
Долина Валь ди Фасса, расположенная в центральной части горнолыжного региона DolomitiSuperski в итальянских Доломитовых Альпах, хорошо знакома многим любителям зимнего отдыха в России. Кое-кто считает, что Фасса – самый что ни на есть «русский» курорт в Доломитах. Большинство туристов привлекает обширная зона катания с выходом на маршрут Селла Ронда, а, следовательно, и в другие знаменитые долины региона, такие как Валь Гардена и Альта Бадия.
Кроме того, многим нравится район катания Чампак, с выходом в регион Виго ди Фасса. Таким образом, апологеты круизного катания, т.е. времяпрепровождения на лыжах по новым, ни разу не повторяющимся (как им кажется) трассам, получают доступ к 235 км трасс только в окрестностях своей «домашней» долины, к 7 сноу-паркам и 9 разным горнолыжным регионам.
Конечно, многие очень быстро «подсаживаются» на такое богатство выбора и продолжают из года в год приезжать в один из поселков Валь ди Фассы (Канацеи, Кампителло или Поццу), при этом оплачивая полную стоимость всех 1200 км трасс DolomitiSuperski. Точнее, оплачивали, ибо в условиях упавшей до плинтуса национальной валюты стоимость отдыха в традиционно популярных ранее местах влетает в копеечку. Однако, это совершенно не означает, что нужно отказываться от ранее запланированного отдыха. Все дело – в грамотной оптимизации поездки.
Разберем возможные варианты на примере той же Валь ди Фассы. Дело в том, что сама долина Фассы гораздо больше, нежели кажется многим с полюбившегося Бельведера. Первое, что приходит в голову – повнимательнее изучить окрестности и отказаться от проживания в Канацеи или Кампителло, а также от путешествий по Селла Ронде.

Обратите внимание на более спокойные в туристическом плане поселки и менее многолюдные трассы. Отталкиваться будем от затрат на катание, сравнивая стоимость более «легких» в ценовом выражении абонементов с топовым Skipass Dolomiti Superski.
Итак, вариант первый: вы все-таки не отказываетесь от проживания в долине Фасса и от катания в полюбившемся регионе
В таком случае, проживание можно забронировать в поселках Поцца, Виго или в крошечном Пассо Косталунга. В первом случае в качестве бонуса вы получаете Therme Dolomia – комплекс термальных источников, с древности известных своими лечебными свойствами.
Проживание в Виго ди Фасса получится дешевле – так, например, одна ночь с человека в стандартном номере 3-звездочного отеля обойдется в 40-60 евро, в отличие от 60-90 евро в отеле той же категории в Кампителло. Можно отказаться от проживания в гостинице и поселиться в апартаментах, заплатив 50-70 евро за весь апартамент.

Конечно, проживание «на выселках» имеет свои недостатки – в виде необходимости добираться до подъемников, скажем, из Косталунги в Виго на автобусе. Зато потом вы выходите на обычный маршрут через Буффор-Чампак в Альбу и далее – на любимый Бельведер.
Дальше вам проезд закрыт, поскольку в кармане у вас локальный Skipass Fassatal, действующий в Валь ди Фассе от Канацеи до Пассо Косталунга: Пассо Федайя (Мармолада), Чампак (Альба ди Фасса), Бельведер (Канацеи), Коль Роделла (Кампителло), Буффор (Поцца ди Фасса), Виго ди Фасса и Пассо Косталунго. В этом случае стоимость локального абонемента на подъемники на 6 дней катания составит 204 евро (232 высокий сезон) против 237 евро (270 высокий сезон) стоимости скипасса на все канатные дороги Доломити Суперски.
Вариант второй: живем и катаемся в местных Трех долинах (TreValli)
Что бы это значило? Отвечаю: ТреВалли включает в свою «зону ответственности» – такие горнолыжные регионы, как Моэна-Альпи Люсия, перевал Пассо Сан-Пеллегрино и Фалькаде.

Alpi Lusia – ближайшая зона катания к самому крупному городу Валь ди Фассы, Моэне. Правда, канатных дорог в Моэне нет – придется проехать 4 км до местечка Ronchi. Здесь в 2008 году была построена канатная дорога гондольного типа, поднимающая на высоту 1820 м. Отсюда наверх, к снежным полям Альпи Люсии, ведет вторая очередь гондолы – к сети «синих» трасс, обслуживаемых 5-ю 4-кресельными подъемниками. Всего здесь около 40 км подготовленных спусков, ведущих с высоты 2500 м (Laste) в сторону Белламонте. Альпи Люсия официально считается семейным курортом, но это не совсем так. Вниз от La Cune в сторону Моэны, с высоты 2300 м по северному склону ведет сложный «черно-красный» спуск общей протяженностью 3800 м и перепадом высот 1100 м, финиширующий на окраине Моэны.
Зона катания Passo S. Pellegrino находится на полпути между Moena и Falcade, на высоте 1918 метров. Пассо Сан-Пеллегрино расположен в изумительном по красоте месте у предгорья массива Monzoni и имеет автобусное сообщение с Моэной – подъемники объединенной зоны катания Сан-Пеллегрино-Фалькаде находятся в 7 км от Ronchi, нижней станции канатки Альпи Люсия. В общей сложности, здесь 60 км подготовленных спусков и 9 канатных дорог, в том числе – маятниковая канатная дорога Col Margherita с двумя вагонами по 96 человек, дизайн которых разработан фирмой Pininfarina. С его помощью можно с 1919 м подняться до высоты 2513 м – отсюда в обратную сторону ведет панорамная трасса длиной почти 4 км.

Здесь же, в районе Col Margherita, находится Freeride Park, предлагающий уникальные возможности для безопасного катания вне трасс: маршрут специально промаркирован, постоянно осуществляется мониторинг состояния снега и условий спуска. Маршрут проходит среди живописных скал (в верхней части) и редкого хвойного леса.
Снега на Сан-Пеллегрино обычно выпадает много, так что спуск с перепадом высот более 600 метров запомнится надолго.
Конечно же, на перевале Сан-Пеллегрино есть горнолыжные школы для детей и взрослых, прокаты снаряжения, магазины и рестораны, но главное – отели 3-4*, расположенные вблизи трасс. Ну а для тех, кто по каким-либо причинам не катается на лыжах, есть возможность совершить пешие прогулки, любуясь видами на окрестные вершины.
Связанная с Сан-Пеллегрино зона катания Falcade находится на границе провинции Трентино и Венето/Беллунезе в окружении самых известных вершин Доломитовых Альп: Marmolada, Cime d’Auta, Civetta e Pelmo, Cime del Focobon и группы Pale di S.Martino. Фалькаде соединяется с Сан-Пеллегрино благодаря трем современным кресельным подъёмникам, все трассы (как и трассы Альпе Люсии и Сан-Пеллегрино) оборудованы системами искусственного оснежения.

Цены на скипассы горнолыжной зоны Тревалли чуть ниже, чем в соседней Валь ди Фассе, и еще заметнее отличаются от абонемента на все канатки Доломити Суперски: 202 евро будут стоить 6 дней катания в обычный сезон (237 евро ДСС) и 229 евро – в высокий (270).

Третий вариант: три региона на выбор
Для тех же, кто не хочет замыкаться на каком-то одном регионе, но и не видит смысла платить за все 456 подъемников Доломити Суперски, существует еще один вариант: скипасс FASSA XL 3x3. Этот абонемент рассчитан на 6 дней и предусматривает катание в течение 3 дней в своей «домашней» долине, и еще 3 дня – в соседних регионах. Действует такой скипасс в горнолыжных областях Валь ди Фассы и Кареццы, Тревалли, а также в Валь ди Фьемме и Оберэггене. Стоимость абонемента – 213 евро в сезон (7-31 января 2015 г. и с 15 марта до конца сезона) и 242 евро в высокий сезон (с 22 декабря 2014 по 6 января 2015 и с 1 февраля по 14 марта 2015 г.).
Зимний сезон в Тревалли стартует 5 декабря.