Если честно, то эта фотография с маунтинбайком имени Кубы (Cube) на крыше соседней машины сделана не на третий, а на четвертый день в Зёльдене. Именно на четвертый день, в понедельник 29-го октября, на обоих зёльденских ледниках, Тифенбахе и Реттенбахе, резко похолодало, а снегопад, шедший в течение двух предыдущих дней, почти прекратился. Контраст с теплыми днями конца прошлой недели был настолько резким и потрясающим, что дух захватывало.
Еще в пятницу в Зёльдене была настоящая золотая осень — с лиственниц даже не успели осыпаться иголки, лужайки в долине Отцталь радовали глаз изумрудной зеленью, а по глетчер-штрассе можно было без проблем добраться до обоих ледников.
Снега на трассах было немного — сказывались результаты очень теплой погоды. Конечно, трасса слалома-гиганта на Реттенбахе была подготовлена идеально, но она была закрыта для свободного катания. Спускаться по разбитым «буеракам» вдоль защитной сетки желания было мало.
Однако уже в пятницу вечером погода начала портиться, через перевал Тиммельсйох начала наползать облачность, а в субботу небо было серым, без единого просвета.
Утром 27 октября через Зёльден вереница машин двигалась в направлении Реттенбаха, где в 9:45 должны были начаться соревнования Кубка мира по гигантскому слалому у женщин. Из окон многих авто торчали флаги горнолыжных команд разных стран. Мирно вклиниваюсь в вереницу, проезжаю буквально 200 метров и торможу: первый кордон отсекает авто на летней резине — будьте любезны оставить машину на многоярусной парковке у станции канатки на Гайслахкогель. Хорошо, что мой «Пыжик» обут в «зимнюю» — контролеры внимательно смотрят на маркировку M+S и пропускают дальше.
Еду дальше, дорога вполне приличная, проезжаю второй кордон на КПП глетчер-штрассе (он же касса), потом паркуюсь на самой верхней парковке — все основные стоянки около Глетчер-стадиона уже заняты, по официальной статистике соревнования горнолыжниц приехали посмотреть 9000 зрителей. Вроде как ничего страшного.
Но вечером все поменялось — пошел снег, спускаться вниз пришлось по мокрой снежной каше. На следующий день, в воскресенье, меня снова пропустили на станции Гайслахкогельбана, и я поехал наверх. И тут уже шутки кончились — снег валил такой, что машины дорожной службы не успевали его чистить. Там, где это возможно, на обочинах стояли авто — водители обували цепи.
Доползаю до КПП — контролеры показывают на табло: «Проезд для машин без цепей закрыт». Без звука паркуюсь сразу же за пунктом пропуска. Рядом встает Мазда-6 хорватского телевидения. Пассажир и водитель с недовольным видом выходят, смотрят на дорогу, потом снова садятся в машину и решают ехать дальше. С интересом смотрю, как у них это получится - мужики проезжают метров пять и начинают буксовать на месте, после чего возвращаются на парковку. Грустно смотрят на меня: «No chance». Им можно посочувствовать — добираться до ледника в переполненном автобусе-шаттле с их оборудованием достаточно проблемно.
В течение всего воскресенья, 28 октября, снег в Зёльдене то ослабевал, то становился сильнее, но не прекращался. Доехав обратно на «шаттле» с цепями до парковки, где стоял «Пыжик», нашел его под приличным слоем снега. Потихоньку поехал вниз, за огромным «лайнером» откуда-то из Швеции. Автобус останавливался через каждые 500 метров — судя по запаху, у него перегревались тормозные колодки.
А теперь наконец о том, ради чего было написано это вступление. В понедельник утром камера на Реттенбахе показывала хорошую погоду и -13 градусов мороза! Решив, что вся тусовка Кубка мира уехала из Зёльдена и ничто не сможет помешать мне наконец-то по настоящему открыть зимний сезон в конце октября, быстро собрался и рванул наверх... В толпе таких же «умников». Хорошо, что глетчер-штрассе была почти сухая — наверх доехал без проблем.
По туннелю Рози Миттермайер проехал на соседний ледник Тифенбах — это был настоящий шок: почти полностью забитая парковка и толпа у входа на нижнюю станцию гондолы: в Зёльден съехались клубные и детские команды из Германии, Голландии, Швеции и даже из Франции. Были тут и ребята из России, видел их, когда они уже садились в кабину Тифанбахбана. Чуть позже повстречал команду из московского Канта — как и я, народ приехал в Австрию открывать сезон.
Делать нечего, встал в очередь, которая, кстати, двигалась достаточно быстро. Наверху сильный ветер гнал клочья тумана и зимнюю поземку — хорошо, но иногда не хватало видимости. Начал искать, где народу поменьше — оказалось, что обе трассы вдоль крайних бугелей на Тифенбахе вполне свободны, кроме спортсменов здесь мало кто катался: подниматься на бугеле в такой мороз и ветер готовы не все. Зато тут было все, что может пожелать истосковавшаяся за лето душа: жесткий отратраченный склон, мягкая «гребенка» вельвета, ну и целина — около 30 см глубиной.
Кстати, кубковая трасса гиганта по-прежнему оставалась закрытой — как только погода немного улучшилась, здесь начала свои тренировки команда Австрии — на этот раз Бенни Райх, Манфред Прангер, Марсель Матис и другие австрийцы готовились к слаломному этапу в финском Леви, который пройдет 10-11 ноября.
Ну, а сразу после 12-00 солнце выглянуло по-настоящему, и я понял, что ради одного такого дня стоило приехать в Зёльден — в «телевизор» на Шварце Шнайде «показывали» обычную австрийскую картинку: синее небо и ослепительно белые склоны гор.
На всех склонах горнолыжного региона Зёльдена во всю свою мощь работала система искусственного оснежения. Но я ошибался, когда решил, что часть трасс Wintergebiet при хорошем стечении обстоятельств откроют через 1,5-2 недели. Нет! Несколько трасс и подъемников на Гиггийохе откроются уже завтра, 1 ноября! На сайте курорта пишут, что зёльденская НЕледниковая зона катания заработает раньше всех в Австрии.
Немного сухих цифр
На двух ледниках, Реттенбахе и Тифенбахе, осенью работает семь подъемников, открыты 37 км трасс (из 148 км). Работают ресторан на Глетчер-стадионе (Реттенбах), ресторан и ширм-бар на Тифенбахе.
Автор выражает благодарность за помощь в организации поездки Австрийскому представительству по туризму и лично Маргот Висиак (Margot Wisiak), а также директору по маркетингу Канатных дорог Зёльдена Крису Шнёллеру (Chris Schnoeller, marketing Bergbahnen Soelden & AREA 47).