Горнолыжный курорт «Чиндирчеро» открыли частные инвесторы еще в 2008 году, они назвали его в честь одноименной горы, расположенной в Акушинском районе Дагестана. Здесь построили десять трасс различных категорий сложности общей протяженностью более 10 километров, шириной от 50 до 250 метров и перепадом высот до 500 метров. На территории курорта заработали три гостиницы на 120 мест, пункт проката, точки общепита. Однако сейчас база переживает не лучшие времена.
Кстати, первоначально задумка авторов идеи многим в республике казалась безумной. Кто захочет кататься на лыжах в самом южном регионе страны? Но с каждым годом курорт «Чиндирчеро» набирал все большую популярность. Конечно, профессионалов, умеющих эффектно спускаться по горным склонам на лыжах, здесь было не очень много. А вот желающих провести выходные на свежем воздухе и покататься на надувных кругах (тюбингах) оказалось немало. На курорт приезжали целыми семьями. А в новогодние праздники здесь насчитывали до 20 тысяч отдыхающих.
Кстати, цены на услуги в «Чиндирчеро» были вполне доступными. Катание на лыжах и сноубордах в будни стоило 400 рублей для взрослых и 200 рублей для детей в день, в выходные - 600 и 400 рублей соответственно. В билет входила и оплата канатной дороги. Катание на тюбинге в течение двух часов стоило 300 рублей в рабочие дни и 450 - в выходные. Четырехместный номер в гостинице обходился в 1500 рублей в сутки в будни и три тысячи - в выходные. Можно было снять отдельный домик за шесть тысяч рублей.
Однако руководство базы неоднократно заявляло о проблемах с инженерной инфраструктурой на курорте, в первую очередь об отсутствии энергоснабжения. Электрические сети к базе попросту не подвели. Потребность в электричестве круглосуточно обеспечивали дизельные генераторы. Но только для работы одного необходимо более тонны дизельного топлива в сутки. Сетевое энергоснабжение базы позволило бы снизить траты почти вдвое.
Государственную поддержку «Чиндирчеро» никогда не получал. В минтуризма РД, куда представители курорта обращались за помощью, отвечали, что проводить электричество на курорт слишком дорого. В ведомстве предложили альтернативный вариант - подвести из ближайшего села газ и обеспечивать генераторы природным топливом. Но планы так и остались нереализованными.
Еще одна проблема - транспортная. Подъехать к горнолыжной базе, особенно зимой, весьма непросто. Однако эту проблему уже начали решать. Как рассказал глава Акушинского района Махач Абдулкеримов, строительство трассы, ведущей к курорту, планируется завершить в 2023 году.
«Речь идет об автомобильной дороге Узни - Гинта, которая идет в направлении «Чиндирчеро». Протяженность участка, ведущего к курорту, - около 13 километров. К горнолыжной базе от этой трассы проложена проселочная гравийная дорога», - рассказали в пресс-службе муниципалитета. В администрации района также отметили, что трассу строят в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», финансирование осуществляется из республиканского бюджета.
Представители курорта не раз заявляли о том, что нормально работать им не дают постоянные проверки контрольно-надзорных органов. Дело доходило даже до скандала. Руководству Акушинского района пришлось собрать по этому поводу экстренное совещание.
- Горнолыжная база «Чиндирчеро» пользуется большой популярностью среди дагестанцев и гостей республики. Я не думаю, что контрольно-надзорные органы предъявляют ей незаконные, невыполнимые требования. Это объект с массовым пребыванием людей. И здесь должны быть созданы все условия для безопасного проживания, отдыха и питания граждан. Поэтому все предписания, рекомендации и законные требования надзорных органов руководством и персоналом базы должны выполняться, - прокомментировал ситуацию Махач Абдулкеримов.
Однако в предстоящем сезоне «Чиндирчеро», скорее всего, не откроется, рассказал представитель курорта. Минувшей зимой база закрылась уже в феврале, несмотря на большой наплыв отдыхающих.
Причина - поломка ратрака, снегоуплотнительной машины для выравнивания снежных склонов. Ратрак, представляющий собой небольшой гусеничный трактор с навесным оборудованием, ценится за его способность подниматься на крутые горные склоны, перевозить людей и грузы, он незаменим и при спасательных работах.
Стоимость новой машины - несколько миллионов рублей. Таких средств у горнолыжной базы нет. Починить имеющийся тоже встанет в копеечку, учитывая проблемы с доставкой необходимых запчастей.
Как следствие, начавшим наслаждаться всеми прелестями зимнего отдыха дагестанцам в нынешнем сезоне придется искать новые места для этого. Но так как курорт «Чиндирчеро» являлся в основном маршрутом выходного дня, желающих отправиться в другие регионы Северного Кавказа, скорее всего, будет совсем немного.
А что ещё, кроме "и оплаты канатной дороги", входит в стоимость билета?