- 600 км хорошо связанных между собой маркированных спусков (карта склонов);
- разнообразные с точки зрения катания и пейзажей долины, объединенные сетью трасс и подъемников;
- сравнительно простая транспортная доступность – до аэропорта Женевы регулярным рейсом, далее – трансфер на микроавтобусе, не дольше 2 часов;
- возможности несложного выезда на экскурсии (Анси, Лион, при желании – Женева и т.д.);
- возможности разнообразного досуга «после лыж» (магазины, рестораны, бары и прочее).
Теперь я думаю: как же нам тогда повезло, что мой выбор по этим критериям был одобрен, и мой муж, с трудом выносящий любые проявления «понтов», не стал копать глубже и уточнять географические подробности о каждой из трёх долин. Потому что Куршевель тогда гремел на всю нашу необъятную Родину и, – спасибо одному небезызвестному персонажу, – являл собой образ места, где дурно воспитанная российская публика обильно сорит деньгами, прожигает жизнь и преступает закон.
(Январь 2012 года… Евро по 40 рублей, вернись, где ты??...)
Трансфер из аэропорта организован чётко и удобно. Англичане – диспетчеры и водители – точны и пунктуальны, все уведомления присылают на e-mail и дублируют в sms. Через 20 минут после приземления в Женеве мы уже в микроавтобусе. После петербургского, почти полярного, сумрака, радуемся теплу и солнцу. По дороге успеваю сделать несколько снимков набережной живописного озера Анси.
Место дислокации в самих «Трёх долинах» нами было выбрано с точки зрения максимального удобства для катания и знакомства со всеми долинами региона: Мерибель в «центральной» долине Les Allues (что означает, - направо поедешь – в Куршевель попадёшь, налево – в Менюир, Валь Торанс и, - кто бы мог подумать, - расположенную за ними четвёртую долину региона «Трёх долин» - Orelle). Из всех вариантов проживания в Мерибеле выбрали апартаменты со ski-in/ski-out в Мерибель-Моттаре (1750 м). Оказалось довольно бюджетно и удобно. Куршевелевские тусовки нас не волновали, а в центр Мерибеля (1450 м) и обратно после лыж мы прекрасно добирались на лыжных автобусах, курсирующих здесь по расписанию до самого вечера.
Такой вид с балкона открылся нам в момент заселения в наши апартаменты:
Кстати, кому интересно – вот официальные географические названия всех 3 долин:
Название долины | Курорты |
Бельвиль (Belleville) | Валь-Торанс (Val Thorens), Ле-Менюир (Les Menuires), Сен-Мартен (Saint Martin de Belleville), |
Сен-Бон (Saint-Bon) | Куршевель (Courchevel), Ла-Танья (La Tania) |
Лез-Алю (Les Allues). | Мерибель (Meribel), Брид-ле-Бен (Brides-les-Bains) |
Теперь подробнее о том, каким захотел предстать в тот раз перед нами этот легендарный регион катания, со всеми его особенностями.
Начало отпуска. Разминка на синих трассах Куршевеля
Это был наш третий в жизни отпуск в «больших горах». До этого были Заальбах-Хинтерглемм в Австрии и Грандвалира в Андорре. В первый день решаем размяться на несложных трассах. Узрев на карте, что наибольшее количество синих спусков в регионе расположены в Куршевеле, мы прямо с утра рванули туда. От Куршевеля нас отделяли 2 очереди подъёмника Pas du Lac, стартующего, можно сказать, прямо от наших апартаментов. Но мы, для первого катального дня, выбрали другой путь, в объезд, дабы избежать чёрных и красных спусков с вершины Saulire (2738 м) в Куршевель. (Кстати, если кто не в курсе, – чёрные спуски в «Трёх долинах» не ратрачатся, – такая французская «фишка» – «природный» спуск. Я не специалист, но подозреваю, либо им просто лень, либо там такой уклон, на котором ратрак не удержится, потому что «природных», в смысле, фрирайд-спусков в Трёх долинах и без этого предостаточно). «Объезд» не порадовал: безынтересный пологий траверс и, в довершение, старый, медленный и скрипучий, парнокресельный подъёмник Loze Express. Вот он на фото:У того, кто обозвал это «чудо техники» «экспрессом» - весьма своеобразное чувство юмора! Расстояние небольшое, но преодолевает он его мучительно долго. В морозную погоду успеваешь замёрзнуть.
Наконец, катание!
Залитые солнцем просторы Куршевеля восхищают. Это – именно просторы: пейзажи по-настоящему радуют глаз, но при этом нигде нет ощущения зажатости, никаких узких ущелий и кулуаров (но кто ищет, тот всегда найдёт, конечно), – настоящий праздник души:
Спускаемся в Courchevel 1850 – к пятачку, с которого стартуют основные подъемники и куда спускаются, как в воронку, все основные трассы этой долины.
Здесь есть спуски любого уровня сложности – преобладают спокойные синие; в наличии также интересные, широкие и скоростные, красные, а для экстремалов – чёрные и условно-красная могульная трасса – бугрятник а-ля «прощай, колени», ведущие с вершин Saulire и соседней с ней.
Из атрибутов Dolce Vita здесь нами были замечены Altiport (так и не поняли, только для вертолётов этот аэропортик, или обязательная в таких местах взлётно-посадочная полоса там тоже имеется, – выглядит всё очень компактно, практически незаметно, прямо между горнолыжными трассами Courchevel-я), бутик Moncler на склоне и пара «манерных» ресторанов со шкурами, небрежно наброшенными на диваны, и изысканными ледяными скульптурами, украшающими террасы. Несколько ночных клубов в Courchevel 1850 и роскошных отелей и шале, – вот, пожалуй, и всё. Цены на еду в ресторанах и кафе здесь, возможно, слегка повыше, чем в соседних долинах, но незначительно: стандартные тартифле и чай с круассанами на вершине на двоих обошлись в пределах 30 евро.
Заехали в посёлок, популярный для проживания у бюджетных туристов – La Tania.
Отсюда вечером практически нереально выбраться и добраться, например, до Куршевеля (вариант – на лыжах туда, на такси обратно), в самом же La Tania «после лыж», нам показалось, заняться абсолютно нечем. Впрочем, как и в остальных здешних мелких посёлочках, т.к., по сути, развлечения apres-ski и магазины присутствуют только в крупнейших посёлках «Трёх долин», т.к. в Courchevel 1850, Meribel, Les Menuires, Val Thorens.
Другие деревушки этой долины при близком знакомстве впечатлили ещё меньше: Courchevel-Le Praz (1300 м), Courchevel-Village (1550 м) и Courchevel-Moriond (1650 м), а также Saint-Bon (1100 м) оказались довольно унылыми лыжными станциями, не вызвавшими желания задержаться в этих точках даже на короткую кофейную паузу.
Спуски же до этих точек – весьма живописны и, при определённых погодных условиях, могут доставить настоящее удовольствие. Только не в нашем случае: спускаясь с вершин на высоту 1650 или 1550 метров, мы были вынуждены преодолевать участки, где, вероятно, днём ранее проходил уровень замерзания. И склоны на этой высоте были полностью покрыты крупным ледяным (хм-м, как бы поточнее выразиться?) крошевом, по форме и размеру напоминающем гравий. Слой этой непонятной субстанции получался, как назло, довольно толстый, а закантоваться на таком покрытии – весьма проблематично, – оно просто катится под лыжами, управляемость которых, соответственно, стремится «к нулю».
С благодарностью подумалось о персонале курорта, заботливо обернувшем каждый из столбов-опор подъемников толстенными оранжевыми матами. Через некоторое время мужу, не рассчитавшему скорость, пришлось тормозить в этот мат, на наше счастье оказавшийся ещё и довольно мягким. Повезло: обошлось без травм и даже без особого испуга, т.к. я немного отстала и, вывернув из-за поворота, увидела своего мужа, уже отряхивающегося и пытающегося застегнуть крепления.
Катание в долине Les Allues
Катание в Мерибеле нам тоже понравилось: трасс здесь много, они разнообразны и интересны. Важное замечание: в отличие от Австрии красные трассы здесь – нормальные красные, и вообще, показалось, что все трассы в реальности здесь соответствуют их маркировке. С особенным удовольствием вспоминается красная lagopede – широкая и скоростная, с утра пораньше, по свежему «вельвету», – что может быть лучше? А вот забраться на вершину Mont Vallon, откуда существует два варианта спуска, и оба красных, мы в тот раз так и не решились, – уж очень эта, всегда безлюдная, гора, зловеще смотрелась снизу, из окна наших апартаментов:Ничего, будет за чем вернуться.
Единственной "ложкой дёгтя" в Мерибеле в дни нашего там катания являлось состояние нижних участков трасс в конце катального дня. Возвращаться на лыжах домой каждый день приходилось очень аккуратно и медленно, т.к. ехать нижние метров 200 приходилось по чистому льду.
Типичные панорамы склонов Мерибеля. Фото сделано со стороны вершины Saulire:
А это – вид на Мерибель после снегопада при подъезде со стороны вершины 3 Marches:
Если сравнивать пейзажи в Мерибеле и Куршевеле, – то, ИМХО, Мерибель больше радует глаз сверху, когда стоишь на вершине, а Куршевель – снизу, когда находишься в середине или в самом низу спусков.
К слову, из Мерибель-Моттаре в Мерибель-Центр ведёт длинная зелёная трасса “Truite”, – нормальная альтернатива ski-bus-ам, с которыми здесь, впрочем, тоже никаких проблем – курсируют часто и много.
Катание в долине Belleville
Belleville дословно переводится с французского как «красивый город». На мой вкус – эта долина как раз наименее живописна по сравнению с двумя другими: нежно любимые ёлки здесь отсутствуют, вот как выглядит нижняя часть этой долины – Saint Martin de Belleville (1450 м):А выше, – как в песне, – «здесь птицы не поют, деревья не растут…». Вид на Val Thorens и расположенные над ним склоны:
Благодаря тому, что основная часть склонов в этой долине расположена выше 2000 м, склоны здесь ухоженны гораздо лучше, чем в более низких зонах катания, где температура в течение суток может скакать вокруг «нуля».
Поднимаемся на кабинном подъёмнике Grand Fond на Col de Rosael и переваливаем в четвёртую, «бонусную» долину Orelle. От верхней станции подъемника нужно проехать метров 100 по абсолютно горизонтальной поверхности. Поток людей здесь движется в обе стороны – часть – попутно с нами, другая часть – возвращаются в долину Belleville. Всего-то 100 метров… и тут начинается: как только мы огибаем скалу, с неё на голову начинают лететь камни. Не булыжники, конечно, но сантиметра по 3-4 в диаметре… Они со стуком отскакивают от шлема и иногда ощутимо бьют по плечам, неприятно. Ветер здесь, на 3000 м, такой силы, что при каждом шаге (на лыжах), мне приходится «вкапываться» в снег палками, чтобы не снесло назад. Мысленно благодарю мужа, когда-то буквально заставившего меня купить шлем, и решаю: «без шлема – больше никогда».
Так доползаем до склона, несколько поворотов – и ветер стихает (то есть, нас от него начинает отгораживать соседняя вершина).
Теперь есть время насладиться окружающей красотой. Согласитесь, есть в этом белом безмолвии что-то магическое. Облака, например, здесь не спускаются в долину, а будто поднимаются из неё:
Катающихся здесь – значительно меньше, чем в других долинах. А склоны – чудо как хороши. Вот, например, вид снизу на красную “Coraia”:
Нам показалось, что эта долина Orelle имеет неплохой потенциал развития, но и те склоны, что здесь уже имеются, способны порадовать. Если будете отдыхать в этих краях, – однозначно, стоит заехать и в Orelle.
Катание в Les Menuires, в отличие от унылой архитектуры этого посёлка, также оставило приятные воспоминания. Склоны в любую погоду были в прекрасном состоянии (кроме нижних участков после оттепели):
Итог
Во время нашего пребывания здесь (вторая половина января) за две недели регион предстал перед нами совершенно не тусовочным и уж точно не ”пафосным”. Так как здесь мы катались впервые во Франции и после очень понравившегося нам австрийского курорта (Заальбах-Хинтерглемм), существовали определенные опасения, что во Франции будет хуже. Опасения не оправдались, всё понравилось, – и подготовка склонов, и обслуживание – всё О’K. Нормальная еда в ресторанах в среднем чуть дороже, чем в Австрии, но если считать едой пиццу, хот-доги, картошку фри и пр. фаст-фуд, или готовить исключительно самим, – то разница будет практически не ощутима.Катание
Кататься здесь очень понравилось, – разнообразно, красиво, интересно. Регион, конечно, имеет свои особенности (в виде, например, местами старых подъёмников), но, если вы будете к ним морально готовы, – отличный выбор для прекрасного катания, причём, даже не на один раз, а, если захотите, на годы вперёд.Ски-пасс на все три (вернее, 4) долины недёшев, но он, определённо, стоит своих денег (а если разделить его стоимость на количество доступных вам километров спусков, – то и вообще язык не повернётся назвать здешние ски-пассы дорогими).
Ещё фото со склонов Куршевеля:
За подготовку склонов можно ставить твёрдую «4»: ратраки трудились каждый вечер, склоны без явных недочётов, но «видали и получше». После обильных снегопадов утром, до открытия подъёмников то тут, то там слышалось, как расстреливают лавины. Лишь один раз лавинная служба курорта не успела справиться к открытию, и тогда подъёмники открылись на 1,5 часа позже запланированного времени.
Бугры на трассах образовывались, пожалуй, попозже, чем в Австрии, часам к 13-14 (что, вероятно, обусловлено бОльшим количеством трасс).
Наиболее удобно добираться до любой части Трёх долин на лыжах как раз из нашего Meribel-Mottaret.
Отсюда, хочешь – катайся в «домашней» долине Les Allues, а хочешь – с центральной площади подъемники расходятся веером на разные стороны долины. Поднявшись на 2 очередях подъёмника Pas du Lac, можно съехать сразу в Куршевель. А на противоположную сторону долины, при помощи 2 очередей подъёмника Plattieres, стартующего также из Meribel-Mottaret, – можно съехать в долину Belleville, в посёлок Les Menuires, а затем, при желании – ещё один подъёмник (Bruyeres) – и спуск в Val Thorens, и т.д.
Вероятно, в «высокий сезон» этот же плюс оборачивается минусом: многие трассы Мерибеля используются как транзитные, что влечёт за собой толпы народа на склонах и, как следствие – трассы быстро разбиваются. Но во второй половине января мы этого не почувствовали.
Навигация – очень понятная. Французская особенность: трассы имеют названия, а не номера.
Указатели расположены в нужных местах, в нужном количестве, и информация на них изложена весьма доходчиво и однозначно (в отличие, например, от австрийского Шладминга, конкретно – на Планае). Указатель на перевале Les 3 Marches:
Apres-Ski
Ночная жизнь – в Meribel-Mottaret мы её не видели, да мы и не любители, – за день укатываемся так, что уже не до танцев; к тому же – спортивный режим... А вот прогуляться вечером после лыж – магазины, рестораны, – это приятно. Не сказать, что здесь этого много, но найдётся, куда пойти. Несколько вечеров мы садились на бесплатный автобус, курсирующий до позднего вечера, и уезжали гулять в Мерибель-Центр.Зато рядом с нашими апартаментами начинался симпатичный национальный парк, с зарослями европейских кедров и проложенной вдоль озера Tueda лыжнёй. С удовольствием прогуливались там пару раз после катания.
Экскурсии
Выбор экскурсий велик, – Лион, Анси, Женева, окрестные зАмки и т.д.Мы за две недели выбрались только в Лион, когда поняли, что погода на завтра предстоит не слишком катальная, а в остальные дни, признаться, пожалели времени.
Приятный город, для прогулки и шопинга на один день подойдёт прекрасно.
Публика
Самая разная. Либо это место к тому времени вышло из моды у московской гламурной публики, либо всё-таки вторая половина января – уже «не сезон», но того, чем пугали меня знакомые – «в Куршевеле никто не катается, все накупили себе шлемов и масок со стразами, и целыми днями сидят с этими шлемами в ресторанах у склона, пьют» – ничего подобного мы не увидели.Наших соотечественников довольно много, но преобладают, как нам показалось (по крайней мере, в долине Meribel), британцы и французы. Всё вежливо, с приветствием и улыбкой. С пресловутым снобизмом французских официантов, о котором я много читала, не столкнулись ни разу в жизни, – ни в Трёх Долинах, ни в каком другом месте во Франции – в Париже, Лионе, Тулузе, Каркассоне и пр. Вообще, у нас с публикой нигде проблем не бывает. Возможно, свою роль играют три «волшебных» слова, которые стоит выучить каждому перед поездкой во Францию, – «Бонжур», «Мерси» и «Оревуар» (да простят меня люди, владеющие французским языком!). Кто выучил, – будет тому во Франции счастье :-).
Программа «Эксперт Трёх Долин» (Diplome de l'escapade Expert des 3 Vallees)
Когда мы приехали в Три Долины, при покупке ски-пассов выяснилось, что на курорте действует программа «Эксперт Трёх Долин». Каждый купивший ски-пасс автоматически становится её участником, а для получения диплома «Эксперт Трёх долин» нужно лишь как минимум по одному разу в течение действия ски-пасса проехать по определенным трассам, включённым в программу (т.е. пройти через определённые подъёмники). Выполнив всё это, вы предъявляете свой ски-пасс кассиру, который выпишет вам диплом. А если не жаль отдать 7 евро, – то ещё и медаль получите (скорее похожа на большой значок, и крепится к одежде, как значок). Сейчас на сайте курорта информации об этой программе не вижу, но и тогда не помню, чтобы она была на сайте. Информацию искала целенаправленно и нашла в буклете у кассы.Прохождение программы не потребовало от нас каких-либо особых усилий, хотя на момент катания в Трёх долинах мы ещё ощущали себя изрядными «чайниками» (из чего делаем вывод, что программа эта – народная забава, нацеленная на широкие массы катающихся и не имеющая отношения к спорту «высоких достижений»). Правда, один из спусков, включенных в программу, «по техническим причинам» (похоже, у них сломался подъёмник) был закрыт все дни нашего пребывания на курорте, – это был спуск с вершины Pointe de la Masse, украшенной деревянной скульптурой горного козла. По иронии судьбы, именно эта скульптура является символом всей программы «Эксперт Трёх долин». В итоге козла сфотографировать нам так и не удалось, но дипломы нам всё равно выдали, т.к. вся остальная часть программы была выполнена.
Единственный раз, когда мы, в процессе прохождения всех требуемых спусков, получили нехилую дозу адреналина, был на красном спуске Col, стартующем с высоты 3130 м на леднике Glacier de Thorens. Поднимаясь наверх на медленном и продуваемом всеми ветрами кресельнике, мы с замиранием сердца обозревали трассу, по которой нам предстояло спуститься: узкая, красно-чёрный уклон, и к тому же ветром с неё сдуло весь снег, так что даже с высоты было видно, что спускаться придётся по чистому льду. Чем выше увозил нас подъёмник, тем круче становился спуск. При этом к вершине он ещё и сужается, так что в верхней части это – практически ледяной жёлоб, ширина которого с трудом позволяет выполнить поворот. Очень хотелось надеяться, что впечатление из кресла подъёмника обманчиво, «у страха глаза велики», и т.п. Эта надежда умерла, когда мы увидели внизу двоих мужчин спортивного телосложения, отстёгивающих лыжи и съезжающих по ледяному жёлобу вниз, как с детской горки, только без санок :-), держа лыжи позади себя.
Но мы тогда решили, что лыжи ни за что не снимем. Повезло, что поточить канты нам пришло в голову буквально накануне, – канты кое-как держали даже на льду. Потихоньку преодолели верхнюю, самую крутую и узкую, часть спуска, а затем, с огромным облегчением и практически с блеском объехали тех двоих «спортсменов», так и продолжающих сползать с горы на попе.
Выбор места проживания
Как обычно, хотелось всего и сразу: и чтобы недорого, и ski-in/ski-out, и магазины под боком, и до самых отдалённых уголков «Трёх Долин» чтобы доезжать без особого напряжения.Когда выбирали «место дислокации», рассматривали в числе прочих La Tania как вариант. Тогда меня отпугнули не только маленькие размеры этого посёлка, но и то, что все варианты (мы искали апартаменты) были, хоть и вполне доступными по цене, но из разряда «дёшево и о-очень сердито». Наиболее универсальным показался вариант проживания в средней из трёх долин – в Мерибеле. Более конкретно – идеально подошёл бы Мерибель-Центр, где-нибудь в районе Альтипорта, но там, помнится, не нашлось подходящего жилья, и мы остановились в Мерибель-Моттаре. Своим выбором остались вполне довольны: с точки зрения удобства катания и знакомства со всеми тремя долинами вариант оказался оптимальным, написала об этом выше.
Однако, если бы мы приехали сюда в декабре или в конце сезона, - тогда, наверное, стоило бы поселиться в Val Thorens.
Обратила внимание на наличие большого количества неплохих вариантов проживания в Les Menuires, но оттуда, во-первых, далековато добираться до долины Куршевеля, а во-вторых – ИМХО, пейзажи и типовая застройка французской лыжной станции совсем не радуют глаз.
Совсем дёшевые варианты проживания попадались в Brides-les-Bains, расположенном на высоте 600 м и связанный подъемником (в пути около 25-30 минут) с Мерибелем. Но Brides-les-Bains – скорее, термальный курорт, чем горный. Проезжая его в один из «некатальных» дней по пути на экскурсию в Лион, не успели рассмотреть Brides-les-Bains и составить о нём полноценное впечатление. Буду рада услышать мнение тех, кто когда-либо останавливался там или хотя бы провёл несколько часов.
Вернёмся ли мы ещё в «Три долины»? Я сказала бы так: после первого посещения такое желание возникло, но любопытство и желание познакомиться с новыми регионами пока пересиливает. Одно могу сказать наверняка: хотя бы однажды здесь должен побывать каждый горнолыжник. Кто не был, - поверьте, этот регион того стОит!
Спасибо за внимание, дорогие коллеги-лыжебордеры.
Всем удачного и запоминающегося катания в наступающем сезоне!