На этот раз местом моего очередного приключения стали Ергаки. Это такое замечательное местечко на юге Красноярского края, где шерегешские снежные циклоны тоже оставляют свой след. И, хотя все горнолыжки там расположены в радиусе 5 км, наибольшее количество белого золота приходится на долю базы «Снежная».
Итак, начало сезона 2012-2013 было отмечено хорошими снегопадами и мы с братаном Славиком, досыта накатавшись в Геше, решили сделать контрольный выстрел паудером в наши седые головы. Славик для меня, действительно, Братан. И в этом нет какой-либо блатной или спецназовской романтики. Просто когда-то мы с ним оттрубили 6 лет на заочке минюстовского юридического вуза в Кузне, что означает не менее цистерны совместно поглощенной огненной воды, молочное братство и прочие забавы взрослых мужиков. Один раз даже доводилось, стоя спина к спине, отбиваться от кучи оборзевших детей гор. Вобщем, закадычный друг, которого я же и приобщил к горным лыжам.
Всю дорогу от Абакана до Снежной, которую мы сразу прозвали Нежной, Братан крутил баранку своей Висты Ардео, причем густой туман не мешал ему гнать 120 км/ч. («Славик, чо то я очкую!... Да ты успокойся, я тебе сказал! Я сто раз так делал!»). Дабы не очковать, я тяну коньяк, а Братан завистливо на меня косится. Едва паркуемся на стоянке возле базы, Братан сразу протягивает стакан: «Наливай!». Только не подумайте, что мы алконавты, просто мы эпикурейцы и любим жизнь во всех ее проявлениях. Да и почему бы не расслабиться, если сегодня пятница, а подъемник здесь включают только по выходным, и то при наличии не менее 5-х катающихся.
Гудим до середины ночи даже при свете керосинки, потому как свет здесь либо от солнца, либо от дизеля. Часа в 3 ночи кто-то медленно и со зловещим скрипом открывает дверь. «О! Белочка пришла!». Нет, это хозяйский кот Колян. Вслед за ним заглядывает и сам хозяин приюта Иваныч. Он тактично просит нас поубавить звук, а лучше бы лечь отдыхать. Ну, надо, так надо: валимся по койкам и мгновенно отрубаемся.
«Нас утро встречает прохладой!». Не то слово - прохладой… минус 35. Зато яркое солнце и не менее яркое похмелье. Щьёрт побьери! Глотаем вместе с завтраком по бутылочке пенного и экипируемся. Народу не то чтобы много или мало, как говорят в Забайкалье, в самый аккурат.
Основной склон – это большое поле вдоль подъемника с неплохим уклоном в верхней части и перепадом высот около 300 м. Но оно все перепахано еще с прошлых выхов. Я наслышан, что обратный склон на порядок интересней, и там никто не катает. Спрашиваю о состоянии снега на нем у Иваныча. Он машет рукой, мол типа все норм, снег стабильный, уже больше недели свежака не было. Насчет выхода пояснил, что до федералки недалеко, там на попутку сядешь.
Выходим на подъемник…мама дорогая! Такие раритеты еще поискать надо! Даже опытному горнолыжнику зафиксироваться на этом «чуде инженерной мысли» непросто. Чувствуешь себя не в своей тарелке, ибо приходится под зад оную и подкладывать.
Спрыгиваем с тарелок на вершинном плато. Братан от спуска по обратке решил воздержаться и уезжает по основному склону. Ну а я, подгоняемый морозцем, азартом и парами вчерашнего застолья, решаю катануть в одного. Выхожу в точку старта, взглядом намечаю наиболее интересную линию, цепляющую пару небольших дропов с хорошо просматриваемым приземом, делаю несколько резких выдохов для гипервентиляции легких и прояснения сознания. Стучу, скрестив палочки.
«3, 2, 1, дропинг!»
Делаю пару первых дуг и сразу же понимаю, что склон стартовал вместе со мной. Учитывая, что я еще почти на вершине, якорюсь палками и пропускаю через себя хороший такой осов мне по пояс, который правда останавливается метров через 15. «Херассе! Стабильный снег!», - мелькает мысль. Стою, жду когда Братан опять поднимется наверх. Попутно обдумываю дальнейшие действия. Сдуваться и шлепать назад? Не в этой жизни! Решаю продолжить спуск, но действовать при этом по старому принципу «снежный склон – это пирог, который надо резать вдоль, а не поперек». А вот и Братан появился метрах в ста на вершине. Кричу ему: «Следи за мной!». Направляю лыжи вдоль линии падения воды и несусь под хорошим уклоном вниз. Скорость набирается быстрее, чем в стритрейсинге. Ощущения опять-таки как в песне у Высоцкого: «Под ложечкой сосет от близости развязки»! Ближе к долине попадаю на резкое выполаживание и после непродолжительной борьбы с силами гравитации делаю несколько кульбитов в режиме «голова-ноги» (так вот вы какие головоногие моллюски). В итоге остаюсь на ногах и сразу же оглядываюсь назад. Ффух! Действительно, стабильно!)))
Стряхиваю снег и, уже насвистывая несложную мелодию, скатываюсь по мяхххкому снежочку в ложбину к замерзшему ручью, тем самым выходя из зоны видимости с вершины. Вроде бы все благополучно закончилось, но как выяснилось, сказка была впереди.
Попытался выстегнуться из лыж, но тут же по грудь ущел под снег. Ого! Ладно, применим свое хау-ноу! Я его называю «псевдо-скитур». Это когда расстегиваешь по максимуму боты, так чтобы голеностоп свободно там ходил и идешь по снегу в лыжах. Троплю я, стало быть, помаленьку в полной уверенности, что вон там за изгибом ручья федералка. Один изгиб, второй, третий…но нет никаких признаков присутствия человека. В итоге после пары часов «скитуринга» решил я вернуться к подножью горы и попытаться взобраться наверх. Еще пару часов пыхтел и уже порядком подустал. Сил подыматься лесенкой под приличный уклон уже не было. На месте стоять нельзя, т.к. мороз хотя и немного спал, но все равно держался в пределах тридцатки.
Ситуация осложнялась отсутствием у меня хотя бы мало-мальского набора для выживания (хотя всегда его ношу в рюкзаке, но закон подлости никто не отменял). Кроме того в этой яме не было никаких намеков на сотовую связь. Решил все же выходить вдоль ручья, посчитав, что сидеть ждать помощи нельзя, ибо можно превратиться в ледяную скульптуру. Еще два часа по лыжне и потом опять пухляк. Вот, где я его нахавался!!! В какой-то момент я его уже ненавидел. Да еще и пейзажи вокруг становились все сказочней и дремучей, того и гляди Морозко вынырнет из-за ели: «Тепло ли тебе, добрый молодец»? А с доброго молодца уже семь потов сошло, и ноги еле волочатся. В голову полезли нехорошие мысли: «Ну что, допрыгался, фраерок»? Их я спешно отогнал от себя. Не внушали оптимизма и многочисленные следы крупных диких животных. Сразу подумалось, что если сейчас из леса выйдет стая волков, то у них будет сытный ужин, они ж не в курсе, что на ночь жрать вредно. Некстати вспомнился фильм "Замерзшие" с подобной картинкой.
Тем временем начинало темнеть и мороз стал усиливаться. Я уже стал прокручивать в голове варианты холодной ночевки без костра. Думал, на крайняк вырою берлогу (главное при этом не попасть в настоящую), лыжи воткну на тропе. Потом понял, что, скорее всего, в этой норе уже не проснусь. Решил идти до последнего.
Первым радостным знаком было то, что я увидел вдалеке опору ЛЭП. Это уже давало шанс. Пройдя еще с полчаса я вдруг увидел ползущий ратрак. Сначала подумалось, что это галлюцинация. Я заорал, что было силы и замахал руками, но он, к моему крайнему огорчению, медленно скрылся из виду. Думаю, пойду по его следу. Какова же была моя радость, когда я уже в темноте, действительно, вышел на федералку и понял, что это был никакой не ратрак, а грейдер, чистящий обочины. В этот момент и сотовая связь появилась. Братан на другом конце провода, чувствуется, даже подпрыгнул, когда я ему позвонил. Ведь плутал я без малого 10 часов. Он уже успел поднять на уши спасов, и они готовили технику для моего спасения. Братан приехал за мной на машине и уже через полчаса мы пили коньяк и ели шашлыки на базе. Никогда они еще не казались мне такими вкусными.
Небольшой разбор ситуации: в погоне за пухляком я все же промахнулся и уехал в другое ущелье. Как потом сказали местные, были случаи, когда в этой же долине плутали по несколько дней, но у тех хоть спички были и не в такой мороз.
Ошибки очевидны: самонадеянность, ненадлежащая информированность о местности, нулевая экипировка, отсутствие устойчивой связи и пр. Теперь, конечно, так не делаю.)))
Так что если кто-то из начинающих райдеров решит жигануть первым следом в неизвестное место, то десять раз подумайте.
С уважением. Юрий Зайцев
P.S. А Колян нам все-таки отомстил за ночной шум…Когда выезжали с приюта обнаружили под кроватью кладку…или может это Иваныч?
Завершающий эпизод следует...