
Минувшие выходные стали апогеем ежегодного горнолыжного марафона – соревнований розыгрыша Кубка мира. В Китцбюэле горнолыжники разыграли комплекты наград в скоростном спуске, слаломе и супергиганте, горнолыжницы вышли на старт соревнований по супергиганту и скоростному спуску на трассе Кандахар в Гармиш-Партенкирхене. К сожалению, за эти три дня стартов список травмированных спортсменов – и без того длинный – вырос еще больше. Жертвами Штрайфа и Кандахара стали как спортсмены с именем, так и молодые дебютанты.
Самыми известными из тех, кто получил травмы в Китцбюэле, стали Макс Франц и Кьетиль Янсруд. В Гармише вновь травмировала колено Корнелия Хюттер. Не так давно стало известно о травмах у Анны Файт и Стефани Бруннер – и снова речь шла о связках коленного сустава.
«Конечно, нет ничего хорошего в том, что спортсмены почти в каждой гонке получают серьезные травмы, а травмы связок колена – это серьезно», - ответил на вопросы корреспондента австрийского сайта laola1.at олимпийский чемпион и трехкратный чемпион мира Штефан Эберхартер, который сам в 1993 году пережил травму коленного сустава после падения на трассе спуска в Валь Гардене.

Штефан Эберхартер, Китцбюэль, январь 2018 г.
То, что организаторы делают все возможное для безопасности спортсменов, сомнений не вызывает. Эберхартер считает, что проблема в другом: «Кубок мира требует жестких трасс, которые способны выдержать проезд 100 человек. Прибавьте сюда просмотры трассы, несколько официальных тренировок – ни один спуск, покрытый нормальным снегом, такое выдержать не в состоянии. Жесткая трасса обеспечивает шансы на победу довольно большого числа участников. То же самое можно сказать и о трассах слалома и гиганта. Уже после 5-го стартовавшего по ‘нормальному’ снегу спортсмена проигрыш составит порядка 3 секунд, поскольку снег на такой трассе держаться не будет».

Маттиас Майер, Китцбюэль, январь 2018
Понятно, что для жесткого и ледяного покрытия требуются и специальные лыжи: «Нужны лыжи с отточенными до остроты бритвы кантами, чтобы удержаться на этом льду». Еще большую роль играет подготовка лыж к соревнованиям в технических дисциплинах.
«Современные горные лыжи – это очень сложная тема. Если вы пытаетесь ускориться, при этом загружая пятки и смещаясь назад, то растягиваете колено и рвете крестообразную связку. Самая большая проблема в слаломе и гиганте – это противостояние центробежным силам. Спортсмены накачивают мышцы, но невозможно тренироваться больше, чем Марсель Хиршер. У девушек строение тела иное, из-за нагрузок травмы связок колена случаются чаще».
Как известно, Анна Файт получила травму во время тренировки гиганта – без падения, лишь из-за перегрузки колена во время виража. В прошлую пятницу – также без падения - сошел с трассы спуска Макс Франц, врачи диагностировали перелом пяточной кости.
«Это как раз та дилемма, которая стоит сейчас перед горнолыжным спортом, - считает Эберхартер. – Кошка кусает свой хвост». Понятно, что с травмами нужно что-то делать. Но что? «Решением этой проблемы и должна заниматься Международная федерация FIS».
Собственно, FIS и пытается вот уже много лет снизить количество травм, меняя в ту или иную сторону длину лыж, величину их радиуса, испытывая на спортсменах эйр-бэги, изменяя правила постановки трасс и подготовку покрытия – в общем, нажимая на все доступные функционерам рычаги.
Однако для Ханнеса Райхельта, который вот уже без малого 17 лет соревнуется в гонках Кубка мира, этих мер недостаточно: «В вопросах безопасности нужно идти еще дальше. Мы же видим, что в этом сезоне травм слишком много. Спортсмены уже давно вносят свои предложения. Прежде всего, они касаются гоночных комбинезонов. Ткань должна быть плотнее и толще, костюмы должны быть оборудованы протекторами. Но, к сожалению, воз и ныне там».

Почти 15 спортсменов из списка первых 40 в рейтинге Кубка мира в настоящее время в статусе травмированных. «Конечно, это вызывает беспокойство, - говорит старший тренер команды Австрии Андреас Пюлахер. – Можно игнорировать пару выбывших спортсменов, но, на мой взгляд, в сложившейся ситуации FIS должна что-то предпринять. На чемпионате мира в Оре ситуация может только усугубиться». Кроме того, спортсмены мчатся по трассе на предельной скорости, независимо от того, насколько жестко или неровно покрытие под лыжами. Именно поэтому крайне важно подготовить трассу настолько хорошо, насколько это возможно. «Нужно просто постараться убрать те источники опасности, где может что-то случиться», - продолжает Пюлахер.
Маркус Вальднер, директор мужских гонок Кубка мира, также довольно определенно высказался в Китцбюэле. «В каждой гонке мы теряем по два спортсмена, мы должны задуматься об этом. Это наша задача на будущее – работать в правильном направлении и свети число травм к минимуму».
То, что FIS думает о безопасности спортсменов, это очевидно, но в итоге шоу под названием «Кубок мира» должно хорошо продаваться. Для зрителей гонки не должны быть скучными, ведь захватывающее зрелище является частью горнолыжного спорта.

«Если мы снова что-то поменяем в лыжах, то спортсмены не смогут ездить так, как сейчас. Скорее, мы вернемся в 70-е годы. Но ведь этого никто не хочет», - считает Эберхартер.

Получается, что верного средства от травм попросту нет. «Может быть, мы и сможем уменьшить риск, но полностью исключить его не получится – это ведь составная часть спорта. Если спортсмен не станет рисковать на трассе, то это уже будет не спорт, а семейные покатушки», - уверен двукратный победитель этапа в Китцбюэле. Как свести к минимуму количество травм без потери привлекательности горнолыжного спорта - вопрос, который еще долго будет занимать всех причастных. Но, как говорит Эберхартер, «я не вижу свет в конце тоннеля, поскольку ни у кого нет решения этой проблемы».
Фото: mausefalle
Источник
Лично мне очень не нравится то, что комментаторы называют "микрорельефом", а мне хочется назвать "стиральной доской", это одна из главных причин потери контроля и травматизма. Из-за этого гонки на Штрайфе вызывают у меня скорее отрицательные эмоции. Не люблю, когда спорт превращается в мучения. Неужели нет способов подготовить полотно трассы необходимой жесткости, но без "колотушек". Или это делается специально? Тогда - зачем?