Травматизм и зрелищность: дилемма горнолыжного спорта
Минувшие выходные стали апогеем ежегодного горнолыжного марафона – соревнований розыгрыша Кубка мира. В Китцбюэле горнолыжники разыграли комплекты наград в скоростном спуске, слаломе и супергиганте, горнолыжницы вышли на старт соревнований по супергиганту и скоростному спуску на трассе Кандахар в Гармиш-Партенкирхене. К сожалению, за эти три дня стартов список травмированных спортсменов – и без того длинный – вырос еще больше. Жертвами Штрайфа и Кандахара стали как спортсмены с именем, так и молодые дебютанты.
Самыми известными из тех, кто получил травмы в Китцбюэле, стали Макс Франц и Кьетиль Янсруд. В Гармише вновь травмировала колено Корнелия Хюттер. Не так давно стало известно о травмах у Анны Файт и Стефани Бруннер – и снова речь шла о связках коленного сустава.
«Конечно, нет ничего хорошего в том, что спортсмены почти в каждой гонке получают серьезные травмы, а травмы связок колена – это серьезно», - ответил на вопросы корреспондента австрийского сайта laola1.at олимпийский чемпион и трехкратный чемпион мира Штефан Эберхартер, который сам в 1993 году пережил травму коленного сустава после падения на трассе спуска в Валь Гардене.
Штефан Эберхартер, Китцбюэль, январь 2018 г.
То, что организаторы делают все возможное для безопасности спортсменов, сомнений не вызывает. Эберхартер считает, что проблема в другом: «Кубок мира требует жестких трасс, которые способны выдержать проезд 100 человек. Прибавьте сюда просмотры трассы, несколько официальных тренировок – ни один спуск, покрытый нормальным снегом, такое выдержать не в состоянии. Жесткая трасса обеспечивает шансы на победу довольно большого числа участников. То же самое можно сказать и о трассах слалома и гиганта. Уже после 5-го стартовавшего по ‘нормальному’ снегу спортсмена проигрыш составит порядка 3 секунд, поскольку снег на такой трассе держаться не будет».
Маттиас Майер, Китцбюэль, январь 2018
Понятно, что для жесткого и ледяного покрытия требуются и специальные лыжи: «Нужны лыжи с отточенными до остроты бритвы кантами, чтобы удержаться на этом льду». Еще большую роль играет подготовка лыж к соревнованиям в технических дисциплинах.
«Современные горные лыжи – это очень сложная тема. Если вы пытаетесь ускориться, при этом загружая пятки и смещаясь назад, то растягиваете колено и рвете крестообразную связку. Самая большая проблема в слаломе и гиганте – это противостояние центробежным силам. Спортсмены накачивают мышцы, но невозможно тренироваться больше, чем Марсель Хиршер. У девушек строение тела иное, из-за нагрузок травмы связок колена случаются чаще».
Как известно, Анна Файт получила травму во время тренировки гиганта – без падения, лишь из-за перегрузки колена во время виража. В прошлую пятницу – также без падения - сошел с трассы спуска Макс Франц, врачи диагностировали перелом пяточной кости.
«Это как раз та дилемма, которая стоит сейчас перед горнолыжным спортом, - считает Эберхартер. – Кошка кусает свой хвост». Понятно, что с травмами нужно что-то делать. Но что? «Решением этой проблемы и должна заниматься Международная федерация FIS».
Собственно, FIS и пытается вот уже много лет снизить количество травм, меняя в ту или иную сторону длину лыж, величину их радиуса, испытывая на спортсменах эйр-бэги, изменяя правила постановки трасс и подготовку покрытия – в общем, нажимая на все доступные функционерам рычаги.
Однако для Ханнеса Райхельта, который вот уже без малого 17 лет соревнуется в гонках Кубка мира, этих мер недостаточно: «В вопросах безопасности нужно идти еще дальше. Мы же видим, что в этом сезоне травм слишком много. Спортсмены уже давно вносят свои предложения. Прежде всего, они касаются гоночных комбинезонов. Ткань должна быть плотнее и толще, костюмы должны быть оборудованы протекторами. Но, к сожалению, воз и ныне там».
Почти 15 спортсменов из списка первых 40 в рейтинге Кубка мира в настоящее время в статусе травмированных. «Конечно, это вызывает беспокойство, - говорит старший тренер команды Австрии Андреас Пюлахер. – Можно игнорировать пару выбывших спортсменов, но, на мой взгляд, в сложившейся ситуации FIS должна что-то предпринять. На чемпионате мира в Оре ситуация может только усугубиться». Кроме того, спортсмены мчатся по трассе на предельной скорости, независимо от того, насколько жестко или неровно покрытие под лыжами. Именно поэтому крайне важно подготовить трассу настолько хорошо, насколько это возможно. «Нужно просто постараться убрать те источники опасности, где может что-то случиться», - продолжает Пюлахер.
Маркус Вальднер, директор мужских гонок Кубка мира, также довольно определенно высказался в Китцбюэле. «В каждой гонке мы теряем по два спортсмена, мы должны задуматься об этом. Это наша задача на будущее – работать в правильном направлении и свети число травм к минимуму».
То, что FIS думает о безопасности спортсменов, это очевидно, но в итоге шоу под названием «Кубок мира» должно хорошо продаваться. Для зрителей гонки не должны быть скучными, ведь захватывающее зрелище является частью горнолыжного спорта.
«Если мы снова что-то поменяем в лыжах, то спортсмены не смогут ездить так, как сейчас. Скорее, мы вернемся в 70-е годы. Но ведь этого никто не хочет», - считает Эберхартер.
Получается, что верного средства от травм попросту нет. «Может быть, мы и сможем уменьшить риск, но полностью исключить его не получится – это ведь составная часть спорта. Если спортсмен не станет рисковать на трассе, то это уже будет не спорт, а семейные покатушки», - уверен двукратный победитель этапа в Китцбюэле. Как свести к минимуму количество травм без потери привлекательности горнолыжного спорта - вопрос, который еще долго будет занимать всех причастных. Но, как говорит Эберхартер, «я не вижу свет в конце тоннеля, поскольку ни у кого нет решения этой проблемы».
Фото: mausefalle
Источник
- 432
- 88
- 33
Тут две крайности - когда снега мало и когда его много. Когда мало, организаторам не удается нарастить такую подушку, которая бы сгладила все неровности. В этом году снега было много и получилось еще хуже: после снегопада весь снег нереально было убрать с уже готовой подложки, поэтому они заратрачили по мягкому и потом его залили. Получилось то, что получилось.Неужели нет способов подготовить полотно трассы необходимой жесткости, но без "колотушек"
- 10
- 10
- 4
- 432
- 88
- 33
Австрийцы пренебрежительно называют трассы в Северной Америке "автобанами" - ровные и широкие. Готовить их гораздо проще, чем Штрайф, где Хаусберг и Траверс могут грамотно закатать то ли 2, то ли 3 ратратчика. В мире )) Ну, как они сами говорят ))Для сравнения, подготовка длинных трасс на североамериканских этапах, как правило, значительно лучше.
Хлеба и зрелищ (с)Сегодня утром попался в руки номер журнала Ski почти десятилетней давности. Читаю статью о Кубке Мира - "Главное выжить".....
Это я к тому, что вся эта коррида не вчера началась, а очень давно и конца этому не видно.
PS спорт что-то перестал смотреть.
Без риска не будет зрелищности соревнований. Если исключить риск в горных лыжах, то это будет спуск, подобный спуску на тобогане - прикрепленные к рельсам сани, риск минимальный, но и он присутствует, если что-то открутится)
Без зрелищности не будет зрителей, рекламы и спонсоров.
Так что риск в этом спорте неизбежен, как и почти во всех других видах спорта, кроме шахмат и шашек)
Думаю, как это ни цинично звучит, падения в повторах смотреть не менее интересно, чем повторы спусков призеров. В падениях анализируешь, где ошибся спортсмен с тем, чтобы самому избежать подобной ошибки, а в удачных спусках анализируешь технику. Ну и конечно, виды окружающих трассу гор не менее важны! Поэтому ночные, городские или скандинавские этапы лично я не люблю смотреть!)
дык не зря ж он "белым цирком" называется...Сегодня утром попался в руки номер журнала Ski почти десятилетней давности. Читаю статью о Кубке Мира - "Главное выжить".....
Это я к тому, что вся эта коррида не вчера началась, а очень давно и конца этому не видно.
Сегодня утром попался в руки номер журнала Ski почти десятилетней давности. Читаю статью о Кубке Мира - "Главное выжить".....
Это я к тому, что вся эта коррида не вчера началась, а очень давно и конца этому не видно.
Нельзя сказать, что травматизм вырос с 70-х. Просто сместился в сторону разрывов ПКС. А ранее было больше смертоубийства и отрывания конечностей.
На мой взгляд крепления стали срабатывать более надёжно и нет кувырканий с перемалыванием конечностей неотстегнутыми лыжами.
А от разрыва ПКС крепления не спасают. Срабатыыают после разрыва, так как рассчитываются на перелом костей.
Без риска не будет зрелищности соревнований. Если исключить риск в горных лыжах, то это будет спуск, подобный спуску на тобогане - прикрепленные к рельсам сани, риск минимальный, но и он присутствует, если что-то открутится)
Без зрелищности не будет зрителей, рекламы и спонсоров.
Так что риск в этом спорте неизбежен, как и почти во всех других видах спорта, кроме шахмат и шашек)
Думаю, как это ни цинично звучит, падения в повторах смотреть не менее интересно, чем повторы спусков призеров. В падениях анализируешь, где ошибся спортсмен с тем, чтобы самому избежать подобной ошибки, а в удачных спусках анализируешь технику.
Финишный полёт на Штрайфе и падения очень много даёт. Может и быть.
По мне зрителям с впопкорном он много даёт. Организаторы и стараются.
Эти спортсмены упадут, новые приедут.
Не могу смотреть падения и травмы, перематываю, боль, страдания - это ужасно, не вижу в этом никакой зрелищности. Для разбора ошибок нам, чайникам, разглядывать падения великих мастеров тоже бесполезно. подборки типа фаталити ски крэш компилейшнз вообще для извращенцев, простите
Да, во все времена горные лыжи были травмоопасным видом спорта. Но это были травмы другого характера. Более разнообразный спектр, сейчас же основная беда - кресты. Может быть и ошибаюсь, но впечатление именно такое. Как минимизировать количество травм? Думаю никак! Если убрать полностью элемент риска, пропадет зрелищность и вообще, соревновательный смысл - то, чем в принципе, спорт и является.
Не могу смотреть падения и травмы, перематываю, боль, страдания - это ужасно, не вижу в этом никакой зрелищности. Для разбора ошибок нам, чайникам, разглядывать падения великих мастеров тоже бесполезно. подборки типа фаталити ски крэш компилейшнз вообще для извращенцев, простите
Падения важная составляющая горнолыжного спорта. Тут и драма и счастливое спасение, когда после, казалось бы , страшного падения спортсмен встает и едет. Зачастую преодолевая боль, как Свиндаль на Штрайфе уехал на своих двоих, хотя и порвался.
Чота мне кажется что те кто реально шарят в спорте, смотрят на своих кумиров в деле и восхищаются их мощью, и уж никак не алчут десяти повторов того, как покалечился человек
+
и не только те, кто "шарит"
На глыжах я чайник, но смотрю и болею давно. Никогда по трэшу и членовредительству не скучал.
Чота мне кажется что те кто реально шарят в спорте, смотрят на своих кумиров в деле и восхищаются их мощью, и уж никак не алчут десяти повторов того, как покалечился человек
Только что-то выкладывают ролики с падениями здесь на скиру.
Ролики проезда не выкладывают с новостями.
Херня для пешего туризма. При тех нагрузках, которые испытывают колени (в данном случае, мы говорим именно о них), ни одна из подобных примочек, пользы не приносит. Для примера - Сколько бы не использовала Л.Вонн аналогичных конструкций, результат закономерен - колено не держит, как следствие, в лучшем случае, СХОД!
Насколько понял, дело уже не в колене - не держат мышцы бедра (!) от проблемы с нервом. Внезапно ухудшается/исчезает сигнал на мышцу.
- 34
- 8
- 5
Херня для пешего туризма. При тех нагрузках, которые испытывают колени (в данном случае, мы говорим именно о них), ни одна из подобных примочек, пользы не приносит. Для примера - Сколько бы не использовала Л.Вонн аналогичных конструкций, результат закономерен - колено не держит, как следствие, в лучшем случае, СХОД!
Согласен, с местом на подиуме КМ вряд ли поможет.
Но, судя по видео пошаговой настройки, для кого-то - "палочка-выручалочка".
Разработка старая. Здесь, на Форуме упоминали в 2011-м. Полагаю, статистики уже достаточно...
Мне кажется что в случае со Штрайфом зрелищность - это не самое главное. Здесь присутствует прежде всего сила традиции и имидж трассы, имидж места (в узком смысле как деревни Китцбюэля и в широком смысле как страны Австрии) ну и основанный на этом имидже бизнес естественно - огромная зона катания Китцбюэль + Скивельт, расположенная близко от Мюнхена и Зальцбурга, комфортное равнинное шоссе и железная дорога, поскольку место находится на самом краю Альп.
Подозреваю, что среди профессионалов существует какой-то престиж участия в скоростном спуске на Штрайфе. Не знаю, сколько среди них было россиян, человек наверное не более 10 за всю историю. Хорошо если бы Данилочкин что-нибудь рассказал про этот престиж, он ведь входит в эту десятку, а начинал ведь кататься на лыжах на наших питерских пупырях. Возможно что я просто фантазирую и подход к участию в гонке чисто прагматический - очки в зачёт и хорошая страховка от травмы.
Зрелищность горных лыж по телевизору - это вещь иллюзорная и имеет мало общего с реальностью. На плоском экране не понятны ни крутизна, ни скорость ни сложность спуска. Это касается не только дх, но и вообще всего. По телевизору нельзя понять, едет человек 100 или 130 км/ч, крутизна склона 15 или 30 градусов - все кажется едут по каким-то пологим склонам.
В этом году со "зрелищностью" вообще какая-то лажа. "Главное событие гл сезона" по евроспорту вообще не показывали.
- 10
- 10
- 4
Всё должно быть в рамках разумного. Пока что ничего сверхъестественного на трассах не делают. Всё в рамках допустимого.А вот и участники КМ подтянулись!
Данилочкин, а ты-то готов за зрелищность на Штрайфе убиваться, или нуего нах, лучше на городских ивентах под фонарями, в тепле и комфорте??? Или тебя не спрашивают ваще?
Лично мне очень не нравится то, что комментаторы называют "микрорельефом", а мне хочется назвать "стиральной доской", это одна из главных причин потери контроля и травматизма. Из-за этого гонки на Штрайфе вызывают у меня скорее отрицательные эмоции. Не люблю, когда спорт превращается в мучения. Неужели нет способов подготовить полотно трассы необходимой жесткости, но без "колотушек". Или это делается специально? Тогда - зачем?