Маршрут поездки:
Киев - Кельн самолет WIZZAIR
Кельн - Три Долины (Brides-les-Bains) дальше - прокатный автомобиль
Три Долины - Killy (Val-d-Izere, Tignes)
Brid-les-Bains - Geneva - Bern - Hertingen (Black Forest, Германия)
Hertingen - Кельн
Кельн - Киев самолет WIZZAIR
Время - 7.03 - 17.03
Катание - 7 дней
Расстояние на авто - 2000 км
Авто - Golf 1.4
Получена мультивиза во французском посольстве на полгода, просто попросили. Места нет в паспорте.
Основные расходы на двоих:
самолет (с лыжами в багаже) - 150 евро
прокат автомобиля на 10 дней - 350 евро
проживание в Brid-les-Bains (8 дней) - 380 евро
ski pass 500 евро
Использовались путеводители Ле пти Фюте и материалы форума.
Застали разную погоду: снегопад, ясные дни. Три Долины - Number 1 в мире и давняя мечта осуществилась. На самом деле это уже 5 долин с зоной Килли, которая входит в ски-пасс Трех Долин.
Прокатная контора была километров в пяти от аэропорта. Обещали, что
встретят, но опоздали часа на полтора. Все утро мы ходили по огромному
кельнскому аэропорту и пытались найти то, что нам обещали "выйдите и
будет висеть". Пока не пошли в полицию, полицай нашел, куда звонить, нам сообщили, что нас "давно" ждут.
Обещанного дроп-офф-бокса для сдачи машинки в аэропорту не было.
Оформив машинку, немного привыкнув, начали искать супермаркет по
трассе. Была суббота и хозяин предупредил, что вечером будет все
закрыто, надо купить по дороге продуктов.
Искать
надо REAL, на обратном пути часто их видели, но не в то утро... В 2 (!) маленьких городках супермаркетов мы не нашли. Нас или посылали куда-то в пространство или не знали супермаркетов! Одна хозяйка на мой вопрос - что же вы едите
тогда - показала коробку купленного кекса-полуфабриката... В городках
на улице население активно уничтожало сосиски с капустой. Городки (район Франкфурта) тоже не вызывали интереса, неуютно и очень провинциально. Случайно нашли REAL, в огромном супермаркете было с десяток посетителей: представители Азии, очень пожилая пара... На 40 евро мы купили отличных продуктов на неделю! И полетели в Швейцарию.
Перед въездом в Швейцарию поток машин распределяется на два – с
виньеткой и без. Тот, что с виньеткой, внимательно проверяется
полицией. Покупаю виньетку (40 франков. действует с 01.12.2008 по
31.01.2010), расплачиваюсь карточкой, просят предъявить паспорт.
Говорю, что у мужа в машине, полицай махнул рукой, езжайте, мол. Такое
дружественное отношение с пониманием ситуации встречали в Швейцарии
всюду. В субботу вечером на трассе работают операторы, можно платить
картой без чипа, есть банкоматы на заправках. Могут принять и евро.
Очень приветливые люди, ощущение комфорта во всем. Может, другие страны
доверяют швейцарцам свои деньги потому, что они доброжелательны и
акуратны? Словом, хорошие люди! Вечером на заправке единственный посетитель поздоровался... Каждый раз это ставит в тупик. А ведь это всего лишь вежливость, чтобы избежать чего-то нежелательного.
Природа в этой части страны очень похожа на Украину. Только очень аккуратно все. Довольно быстро проехали Швейцарию, пересекли границу с Францией, дальше въезжаем в горы.
Это Савойя, горный район Франции. Приехали в Бред-ле-Бен к полуночи. Проехали 900 км. Встретил нас хозяин шале Грэхэм, англичанин, приезжающий на каникулы, широко известный в узких кругах сноубордистов. Он тоже приехал в этот день и был хорошо подшофе. Быстро заселяемся, 70 евро залога дополнительно. После этого узнаем, что Грэхэму надо в «Лондон по делу срочно». Он расписывается на бумажке про залог, предлагает выпить с друзьями, но мы отказались, уже засыпаем на ходу. Предыдущую ночь вылет был в 5 утра... Увидим ли мы 70 евро залога?
«- Как вы расслабляетесь? - А я и не напрягаюсь!» - если принять этот их девиз, то дальше все будет восприниматься нормально.
Дома в Савойе построены в деревенском стиле, который называется «шале». Этот старинный стиль очень ценится, под него выдается и просто что-то старое и небрежное. Как и манера поведения, в том числе и на склоне тоже. Проехать по лыжам, наехать на толпу и сказать пардон... Наша гуд инаф студия имела очень большое преимущество – рядом с Олимпийской гондолой, которая «за 20 минут домчит вас на склоны Мерибеля», как сказано в путеводителе.
Три Долины – это долины Куршевель, центральная Мерибель и Валь Торанс. Как сказал Грэхэм, это «английская колония», потому что курорт построен англичанами. Больше всего слышна была французская и английская речь. И русская тоже. Бред-ле-Бен находится на высоте 600 м и, строго говоря, не горнолыжный, а бальнеологический курорт, известный своим источником, вокруг птички, в речке - рыбки. Жилье в нем дешевле, восстанавливаться на этой высоте легче, ну и вообще – это уютный савойский городок. И цепи с собой не нужны! Остальные курорты Трех долин – это новостройки на приличной высоте и даже в марте еще на снегу.
Ски-пасc брали на весь период на все Три долины, день катания в Килли входит в него. В Килли ездили за 60 км, остальные долины связаны между собой в одну зону. Первый день оплатили как полдня, проспали после дороги, это дало сэкономить 16 евро на двоих, остальная экономия себя не оправдывает, если брать, например, один Мерибель и доплачивать за Три долины.
Катались везде. Первый день – Мерибель, на следующий день погода испортилась, в такую метель надо держаться своей долины. Но любопытство пересилило, и мы отправились в Куршевель через самую высокую вершину, и спускаться пришлось в отсутствие всякой видимости и по неотратраченному склону. Куршевелей всего три, расположенные на разной высоте. Центральный тусовочный – 1850, окружен сине-зелеными трассами. Большинство городков окружены трассами средними, укатанными. Чем выше, тем сложнее трассы. Переезжать в другую долину в хорошую погоду лучше через вершины, иначе придется «пилить» траверсами. Ну, а в плохую погоду лучше кататься в своей долине или заниматься «охотой на Джека» - за кружкой пива, вылупивши глаза, ждать, когда проедет Джек.
Центральное тусовочное место Куршевеля-1850.
Мы прогулялись по Куршевелю по улицам и туннелю с бутиками, послушали характерные диалоги на русском (шел спор, кто платит за ребенка на карусели - нянька или родители, катала нянька, родители отдыхали!) уточнили цены (сумка-туфли из последних коллекций со скидками – 800 евро, 200 евро - спортивная куртка). Обнаружили украинского олигарха в кафе с семьей, присели рядом в кафе, стилизованное под мельницу (23 евро – блин вроде пиццы, пиво, глинвейн). На этом светскую программу закончили.
На следующий день погода была еще хуже, но опять любопытство повело в Валь Торанс – это полтора часа спусков и подъемов. Заехали в Ле Менюир - очень простые склоны, много новичков, решили больше не приезжать. В Валь Торансе поднялись на ледник, спуск был уже опасным, отсутствие видимости и метель, кроме нас никого на склоне не было. Спуск был трудным, ориентировались по вешкам.
Возле спуска в Мерибель обнаружен был музей лыж.
Все следующие дни были солнечными и любители фрирайда оторвались по полной. В Трех Долинах для этого неограниченные возможности, хотя это и небезопасно, многие пользуются услугами инструкторов, очень много частных агентств.
Это посиделки куршевелевских зубров-инструкторов.
Один из нас был дипломированный инструктор, выпускник известной киевской школы инструкторов.
Хотя для каждого сложного спуска есть альтернативный простой, все же катание в Трех Долинах требует осторожности – это и погода, и высота, и разметка трасс, и большая протяженность, и лавины, которые постоянно расстреливают. Звук этот прокатывался очень часто.
В эти дни непогоды, которые мы застали, погибли люди, об этом передавали по местному телевидению. Правила безопасности в непогоду лучше не нарушать.
Фрирайд - очень классно, но опасно, для этого приглашают инструкторов. Склоны расписаны кругом.
В один из дней отправились в зону катания Килли – Валь д'Изер и Тинь, связанные в одну зону. Ближе к трассе был Валь д'Изер, 63 км, в Тинь надо было еще 13 км подниматься по горной дороге.
Припарковались при въезде в подземном паркинге (6 евро за 5 часов), а
в Трех Долинах парковки бесплатные.
В кассе по чеку к ски-пассу Три Долины нам выдали другой – для Килли на один день. Очень понравилось в Килли! Снег плотный (сказывается высота и ледники), подъемники новые, народ менее пафосный, широченные склоны, молодежи много, весело. В тусовочном ресторанчике живая музыка, саксофон...
Ну, может, для семи дней катания и надоест! Три Долины все же непревзойденные!
В один из ясных дней поднялись в Орелле – это крайняя область в Валь Торансе, сурово, ветер, холод. Это одна из самых высоких точек в Трех Долинах, выше 3000.
Вдали - Мон Блан, самая высокая гора в Альпах, рядом - гряда четырех- и трехтысячников.
Еще из Валь Торанса...
Интересно наблюдать за людьми разных национальностей, общаться с ними. Всех объединяет любовь к горам. Грэхэм пишет, что ждет нас в скором времени снова в гости. Знает, что необъятные Три Долины притягивают!
[page]Это гряда, закрывающая долину Куршевель, очень живописные горы с характерной выдающейся одной выделяющейся скалой.
В этих кулуарах очень много фрирайдеров. Иногда, зарывшись в снег, они откапывали свое снаряжение, которое в рыхлом снеге трудно найти. С ближайших подъемников свешивались наблюдатели и тоже участвовали в процессе.
Для детей есть лыжный детский сад.
Для желающих добавить адреналина в каждой долине на склоне есть свой небольшой аэропорт.
Есть в каждой долине и snow park.
Сноубордистов наблюдалось не слишком много, последнее увлечение - это фигурные лыжи с круглыми пятками и прыжки на них.
И просторы бесконечные...
Так в постоянных разъездах и подошли к концу дни замечательного катания.
Апре-ски в Брид-ле-Бене организуют два энтузиаста, кофе, глинтвейн, супчик – каждый день что-то новое.
В центре городка есть несколько продуктовых магазинчиков, готовили сами. На склоне – только небольшой перекус с пивом-глинвейном. В ресторан с бутербродом нельзя – no picnic, но иногда закрывают глаза на это, если что-то заказываешь.
Французы едят по часам, и обед – дело святое, суп с большим пивом, бутылка вина с двумя вторыми и десерт – как они после этого могут кататься??? Хотя справедливости ради надо сказать, что во второй половине дня меньше людей на склонах.
Объявился наш Грэхэм, уже абсолютно трезвый, переселил нас в последний день в другие апартаменты, надо было освободить наше жилье для его друзей, а мы оставались еще на одну ночь. В новой студии скрипящие деревянные полы, столетние балки... Но комфорт обязательный!
Рано утром в воскресенье был взят курс на Аннеси, будущую олимпийскую столицу.
Город совершенно сказочный! И парковки бесплатные в воскресенье!
Кофе с круасанами, прогулка по городу, воскресный базар... И опять Швейцария на пути.
Женева понравилось больше всех увиденных городов. Белые парковки бесплатные, припарковались почти в центре и отправились по мосту Мон Блан в Английский парк.
Чувствовалась энергетика большого финансового города!
Был солнечный воскресный день, кругом флаги и знаки известных фирм и банков, красивое озеро с лебедями, горы на горизонте, великолеплый кофе возле фонтана (в Трех Долинах дороже ), цветы, яхты, самолеты, красивые люди – красота!
Рядом с Ролексом на мосту Монблан сидел нищий. Блеск и нищета - рядом.
Потом 17 мгновений Берна. Припарковаться бесплатно на белой парковке в воскресенье можно почти везде. Берн, который видели в кино – это Прибалтика. На самом деле Берн – мрачноватый и грязноватый город, в центре все дома выкрашены в один светлокоричневый цвет, мало зелени, цветов нет. В центре – скульптура Пожирателя детей... Суровый древний город, сейчас провинциальный, наверное, нужно время, чтобы его оценить. Выдержан в одном очень сдержанном стиле.
Планировали заехать в Базель, но проскочили его, возвращаться не захотели, в 30 км от Базеля, в Блэк Форест нас ждал ночлег. Черный Лес – это место отдыха немцев, называется так, потому что там растут черные сосны. Жизнерадостная фрау Ингрид поселила нас в своем уютном доме, принесла пива (!) Черный лес примирил нас с первым впечатлением о Германии.
Утром помыли машинку – и на Кельн, 470 км. Заселились в отель, отвезли машинку в прокат, отдуда нас отвезли «смотреть центр города» - то есть шоппинг!
Центр – это скопление магазинов, остановиться взгляду не на чем. Вспомнилась Вена, Прага...
Кельнский собор, конечно, очень впечатлил, напомнил немного Стефана в Вене.
Попытались найти, где отметить возвращение – в центре есть только кондитерские!
Train (среднее между метро и трамваем) привез нас к отелю, где мы и нашли кабачки для небольших мероприятий.
А ориентироваться в Кельне очень даже легко – нужны две головы, план, советы местных и GPS в режиме «пешеход»!
Пользуюсь случаем поблагодарить наш GPS Mio, без которого этого путешествия не состоялось бы.
В назначенное время, в 4-30 приехало заказанное такси и увезло нас в такой теперь знакомый аэропорт Кельна, где мы провели незабываемые часы начала нашего путешествия.
А Три Долины стоят мессы!!!
Даты поездки: 7.03 - 17.03.2009
Автор: Nadine