались.
От скуки
— на все руки. Пока ждали, смастерили отличные санки из двух бордов, трех трекинговых палок, двух веревок и двух карабинов.
И снежную гурию для поднятия боевого духа спасателей.
Отправили парней с Альбиной налегке, сами потихоньку доплюхали четыре километра до военной части, там уже пасутся машины, поджидая выползающих туристов.
Уф.
Ну, и получасовая пробка на дороге, Куда ж без нее. Что на этот раз? Бензовоз! На шесть колес у него одна цепь, развернуло
. На фотке явственно видна гениальная техническая идея: подогнать военный грузовик под углом 90 градусов, связать два грузовика веревкой, а. чтобы создать некий угол, в качестве блока поставить одного из водителей.
В общем, через полчаса мы прокопали целую траншею в снегу, пришел сикх в чалме, всех построил и как-то разрулил ситуацию — все поехали восвояси.
Сикхи — местная интеллигенция, они очень умные:). Сикхизм — гибридная религия между индуизмом и буддизмом. Т. е. верят в единого бога, но и перерождение душ тоже признают. Чалма — обязательный атрибут сикхов, необходимый им, чтобы скрыть под ней всякое хитрое оружие, типа маленьких кинжалов и остро заточенных колец, а также гребень и гриву волос. Сикхам не полагается стричься и бриться. В Кашмире их призывают в разных затруднительных ситуациях. Вот такая вот полезная нация.
Лиенмарг
В крайний день мы решили дойти, так сказать, до самой сути и забрались в самый дальний из левосторонних регионов катания — Лиенмарг. Т. е. в кулуары, следующие за Nanga Gulli. Заход туда — шикарное поле прямо с верхнего плато:
А вот да-а-альше... мы крепко призадумались. Стоим на скале, и в ту, и в другую сторону нетронутые сходы, слева шикарнейший полукруглый кулуар, просто сияющий и манящий длинным, крутым спуском и явно нетронутым солнцем глубоким снегом, но — сверху висит карниз, заход только с него, а ниже — проезд между двумя постепенно сужающимися скалами и горло. Справа тоже интересно, но уклон меньше, заход более безопасный, длинный кулуар и живописные круглые скальнички. А справа красивее, уклон там больше! Ах, как нам всем хочется туда! Соблазн, соблазн в кристалльно чистом виде. Напряженно чешем репы минут двадцать, Птицын облизывается, но против, Ask60 тоже утюжит лыжами площадку в сомнениях, заход и правда стремный. Я сама стою и хнычу: привяжите меня на веревочку, я легкая! Я очень быстро пройду и подрежу! Все стоит нормально! Но — нет. Саша добро не дает. Идем направо.
Не пожалели — маршрут очень интересный, засыпанные снегом маленькие скалки, с которых вылетаешь с писком, тень, рассыпчатый, непрогретый снег, развесистые деревца внизу, между которыми легко и весело носиться, как весенний заяц:)
Вот так выглядят дальние кулуары снизу:
А вот это уникальное фото
— пять бордеров носят на руках лыжника)). Ask60, наш неизменный старший, спасибо тебе за терпение и неутомимость!
Миф второй: «В Гульмарге отходить от канатки можно только с гидом. Чтобы не заблудиться. К тому же — без гида вам не вызвать машину!».
Ничего подобного. География Гульмарга довольно проста и человеку, осмотревшемуся день-другой, знающему основы безопасного спуска и базовый английский (да, учитывая первый миф — хотя бы русский), никакие гиды не нужны. Машину можно вызвать по телефону, можно договориться на конкретное время заранее. Кроме того, водителям местных кобылок тоже деньги нужны, а места, в которые вываливаются туристы, им известны и мониторятся регулярно.
С гидами катали иногда наши ребята-ньюскулеры, им хотелось найти места, где высокие дропы, местный гид их быстро туда выводил даже в условиях плохой видимости. Вот для таких целей да, местный гид незаменим, время поиска подходящих скальничков и «стенок» в лесу сокращается существенно. Ну и, конечно, если ты основ безопасности не знаешь или приехал без скатанной команды, лучше всетки гида взять, и в этом случае — хорошего.Дропы
Этой радости в Гульмарге полно на все вкусы
— от «женских» небольших дропчиков, один за одним в лесу, с которых вылетаешь в пушистую перину сугроба и тебя подбрасывает снова и снова! Писк и радостное верещание раздается по лесу, главное
— не потерять направление, пока вылетаешь из туч пушистого снега
. До скальников высотою в несколько метров, но опять же, с очень мягким приземлением. Мальчишки сигали с них с восторгом).
А «стенки»! Роскошные стенки из поваленных деревьев, засыпанных снегом! Эх.
Шарк
Мне не хватило времени сходить на пик Шарк и скатить в долину между Шарком и Хиланмаргом. Скитурщики наши — Kuba и Ssura — ходили и вернулись разочарованные, спуск очень короткий, хотя и крутой, а идти далеко.
Ходили и бордеры. Ухохатывалась на вечерний рассказ Глебушки Sonner-a.
«
Эта гора не стоит тех усилий на подъем, борьбу со страхом и дальнейший выход. Он настолько короток, что кажется, что это шутка, но, когда борд останавливается, ты уверен: «Меня сейчас только что крупно поимели». Я ходил туда в крайний день, меня уговорили, взяв на понт — слабак, ты не ходил на Шарк! О чем потом с тобой говорить на небе, там же все только и говорят о том, как катали Шарк! И я купился."
Бабареши
Это спуск к одноименному поселку, находящемуся ниже Гульмарга. Место старта — за рынком или по нижней военной дороге. Съездить туда имеет смысл в дни снегопада — спуск, хотя и недлинный, очень приятен — довольно большой уклон всю дорогу, никаких выположек, не обремененный кустами высокий, вековой лес живописного и даже мистического вида.
Мы туда ездили один раз — как раз, когда повалил снег и верхние канатки закрыли. Наняли машину, которая нас отвезла на место старта и забрала с нижней дороги, проехав в окружную. Весь день там кататься не будешь, но один-два-три спуска — с искренним удовольствием!
Monkey Hill
Это небольшая лесистая гора справа от подъемника, туда приятно сходить, когда не работают канатки — подъем по тропинке занимает минут 15-20, а спуск к дороге доставляет большое удовольствие — мягкий глубокий снег, куча дропов и веселых овражков. Мы ходили один раз, а ребята наши даже в Дранг заходили через Манкей-Хилл, выкатываясь с ее обратной стороны.
Ну
— и оставшиемся мифы, не пришедшиеся к слову ранее.
Миф 3: «В Гульмарге — роскошный фрирайд, доступный с подъемников!».
Ничего подобного. Все, что доступно с подъемников, за час-два-три разбивается в фарш, даже я бы сказала (ввиду большого кол-ва снега) — «свинорой», неприятный и неинтересный для катания. Как и везде — за некатаным снегом надо идти ножками и немало. Реально, получалось 2-3 длинных спуска в день, а бывало, что и по одному, но это в силу непредвиденных обстоятельств — спасработ, испортившейся погоды и т. п.
ШReKoZ отдыхает на подъеме, высота где-то 4300.
Миф 4: «В Гульмарге мало людей, так как место очень удаленное и нет трасс!».
Ничего подобного. Место довольно популярное в кругах любителей внетрассового катания, а канаток всего три, старые и медленные. Поэтому очереди в ясные дни — очень большие. Хорошо большим компаниям — одного посылаешь за билетами в кассу, а остальные держат оборону у нижней гондолы. Мы так и делали. А первое время, по неопытности, отстаивали полчаса в кассу, полчаса на нижнюю очередь и минут 40 на верхнюю, чтобы попасть к вершине. Так что не обольщайтесь — в паудердей вам придется прорываться на канатку с боем, ругаясь с французами, не понимающих русского принципа дружбы, когда все мало-мальски знакомые лезут к тебе в начало очереди с радостными воплями, расталкивая добропорядочных буржуинов.
Очередь в кассу утром:
Миф 5: «В Гульмарге лучший на планете снег!».
«Лучший» — понятие субъективное. Снега выпадает много, факт. На 4500 он вполне хорош и рассыпчат, ветра там слабые, впрочем, несколько дней дул довольно сильный ветер из-за хребта и надул большие карнизы, о которых я уже писала не раз. Но чем ниже, тем снег влажнее и тяжелее, внизу всегда около ноля, на местах с небольшим уклоном хода набираются плохо именно из-за «теплого» снега, падать нельзя категорически — выкапываться будешь час. В моем личном рейтинге оптимального для катания снега по-прежнему лидирует легкий снег Шерегеша.
Командные тренировки. Лавинные занятия
Ездили мы большой командой. Нас было 32. Конечно, на каталку разбредались по пятеркам-шестеркам, чтоб друг другу не мешать. Однако на лавинные учения собрались почти все. Провели мы их поздно
— уже на второй неделе катания, это ошибка, надо было раньше собраться, после занятий многие стали кататься умнее и осторожнее. В «Охоту на лис» играли в любую свободную минуту (обычно, когда машины на выброску ждали), а тут решили всетки взять малоопытную часть команды и сделать по полной программе шурфы и тренинги по спасработам в лавине. Накануне Ask60 провел нам лекцию по лавинной безопасности на русском языке (по вторникам в Пин Паласе читают лекции, но по-английски, не всем понятна быстрая речь на слух).
Наша банда. Одна из двух вершин Афарвата.
Наверху не стали копать шурфы, хотя, конечно, это было логично. Но
— ветрено, подзамерзли. Поэтому сначала сделали учебный спуск по одному из кулуаров Хиланмарга. И на выкате к полям выбрали хорошую солнечную площадку.
Рабочей силы хоть отбавляй, поэтому выкапываем два шурфа: простой и П-образный, для разных тестов состояния снега.
Мальчишкам немедленно стало жарко и они устроили из процесса копания шурфов гай-пати. Красавцы, чо :)).
Проверяем глубину и плотность снега сначала щупом:
Потом тестим рукой и пластиковой картой:
И, наконец, ставим на П-образный шурф лыжницу, чтобы она попрыгала, пытаясь разрушить нашу красоту
.
И, чтоб труды наши даром не пропадали, устраиваем известные жесткие психологические тренинги
— закапываем друг друга на 3-5 минут в гульмаргский, средней тяжести, снег. Тренинг не только для закапываемого, но и для того, кто остается наверху. Задачу поставили
— откопать товарища в одиночку по всем правилам, на спасение после нахождения
— 30-60 секунд, не больше.
Я Border-у 76 подарила к пяти минутам лишние 30 секунд без воздуха
— перепутала плечо с лицом, начала рыть не там. Откопала в полуобмороке. До сих пор переживаю. Но в реале ведь могла и с попы начать, как в лавинном выносе лежит человек
— неизвестно.
Ну, в общем, возились целый день, все были спасены, мы порадовались, устроили шуточное спасение бордера с березы и даже попрыгали на выкате)).
Улетали мы с искренней печалью — накануне пошел «хэви сноу», еле выехали. Но грех жаловаться — с погодой нам повезло, был и снег, было и солнце. Хватнули погоды хорошей и разной. И покатались роскошно, и походили по высокогорью, не жалея себя, и пофоткали волшебство Гималаев и, конечно, оставили кусочек сердца на Крыше Мира.
Хочу сказать огромное спасибо тем, кто ездил в прошлые года и не ленился писать отчеты: без вас мы бы потратили на организацию гораздо больше сил и нервов, тыкались бы, как слепые котята - система в Индии для нас нетривиальная))
Если кому интересны практические расклады большой команды и разные жизненные случаи - то
ПРОДОЛЖЕНИЕ БУДЕТ