Через двухкилометровую долину Ponthurin, разделяющую Ла Плань и Лез Арк, курсирует уникальный чудо-телеферик Vanoise Express - без единой промежуточной опоры. Всего за четыре минуты его двухэтажные, как лондонские автобусы, вагоны, рассчитанные на 200 человек каждый, переносят лыжников из Моншавэн-Ле-Кош (район Ла Плань) в Пеисей-Валландри (Лез Арк) и обратно.
Посмотрим, что представляет собой та часть нового горнолыжного региона Paradiski, которая именуется Арками. Об этих местах мы впервые узнали из «Снежного Апокалипсиса». Никакого сюжета там, в сущности, не было.
Сначала плохие «красные» парни гонялись за «хорошим» желтым, который неизменно ускользал от них на лыжах и монолыже, на «доске» или дельтаплане. Потом «желтые» и «красные» мерились силами в разных состязаниях - играли в регби на лыжах, носились по заснеженным склонам на надувных лодках, фехтовали лыжными палками. Потом была какая-то пародия на вестерн: «индейцы» и «ковбойцы» совершали головокружительные спуски, преследуя друг друга, кувыркались в снегу, прыгали с отвесных скал и через движущийся поезд, подрезали лавины…
Помню, с каким удовольствием лет десять назад мы смотрели на видео пиратскую копию этой смешной, полной рискованных трюков картины, в титрах которой значился логотип Лез Арка. Почти весь «Снежный Апокалипсис» снимался здесь, а в качестве каскадеров выступали инструкторы местной горнолыжной школы.
Арки расположены над Бург-Сен-Морисом, столицей большой Тарентезской долины, аккурат между Труа Валле и Валь д'Изером. В Бурге конечная остановка скоростных экспрессов TGV, Eurostar и Thalys. Прямо с железнодорожного вокзала, пересев на рельсовый фуникулер, можно за семь минут подняться в Pierre Blanche, то бишь Арк-1600. Это первая горнолыжная станция региона, которая была открыта в 1968 году. Есть еще два Арка - «1800» и «2000», разделенные невысокой горной грядой. В общее горнолыжное пространство, связанное 58 подъемниками и трассами длиной 200 км, входят также Пеисей-Валландри (1500) и крохотная типично савойская деревушка Вилларожер (1200). Такова география, теперь - подробности.
До Арк-1800, где решено было провести неделю, мы добрались под вечер. Густые синие сумерки, поднявшиеся снизу, из долины, уже окутали склоны, лишь массивный купол Монблана горел теплым розовым светом. Пока взяли в агентстве ключи, пока разыскали свои апартаменты… От усталости я даже не сразу сообразил, что же не так. А утром, выпив кофе и собравшись кататься, открыл дверь и застыл на пороге. В номере пол был обычным, ровным - зато в коридоре резко уходил вниз! Что за архитектурная фантазия? Быть может, это сделано для того, чтобы мы не забыли, что находимся в горах? В принципе, если подсыпать снежку, можно встать на лыжи, даже не выходя на улицу, прямо с кровати… И подобным образом спроектированных пяти-, восьмиэтажных зданий в Арках довольно много.
Через галерею магазинов, ресторанов, сувенирных лавок попадаем на центральный выкат. Непосредственно над Арк-1800, как и над 1600-м «этажом», трассы начинаются с отметки 2300-2400 метров. Не очень сложные, в основ-ном «красные» и «синие», они понравятся начинающим лыжникам. Лишь на самом верху, с гребня, есть несколь-ко крутых «черных» отрезков, пользующихся особым вниманием сноубордистов. Поднявшись на новой (2002/03) шестикреселке Vagere, можно траверсом уйти влево, на почти неотличимые друг от друга (я так и не понял, сколько их - то ли пять, то ли семь) приятные лесные спуски в Валландри и Пеисей. Когда Лез Арк объединится с Ла Планью, эти небольшие живописные курортные местечки станут географическим центром огромного горнолыжного пространства: Золушка в одночасье превратится в принцессу.
Чтобы на лыжах проехать Paradiski из конца в конец (по прямой, без каких-либо задержек и отклонений) и вернуться обратно, светового дня, пожалуй, может и не хватить. Взгляните на карту, помещенную в конце статьи, и представьте себе путешествие по этому маршруту: Шампани-эн-Вануаз (или Плань-Монтальберт) - Плань-Центр - Плань-Белькот - Ле-Кош - Vanoise Express - Пеисей - Арк-1800 - Арк-2000 - Вилларожер. Или в противоположном направлении: Арк-1600 - Арк-1800 - Валландри - Vanoise Express - Моншавэн - Бель-Плань - Плань-Белькот - Плань-Центр - Эм-ла-Плань… «Туда»-то вы, положим, засветло еще успеете - а обратно? Такси вызывать?.. Вот почему следующий раз, когда соберусь кататься в Paradiski, я скорее всего подыщу себе жилье где-нибудь в центре региона, поближе к перекидному Vanoise Express. Возможно, именно в Пеисей-Валландри или в Моншавэн-Ле-Кош. Это позволит существенно разнообразить катание. В понедельник, допустим, отправляешься на запад, в Ла Плань, во вторник - на восток, в Арки, в среду - снова в сторону Плани… Ну и так далее.
Попутно замечу, что удовольствие, которое доставляют длительные горнолыжные путешествия из долины в долину, прямо пропорционально степени вашей подготовки. На лыжах - как в жизни - быстрее устает тот, кто делает много лишних движений. В больших катальных областях (во Франции они называются Grand Domaine) путь до самых интересных трасс бывает неблизким. Уехать от дома можно очень далеко. Как правильно рассчитать время, чтобы успеть вернуться, пока не выключили канатки? Просто разделите его надвое: сколько двигались вперед, столько же оставьте и на обратную дорогу, плюс минут сорок - на всякий случай.
Однако вернемся в Арк-1800 и, воспользовавшись 15-местными «стаканами» Transarc, через перевал поднимемся на Col de la Chal (2600). Стоя на краю огромной белой чаши, чувствуешь себя Гулливером в стране великанов. Хотел переплыть молочное море, но шторм разбил твою лодку - вон на дне лежат ее обломки…
Так на самом деле выглядит сверху многоэтажный Арк-2000 - по сути, один мегадом, своим архитектурным решением как бы повторяющий контуры окружающих вершин. Четыре отеля (два из них Club Med) и восемь туристических резиденций на 6000 человек умещаются под его крышей. Здесь есть все что нужно для жизнеобеспечения и комфортного отдыха: магазины и рестораны, бары и ночные клубы, спортзалы, кинотеатр, горнолыжная школа… Машин не видно, все они запаркованы в подземном гара-же. Как «1600» и «1800», Арк-2000 - car-free зона, хотя автомобилям и автобусам ездить тут, собственно говоря, негде: кругом лишь склоны, уставленные подъемниками, и трассы, трассы…
Чуть ниже Арк-2000, в уютной, укрытой от ветров ложбине, сейчас полным ходом развернуто сооружение новой фешенебельной станции Арк-1950 Le Village, которое осуществляет канадская компания Intrawest, признанный лидер в области проектирования и строительства туристических центров, совместно с французской Compagnie des Alpes. Арк-1950 будет состоять из нескольких больших четырехзвездочных (высшей категории) резиденций в савойском стиле, с бассейнами, spa и фитнес-центрами, ресторанами и бутиками и т.д. Jardin de la Cascade, Prince des Cimes, Refuge du Montagnard и Hameau du Glacier рассчитаны на 3500 человек; две последние открываются уже в 2003 году. С Арк-2000 новую «Деревню» свяжет 4-местный кабинный подъемник Cabriolet. Кроме того, к сезону 2003/04 здесь будут установлены две новые 6-кресельные канатки: одна на l'Arpette (2418), откуда можно спуститься в Арк-1800 и в «1600», другая сменит параллельные бугельные подъемники Marmottes.
На южных и юго-восточных склонах в этом районе находятся несколько широких и пологих трасс, годных для учебного катания. Немало интересного в секторе Арк-2000 найдут для себя и профессионалы. Самый длинный в регионе семикилометровый спуск стартует с вершины Aiguille Rouge (3226) и финиширует в Вилларожере; перепад высот составляет более двух километров. На картах он от начала до конца обозначен как «черный», однако справедливости ради надо заметить, что крутые участки тут чередуются с траверсами и довольно спокойными выкатами.
Хорошо освещенная по утрам, бугристая дорожка под креселкой Bois de l'Ours («Медвежий лес»), «черные» Comborciere и Droset… Все это, однако, цветочки по сравнению с веером крутых и жестких спусков на северных склонах параллельно KL. Солнце на них почти не заглядывает, и начинающим тут делать нечего: оступишься - мало не покажется.
KL означает Kilometre Lance, «Километровое Копье». Эта уникальная в своем роде трасса стоит отдельного рассказа. Построена в 1989 году. Старт на 2705 м, длина 1740 м, перепад высот 565 м. В верхней части уклон составляет 76%. Когда ратраки выглаживают этот абсолютно прямой и довольно узкий - не более тридцати метров - язык, их страхуют специальными тросами. Именно на KL вновь и вновь ставится и решается вопрос о пределе человеческих возможностей, именно здесь фиксируются все мировые рекорды скорости. Часто ли стрелка на спидометре вашей машины приближается к отметке 200? А вот австриец Гарри Эггер в 1999 году разогнался - на лыжах - до 248,105 км/час, француз Филипп Гойчель в 2002-м - до 250,7 км/час. Уму непостижимо!
Француженка Карин Дюбуже промчалась по KL со скоростью 242,26 км/час. Австралиец Даррен Пауэл на сноуборде показал время 201,907 км/час. И уж совсем невероятным кажется мне результат двенадцатилетнего французского лыжника Акселя Жуари - 195,8 км/час! То-то, наверное, порадовал пацан родителей...
Таковы высшие достижения. На ежегодно проводимых в Арк-2000 чемпионатах мира Mondial Pro de Kilometre Lance десятки отчаянных сорви-голов не оставляют попыток побить эти рекорды.
Speed Skiing, конечно, совершенно эксклюзивная спортивная дисциплина, но самое интересное, что KL открыта для всех любителей острых ощущений в возрасте от 7 до 77 лет. Всего за 12 евро вам выдадут специальные длинные лыжи с плоскими носами, шлем - и вперед! Разгонитесь до 110 км/час - получите «бронзу», до 130 - «серебро», до 150 - «золото».
Я почему-то не рискнул. Может, пожалел 12 евро?..
Полную версию материала (описание трасс, карта горнолыжного региона, информация об отелях, ресторанах и пр.) вы найдете в книге Юрия Бугельского SKI GUIDE.