Раз уж мы все тут такие теоретики, то у меня в кармане найдётся чего бросить на вентилятор.
Исходник эссе датирован маем 2017-го.
В контексте опустившейся на меня благодати в виде божьего дара - умения катать лыжи альпийским стилем, в голову полезли навязчивые мысли о сравнении его с ранее освоенными телемарком и сноубордом... Даже таблицу с критериями и уровнями нарисовал. Потом, к моему облегчению, пришло понимание, что сравнения эти являются ересью, ибо инструменты сии даны нам во благо и глупо от добра добра искать, можно лишь преумножать его...И тем не менее, кое-что клавиатура с компьютером успели запротоколировать. Что и будет представлено ниже как некий эмпирический опыт конкретной личности.
Сноуборд – фан в чистом виде. Недаром в его пращурах - серф. Море – песок – шорты. Раздолбайство, как правило, основной диагноз доскеров. Исключительно целинный инструмент. Самые яркие ощущения и самые высокие «шприцен» - снежные брызги при катании в целине именно от сноуборда. Остальное – от лукавого. На жести явно мало эффективной длины канта. Довольно трудоемкое освоение снаряда компенсировано легким и быстрым прогрессом. Высокая надежность снаряжения.
А вот эксплуатационные свойства в условиях бэка просто никакие. Первое, что подбешивает – это частая нехватка «протяжки на ходах» - это когда выкатываешься на локально горизонтальный участок или даже небольшое поднятие перед дальнейшим спуском, не говоря уже про распадки ручьев, и теряешь скорость. Нужно вышагивать из крепежа, буровить снег до места, где будет возможность разгона. Второе – сложность технологии подъема в точку старта.
В доснегоступную эру народ изготавливал «ботиночные» тропы путем попеременного бурения снежной толщи порой «по бакенбарды» с использованием досок в качестве якорей на крутых участках. Немаловажный момент – в сноубордических ботах довольно трудно идти крутые фирновые склоны. Распространение снегоступов несколько улучшило положение.
С массовым приходом в народ сплитов мир сноубординга должен был взорваться. Получился, правда, пук. Причем в муку. Всех обрызгало, но не критично – отряхнулись и дальше пошли. Во – первых, пока не обнаружены люди, которые могут внятно пояснить, какого такого детородного органа сплит снаряжение имеет такой ценник, какой оно имеет, даже слово дорого здесь неуместно, скорее неадекватно дорого. Во – вторых, разборка - сборка сплита и разборка – сборка школьного автомата Калашникова далеко не одно и тоже, особенно в снегу, на ветру и на склоне. Сплит в этом отношении – дзэн высшего порядка. В – третьих, самое страшное, что сплит практически не уравнивает на тропе доскера со скитуристом или телемаркером. Секрет в том, что эффективная длина камуса у сплита в любом случае меньше лыжника. То есть там, где уверенный лыжник с грамотным набором снаряжения (грамотный – читай широкие лыжи с камусом, обрезанным по канту) будет долбить склон в лоб, сплитовод будет плести зигзаги. Есть в сплитах с заводскими закладными и еще один неприятный момент – положение оси вращения крепежа в режиме подъема. Она излишне сдвинута назад. В результате, имея и без того короткий носок по сравнению с лыжным, в глубоком снегу сплит чаще всего просто зарывается носом при троплении. Кстати, хождение траверсом на сплите по фирновым склонам не намного отличается от снегоступного по удобству, то есть неудобству. И вместе с этим, люди, катающиеся на сноубордах значительно позитивнее и прогрессивнее остальных. Парадокс, однако. В итоге мы получаем вполне сбалансированный стайл – любишь катаца, люби и со снарядом ипаца. Всё гениальное просто.
Алпайн – этакий Зевс громовержец снежных гор. Все снобы из людей, катающих алпайн. Их яйца по их же мнению всегда стальнее, а писюн всегда длиннее, чем у остальных. Не без оснований, надо заметить. А всё от того, что алпайн – самый надежный, простой и стабильный стайл. Большая эффективная суммарная длина канта + надежная передача усилия от ботинка в крепеж и на лыжу + разнообразие геометрий и упругостей лыж. Вот формула самого простейшего, без ухищрений кайфа. 100% людей умеют кататься на лыжах, даже негры. Встал и поехал. «Ломом», «Троллейбусом», с джинсами, заправленными в ботинки и в шапке – пидарке, да как угодно.
Выживают и прогрессируют, правда, не все. Особенно в бэке и, особенно, в целине. Целина для лыжников - экзамен на выживание. Даже сейчас, в эпоху «тазов» и «рокеров». Научился катать лыжами целину и не запутался в ногах – можешь рисовать на фюзеляже звездочку. Со снаряжением для скитура дела обстоят архисложно. В первую очередь с крепежом.
Основной вопрос – «Что выбрать?». Лет 15 лежавший почти на дне стандарт крепежа ТLT, которым пользовались исключительно ски-альпинисты, внезапно ожил в виде бесчисленного множества клонов. Вторжение новой итерации этого формата на рынок скитуровских креплений выдавливает за борт многие рамные версии крупных производителей, вынуждая снижать цены – например, когда-то самый писк скитура – Фритчи сейчас можно сыскать в магазинах примерно за 200 ойро. Злую шутку с рамными креплениями еще сыграла ломучесть некоторых их представителей. Причина одна – любая рамная маталыга будет весить раза в два больше изящного TLT крепежа.
Прогресс ботов для скитура опять же держит на уровне уверенного кипения интерес к такому снаряжению. Вибрамовские подошвы, флекс с переменной упругостью и прочие хитрости – все направлено на то, чтобы человече целый день находился в таких ботах, ходил и катал, и у него не создавалось ощущение двух тазиков с бетоном на ногах. Надо констатировать тот факт, что сейчас проще и интереснее подобрать алпайн комплект именно для скитура и катать там, где захочется – трассы и около или далеко за их пределами. Снаряжение позволяет. Это несомненный плюс алпайна. Вот только что делать с этими TLT финтифлюшками (впрочем, как и с их рамными собратьями) в условиях глубокого автономного бэка, если они все-таки развалятся – ума не приложу. Это к тому, что ремонтопригодность скитуровских креплений в походных условиях крайне сомнительна. Есть и еще одна особенность скитур крепежа, на которую за давностью её происхождения инженеры судя по всему, просто забили. Это положение оси вращения ботинка в режиме тур. Неизбежно выдвинутая вперед ось и раньше делала из скитуристов этаких роботов. С тех пор ничего не изменилось. Ходить на цыпочках в любом случае придется. Ботинки сделали этот процесс удобнее.
Телемарк – признанная шизофрения, удел долбанутых. Часто поражает лыжных туристов, которым какой – то авторитетный придурок сказал, что на телемарк снаряжении они смогут не только на перевал с двухпудовым рюкзаком закорячиться, но и лихо пульнуть с этим же рюкзаком в долину. Народ отпугивает от телемарка то, что даже в голове трудно уложить всю последовательность движений, не говоря уже про трансформацию месиджей головного мозга в сокращения нужных мышц.
В телемарке легче лёгкого закатать ошибки и быть уверенным в исключительности и правильности своей техники. Отсюда и напускание пыли в глаза про избранность телемарка как стайла, секту, радость совместных телемарков и прочий бред. Однако, ключ к красивому и уверенному телемарку лежит в другом. Основной причиной невысокой стабильности и уверенности телемарка по сравнению с алпайном является неизбежное состояние Dead Point, в котором оказываются ноги телемаркера при смене ведущей ноги. Dead Point - это короткий момент, в котором телемаркер давит на обе лыжи находясь практически на цыпочках, то есть минимальной площадью ботинка. Поэтому смена ноги должна быть быстрой и уверенной. В итоге, телемарку сложно научиться и сложно прогрессировать.
И несмотря на это телемарк есть самый приспособленный к бэку стайл. Знание некоторых тонкостей превращает его из страшного зверя в доброго друга. Во-первых, необходим баланс снаряжения. В телемарке более чем в других инструментах существует градация снаряжения по активности. То есть брать жесткие боты, вставлять их в 3pin крепеж, установленный на широкие лыжи с рокером – это идиотизм, который очень быстро выявится, когда обладатель такого комплекта необратимо вышагнет из него на первом же спуске. Во- вторых, в отличие от алпайна и от сноуборда в телемарк крепеже существуют явные лидеры, которым можно однозначно доверять – это 22 Design. Широкие возможности подгонки размеров, настройки активности, хорошая ремонтопригодность. Все, что нужно для счастья. В – третьих, крепеж должен быть с функцией тура. Никаких компромиссов, основанных на байках, что в телемарк снаряжении можно и без такого режима прекрасно ходить. Если комплект позволяет это делать и не имеет режима тура, значит активного катания не будет. То, что выгодно отличает телемарк от скитура – гнущийся бот, делает ходьбу более приятной. Бонусом – возможность вменяемо катать алпайн в телемарк снаряжении. Более того, стандарт NTN позволяет расширить свои возможности и одни и те же ботинки встегнуть как в телемарк крепеж, так и в скитур. Совсем красота!
В итоге получаем три таких различных и три таких похожих инструмента для извлечения кайфов из снежных гор. А качество и объем кайфов зависит от мастера. Как говорится, может статься, что Страдивари только для лохов скрипки делал, а для нормальных пацанов барабаны. И, как показывает практика, в начале освоения смежных инструментов картина везде одинаковая.
Отлично написано!!!