При подведении итогов Олимпиады никуда не деться, к сожалению, от общекомандного зачета – формально неофициального, но фактически давно уже ставшего главным критерием успеха. Если сравнивать планы и результаты, можно сказать, что Россия выступила в Турине вполне успешно: 8 золотых, 6 серебряных и 8 бронзовых медалей. По золоту план перевыполнили – ни в Росспорте, ни в Олимпийском комитете России ничего такого не предполагали. Вернее, Росспорт планировал 9, а ОКР – 7 высших наград, но цифры эти всерьез не рассматривали даже, кажется, и сами планировщики. Четвертое место в общем зачете – тоже почти ожидаемая цифра: попадание России в тройку лучших выглядело утопией, и если б не откровенный провал Норвегии, россияне оказались бы пятыми. Россия отстала от США и Австрии всего на 1 золотую медаль – 8 против 9-ти, что, конечно, вполне достойно. Пока Россия держится в лидерах, хотя первое-второе места в командном зачете сейчас – практически недостижимые высоты.
Есть и еще один очень важный показатель – количество "медальных" видов спорта. Россия завоевала медали в фигурном катании, биатлоне, лыжных гонках, конькобежном спорте, санях, бобслее и фристайле. При этом провалила хоккей. С таким медальным разбросом претендовать на лидерство в мировом зимнем спорте никак не получится – это показатель для середняка.
Вопрос в том, насколько долго Россия останется в положении этого самого середняка. Уже много говорено на тему истощения старых, советских еще ресурсов. Выступления ветеранов – Сергея Чепикова, Светланы Ишмуратовой, Альбины Ахатовой – лишь подчеркивают эту проблему. Особенно наглядна она в фигурном катании: уйдут сейчас российские герои Олимпиады – Навка–Костомаров, Тотьмянина–Маринин, Плющенко и Слуцкая – и кто останется, кто придет им на смену? У женщин после болезни Виктории Волчковой Россия даже не смогла выбрать олимпийскую квоту, отправив в Турин двух, а не трех одиночниц. Взять, к примеру, Китай – там вакансия была бы занята вмиг! Это проблема не только фигурного катания – так обстоят дела во многих видах зимнего спорта. В биатлоне, скажем, россияне выступили отлично – хотя, повторюсь, во многом за счет относительных неудач норвежцев. Но молодежь, к примеру Максим Чудов, себя никак толком не проявила. Между тем системность любого успеха – главный залог развития. Этой системной стабильности российскому спорту сейчас очень не хватает. Уже начинают вырабатываться ранние российские ресурсы, становятся ветеранами те, кто начал в 90-х годах. Юлия Чепалова стала лучшей еще в Нагано – и пока она остается лидером женской сборной России. Проблема воспроизводства талантливой спортивной молодежи и тренерских кадров – одна из важнейших для страны.
Отчасти путь решения этой проблемы продемонстрировала нам Федерация лыжных гонок России и лично вице-президент ФЛГР Елена Вяльбе. В том, на первый взгляд, фантастическом факте, что российские лыжники заняли первое общекомандное место в этом виде олимпийской программы, завоевав 7 медалей (1 золота, 2 серебра и три бронзы) – безусловно, ее заслуга. Ситуация в российских лыжах еще недавно выглядела катастрофической – уход многих великих спортсменов, допинг-скандал в Солт-Лейк-Сити, постоянные скандалы среди тренеров и их подопечных, нехватка талантливой молодежи – атмосфера была не самая вдохновляющая. С приходом Вяльбе ситуация выправилась, и сейчас можно лишь догадываться, какие еще успехи могут ждать российских лыжников при спокойной и методичной подготовке, чего, безусловно, перед Турином не было.
Вторая российская проблема – материально-техническая база. Стоило Федерации бобслея нанять знаменитых конструкторов, немецких братьев Зингер – сразу же появились результаты. Стоило открыть в Москве современный конькобежный комплекс – появилась отдача в виде трех олимпийских медалей в виде, где России, казалось, вовсе не на что было претендовать. Может быть, построит Валерий Шанцев в Нижнем Новгороде современный трамплин – и результаты улучшатся. Но дело даже не в разовых успехах. Нет базы – нет массовости. В идеале на участие в Играх должны претендовать два десятка сильных спортсменов, из которых отбираются 5 "верных" кандидатов, а трое лучших из них потом едут на Игры. Этого можно достичь лишь при коренном изменении всей структуры российского спорта – иначе всегда будем уповать на героизм своих спортсменов и талант чужих тренеров.
Третья проблема – допинг. Игры в Турине оказались самыми "чистыми" за последние годы. Всего два скандала – с россиянкой Ольгой Пылевой и австрийской лыжной сборной, причем массовые допинг-тесты подтвердили, что австрийцы поголовно чисты. Стоит лишь обратить внимание на то, что в обоих случаях чиновники воодушевленно списывали все на конкретных личностей, на врача и тренера-отщепенца – лишь бы случившееся не было признано верхушкой айсберга, частью системы, губящей здоровье спортсменов, но приносящей результаты. Именно такая активность чиновников и дает основания думать о ситуации именно так – слишком сильна мировая допинг-система, чтобы вот так просто сдать позиции. Возможно, в Турине меч победил щит, и вся бурная деятельность ВАДА впрок не пошла. Во всяком случае, большие скандалы еще впереди – в этом мнении сходятся практически все специалисты.
Наконец, в числе других глобальных результатов Олимпиады – деятельность организаторов. Конечно, не обошлось без мелких проколов, но в целом Игры прошли очень динамично и красиво. И, самое главное, организаторы сумели обойтись без террористических проблем, решив вопросы безопасности, может быть, чересчур резко, но зато надежно. Игры стали красивым праздником, в котором не было места политической напряженности, – и это главное достижение Турина. И чем дальше спорт будет "отодвигаться" от мировых политических реалий, тем вернее он будет возвращаться к истокам, к тем принципам, которые завещал нам основатель современного олимпизма Пьер де Кубертэн.
Комментировать